«Бережливый стартап» – залог успеха или путь к провалу?

Не секрет, что одним из главных челленджей для основателя стартапа является выбор бизнес-модели. В последние годы широкую популярность среди фаундеров приобрела концепция «бережливого стартапа»: о ней пишут в книгах, ее преподают в бизнес-школах, многие именитые бизнес-коучи считают ее панацеей от всех предпринимательских неудач.

Но так ли все просто на самом деле, и стоит ли рекомендовать этот подход всем, кто сейчас задумывается о запуске своего проекта?

BML в теории

Благодаря Facebook, Airbnb, WeWork и другим бизнес-гигантам, выросшим из небольших стартапов буквально у нас на глазах, в обиход западного, а затем и российского предпринимателя вошло понятие «бережливый стартап» (Lean Startup).

Изначально этот термин был сформулирован американским предпринимателем Эриком Рисом, предложившим научный подход к минимизации затрат на создание бизнеса. Рис был уверен, что традиционные для крупного бизнеса методы менеджмента: долгосрочные планы, стратегии, всесторонние исследования – неприменимы к молодым стартапам.

«В то же время, – рассуждал он, – если основатель полностью откажется от бизнес-плана и будет полагаться лишь на свою интуицию, риск провала возрастет еще больше. В итоге Рис разработал особую модель менеджмента для стартапов, основанную на постоянно повторяющемся цикле «Build – Measure – Learn» («Создай – Оцени – Научись»).

На первом этапе – Build, по мнению Риса, стартапу важно как можно быстрее приступить к созданию минимальной жизнеспособной версии продукта (MVP). При этом версия может быть «сырой» и не обладать полным функционалом, необходимым пользователю. Задача ее запуска в том, чтобы как можно быстрее оценить успех или неудачу вашей идеи.

После запуска MVP, на этапе Measure, проводится оценка ранее сформулированных гипотез. Главная задача здесь – понять, действительно ли вы сумели создать то, что нужно пользователям.

На последнем этапе – Learn – полученные результаты используют, чтобы сформулировать новые гипотезы, внести необходимые изменения в MVP перед выпуском обновленной версии.

Главное преимущество BML-модели – в ее простоте и цикличности. Постоянное тестирование и доработка продукта с учетом реакции рынка позволяет в итоге создать оптимальную версию. Опыт Youtube, Instagram, Dropbox и множества других успешных стартапов показывает, что у BML-модели есть и другие неоспоримые плюсы.

  1. Принцип создания минимально жизнеспособного продукта в разы сокращает время выхода на рынок. А как известно, компании, вышедшие на рынок раньше конкурентов, имеют больше шансов занять свободную нишу, и со временем стать в ней главным игроком.
  2. Такая модель управления позволяет снизить операционные издержки: если у вас нет необходимости сразу выпускать продукт с полным функционалом, то не нужно и тратиться на разработку всех функций.
  3. «Бережливые» стартапы обладают высокой организационной эффективностью, благодаря прямому взаимодействию с потребителем и быстрой реакции на полученный фидбек.

BML на практике

Вдохновившись успехом начинающих предпринимателей, многие крупные корпорации внедрили принципы бережливого стартапа в работу своих R&D-центров. Так, например, в марте 2017 года Deutsche bank объявил о запуске очередной, четвертой по счету, инновационной лаборатории. Расположенная в Нью-Йорке, она действует по модели бизнес-инкубатора. Собирая лучшие финтех-стартапы с Wall Street, банк не только предоставляет им финансирование, но и помогает развиваться по модели Build-Measure-Learn, внедряя затем лучшие продукты в свою работу.

Стоит отметить, что помимо Deutsche Bank выращиванием стартапов в собственных инновационных лабораториях успешно занимаются Citi Bank, Visa, BBVA и ряд других лидеров финансового рынка.

Еще одним способом использования BML-модели является введение такого параметра оценки бизнеса, как «инновационность» или Innovation Accounting. Наряду с традиционными метриками эффективности, такими как финансовые показатели или выполнение KPI, исследование инновационности бизнеса позволяет оценить актуальность продукта и необходимость доработки.

Наиболее ярко метод Innovation Accounting представлен в фармакологии: крупнейшие фарм-концерны вроде Novo Nordisk, Johnson & Johnson уже не только обзавелись собственными стартап-лабораториями, но и осознали важность регулярного мониторинга инновационности выпускаемых продуктов.

Исследовательские компании, такие как PwC и IdeaPharma ежегодно выпускают рейтинги фармкомпаний по объему внедряемых инноваций, где измеряют связь между выручкой компаний и ее затратами на R&D.

Бережливая модель не универсальна

Какой бы беспроигрышной ни казалась в теории модель бережливого стартапа, она не может являться универсальной стратегией для любого бизнеса.

Как показывает практика, проекты, разработанные с соблюдением всех правил BML-подхода, в итоге могут оказаться нежизнеспособными. И наоборот: из бизнес-идей, отвергнутых пользователями на этапе MVP, может вырасти вполне себе прибыльный бизнес. Причин тому несколько.

По словам Бена Зильбермана, основателя Pinterest, слабое место BML-модели кроется в отсутствии четкого определения того, что считать минимального жизнеспособным продуктом. Иными словами, если ваш продукт получил негативную оценку от пользователей на стадии MVP, очень трудно понять, означает ли это, что он не востребован рынком, или пользователи его попросту не поняли из-за слишком урезанного функционала.

«Вы никогда не можете с точностью сказать, какой набор функций для вашего продукта является минимальным, и что конкретно считать жизнеспособностью», – говорит Зильберман. 

Еще одним очевидным минусом «бережливого стартапа» является то, что данную методологию можно применить далеко не ко всем сферам бизнеса.

«Для высокотехнологичных и disruptive-стартапов этот подход в большинстве случаев нерелевантен», – считает основатель конфигуратора IT-инфраструктуры Miraworks Константин Великотский. – «Невозможно представить себе, как развивались бы Tesla, iPhone и другие продукты, полностью перевернувшие рынок, если бы их основатели решили пойти по пути создания минимальной жизнеспособной версии продукта. Если ваш стартап закрывает потребность, которая рынком не осознается или осознается плохо, бережливый подход не применим».

Постоянное совершенствование продукта, на котором основывается BML-модель, в реальности совершенно не гарантирует роста клиентской базы.

Сооснователь приложения для анонимных знакомств Like a Little Прасанна Санкар считает, что попытка построить бизнес в строгом соответствии с принципом «Build – Measure – Learn» в конечном итоге привела его стартап к провалу.

Первая версия приложения привлекла 20 миллионов пользователей в течение шести недель, что позволило Санкару и его команде получить $7 млн инвестиций. Однако дальнейшие «улучшенные» версии уже не пользовались такой популярностью, и основателям оставалось лишь с горечью наблюдать, как с каждым обновлением от них уходит часть аудитории.

Теперь Санкар уверен, что самое важное в развитии стартапа – суметь вовремя отойти от принятой бизнес-модели, какой бы беспроигрышной она ни казалась, и остановиться на той версии продукта, которая будет оптимальна для большинства пользователей. 

Когда речь заходит о выборе оптимальной концепции развития стартапа, сложно дать универсальный рецепт, который подходит всем.

Применять на практике BML или другую бизнес-модель – вопрос важный, однако куда важней – понять, что не стоит относиться к выбранной модели как к панацее, которая гарантирует вашему бизнесу успех, и помнить, что главное в процессе управления бизнесом – не потерять мотивацию им заниматься.

Фото: Pixabay.com

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Партнер, Красноярск

Как-бы это помягше... Начиная новое дело, крайне желательно уметь им управлять, т.е. владеть методикой и инструментами. Вообще хорошо, если это знание лежит в области процессного управления. И тут уже неважен масштаб, с одной только оговоркой - новое, как и любой НИОКР, всегда многоитерационно. То есть, с первого раза идеально вряд-ли получится при любых усилиях планирования, будут "лишние" потери. Потому как обратная связь может быть... да любой ))) На этом отличия от устоявшегося бизнеса заканчиваются.

Консультант, Нижний Новгород

BML- модель может быть вполне нормальной стратегией. Где-то она даст результат, где-то может не дать. Применять ее или нет - это дело основателей  стартапа. В этом их ответственность и их риск как руководителя при выборе стратегии. Одно непонятно. За какие уши сюда притянули слова Lean и "бережливый" (стартап)?

Термин Lean был изначально возник как некоторое обобщение управленческой практики Тойота. Впоследствии в общественном сознании этот термин редуцировался до некоторого набора инструментов, разработанных этой компанией. Когда слово Lean и "бережливый" стали популярными и ассоциироваться с передовыми мировыми управленческими практиками, появилась куча консультантов, которые стали скрещивать удава с носорогом. Lean Six Sigma, Lean Software Development, Lean Startup... Чистый маркетинг. Приверни табличку Lean, Канбан, Production System к своему продукту и он найдет своего покупателя. Совсем свежий пример тут на сайте с Sales Production System - хорошая тому иллюстрация. Вот и данная статья. Обсуждается BML- модель, а в названии "Бережливый стартап"! И все это, конечно, очень блаародно, но сильно искажает и размывает восприятие самого этого термина. Сегодня Lean имеет мало отношения к тому, что делает Тойота. Куда ни глянь, все супербережливые и со своей Производственной системой. Только вот по качеству и производительности до Тойота как до Луны.

А сама статья мне понравилась. Безусловно не стоит полностью полагаться на чью-то бизнес-модель. Модель - это всегда некоторое упрощение реальности, а сами вы этой реальности не видели. И через нее не прошли. Все, что у вас есть, - это восприятие этой реальности человеком, который изложил вам свою концепцию. Всегда может быть некоторое количество критических нюансов, о которых он позабыл или не посчитал нужным упомянуть. Такие нюансы могут быть и в вашем собственном деле. Поэтому используя чужой опыт, важно не забывать думать своей головой и постоянно держать руку на пульсе. Особенно в стартапах.

Партнер, Москва

Цитата из статьи: Постоянное совершенствование продукта, на котором основывается BML-модель, в реальности совершенно не гарантирует роста клиентской базы.

Эта гонка как муравьиные круги (муравьеворот, спираль смерти, карусель смерти, англ. Death mill)

Команда сразу должна выработать критерии готовности продукта или услуги.

Генеральный директор, Нижний Новгород

У меня иное мнение на новую технологию. 

Почему бы не выполнить сначала экспресс-диагностику стартапа (это же все будет на бумаге), а уже потом принимать решения, уверен, это будет более бережливый стартап, и это только один аргумент против, их у меня достаточно много.

Партнер, Москва

Эти решения на начальном этапе принимают авторы идеи. В статье речь идёт о других этапах развития проекта, когда уже есть реальные инвесторы:

Цитата из статьи: По словам Бена Зильбермана, основателя Pinterest, слабое место BML-модели кроется в отсутствии четкого определения того, что считать минимального жизнеспособным продуктом. Иными словами, если ваш продукт получил негативную оценку от пользователей на стадии MVP, очень трудно понять, означает ли это, что он не востребован рынком, или пользователи его попросту не поняли из-за слишком урезанного функционала.

«Вы никогда не можете с точностью сказать, какой набор функций для вашего продукта является минимальным, и что конкретно считать жизнеспособностью», – говорит Зильберман. 

Например, разработчики ведутся на мнения потенциальных клиентов или сами не могут остановиться, продолжают и продолжают включать новые функции в свой проект - Выше была приведена аналогия с  муравьиными кругами , когда группа муравьёв "начинает бегать по замкнутому кругу, постепенно вовлекая в свой бесконечный цикл всё больше и больше других муравьёв".

Есть оптимум в системе "Качество и Затраты". Для этого и нужны критерии готовности продукта или услуги как минимально жизнеспособного продукта / услуги. Как на художественную ))) иллюстрацию к словам Бена Зильбермана можно сослаться на американский сериал "Кремниевая долина". Только один из главных персонажей этого сериала - Джек Баркер имеет представление об этих критериях  ... ((( Но и он не может остановить процесс бесконечного усовершенствования, чтобы проект начал приносить прибыль. 

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Бережливый стартап - это один из способов создавать инновационные ИТ продукты. Один, но не единственный. В статье не приводяться ограничения на создаваемый продукт, а пытаются выяснить - удачная эта стратегия или нет. Если нет ограничений, то есть бесконечном множество аргументов "За" и "Против".

В статье верно привели примеры, когда описываемый подход приносит результаты и наоборот. 

Аналитик, Иркутск

ИМХО BML ничем по сути не отличается от того же цикла Деминга, только в профиль.

Генеральный директор, Москва
Александр Зубов пишет:

BML- модель может быть вполне нормальной стратегией. Где-то она даст результат, где-то может не дать. Применять ее или нет - это дело основателей  стартапа. В этом их ответственность и их риск как руководителя при выборе стратегии. Одно непонятно. За какие уши сюда притянули слова Lean и "бережливый" (стартап)?

Термин Lean был изначально возник как некоторое обобщение управленческой практики Тойота. 

Совершенно верно.

Насколько я могу судить, сам термин Lean был введен в 1988 сотрудником MIT по имени John Krafcik, большим специалистом в автомобилестроении. О стартапах речь не шла.

Его статья (рекомендую, интересно!) была посвящена особенностям построения  призводственных систем и различным концепциям на эту тему, включая Генри Форда, General Motors, NUMMI и Toyota. Как пример менеджмента в стиле Lean была названа и описана система Toyota TPS. Один из выводов статьи - фабрики Lean показывают более высокие результаты с точки зрения одновременно объемов производства, качества продукции и смеси сложности изделий. Отмечено также, что внедрение таких методов добавляет специфические риски и должно проходить аккуратно и под контролем.

Идеи Риса о цикле BML для стартапов безусловно имеют право на существование, в самом этом цикле никакой новизны нет. Кому конкретно и в чем именно они помогли - вопрос открытый, очевидно, что все проблемы стартапа по выходу на рынок с первым продуктом так решить нельзя.

Есть также мнение, что на практике этот цикл работает с точностью до наоборот: Learn Measure Build. Предлагаются и другие варианты.

 

 

 

Ирина Семенова +460 Ирина Семенова IT-менеджер, Москва
Александр Зубов пишет:
BML- модель может быть вполне нормальной стратегией. Где-то она даст результат, где-то может не дать. Применять ее или нет - это дело основателей  стартапа.

На мой взгляд,  BPL не является ни моделью, ни стратегией.

Это обычный цикл управления, чаще всего называемый  PDCA, как уже написал Олег Азаренко.

Чтобы стать гуру нужно придумать свою терминологию. Назвать известное и привычное другими словами

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.