Мировой рынок process mining активно развивается, консалтинговая компания Gartner заявила, что его объем в 2018 году составил $160 млн, прогнозируя кратный рост в ближайшие годы.
В России всерьез заговорили о технологии в 2016, тогда банк ВТБ отчитался о внедрении Celonis, в целом экспансия зарубежных систем продолжается, но в 2019 несколько отечественных компаний объявили о том, что планируют составить серьезную конкуренцию заграничным коллегам. В реестре российского ПО уже зарегистрировали систему класса process mining – Proceset, которую создали разработчики из Саранска.
Аналитики не делают громких заявлений о развитии отечественного рынка process mining, по сути, в нашей стране все только начинается. Однако управленцы и эксперты в области глубинного анализа процессов уверены – у технологии есть будущее в России, и все больше компаний заявляют о готовности к цифровой трансформации.
Задача, которую решает процессная аналитика, – создание точной копии фактического бизнес-процесса и поиск несоответствий с прописанной теоретической моделью. Отсюда и ключевые преимущества технологии, которую эксперты называют основой цифровой трансформации. Это мощный инструмент, способный помочь пересмотреть подходы не только к организации и оптимизации стратегически важных процессов, но и к ведению бизнеса в целом.
Денис Гасилин, директор по маркетингу, ГК «Рамакс»
Крупный бизнес всегда думает о том, как оптимизировать процессы, связанные с товарооборотом, цепочками поставок и различными финансовыми операциями. Технология process mining позволяет значительно улучшить количественные и качественные показатели практически на любом функциональном направлении деятельности. Например, в банковском секторе решают такие задачи, как повышение эффективности работы розничной сети банка, в том числе увеличение скорости процесса выдачи кредитов и оптимизация трудозатрат сотрудников сети.
На российских тендерных площадках был замечен всплеск запросов на оказание услуг в сфере процессной аналитики. Специалисты предполагают, что в ближайший год об очередном успешном внедрении заявят крупные игроки бизнеса, при условии демократичного NDA.
Главное условие – автоматизация
Эксперты говорят, что главное условие для получения результата от внедрения систем process mining – максимальная автоматизация. Без этого невозможно адекватно составить цифровую модель процесса, недостаток данных из ИС сузит поток фактов о совершенных операциях. И можно пропустить решающий клик мыши, который привел к негативным последствиям.
Никита Кардашин, руководитель отдела развития интеллектуальных систем, Naumen
Объектом анализа становятся не только численные метрики и KPI процесса, но и такие данные, которые на первый взгляд трудно поддаются изучению: тексты, комментарии и переписка сотрудников в рамках определенных активностей, документы, даже фото и скриншоты – все служит «топливом». Если добавить к данным самого процесса данные его окружения, например, из других информационных систем предприятия, и создать «цифрового двойника» некой бизнес-сущности, – того же банковского процессинга – появляется возможность работать с ней в разрезе времени, предсказывая будущее состояние (нагрузку на персонал, эффективность работы систем).
Процессная аналитика открывает уникальные возможности для трансформации бизнеса и исключения узких мест, снимает вопросы несогласованности в работе отделов и подразделений. Последний фактор эксперты называют одним из главных в числе негативно влияющих на взаимодействие с клиентами. Когда внутри компании нет четкой структуры совместной работы над задачами, страдают потребители товаров и услуг. Поэтому важно находить и исключать пороги, которые мешают течению.
Результаты внедрения
Быстрая окупаемость и реальные результаты в кратчайшие сроки – это плюсы внедрения технологии, о которых заявляют российские компании, уже сделавшие выбор в пользу глубинного анализа процессов. При этом окупиться проект может как за счет исключения затратных операций в рамках процессов, так и за счет их автоматизации. В одном из кейсов российских разработчиков собственного решения речь шла об экономии 75 млн рублей в год за счет автоматизации операции прикрепления файлов.
Татьяна Свидунович, первый вице-президент, «Газпромбанк»
Технология процессной аналитики внедрена в «Газпромбанке» в 2018 году. Она помогает производить более тонкую настройку бизнес-процессов. То, что не видно в регламентах и стандартных отчетах, становится очевидным. В нашем случае цель внедрения была достигнута, мы получили инструмент анализа и мониторинга бизнес-процессов. В будущем хотелось бы увидеть применение технологий машинного обучения для построения моделей процессов в process mining. Это позволит снизить трудозатраты на внедрение.
Василий Александров, операционный директор, СК «Сбербанк страхование»
В страховании технология совершенствования бизнес-процессов используется в операционном управлении и продажах. Мы не практикуем в полном объеме process mining, но используем его подходы. Например, минимизируем процессы на основании данных: делаем гипотезы и соответствующим образом их проверяем, тестируем, совершенствуем... Это связано с тем, что в нашей компании все процессы стандартные и в них не задействовано слишком много пользователей, поэтому все происходящие у нас процессы мы хорошо понимаем.
Идеолог технологии – профессор Вил ван дер Аалст был процитирован в упомянутом исследовании Gartner. Он сделал акцент на том, что в ближайшие годы рынок процессной аналитики сфокусируется на составлении прогнозов и предписывающей аналитике. При этом рост конкуренции среди поставщиков решений не будет явным, компании негласно поделят место под солнцем, сосредоточившись на определенных направлениях.
Перспективы российских игроков рынка process mining
Игроки российского рынка process mining пока в режиме ожидания, во многом от их первых шагов зависит, как будет развиваться направление в нашей стране. Законодатели моды – зарубежные решения, но ситуация может и должна измениться. У российских разработчиков есть все шансы занять лидирующие позиции в стране по нескольким причинам:
- Проще выстроить коммуникацию на предмет кастомных возможностей в системах. Гиганты рынка, как правило, долго оценивают, насколько экономически выгодно вводить новые функции в продукт. Отечественные IT-компании всегда были более лояльны к таким запросам, и за счет гибкости они отыграют часть рынка.
- Стоимость внедрения российских систем будет ниже если не в сотни раз, то в десятки точно. Это не ключевой показатель, но важная составляющая.
- Российские системы будут активнее внедрять организации государственного сектора. Отчасти свою роль в этом сыграли санкции, и карты в руки тем компаниям, чьи решения будут в реестре отечественного ПО.
Как только российские разработки смогут доказать свою эффективность в нашей стране, появятся реальные кейсы, и можно говорить если не о полноценной конкуренции на мировом рынке, то хотя бы об уверенной заявке на участие.
Алексей Никифоров, руководитель подразделения технологических решений, Hitachi Vantara
Традиционно в нашей стране в части управления компаниями отсутствует структурированный подход: зачастую оптимизация процессов идет хаотично и основывается не на реальном положении дел, а на представлениях руководства. Процессная аналитика в этом смысле незаменима, поскольку дает комплексную картину происходящего. Пока что, к сожалению, нельзя сказать, что процессная аналитика прижилась в среде российского менеджмента. Однако есть все основания полагать, что через 2-3 года она займет достойное место в менеджменте.
На основе мнения экспертов и топ-менеджеров компаний, где уже внедрена технология, есть основания полагать, что у технологии в России большое будущее. И немалую роль в этом сыграют отечественные разработчики, главное – поймать волну.
На самом деле, не такое это большое будущее..
Что бы от процесМайнинга был положительных эффект необходимо, что бы:
1. Процессы были выстроены
2. Процессы были стабильными в будущем..
3. На текущий момент была бы уже какая-никакая автоматизация...
4. Для компании в долгосрочной перспективе низкая себестоимость и высокая эффективность является ключевым приемуществом.
У нас часто бывает, что ключевое приемущество компании как раз в гибкости ее бизнес-процессов.. Скорее процесмайнинг хорош на сложившихся, устойчивых раныках.. Но таких будет все меньше..
На мой взгляд, термин Цифровой двойник более современный, а правильная реализация Цифрового двойника на практике по решаемым задачам и возможностям перекрывает Process Mining.
Мне кажется лучше синтезировать процессы с учетом стратегии компании, а не рыскать в тщетных поисках систематизации и автоматизации ненужных вещей.
Интересная статья, спасибо!
По уму именно так.. - Стратегические цели, представление о том, как мы их будем удовлтеоврять (потребности клиентов, продукты, знание о том, как создавать продукты, процессы, ресурсы).. Но по факту бывает так как бывает.
"Задача, которую решает процессная аналитика, – создание точной копии фактического бизнес-процесса и поиск несоответствий с прописанной теоретической моделью." В теории у нас в стране каждый бизнесмен. А где гарнтия, что разработчик модели создаст именно правильную модель бизнес-процесса? Существует множество специфических факторов, которые влияют на деятельность и развитие компании. Тем более у нас в стране.
Все именно так. По сути, пока, это "цифровая тень" реального бизнес-процесса в сложном ИТ-ландшафте. Не более того (по "логам"...). Что-то можно уточнить, но для этого уже есть стандартные инструменты. Ожидать того, что по "цифровой тени" будет построено точное описание реального бизнес-процесса - полная иллюзия: будет построена схема возможных транзакций (варианты и их частоты) персонала в процессе (включая ошибки). А уж надеяться на то, что машинное обучение в process mining позволит "рисовать" содержательные схемы реальных бизнес-процессов - это все равно, что по цепочке следов балерины на сцене пытаться восстанавливать либретто. Как минимум, для машинного обучения нужны тысячи подтвержденных схем процессов и их "цифровых следов"! Где они в реальности? Много ли организаций имеют реально поддерживаемый и актуальный реестр хотя бы основных бизнес-процессов? Хотя, все эти "слова" в тренде и, если есть "спрос", будет и соответствующее "предложение" (пока бюджеты позволяют).
Описание БП в этом случае будет, но ее реферативная ценность будет низкой
Вижу, что, к моему большому сожалению, большинство из комментаторов так и не поняли что такое process mining и для чего он нужен. Как автор статьи предполагает нести его в люди, в этой связи, не впооне понятно. Начинать нужно с ликбеза для тех, кто что то слышал но никогда не видел и никогда не пользовался.
начинать нужно с более точных формулировок задач, которые решаются:
Если проследить эволюцию ПО, которое представляет автор в своих статьях за 2014-2018 года, то всё начинается с программ для контроля за работой персонала, и в том числе контроля рабочего времени.
Исходя из примеров в статьях автора в 2019 году, есть возможность предположить, что было дальнейшее расширение возможностей вот такого подобного контроля за действием пользователей ПО. Эти примеры показывают как были решены некоторые задачи оптимизации работы персонала. - Некоторые!!!
И эти задачи не так очевидно сопоставимы с более грандиозной задачей, которая ставится в начале статьи:
Цитата из преамбулы: "Задача, которую решает процессная аналитика, – создание точной копии фактического бизнес-процесса и поиск несоответствий с прописанной теоретической моделью".
Одно и тоже ПО можно применять совершенно по разному ))) - полностью используя весь функционал, частично или даже находить возможности, о которых не предполагали разработчики )))
Реально по этим статьям можно изменить формулировку: " ... исследование как пользователи используют программное обеспечение, создание частичного цифрового образа фактически используемых бизнес-процессов, выработка рекомендаций, контроль за работой пользователей и т.д".
И в дискуссии по другой статье автора уже обсуждалось: Это не версии реальных бизнес-процессов - это версия на основе сбора статистики о работе с помощью информационной системы. Пропускается как разрешались различные нештатные ситуации, конфликты и ошибки уже вне информационной системы. До реальных бизнес-процессов ещё далеко ...