Поскольку в РФ есть специальные нормативные акты, включая статью УК про оскорбление чувств верующих, логично начать с дисклеймера. В тексте ниже нет ничего, чтобы кого-то задеть, обидеть или тем более оскорбить. Каждый волен верить во что угодно – у нас же демократическое государство.
Более того, представления ученых о природе вещей меняются с завидным постоянством. И, скорее всего, дальше тоже будут мутировать. Например, постулат о безусловно максимальной скорости света «плохо сочетается» с запутанными квантами, которые реагируют быстрее (чтобы не сказать «моментально»). Таких исключений из актуальных теорий довольно много.
Возможно, в будущем окажется, что какие-нибудь карты Таро действуют подобно таблице Менделеева. А что, просто способ визуализации более сложных концепций!
Поэтому давайте абстрагируемся от выяснения того, чья магия круче, у Гарри Поттера или Нострадамуса. Вон, в мире стартапов вполне себе узаконили статус единорога. Ребята на пике инновационных технологий, между прочим.
Вопрос в другом. Проводя черту между типа настоящими и якобы шарлатанскими теориями, часто ошибаются на пару-тройку парсеков. Вот смотрите.
Айдентика vs Талисманы
Многие традиции по привлечению удачи идут из Азии, Китая и Японии. Там принято использовать талисманы. Жабы с денежкой во рту, статуэтки веселых бодипозитивов, кошки с машущей лапкой и т.д. Кстати, все они неплохо прижились на Западе.
Но нам понятнее другая символика. Например, подкова на счастье. Согласно цитате, приписываемой Нильсу Бору:
«Конечно же, я не верю в приметы и считаю их абсолютной чепухой! Но… люди говорят, что подкова приносит счастье даже тем, кто в это не верит».
Логично. Как и то, что бизнес часто вкладывается в логотип, фирменный стиль, шрифты, брендбук. Визуализирует коммерческую удачу.
Найдите 10 отличий между этими подходами, как говорится. Действительно, что есть айдентика как не талисман? Определенные образы и свод правил по их применению. В расчете на то, что дела пойдут успешно и все будет хорошо.
Это даже уже не имеет связи с символикой бренда, который сначала состоялся, а потом защищает завоеванные позиции личной подписью. У компании юрлицо может быть еще в стадии оформления, а логотип уже готов.
Аналитика vs Астрология
Еще один пример, внешне менее очевидный. Бизнес любит собирать цифры и жонглировать ими. CRM, ERP, BigData. Больше, больше цифр! Все ради построения точных, безукоризненно обоснованных прогнозов.
Следите за руками, как это работает. Берем данные о прошлом и на их основании делаем выводы о будущем. Почему корректно проводить такие параллели? Ну как же, скорпионы обычно… В смысле, сезонные пики продаж говорят о…
Но ведь нет. Не говорят они ни о чем! Рассуждают аналитики. Цифры равнодушно молчат. Они могут сложиться так или иначе по множеству разных факторов. Рынок сложно загнать в 12 знаков Зодиака, разложить по 6 шляпам мышления или 4 квадрантам SWOT. Всегда могут заглянуть на огонек летучая мышь или черный лебедь, которые поменяют картину чуть больше, чем полностью.
Поэтому астрологи выражаются осторожно, обобщающе. Они стараются не говорить ничего такого, к чему потом можно прицепиться. Овнам в следующем квартале следует опасаться конкурентной активности, но поможет альянс с Рыбами, если заключить его до полуночи. Прежде, чем все превратится в тыкву, как частенько случается.
Технический анализ vs Нумерология
А как вам цифровые изыски? В Поднебесной «4» и «смерть» сложно различимы на слух. Чтобы не рисковать понапрасну, иногда просто исключают опасное число из обихода. Бывают здания без четвертого этажа. Кнопки в лифте, таблички на дверях — ничего не намекает.
Есть и приятные созвучия. Китайская служба доставки McDonald's использует сочетание «517» в домене и номере телефона, потому что это звучит похоже на «я хочу есть».
Впрочем, к чему нам китайская грамота? Смешно относиться к цифрам в таком виде. Они про точность, а не про сомнительные ассоциации.
Берем график курса акций, проводим по нему базовые линии. Опа, что тут у нас: веер Ганна! Ну дальше и ребенку понятно. Ставим Take Profit сюда, Stop Loss сюда. Надо же, пробитие луча! Ничего страшного, корректируем. И так пока не кончится бюджет, или пока не придут взрослые и не поменяют пароль от Интернет-банка.
Серьезно, почему технический анализ – это математика, а тональные созвучия цифр — профанация? Медитация на графики особой точностью не отличается. Были неприятные эксперименты с осьминогом, обезьянкой – кем угодно. Все они показали доходность выше брокерского рынка.
Аналитики, а крах FTX все предсказали? Там было изрядно фиата замешано, если что. Не получится все списать на мутную крипту. Может, надо было громко читать отчеты вслух? Глядишь, кто бы и расслышал.
Франшизы vs Фэн-шуй
Что есть франшиза? Это педантичное, подробное описание всех без исключения важных аспектов. Маркетинг, реклама, дизайн, коммуникации, упаковка – все-все-все до мелочей. В этом суть технологии.
Головная прекрасная компания наступила на все грабли, набила инсайты, собрала талмуды обучающих материалов. Теперь последователям остается брать готовые ответы на все случаи жизни и просто стричь купоны. Продажи и прибыльность неизбежны, если строго следовать предписаниям.
Например, известно, что собачки Фу — парный инструмент для защиты от злых сил. Их ставят у входных ворот или дверей. Внутри здания тоже можно. В зоне богатства они борются с убытками, мордами к входной двери предотвращаются ограбления.
Отступ от края вывески до слогана должен быть ровно 15% диаметра буквы «О» в логотипе. Цвет точно вот такой по Pantone, не перепутайте. Иначе удачи не будет!
Консалтинг vs Секты
И не поспоришь ведь с ними. Спецы владеют специальной терминологией, пронзительным понимающим взглядом и харизмой старой цыганки.
Самое трудное в том, что везде есть инклюзии определенно здравых мыслей и суждений. Никто не придет с посохом Гэндальфа, не будет выдергивать волоски из бороды, словно Хоттабыч. Нет же. Начинают с анализа актуальных процессов, ведут впечатляющий учет, сводят информационные потоки – вот слайды из лучших практик, кейсы, отзывы. Не придерешься.
А потом записывают в секту заклинателей Agile или другую не менее уважаемую общественную организацию.
Тут есть тонкий момент. Ни один настоящий консультант или гуру не ставит свои деньги под собственные рекомендации. Они вкладываются в доверие, причем делают это искусно. Но средства всегда с паствы.
Если не получилось — сами виноваты! Недостаточно верили, значит. Плохо соблюдали ритуалы. Нарушили сакральную технологию. Эх, недотепы. Ладно, так и быть, возьмем вас на дополнительное обучение. Теперь по двойной цене, само собой.
Карго-культ сквозь века
Главная беда не в том, что злые мошенники из года в год, десятилетиями и веками водят за нос ничего не подозревающий истеблишмент предпринимательства. Они рады обманываться! Спрос рождает предложение, а не наоборот.
Загляните в книжные магазины или на курсы «по бизнесу». Рубрикатор похож на путеводитель по грехам. Там стероиды для управленцев, техники манипулирования, запрещенные приемчики, инсайдерство, монополии, всевозможные оптимизации на грани закона и за ней тоже. Полный суповой набор. И это берут!
Общее у всех проблемных подходов и концепций – в попытке скопировать чей-то реальный или придуманный успех. Причем не отработкой тех реальных предпосылок, которые действительно привели (или могли привести) к процветанию.
Ничего подобного. В моде карго-культ. Заимствование внешних, обобщенных атрибутов удачи. То есть талисманов и суеверий.
Но поиск своей формулы любви с рынком нельзя делегировать. Потому что даже точная карта выкопанного клада может сгодиться разве что для экскурсии по местам чужой славы. А любые, даже самые обоснованные прогнозы, недалеко ушли от гадания на кофейной гуще.
Предиктивная аналитика творит чудеса, к математике нет претензий. Одно восхищение. Однако невозможно поставить на поток генерацию правильных ответов. Хотя бы потому что весь рынок — биржа бирж. Чем больше игроков делает одинаковые ходы, тем ближе момент неприятного удивления.
Плюс человеческий фактор. Минус ошибки автоматизации. И целый ворох переменных из ящика Пандоры.
Можно оценивать, конечно, надо строить планы и прогнозы. Вот только, наверное, нет смысла полагаться на какие бы то ни было методики, как на откровения.
Выход из операционки и выход в астрал находятся подозрительно близко. Их легко перепутать.
Читайте также:
На фото церемония освящения космического корабля, который был запущен в ночь на 28 марта 2015 года с космодрома «Байконур» и доставил на МКС Михаила Корниенко, Геннадия Падалку и Скотта Келли.
Не знаю как в бизнесе, а культовые обряды и церемонии в космонавтике, мне кажется, это просто прекрасно!
Астрология, карты Таро и другие подобные инструменты представляются мягко говоря не самыми надежными методами. Лица, которые их используют, не всегда вызывают доверие.
Но при при всем этом, я сомневаюсь, что это все создавалось в глубине веков исключительно с целью обмана и манипуляций. Мне кажется, что все это создавалось с какими-то более реальными целями, ну а потом на базе этого, как это часто бывает, возник лохотрон.
Лохотрон можно создать из чего угодно, хоть из ядерной физики, хоть из теории относительности.
Цели вполне реальные и они не меняются и меняться не будут. Цель -- завладеть человеком, чтобы погубить. И, те, кто прибегает ко всяким там... Сталкивается прежде всего с источниками и носителями этих энергий. Со всеми вытекающими. Это надо всегда помнить. А, дальше, каждый сам выбирает куда и зачем он идёт.
Вы знаете, я бы с Вами согласился, но как-то раз мне случайно на одну ночь попала в руки книги по астрологии. Это было в 90-х, я ночным охранником подрабатывал.
В этой книги давались прогностические характеристики людям в соответствии с датой рождения, буквально 366 кратких прогнозов. Я разумеется нашел свою дату, и оказалось очень близко к реальности. Причем день плюс один и день минус один были гораздо дальше от реальности, также как и многие другие дни в пределах знака зодиака.
Не знаю, что это было, но явно никто эту книгу специально для меня не издал и мне не подложил.
Чуть больше 2000 лет назад три (предиктивных) аналитика, именуемых в исторических источниках тремя мудрецами, используя особую, ныне утраченную, звездную методику, сделали прогноз с определением точного времени и места рождения Мессии.
И пришли с дарами поклониться новорожденному Иисусу Христу.
Их имена -- Мельхиор, Гаспар, Бальтазар.
В онлайн-версии Британской энциклопедии говорится:
«Согласно западной церковной традиции, Бальтазар часто изображается как царь Аравии, а иногда и Эфиопии, Мельхиор — как царь Персии, а Гаспар — как царь Индии».
Эти имена, по-видимому, происходят из греческого манускрипта, вероятно, составленного в Александрии около 500 года и переведенного на латынь под названием Excerpta Latina Barbari.
В западной христианской традиции все они считаются святыми.
Joseph Christian Leyendecker, Three Wise Men (Три Мудреца).
Обложка журнала Success, Декабрь 1900.
Прекрасный образец ар-нуво.
Принт в рамке висит у меня в кабинете.
Совершенно верно.
Соглашусь. Как-то в 90х попался мне под самый новый год один прошлогодний журнал о жизни, там был прогноз на будущий год. Т. Е. На этот, текущий. Так там был описан мой знак зодиака с точностью по неделям и совпадающим событиям, на весь год. Удивительно, но факт. Однако, нужно понять и принять всегда присутствующую особенность о которой никто не задумывается. Для того чтобы вовлечь изначально всегда завлекают. Грамотно завлекают. В том числе и создавая образы, вплоть до конкретных дат. А, вот, что будет дальше, это уже вопрос. Ответ там, в каких силах эта инф-я. Соответственно, польза или вред человеку.
Может просто совпадение?
Это безусловно так, но эти печатные издания они же не персональные и куда они вовлекают, это же не адресная реклама.
Если бы я поверил в астрологию, то я пришел бы не к автору той книги, а скорее всего к его конкуренту.
Конечно это может быть просто подготовка поля под посев.
Отнюдь. Продуманная мноходовка, стратегия.