Понятие ESG включает в себя следующие факторы:
- Environmental (окружающая среда)
- Social (социальная сфера)
- Governance (корпоративное управление).
В соответствии с результатами опроса, проведенного PwC среди российских компаний, которые имеют совет директоров, зафиксировано, что 66% компаний уже приняли меры по интеграции ESG подхода и концепции устойчивого развития в общую стратегию компании.
Сущность ESG
Простыми словами — ESG подход представляет собой оценку бизнеса через влияние на окружающую среду, социальную сферу и взаимоотношения со стейкхолдерами.
Оценка влияния на окружающую среду (E) подразумевает оценку эффективности деятельности бизнеса через влияние на экологию, применение наилучших доступных технологий, а также оценку качества экологического менеджмента. Основными направлениями оценки можно выделить:
- влияние на атмосферу;
- влияние на водную среду;
- влияние на землю;
- отходы и упаковка;
- энергоэффективность;
- система экологического менеджмента.
Оценка деятельности бизнеса в социальной сфере (S) подразумевает определение уровня заботы о сотрудниках, соблюдения их прав, внедрения современных подходов в области социальной ответственности. Основными направлениями оценки можно назвать:
- корпоративная социальная ответственность;
- права человека и гендерный баланс;
- оплата труда сотрудников;
- социальная защищенность и профессиональное развитие сотрудников;
- охрана труда и производственная безопасность;
- взаимодействие с местным населением.
Оценка качества корпоративного управления (G) предполагает оценку бизнеса как системы взаимодействия между собственниками, менеджментом и прочими стейкхолдерами. Основными направлениями оценки можно определить:
- эффективность совета директоров и менеджмента;
- долгосрочная стратегия компании;
- система управления рисками и внутреннего контроля;
- раскрытие финансовой и нефинансовой информации;
- структура собственности;
- соблюдение интересов собственников;
- взаимодействие со стейкхолдерами.
ESG как основа устойчивого развития бизнеса
За последние годы многие крупные российские компании осознали всю необходимость и целесообразность использования ESG принципов в бизнесе. Многие из них кардинально поменяли подход собственного бизнеса, поскольку подобные изменения напрямую влияют на капитализацию компании. Так, несколько инвестиционных фондов приняли политику по инвестированию только в компании с ESG подходом ведения бизнеса. Ярким примером является одна из крупнейших международных инвестиционных компаний BlackRock, которая обозначила, что весь портфель инвестиций должен быть у компаний, применяющих ESG подход. Это говорит о том, что многие институциональные игроки в ближайшее время начнут выводить средства из акций компаний, которые не интегрировали ESG критерии в свою стратегию.
Если посмотреть на текущий срез ситуации в России, то на сегодняшний день уже более 100 компаний ответственно заявляют о реализации стратегии устойчивого развития, которая базируется на принципах ESG. Многие компании подготавливают отчетность в данной области, существенная часть из них получила ESG рейтинги различных агентств.
Да, сегодня эта область только развивается, но в России все современное и полезное внедряется семимильными шагами. Так было с архаичной системой налогообложения, которая сейчас показывает удивительные результаты прогресса в автоматизации. Также было и с бесконтактными платежами, а сегодня Россия — один из признанных лидеров в этом направления. Уверен, что применение ESG подхода в бизнесе также будет иметь очень быстрое развитие в нашей стране.
Для чего бизнесу необходима ESG трансформация
Недостаточно рассматривать внедрение ESG принципов в бизнесе только со стороны позитивного влияния на окружающую среду, социальную сферу или корпоративное управление. Собственники и топ-менеджеры бизнеса должны четко понимать, что ESG – это не просто тренд или хайп, это определенная ментальность, которая напрямую связана с устойчивым развитием бизнеса и его прибыльностью в будущем.
Здесь необходимо четко обозначить, что, например, несоблюдение прав сотрудников, недопустимое воздействие на окружающую среду, неэтичное поведение со стейкхолдерами сегодня может пока ничего не стоить бизнесу, но завтра эта ситуация может измениться. Данный факт будет эскалироваться введением повышенных штрафов, существенным социальным воздействием, более дорогим финансированием.
Поэтому, когда мы говорим, что ESG – это очень важно для бизнеса, мы должны четко понимать, что чем раньше бизнес задумается о своем влиянии на окружающую среду, социальную сферу и качество корпоративного управления, тем раньше будет формироваться долгосрочная устойчивая стратегия развития бизнеса.
Сегодня система по управлению устойчивым развитием на основе оценки ESG факторов дает возможность экономить на затратах и улучшать операционную эффективность. В основе данного подхода лежат принципы бережливого производства, а именно, тщательная проверка всей цепочки факторов и поиск наиболее короткого и максимально эффективного пути для достижения результата, которая позволяет выстраивать максимально эффективный бизнес.
Также ESG подход содействует формированию лояльности потенциальных инвесторов, банков покупателей, поставщиков. Этот факт может являться и определенной маркетинговой стратегией для бизнеса, что также позволяет более эффективно использовать ресурсы.
Двигатель ESG революции
На мой взгляд, основным двигателем развития ESG подхода в российском бизнесе, будут банки и крупный ритейл. Первые обеспечивают фондирование бизнеса, а вторые являются одной из основных площадок в России для реализации произведенной продукции. Оба направления являются мощным инструментом воздействия на бизнес с точки зрения соблюдения определенных требований для реализации идей.
Многие банки включили ESG факторы в скоринг, что предполагает оценку кредитоспособности бизнеса на основе проделанной работы в области устойчивого развития, либо полученного внешнего ESG рейтинга. Также банки начинают включать в ковенантный пакет требования по выполнению ESG трансформации, т. е. привязывать стоимость денег к выполнению ESG критериев (например, снижение выбросов CO2). Хорошим примером может служить опыт «Сбербанка» и АФК «Система», который показывает, что бизнес может получить более дешевое фондирование при выполнении шагов по ESG трансформации.
Сегодня представители крупного российского ритейла также делают шаги в части реализации ESG концепции. Часть из них выделяет полки для продуктов с «чистым составом», вводят системы ЗОЖ меток, начинают задумываться о предъявлении определенных требований к упаковке, создают уникальные программы социальной поддержки. Так, X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») недавно ввели систему маркировки для поставщиков, которая обозначает для покупателя категорию продукта как «веган», «органик», «без глютена», «без добавления сахара» и другие.
Стимулирование ESG трансформации со стороны государства
Сегодня идет активная проработка законодательного закрепления ESG подхода и концепции устойчивого развития. При министерстве экономического развития и министерстве промышленности и торговли созданы экспертные советы, в которые вошли ведущие российские и зарубежные компании. Делается ежегодный национальный обзор реализации концепции в области устойчивого развития до 2030 года, который определяет текущий статус выполнения задач и ближайших перспектив.
Поддержка государством ESG инициатив бизнеса крайне необходима. Она может предполагать предоставление налоговых преференций (налоговые льготы, снижение ставок налогов и т. д.), определенных субсидий по процентным ставкам, по кредитам или купонным платежам, по облигациям, а также снижение требований ЦБ в части резервов. Осуществление подобных инициатив со стороны государства будет существенно стимулировать усиление ESG подхода ведения бизнеса и, как результат, всесторонне улучшать его качество.
Читайте также:
Михаил, шутки ради, а у вас случайно не статус иноагента ? )))
Цитата.
"Оценка качества корпоративного управления (G) предполагает оценку бизнеса как системы взаимодействия между собственниками, менеджментом и стейкхолдерами. Основными направлениями оценки можно определить"
По этому отрывку получается, что собственники и менеджмент не являются стейкхолдерами по отношению к конкретной компании..
Тогда по мнению автора кто они?
Натягиваем сову на глобус - за счет давления инвесторов пытаемся перекинуть социальную и экологическую сферу с государственных институтов на корпорации. В 80-х ныли про СОБ, теперь обозвали более "модным" буквами :-)))
Тем не менее сова не особо довольна (ибо это стоит не мало денег), да и глобус неприятно себя чувствует....
Да и для бренда это полезно тогда, когда таких фирм 10...20... может быть 100... А когда миллион хомячков кричат "ESG!!!" - это уже не интересно ни покупателям, ни инвесторам.
Не уверен, что российские компании как и государство в целом реально готовы использовать принцип ESG, но то что они будут вынуждены это делать очень важный момент. И тут совершенно согласен с автором именно банки, будут драйверами развития этого, потому что ESG позволяет понять качество бизнеса его зрелость и открытость, что крайне важно для гарантии не только возврата средств банками, но и получения прибыли.
Компания, которая применияет ESG выгодна для банков, так как использует технологии максимально эффективного бизнеса, который позволяет создавать лояльность внешних и внутренних клиентов, прозрачный бизнес-процесс и Главное у такой компании есть, то что нет у большинства бизнесов в России - Долгосрочная Стратегия развития.
Так что, тут дело не в красивых словах, а именно в бизнесе и критерии ESG легко дают понять насколько эффективна та или иная компания.
В реальном и профессиональном управлении понять качество и эффективность бизнеса позволяет аудит и диагностика менеджмента и маркетинга, а не какое то ESG (тем более очень странно этот прихват брать в таком виде и учитывать в планировании стратегии поведения)
Диагностика - это анализ орг-структуры управления, системы планирования и бюджетирования, системы экономического стимулирования, а затем и мотивации, ПОВАЛЬНАЯ структурная диагностика ХАРАКТЕРИСТИК персонала (начиная от ТОПОВ прежде всего, выявление серых кардиналов, скрытых лидеров, саботажников, имитаторов..), анализ % выполненных распоряжений...И делается это независимо от того, что тебе плетут свои топы...
Так же анализ бизес-модели, позиционирования, стратегического и тактического маркетинга, системы продаж, и что важно, ОПРОСЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.
Что касается стратегии, то она нужна только как составная часть блоков, перечисленных выше, а не в отрыве.
То есть стратегия поведения говорит о следующем:
выиграет и займёт долю рынка всегда тот, кто
- на любое изменение рынка (потребительского, ресурсного и т д), отреагирует быстрее,
- а ресурсов для реакции у него будет больше.
Быстрее отреагирует тот, у кого лучше управление, у кого лучше структура, лучше подобраны люди, маркетинговая политика...А это как раз требует усилий, и профессиональных усилий.
Бизнес-процессы так же важны не сами по себе а как составная часть стратегии поведения, и это вообще отдельнаяя тема.
И Банки вряд ли все это будут делать. У них другая задача. Они скорее продолжат смотреть на то, что в этой очередной обманке под названием ESG (как придуманном на западе прихвате для простачков ) называется G - кто владельцы, понятный процесс принятия решений, управление рисками, раскрытие финансовой информации, и главное структура собственности
P.S.
Слышали, конечно же, о так называемой зелёной повестке, якобы связанной с минимизацией техногенного влияния на окружающую среду и переходом на чистые технологии? На самом деле это вовсе не о климате, на самом деле - это троянский конь, который под внешне благовидным предлогом должен вскрыть российский экономический суверенитет и добить ногами реальный сектор, да и экономику в целом.
Ещё одна критическая уязвимость - цифровизация, которая проводится на чужом «железе» и на импортном программном обеспечении. И посмотрите, кто курирует цифровизацию - некий «Больше чем банк», в котором из восьми членов правления трое - иностранцы, а их главный айтишник - британец.
По поводу прав человека (привет работающим у них в корпорациях, как рабы, мигрантам) и гендерном балансе (пафосная глупость), корпоративной ответственности (привет золотым парашютам обладателей дорогостоящих обладателям MBA, доведших до ручки предприятия) и других таких же глупостей - спросите у Байдена шутки ради, а там это все и эти права соблюдаются ? а если это у них "там" и где то есть в компаниях помимо тюремного контроля и тотального стука - как это влияет на результативность и эффективность и в каких условиях )))