Мир менеджмента как Зазеркалье. Там все похоже на настоящее, но наполнено магией и волшебством. Сценарий успеха всегда сводится к тому, что главное – выучить правильные заклинания. И тогда можно отважно спускаться по каскадам водопада, сверяясь с диаграммой Ганта. Или отплясывать канбан, азартно срывая сроки по независящим от себя причинам.
Вообще любая методология управления будто создана не для выполнения задач в сроки и бюджеты, а для профессиональных оправданий того, почему этого сделать не получилось.
Проект сдан вовремя, но с таким качеством, что заказчик недоумевает — почему вообще «вот это» (брезгливо) называют результатом. О, мы сейчас объясним. Давайте позовем Product Owner, и он зачитает речь про MVP с остроумными цитатами из бэклога продукта. Можем даже собрать ускоренное видео со всех скрамов проекта, чтобы вы заметили, как его первоначальный смысл выдавливался за рамки спринтов. И вот мы здесь. Продлевать будете?
Заказчик в шоке. У него информационный токсикоз, будто с подростком поговорил о музыке, и теперь надо долго листать словарь, чтобы осознать, что это вообще было. О проекте он уже не думает, занят восстановлением психики.
Тактическая цель достигнута, а стратегическая… Ну это же Agile. Все понимающе переглядываются и усмехаются. У самурая нет цели, только путь к регулярной денежке за внимание к проекту.
Хорошо, вот другой ракурс. Процесс. Жестко поставленный, отлаженный конвейер с регламентами, чек-листами, точками контроля, KPI и прочим фаршем. А потом вместо очередной партии комплектующих приходит письмо в стилистике «Али Экспресс», где смайликов больше, чем букв — но товара не будет, потому что тень летучей мыши заслонила солнце, сухогрузы перебросили на темную сторону Атлантики, спасибо, до свидания. В общем что-то там у них происходит — и у нас теперь тоже, потому что все в одной лодке. В одном протекающем сухогрузе.
Выражение «отлаженные процессы» вообще звучит как начало анекдота про выход из операционки. Есть только две реальные возможности выйти из операционки. Когда пациент спасен, и усталый хирург идет переодеваться. Или когда самозванец наплел с три короба обещаний, а потом позорно сбежал, оставив все в ужасном виде для оперативной съемки и описи улик.
Потому что процессы сами по себе не работают. Они гораздо больше похожи на проекты, чем это принято считать. Вот смотрите.
Найдите отличия между процессами и проектами
Проекты уникальны, говорили они. А процессы, типа, нет. Ну-ну. Изолированные процессы возможно. Хотя и то вряд ли – слишком долго, с учетом того, что закон Мура давно уже не про микропроцессоры, а вообще про что угодно. Весь бизнес оценивают по росту показателей. То есть по изменениям.
Если кто-то, неважно, в какой отрасли делает ровно одно и то же из года в год — он, как правило, банкрот. Поскольку технологии меняются, мода скачет, запросы на рынке труда растут наперегонки с инфляцией. Границы закрывают, приоткрывают в другом месте. А нет, не угадали, опять уже все другое, и скоро снова будет иначе.
Какие уж тут процессы, отлаженные раз и навсегда. Но геополитические факторы ладно, это вроде климата. Глобальное потепление, поэтому половину лета все сидят в свитерах и валенках. Ясно, понятно.
Однако ведь и спрос тоже меняется. Это еще мягко сказано. Одни товарные группы вообще больше не нужны, на другие вдруг все перепрофилируются, чтобы ухватить свой кусочек пирога. Снобы с длинными планами, где все расписано по линеечке, будут часто и неприятно удивляться.
Наконец, даже в пределах прежнего, казалось бы ожидаемого и учтенного спроса — вообще остались ли отрасли, где заказчики просто говорят: «Спасибо, счет оплатили»? Или как в том меме про Терминатора, где на эту реплику следует логичный вывод «Твой заказчик мертв». Потому что только жидкий робот из киношного будущего может молча принимать заказанное, не озвучивая новые хотелки, уточнения в ТЗ и весь остальной букет перверсий, из которых состоят взаимоотношения с клиентами.
Добавим к этому другую жидкость – текучесть кадров. Точнее, если бы сотрудники просто разбегались по какому-то предсказуемому алгоритму – можно включить в формулы, учесть, приготовиться. Но нет же. Это скорее неньютоновская жидкость, которая по всем признакам похожа на опору. Можно наступить, проверить. Да, держит, отлично! А потом бульк! и привет, социальный дайвинг для владельца компании.
Можно даже не упоминать про такие несущественные мелочи как курс рубля, который по-прежнему ошибочно путают с курсом доллара и евро. Ой, да переходите уже на биткоины в расчетах, по крайней мере при оценке бюджетов. И то точнее будет.
Процессы в смысле надежного, проверенного и точного в прогнозах занятия остались только в учебниках. В реальной жизни процессное управление сталкивается с вопросами, которые подозрительно и неразличимо похожи на проектное управление. Причем даже решает их так же! Называют это иначе, а делают в точности то же самое.
Хорошо, значит в наступившем прекрасном будущем нет ничего, ни театра, ни кино, один сплошной PMO (Project Management Office, прим. ред.)? Ах, если бы.
Почему проект без процессов обречен
Если каждый проект начинать действительно с нуля по Кельвину, то просто ничего не произойдет. Даже YouTube-каналы, на которых дикие люди копают палками пещеры (вы удивитесь, кстати, сколько просмотров и денег можно так собрать, тем ли мы вообще занимаемся?) — так вот, они ведь снимают все со штативов, с выставленным светом и звуком. Кто половчее – пользуются вековыми наработками драматургии, новомодным постпродакшеном.
Это процессы. За каждым поднятым камнем на видеохостинге — процессов как за принцессой Диснея, раскадровку которой клонируют из одного шедевра в другой. И не только принцессы, в разных лентах находили одинаковые облака, даже походку у героев различной наружности. Везде за ширмой уникального очага с искрами креатива прячется длинный коридор по складским помещениям вдоль стеллажей с прошлыми наработками.
Про IT вообще смешно говорить, ну какие там проекты. Каждый гигант мысли попирает ножищами целое генеалогическое дерево прежних карликов — всех тех, кто был недостаточно велик для такого гениального стартапа, но придумал и изготовил чуть больше, чем все сырье для его постройки.
А какой кстати смысл в проектах вообще, если не поставлено нормирование. С такого ракурса становится очевидным, что проекты вообще просто расходный материал для поддержки процессов. Внутри каждой проектной задачи можно грезить об уникальности, обклеиться стикерами, надевать 6 шляп подряд и что угодно другое. Но выгляни чуть дальше — там тот же самый коридор.
Просто руководители проектов пытаются решить бесконечный парадокс «третий лишний», перебирая как четки треугольник Сроки/Цена/Качество. Но решения не существует. Точнее, математическое как раз есть, только это для презентаций и отчетов. А настоящего, рабочего решения — нет.
На любом настоящем проекте процессов гораздо больше, чем «проектного». И по этой причине очень уязвимы все эти Agile со своей гимнастической гибкостью в жонглировании параметрами. Конечно, можно записать и красиво аргументировать подтасовки в спринте за день до сдачи, превышение реальной загрузки на порядок относительно плановой, отсутствие документации, вообще все что угодно.
Только кого это интересует? Там, где прокатывает птичий язык с отмазками, они не нужны. А когда серьезные люди мрачно смотрят прямо в душу немигающим взглядом своих вертикальных зрачков, спринт неожиданно возвращается к исконному, древнему смыслу. Все подрываются и бегут, сколько потребуется. Прикрывая скрам ладошкой.
Что делать
Пожалуй, стоит признать что процессное и проектное управление реально заключаются не в том, каким именно образом описать нежизнеспособные, заведомо нереализуемые пожелания. А в том, чтобы выяснить действительно важные граничные значения, и постараться в них вписаться. Жертвуя чем угодно. А в первую очередь – чистотой методологией, всей этой ересью «смотрите, здесь же было написано». Написано — вытри, пока никто не увидел. Здесь нечем хвастаться, это стыдно.
Нет никакого выбора между проектами и процессами. Нужно все и сразу, как Остапу Бендеру. Причем утром и деньги, и стулья. Торг здесь неуместен, главным образом потому что просто не с кем торговаться.
Все участники коммерческой деятельности делятся на две неравные категории:
- Недоговороспособные, от которых ничего реально не зависит. Это те, кого надо «пройти» по дороге к ЛПР. Вы же не будете спорить о методологиях с турникетом. Эдак и до дурки недалеко.
- ЛПР, лица принимающие решения. Только как они их принимают? В неудобной позе, со всеми чувствительными частями тела, зажатыми в разнообразных струбцинах и плохо чищенных зубах. Как и все. Как и вы.
Они и рады бы играть по правилам, следовать четким графикам и планам. Однако домино хаоса беспощадно, и всем прилетает отовсюду. Ценят тех, кто это понимает. Готов делать «лишнюю» работу, разбирать регулярные процессы в виде уникальных непохожих случаев, а потом как под копирку тиражировать серию из разного материала, разными людьми, в абсолютно непохожих условиях — просто потому, что так сейчас надо.
Означает ли это призыв отказаться вообще от ненужных канонов и определений, давайте выживать по ситуации? Нет, совсем. Просто нужно приглядеться к глубокому значению определения «дорожная карта».
Сейчас туризм переживает не лучшие времена, и мы вместе с ним. Но помните, когда мир был маленький, а самолеты большими — люди часто и далеко перемещались, в том числе и особенно туда, где раньше никогда не были. Так вот, что начиналось с планирования путешествия?
Вы собираете все, что получилось урвать из самых неожиданных источников. Из википедии, рекламы, на форумах и официальных сайтах. Выбираете, бронируете. Потом на месте оказывается, что вид из окна был прифотошоплен, в 50 м до моря поместилась промзона, от джетлага или местной еды тошнит, а влажность такая, что можно просто рот разевать и ловить шарики воды, будто ты на МКС.
Здесь проявляется разное отношение к дорожной карте. Одни туристы свирепеют, строчат негативные отзывы и доносы. Они жаждут компенсаций. Но даже если их получается стребовать (что далеко не всегда) — отдых все равно уже испорчен. Его ничем не спасти, они изначально зря приехали.
Потому что в пути не бывает точно так, как наметил издалека, когда ты ничего еще толком не знал. Более того, весь смысл тащиться так далеко во многом как раз ради опыта. Чтобы на месте узнать, как же оно на самом деле.
Таким образом, идеальный план – это мемуары. А чтобы было о чем в них писать, нужно действовать как вторая категория туристов. Они бронируют отель не на весь отпуск, только на первый день. Чтобы найти лучше на месте. Могут поменять еще и город или страну, если так карта ляжет. На море шторм — посидят в местной библиотеке. Украли чемодан — купят корзину и привезут ее домой в качестве сувенира.
Это личный выбор, как относиться к поездкам и делам. Дихотомия проходит гораздо глубже деления на одно или второе, черное или белое. Все в полутонах. Не обязательно изучать 50 оттенков серого вместо Lean или PMBoK.
Но лучше быть готовым к любому повороту событий. Игровая комната реального сектора полна сюрпризов.
Читайте также:
Вот оно чего.. Может тогда все МБА - в Хогвардс? И учить управленцев магии?
Хотя теперь понятно, где жить инфо-бизнес-цЫганам..
А на самом деле, если говорить более предметно, то основная проблема, в том, что выполняя работу, часто зыбвают о ее смысле.. Как правило смысл работы утрачивается или тщательно скрывается от исполнителей. И потом все удивляются - вроде бы каждый работает хорошо, но все вместе плохо. Или почему ТЗ выполнено, но клиент не доволен..
Да уж. С утра руки опускались, а теперь ещё и крылья. Правильно Сергей написал. Душевно!
Лет "надцать" назад внедрили мы на заводе и на торговых площадках не самую плохую ЕРП (тогда ещё молились на них). Задачу глава компании поставил просто: чтоб к 1 июня! Сможешь? Смогу! Действуй! И 1 июня мы всё запустили в работу. Хорошие у нас были ребята.
Я наглость совсем потерял и решил статью накатать в один известный ИТ-журнал. Пару месяцев меня мытарили и дербанили: а по какой методике вы работали? А какие...? А в каком месте...? Плюнул я, жалкий провинциал, и на статью, и на журнал. И на методики.
Смеркалось. Нонче не то што давеча. "Костыли" превратились в экстремальное программирование, ЭП - в эджайл. Я узнал, что пишу прозой.
И у Сергея, на мой взгляд, просматривается намёк на лукавство заказчика и исполнителя. И я в этом давно убеждён. Мы не желаем успешной операции. Мы желаем долгой и приятной работы. Мы отчитываемся перед заказчиками за потраченное время. чтоб не дай бог отклониться от ранее обговоренного. Мы составляем кучу малонужных отчётов. Величайшее изобретение человечества цветной принтер! Сколько ловких проектировщиков смогли втереть самые ненужные проекты с красивой цветной картинкой формата А3!
Но обратил бы внимание на высшую справедливую инстанцию - арбитражный суд. Все остальные методики блекнут перед ловкостью корпоративных юристов! (ни в коем случае не хочу бросить камень в этих профессионалов). По жизни: ну вот же наш продукт, ну вот же ваша "псиса", вот же акт, вот документация, вот ещё акт, ещё, но пока вы тянули с оплатой часть команды разбежалась. Заказчик: но вы же не выполнили допусловия предварительных соглашений перед переходом к четвёртому этапу олпытной эксплуатации. Ну или ещё какой промах в движении бумаг.
Это нам надо? Видимо, надо.
Был. Знаю.
Навеяло, Украина - Австрия 0:1 - это результат проектного или процессного менеджмента?
это результат обстоятельств..
И все-таки, разница в этих двух подходах - принципиальная. Проектное управление - это управление по критическому пути. Оно просто необходимо, когда на проекте сосредотачивается большое количество людей и ресурсов. У всех участников проекта должно быть четкое видение, когда какой ресурс задействуется, чтобы экономика проекта была эффективной. Процессное - это управление по ценности продукта, которое нужно максимизировать в пределах спринта. Это тоже про экономику, но, как бы, с "внешней" стороны.
Выбор методологии также естественным образом накладывает ограничение на формат управления. Если вы четко представляете, что вам нужно и хотите "срежиссировать" работы, чтобы их потом по этому плану "проиграть" и чтобы все прошло "гладко" - это проектное управление. Управление здесь совершается в начале работы и в конце. Если у вас много неопределенности, нет всех требуемых ресурсов - они ожидаются уже в процессе и неясно в каком обьеме, если у вас стартап и не понятно, в сущности, какой конечный результат нужно предоставить ибо, не для себя родимого это все, но есть представление о той ценности, которую принесет ваш продукт - вы можете начинать двигаться небольшими шажками, "спринтами", создавая эту ценность и подпитывая проект экономически уже сейчас. Конечный продукт будет "открываться" для вас в процессе создания и, как правило, удивит в плане отличия от изначального представления. Неизменной, повторюсь, останется только его ценность.
Обратное, тоже верно. Если работы на обьекте декларируются как проект, а управление по ценности пытаются "включать" в процессе выполнения - это эджайл. Если в рамках спринта вам нужно спланировать ресурсы для выполнения какой-то задачи - это микро - (но) проект.
Это тоже важный вопрос при выборе подхода управления. Если ваши исполнители - простые, простите за выражение, "работяги", которых нужно "гонять" с утра до вечера, путем составления замысловатых матерных выражений, я сейчас никого не хочу обидеть, для контраста, просто... - тогда это проектный подход. Что-то не вовремя - значит работника нужно "исправлять". Если ваши исполнители - "синоптики" и каждый из них уникален по сути, что оказывает существенное, если не определяющее влияние на весь продукт - это процессное планирование. У них совершенно другая мотивация и если что-то не по плану, это значит менеджер со своим планированием ошибся и какие-то факторы не учел. Чтобы с каждым спринтом, ценность продукта действительно увеличивалась, он просто обязан снять груз ответственности за экономику проекта с исполнителей. Иначе он в свою ценность не попадет.
Очень много слов, иронии, сарказма, непонятных примеров, ёрничания, прыжков из стороны в сторону. Ощущение, что автору просто нужно было набрать 10 000 символов чтобы успеть попасть в выпуск, да ещё и в основной заголовок, а на самом деле ценности в статье я не увидел. Ни о чём.
Душевно автор написал. Есть, конечно же, некоторые спорные для меня моменты.
1. Проекты уникальны - да. Процессы тоже уникальны. Можно взять один и тот же процесс в двух компаниях из одной индустрии, и процессы будут разные.
2. Правильное проектное управление будет управлять не треугольником Сроки/Цена/Качество, а шестиугольником: Расходы/Сроки/Качество/Содержание/Риски/Выгоды.
Ключевое и в проектах и в процессах, что люди должны знать и понимать "Зачем они это делают". Это бич процессов управления во многих компаниях. Есть начальник, он самый умный и он решает, что делать. Запускает инициативу, а вы, наши умные и наемные людишки это делаете. Работает принцип: иди туда, сам не знаю куда, но туда... и сделай то, сам не знаю чего, но что-то однозначно...
Боль актуальна.
Процесс - это процесс. Проект - результат процесса(процессов).
Если проект низкого качества, то это абсолютно нормально, так как суть любого процесса - в итерациях.
Получили не то качество? Запустили в процесс по повышению качества и задали критерии. Когда процесс трансформирует продукт под нужные критерии - он стал результатом процесса.
Действительно. Например Bolt получила $175M в свой IT-проект. Какие-то жалкие копейки.