Вдруг стало понятно, что закончилась величайшая международно-экономическая мистификация под названием «сильная Россия», которая имела место в последние годы. Почти два десятка лет минуло уже с тех пор, когда позволено было есть с руки, погружаясь все дальше и дальше в сладкие капиталистические кущи под ласковым, но таким внимательным взглядом западных друзей. Два десятка лет западного «спасибо» за Югославию, закончившегося раздражением за Сирию.
Сущность мистификации в том, что миллионы вполне нормальных адекватных людей живут в состоянии реального восприятия того, чего на самом деле объективно не существует. Отмахиваясь от правды. Пребывая в полной уверенности в искренности ритуальных объятий. А ведь достаточно было сигналов, статей, предостережений. Но зима в России всегда приходит неожиданно. Сейчас все стало на свои места, и мы увидели, что на самом деле (вне зависимости от влияния мировой конъюнктуры) представляет собой отечественная экономика – зрелище не для слабонервных: торговые центры на месте бывших заводов в крупных городах, заброшенные предприятия, фермы, земля на периферии. Потеряны целые отрасли промышленности. Понятно, что не все так плохо. Есть относительно благополучные регионы, примеры удачных проектов, по-настоящему эффективных управленческих решений, систем, выросших с нуля, конкурентоспособных предприятий. Однако их явно недостаточно для того, чтобы они стали преимущественным для экономики типом.
Перефразируя классиков социализма, можно отметить, что преимущественным типом производства в нашей стране становится собирательство плодов природы (нефти, газа, леса, руды), их примитивная обработка и обмен с соседними более развитыми племенами на изготовленные ими предметы первой необходимости и орудия обработки плодов природы. Часть ранее занятого населения превратилась из производителей отечественной продукции в потребителей импортной. И проблемами этих людей до сих пор никто, включая государство, системно не занимался. Не созданы условия, при которых они могут обменять свой труд на деньги. Значительная часть высококвалифицированных рабочих — «седые головы». Буквально на глазах происходит деградация трудовых ресурсов до уровня шабашников. Численность населения, занятого только в промышленности, сократилась в период 1990–2013 годов с 22,8 до 10,2 млн человек.
Таким образом, люди, которые работали раньше в промышленном производстве, сельском хозяйстве и которые могли бы сегодня работать там, заняты непонятно чем. «Значительная часть трудоспособного населения России задействована на нелегитимном рынке труда и представляет серьезную проблему для общества». Об этом вице-премьер Ольга Голодец заявила на четвертой международной конференции по экономическому и социальному развитию, которая проходила в Москве. По ее словам: «…в секторах, которые нам видны и понятны, занято всего 48 млн человек. Все остальные непонятно, где заняты, чем заняты, как заняты».
То есть при наличии 86 млн человек в трудоспособном возрасте «потеряно» аж 38 млн человек, которые в теории могли бы стать, в том числе, и квалифицированными рабочими. Пока же, Голодец считает, что по уровню квалификации в большинстве специальностей Россия отстает от мирового уровня на 20 лет. Кто же работать-то будет, экономику поднимать? Вот уже и узбеки, таджики потянулись на выход, засомневались коллеги по еще не заработавшему таможенному союзу. Неужели вся надежда на привыкший менять авто раз в три года и два раза в год отдыхать за границей «офисный планктон»?
Все, начинается новая эра. Произошел неизбежный геополитический «отскок». Воспарил вечный спаситель России – «жареный петух». Тающая же в дымке времени мистификация однозначно свидетельствует о том, что никакого другого пути развития для государства Россия, кроме опоры на собственные силы, на трудолюбие и талант собственного народа, нет, да и не было никогда. Заграница не поможет.
Абсолютная интеграция в мировое хозяйство – благо для сильной и самодостаточной экономики, которая в этом случае получает дополнительный стимул для собственного развития за счет осуществления внешнеэкономической экспансии. Хотя опасность есть и здесь, достаточно вспомнить опыт Америки, которая взрастила своими технологиями Китай, забравший в «благодарность» за это американские рынки и рабочие места. Для экономики же преимущественно сырьевого типа неконтролируемое погружение в лоно мировой торговли, наводнение экономики чужими деньгами, товарами, а также привнесенной ими идеологией вызывает опасную эйфорию, ведущую в конечном итоге к критичной зависимости от контролируемых извне факторов, потере экономического суверенитета. С Россией все так и было. По крайней мере до того момента, когда руководство страны (вольно или невольно) ограничило опасную связь.
Теперь остается только действовать. Но как? И дело здесь отнюдь не в отсутствии собственно рецептов, коих, кстати, вполне достаточно как от многочисленных экспертов из уважаемых международных финансово-экономических институтов, так и от отечественных пророков, получивших, наконец, шанс быть услышанными. Рецепты рецептами, но проблема выбора дальнейшего пути состоит, прежде всего, в обеспечении идеального соотношения компонентов успешного социально-экономического курса, таких как собственно сами рецепты, исполнители, системы противовесов, критичности сроков исполнения и так далее.
При этом важнейшим компонентом курса продолжает оставаться тот самый человеческий фактор. Чтобы реально изменить ситуацию, требуется недюжинная выдержка, отчаянная смелость, способность идти на просчитанный риск, способность удержаться на едва осязаемой границе между необходимостью перемен и необходимостью одновременного же сохранения стабильности. Только тот руководитель, который обладает чутьем, отвагой и разумной осторожностью (не путать с продиктованной трусостью инертностью) способен повернуть систему на путь эффективности, не сломав при этом саму систему (как целостность) и не потеряв при этом собственную голову. Таким образом, наиболее важным, наиболее актуальным на сегодняшний день является вопрос – кто же они, эти адепты новой экономической стратегии России?
Что же касается непосредственно рецептов, то, как отмечалось, их достаточно – от спасения за счет повышения уровня духовности российского народа до конкретных решений в виде манипуляции, например, ставкой рефинансирования. Причем самое интересное в том, что, по сути-то, все правы. Как же не запутаться в путях и методах решения проблем, как не упустить главное, как не скатиться к однобоким, но наиболее «легким» решениям?
С учетом обозначенной многозадачности целесообразно обосновать некий общий агрегированный показатель, реализация которого позволила бы решить большинство российских проблем. Считаю, что таким агрегатом является решение Президента страны относительно создания к 2020 году 25 млн современных рабочих мест с сопутствующим увеличением к 2018 году производительности труда в полтора раза относительно уровня 2011 года, повышением доли высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП – в 1,3 раза, ростом объема инвестиций до 27% к 2018 году. При этом решением подразумевается не создание совершенно новых рабочих мест, а, в том числе, и обновление, реструктуризация уже имеющихся. Отмечу, что с учетом упоминаемых выше, потерянных на просторах необъятной родины 38 млн неучтенных граждан трудоспособного возраста, цифра в 25 млн кажется даже незначительной и, соответственно, более чем реальной.
Выполнение агрегатного показателя позволит обеспечить решение большинства наиболее значимых для современной России проблем, которые условно можно разделить на три блока.
Первый блок – это проблемы в области международных отношений. В современном глобальном мире решение сложных технологических задач возможно только в сотрудничестве с другими странами. Кроме этого необходима интегрированная в международное сообщество отраслевая и вузовская наука, доступ к международным источникам финансирования и многое другое, что вытекает из развитых международных отношений. Соответственно, все изложенное выше, нормализация международных отношений является необходимым условием для выполнения поставленной Президентом страны задачи по созданию рабочих мест.
Второй блок проблем связан с российским социально-экономическими вопросами. Безусловно, что столь масштабное увеличение занятости, инвестиций, производительности труда, наукоемкости производств приведет к расширению среднего класса, улучшению как макро-, так и микроэкономических показателей, росту благосостояния населения, улучшению качества жизни.
Третий блок подлежащих решению проблем связан с внутрироссийскими политическими, социальными процессами. Сомнений нет. Успешное взаимодействие с мировым сообществом, качественный рост социально-экономических показателей даст мощный толчок к развитию, культуры, повышению уровня духовности, росту спортивных достижений и так далее.
Кроме отмеченных выше преимуществ, агрегированный показатель именно в силу своей природы позволяет значительно повысить вероятность его успешного выполнения. Она (природа) не даст возможности многочисленным экспертам и гуру разложить проблему на многочисленные подпроблемы, а затем обеспечить их героическое, но никак не срежиссированное друг с другом исполнение, что приведет к тому, что все будут при деле, а сама ранее растворенная проблема просто «уйдет в песок». Кроме того агрегированный показатель единичен, понятен и, самое главное, измеряем. Соответственно, он может рассматриваться как общенациональный проект, может быть доведен в виде конкретного задания, как говорится, «в граммах» до каждого губернатора, министра и так далее.
Для выполнения проекта России необходимо ежегодно создавать и/или модернизировать примерно 1,6 миллиона рабочих мест, охватывая при этом 2,1% экономически активного населения при неизменной его численности. Безусловно, задача архисложная. Однако она вполне выполнима, о чем свидетельствует опыт наших партнеров по БРИК. Так, в период 2000–2005 годов Индия ежегодно создавала 11,3 млн высокопроизводительных рабочих мест, или 2,4% от экономически активного населения; Китай в период 2006–2010 годов создал 55 млн таких рабочих мест (1,7% ежегодно); Бразилия в период 2002–2010 годов создала 15 млн высокопроизводительных рабочих мест (1,9%).
Относительно же исполнителей столь амбициозных задач, тех самых адептов новой экономической стратегии России, очевидно, что среди них не может быть людей, «проявивших» себя в относительно благополучные годы, особенно в экономической, инвестиционной, промышленной сферах. Эти люди уже самолюстрировали себя и никаких иных аргументов быть здесь не может, кроме тех, которые откроют новые возможности новым людям, способным сделать реальную работу и переломить тем самым негативные сценарии развития российского общества.
Фото: Фотодженика
Автор, ну так уж будьте честны сами с собой и последовательны в предложениях ''что исполнители самолюстрировали себя и это хорошо потому что теперь ясно кого точно нельзя и на пушечный выстрел подпускать к управлению''! Вам назвать, кого в первую очередь нужно люстрировать и гнать из управления, где [COLOR=gray=gray] отредактировано модератором [/COLOR]чекистскими подельниками?
Или во всей разрухе отечественной экономики катающихся на лыжах секретарш и банковских клерков обвинять продолжите? ;)
По поводу того, какого ''15-тилетнего'' и каких секретарш [COLOR=gray=gray]отредактировано модератором.[/COLOR]
ИМХО: ''Истина, как обычно, где-то посередине''.
Господа,
Прежде чем излагать на страницах портала пожелания в подобных терминах,
прочитайте, пожалуйста, закон РФ ''О противодействии экстремистской деятельности'':
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173588/
Андрей, согласен с Вами :)
Так или иначе любой социум выталкивает наверх своих лучших представителей, это автокаталитический процесс любого социума. Давайте примем как аксиому, что наша государственность это лучшее, что у нас есть было и будет.
Другое дело анализ причин и источников проблем, которые формировались много лет назад. И дело здесь даже не в экономистах с революционными новаторскими идеями, опровергавшими любой предыдущий опыт, а то, что на старте реформ работали мощные функционеры, воспитанные в советском комсомольском детстве и желавшие как и любые менеджеры отстраниться от рисков и перенести тяжесть ответственного выбора на ''объективную научную платформу'', которая будет готова себя выдвинуть на эту роль.
Как работавший в министерствах в то время я могу свидетельствовать, что активные молодые министры и опытные министерские работники декларировали следующие ценностные принципы:
1 - ''как говорят ученые экономисты - кгуэ'' государство и чиновники не должны вмешиваться в деятельность, все неэффективные производства пусть сами собой ''уходят''
2 - ''кгуэ'' хозяин придет и все наладит, без хозяина производство неэффективно
3 - ''кгуэ'' производство неэффективно, будущее за производством идей у нас лучшие умы, мы будем доминировать в мире за счет ''человеческого капитала''
4 - ''кгуэ'' конверсия производств пока неэффективна из за недоразвитости рынка, больше банков, больше офисов, больше менеджеров, только это спасет экономику
Так как в то время все видели близкий успех в быстром развитии ''новых коммерческих институтов'', все кто как то мог говорить на эту тему был новатором и молодцом, производственники отраслевики тут не могли связно выступать, так как все были узко специализированы и выступали очень наивно и вскоре все заводы стали ''конверсироваться'' в недвижимость хозяев торгово офисных центров, которые быстро стали нуворишами с всем великолепием ''новых серьезных людей''.
Далее все всё приватизировали с KPI в процентах от общей массы предприятий, и наконец Чубайс провозгласил - наконец доля частного сектора в экономике велика и обратного пути нет. Технологические отрасли к этому моменту приблизились к эффекту компетентностного разрыва поколений. Система отраслевых ПТУ и техникумов ушла в коммерческое образование колледжей юристов, экономистов, инновационных менеджеров и PR специалистов (образование как услуга для новых поколений, которым нужны скорее не специальности а компетенции найти себя в мире неопределенности).
Далее производство технологий в отраслях как то приостановилось, что для министерских стало сигналом
1 - ''как были правы ученые экономисты'' что наши разработчики технологий не выдержали конкуренции
2 - ''как были правы ученые экономисты'' мы купим все новые технологии в развитых странах (что жестко противоречит пункту 3 из прошлого набора понятий)
3 - ''рынок придет порядок наведет'' самоорганизация отраслевых объединений играет роль отраслевых координационных центров или как то так
Управленцы сменяя друг друга шлифовали набор понятий, появились лоббисты стал расти сырьевой сектор, который был сильным и на старте реформ, так как есть успешные менеджеры и отрасли а есть не успешные - все активисты шли в зону успеха, все наиболее активные менеджеры мигрировали в сырьё. Производство подвисло в понятийном поле как может неправильно сформулирую как проштрафившаяся деятельность, вроде должна быть локомотивом но требует очень много, хотя должна образцово жить, в этот момент перестраивали ВАЗ, занимались локализацией сборки в автопроме и пониманием, что автопром например это в большей степени комплектующие и технологии.
То есть если сознание первого периода реформ оно как бы корректнее сказать в принципе антипромышленное - превалирует ''личный успех'' ''хозяин придет наведет порядок'' ''конкретные серьезные люди'' и для них ''банки, офисы, менеджеры (часто приглашенные оттуда - лучшие, футболисты и тренеры тоже лучшие), покупка лучших технологий''
Сейчас достижения этого периода квалифицированы подведением итогов, приходит понимание того, что ''серьезные люди'' которые как настоящий хозяин управляют компетентны когда владеют арендной недвижимостью (или например портовым терминалом), а даже для торговой большой сети нужна ОТРАСЛЬ с ее инфраструктурой и институциональной ее частью
а еще недавно на одном экономическом телеканале когда у дамы консультанта правительства спросили а что такое ''инфраструктура'' она ответила ''это когда у бизнеса есть кафе, парковка, рестораны и офис, чтобы вести дела в приличном месте'' (:
То есть только сейчас такое время когда промышленное сознание может вернуться и активное производство технологий уместно хотя бы в понятийном поле и даже над этим нужно РАБОТАТЬ