Шесть шагов на пути к эффективному мозговому штурму

Управление эффективным мозговым штурмом является формой искусства, а так же самой полезной формой времяпрепровождения, о которой вы когда-либо знали. Однако менеджеры часто считают, что находить и воплощать в быстром темпе идеи без какого-либо плана ― это то же самое, что решетом воду носить. Вот несколько советов, которые помогут вам успешно провести мозговой штурм.

1. Всегда делайте это мероприятие выездным

Никогда не пытайтесь устроить мозговой штурм на рабочем месте. Это хорошее правило по двум причинам: во-первых, вы должны быть в совершенно спокойной обстановке, чтобы настроить себя на поток сознания. За биллиардным столом мне пришло в голову гораздо больше идей, чем за рабочим. Во-вторых, мозговой штурм не должен проводиться регулярно. Даже ежемесячные мозговые штурмы начинаешь воспринимать как что-то искусственное, а не естественное, а это может убить творческий потенциал.

2. Определите центр вашего внимания

Начните с главного пункта мозгового штурма и старайтесь не выпускать его из виду на протяжении всего времени, насколько это возможно. Например, главный пункт «Продукция, в которой нуждается наш рынок», звучит лучше чем «Следующий продукт нашей компании». Включите дополнительные аспекты к центру вашего внимания, чтобы генерация идей была направлена не на свойства, а на выгоды от реализации проекта.

Не бойтесь добавлять ограничений! Распространенное заблуждение об ограничениях гласит о том, что они душат творческий потенциал, а в реальности оказывается что наоборот. Нет ничто более запутанного и ужасного, чем сидеть перед чистым листом бумаги с коробкой карандашей различных цветов под рукой. Сформулируйте проблемное заявление, обозначьте важные ограничения для вашего мозгового штурма, чтобы вызвать появление творческих идей.

3. Начертите диаграмму связей

Я сделал для себя вывод, что самый эффективный способ делать заметки во время мозгового штурма ― это использовать диаграммы связей. Графическая схема связей концентрирует ваше внимание на главной идее, в то время как нелинейная схема систематизирует идеи по группам, а не хронологически. Эта пространственная организация идей больше является интуитивной, в сравнении с планом или традиционной записью. В конечном итоге вы достаете смартфон и фотографируете финальный вариант вашего обсуждения.

4. Создавайте идеи, а не планы

Важно помнить, что цель мозгового штурма состоит не в том, чтобы создавать планы или схемы, а в том, чтобы создавать и оспаривать идеи. Цель для вас ― это просто генерация идей, для того чтобы группа могла их оспорить с различных точек зрения. Переходный момент как раз находится между перспективной идеей и ее развитием. Однако с опытом вы уже будете чувствовать, когда пора двигаться к следующей идее.

5. Пресекайте «блокировщиков» и «дайверов»

«Блокировщики» и «дайверы» могут быстро пустить под откос любой мозговой штурм. «Блокировщиком» называют человека, который быстро пресекает идею, считая ее воплощение невозможным по каким-либо причинам. Да, идеи должны быть реалистичными, но участникам необходимо бросить вызов самим себе, чтобы придумать хотя бы один довод, который мог бы оспорить или поддержать идею, перед тем как от нее отказаться. Принесите водяной пистолет к началу мозгового штурма, чтобы игриво позорить «блокировщиков» идеи, когда они появятся!

«Дайвер» является противоположностью «блокировщика». Этот человек будет развивать идею, не принимая участия в ее оспаривании, глубоко погружаясь в детали. Но обсуждение деталей ― это не цель мозгового штурма. Если все участники одобряют идею и готовы ее развивать ― пора двигаться дальше.

6. Составьте список дальнейших действий

Самый легкий способ провалить мозговой штурм ― это закончить встречу, не намечая продолжения развития одной или более идей. Если у вас нет времени, чтобы наметить следующий шаг развития вашей идеи, то вы, вероятно, не должны проводить мозговой штурм.

Мозговые штурмы дают вам возможность мыслить масштабно и сотрудничать, при этом следовать вышеперечисленным советам просто необходимо.

Аарон Адэрс ― соучредитель и директор по стратегическим вопросам Slingshot SEO в Индионаполисе, который является национальным лидером в области интернет-маркетинга, планирования и реализации проектов. Адэрс управляет стратегическим видением с помощью программного обеспечения и бизнес-процессов.

Источник: www.inc.com

Фото: pixabay

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Управляющий директор, Казахстан
Напутано и противоречиво до ''не могу'' примеры: ...''Не бойтесь добавлять ограничений!'' и чуть ниже - ... «Блокировщики» и «дайверы» могут быстро пустить под откос любой мозговой штурм. «Блокировщиком» называют человека, который быстро пресекает идею, считая ее воплощение невозможным по каким-либо причинам. далее даже в одном предложении... ''Цель для вас ― это просто генерация идей, (не для увеличения синергизма и раскрытия творческого свободомыслия а ...) для того чтобы группа могла их оспорить с различных точек зрения.'' Да.... уж...
Генеральный директор, Нижний Новгород
Автор (ненашенский) пишет: Однако менеджеры часто считают, что находить и воплощать в быстром темпе идеи без какого-либо плана ― это то же самое, что решетом воду носить.
Может переводчик подкачал - как находить идеи понятно, а вот как с помощью МШ их вплощать, да еще в быстром темпе, загадка. Что лишний раз подтверждает истину - они (что за бугром) - тоже люди, обыкновенные, которым часто свойственно ошибаться, как и нам.
Генеральный директор, Нижний Новгород
Автор публикации пишет: 1. Всегда делайте это мероприятие выездным Никогда не пытайтесь устроить мозговой штурм на рабочем месте. Это хорошее правило по двум причинам: во-первых, вы должны быть в совершенно спокойной обстановке, чтобы настроить себя на поток сознания.
Не могу согласиться с гуру по ряду причин. Если человек сосредотачивается на проблеме - ему все равно где он. (Кстати, похожая ошибка есть у автора GTD - я писал об этом в своем блоге - где он игнорирует реальную работу памяти.) Более того, почти во всем есть плюсы и минусы. Если у вас есть проблемы организовать мозговой штурм руководителей на работе (постоянные текущие отвлечения) - пора подумать об изменении организации работ (может больше делегировать и т.д.).
А Б А Б Рук. службы допечатной подготовки, Москва

Вообще, иногда задаешься вопросом, а почему вообще в последнее время появилось это понятие ''мозгового штурма''? Что спокойно нельзя все решить? обязательно нужно выворачиваться наизнанку, причем коллективно (чтобы от ответственности уйти?), дабы принять какое-то ''правильное'' решение. В условиях внезапного кризиса это понятно (стихийное бедствие, грядущее быстрое банкротство и т.п.). Но в нормальных условиях зачем все это? На мой взгляд, если дело дошло до каких-то мозговых штурмов, то что-то на предприятии или в организации не так в корне. Тут уже не штурмовать нужно, а реструктурировать, модифицировать и т.д.

Директор по маркетингу, Москва
Виктор Ярославцев пишет: ...''Не бойтесь добавлять ограничений!'' и чуть ниже - ... «Блокировщики» и «дайверы» могут быстро пустить под откос любой мозговой штурм. «Блокировщиком» называют человека, который быстро пресекает идею, считая ее воплощение невозможным по каким-либо причинам.
Виктор, тут немного о другом. Когда мы ограничили область МШ это не так страшно, но при обсуждении этой ограниченной области появляются еще и «блокировщики». А ограничивать области необходимо в зависимости от цели МШ. Если цель найти пути расширения на 30% ассортимента к концу текущего года, мне не нужны идеи строительства нового комплекса в 2015 году. Или принимаются идеи только «без затратные» (в период кризиса). А вот тут то и выскакивают «блокировщики».
Андрей Бровко пишет: Но в нормальных условиях зачем все это?
Андрей, а нормальные условия это что? Как сейчас? Но мы же все работаем в рынке, то нас теснят то мы тесним даже в этих условиях. Как говорят ухо надо держать востро всегда)))))
Андрей Бровко пишет: причем коллективно (чтобы от ответственности уйти?), дабы принять какое-то ''правильное'' решение.
Андрей, решения \\идеи МШ не являются руководством к действию. Они являются помощью руководителю для принятия управленческого решения и ответственность за принятие решения ложится полностью на него.
Генеральный директор, Нижний Новгород
Сергей Колесников пишет: Они являются помощью руководителю для принятия управленческого решения
Соглашусь, Сергей. Но тут есть 2 момента: 1. Я соглашаюсь с одним из авторов АРИЗ, что мозговой штурм - он хорош для решения проблем не очень высокой сложности. Скорее всего, поскольку АРИЗ не так уж сильно известен за границей, автор обсуждаемой публикации про него мог не слышать. 2. Но есть второй момент - мозговой штурм полезен для задач своего уровня. Но здесь мне представляется, что автор по целому ряду моментов ошибается (первые ошибки по моей оценке разумеется, я привел выше). Потому вероятно стоит обсудить эти заблуждения. Но и попытаться найти то новое, если оно есть, что автор предлагает.
Генеральный директор, Москва

Тонкие вопросы творчества, а мозговой штурм (МЗ) это творческий акт, всегда хочется объяснить так, чтобы было понятно всем, как действовать, какую-либо инструкцию по эксплуатации использовать, чтобы сотворить. Этим рискованным делом и занялся автор.

Сложность здесь, каким образом эти тонкие материи вдруг с помощью делай раз, делай два... вдруг начинают давать творческий результат, и где гарантии эффективности предлагаемых регламентов мыслительной деятельности?

Их нет и быть не может. А советы - дело или полезное или бесполезное, по ситуации. Например, прочитал советы, взялся за штурм, стараешься, стараешься, совет за советом применяешь, напрягаешь извилины, все используешь, как автор прописал, а результата как не было, так и нет...
И наоборот, встал утром после вчерашнего, и вот оно, без всяких советов, желанное и долгожданное решение!

Автор дает рекомендации из своего опыта, но формулировки носят явно обобщающий характер, претендуя на универсальность. Что сомнительно.

1. ''Никогда не пытайтесь устроить мозговой штурм на рабочем месте.'' А где же еще, жизнь там проходит, там, на рабочем месте и штурм, и шторм, и штиль, и взлеты, и падения... Незачем на биллиардную отвлекаться. На природу - возможно, полезно, но там свои соблазны. Т.е., неправ автор, будем творить на рабочем месте. И натворим.


2. Определите центр вашего внимания
Тут самое интересное вот где заключается: ''Сформулируйте проблемное заявление, обозначьте важные ограничения для вашего мозгового штурма, чтобы вызвать появление творческих идей.''
Т.е., просто идеи нуждаются в ограничении, чтобы перерасти в творческие?

3. Начертите диаграмму связей
Если вопрос требует действительно творческого озарения, то эта картина связей не входит из головы без всякой диаграммы. Плохо, правда, что смартфон пока не снимает карту мозговой активности, не визуализирует, но за эти скоро дело не встанет, прогресс в смарт фонах неизбежен.

4. Создавайте идеи, а не планы
Т.е., предполагается наличие индивидов, упорно составляющих планы и также жестко пресекающих идеи? Есть ли такие?
А почему не допустить, что при работе над планами и возникнет та идея, которую невозможно было без планирования открыть?

5. Пресекайте «блокировщиков» и «дайверов»

Но эти субъекты появляются именно на рабочем месте, где погружается в мозговой штурм творческая личность, а не в биллиардной или на природе, куда также иногда командируется штурмующий. Противоречие...

6. Составьте список дальнейших действий

Тут безусловное и полное согласие. Такой список дальнейших действий автоматически формируется в мозгах творцов, да и вообще, в любых мозгах, после любых актов, творческих или нет (а как понять и разделить творчество от просто деятельности?). По этому пункту каждый смело может считать себя мастером мозгового штурма.

Но в целом - полезно, активирует мозги на штурм.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Александр Кудряшов пишет: но формулировки носят явно обобщающий характер, претендуя на универсальность
Здесь полезно отделить одно от другого. Скажем автор пишет - чтобы генерация идей была направлена не на свойства, а на выгоды от реализации проекта. Нормальное пожелание. Более того, вполне универсальное. Только оно ... не про м. штурм, а про азы маркетинга, описанные в книгах. Если бы формулировка была такая - не торопитесь, сначала потратьте время на постановку диагноза проблемы, я бы согласился. Но, однако, эта истина давно известна. Правда на практике часто нарушается.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

А кто-нибудь использовал MatriX для мозгового штурма?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.