Главные принципы эффективной автоматизации бизнеса

В прямом смысле автоматизация – это передача функций или действий, которые выполнял сотрудник, машине или механизму. Была помощница бухгалтера Машенька, которая еженедельно собирала циферки у ответственных сотрудников, складывала их в нужном порядке, рисовала графики, сравнивала результаты с заданными параметрами и относила шефу. Теперь те же сотрудники ставят свои цифры в нужные разделы программы – и результаты автоматически попадают на экран монитора шефа. Руководитель спокойно может увидеть информацию за прошедшие периоды, не прибегая к посторонней помощи, просто кликнув на соответствующий раздел программы. Директор экономит время и нервы, а компания – фонд оплаты труда в размере оклада Машеньки. Данный пример показывает, что с учетом масштабов некоторых предприятий даже простейшая автоматизация может принести ощутимую экономию.

Теперь рассмотрим, как автоматизировать предприятие, чтобы внедренные решения стали ключевым преимуществом. Передача нескольких операций от сотрудников машинным комплексам в среднесрочной и долгосрочной перспективе уже сулит увеличением скорости процесса при снижении издержек. Чтобы получить максимальный эффект, необходимо провести серьезную работу, но при этом результат будет достойным.

Автоматизация может и должна затрагивать все возможные процессы предприятия. Если это внутренние процессы, то взаимодействие между отделами организации, передача информации, расчет аналитических данных, сравнение показателей и даже предложения по оптимизации. Если внешние процессы, то это передача и прием информации от контрагентов, сравнение предложений от контрагентов, совместная аналитика.

Флагманы IT-технологий уже тестируют процессы взаимодействия, которые напрямую осуществляются между аппаратными комплексами предприятия, так называемые m2m процессы. Данный подход быстро наберет обороты при уберизации грузовых перевозок: система управления логистикой предприятия сможет сама выбирать, заказывать и отслеживать передвижения грузов в соответствии с заданным алгоритмом.

Чтобы получить от автоматизации максимальный эффект, необходимо тщательно проанализировать все процессы на предприятии, тщательно описать их. Затем следует оптимизировать процессы, чтобы сделать их максимально эффективными. Многие после этого приступают к автоматизации, упуская из виду обратные связи. А это неверно. Машины способны выполнять сотни операций в секунду, поэтому этот ресурс надо максимально использовать. Отобразите все возможные обратные связи и включите их в процессы. Все значимые отслеживаемые параметры должны регулярно контролироваться, сравниваться и отображаться с нужной частотой, а также должны выводиться отклонения от заданных параметров. Программа должна информировать о недопустимых отклонениях. Только затем можно приступать к автоматизации и выбирать аппаратный комплекс.

Теория изменений ограничивает их количество тремя одновременно, иначе система может не справиться и выйти из состояния равновесия. Поэтому после изменения бизнес-процессов необходимо согласовать график внедрения, чтобы все получилось гладко. Поскольку разные отделы затрагивают разное количество изменений, они должны проходить последовательно, чтобы изменение, касающееся всей организации, вводилось одновременно во всех отделах.

Автоматизация в сегодняшних условиях должна быть постоянным процессом, поскольку отраслевые решения и аппаратные комплексы меняются регулярно. Подразделения организации, ведущие этот процесс, должны регулярно быть в курсе всех инноваций, которые возникают и своевременно внедрять их на своем предприятии. Именно это часто делает организацию лидером отрасли, примером может служить сеть «Магнит», которая уже несколько лет держит пальму первенства по инновационности в России.

Средства автоматизации должны быть универсальными и стыковаться с максимальным количеством платформ, что добавит уверенности и динамичности.

Серверы и ПО регулярно устаревают, поэтому их лучше арендовать вместе с облачными сервисами для хранения информации. Такая конфигурация позволяет входить и работать в системе с различных устройств. Это придает организации дополнительную мобильность.

По последним данным, в развитых странах более 30% экономики уже стало цифровой, и по прогнозам, к концу этого десятилетия приблизится к 50%. Это значит, организации, которые не включились в этот процесс, просто исчезнут!

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Евгений Нагорный, Артём Александров
Руководитель проекта, Москва

Автоматизация должна давать несколько эффектов:

ускорение бизнес процессов;

удешевление бизнес процессов;

минимализация влияния "человеческого фактора" на ошибки;

систематизацию, аналитику и контроль ключевых показателей, с возможностью отследить точку образования "неполадок" в работе компании.

Что бы автоматизация дала эффект - в компании должно быть назначено лицо, отвечающее за данный процесс собственной "головой", в противном случае ее внедрение будет саботироваться и затормаживаться персоналом на каждом уровне, куда ее собираются внедрить.

Со всем остальным полностью согласен. Кто не "оцифровался" вовремя, тот в ближайшем обозримом будущем из бизнеса вылетел, ввиду фатального отставания от конкурентов.

Директор по производству, Москва

Как внедрять ИТ решения, чтобы они стали конкурентным преимуществом? Отличный вопрос!

Если в общем, то научиться образмеривать ожидаемый эффект от автоматизации. Несмотря на важность вопроса, у вас он не затронут.

А до тех пор, пока компания хотя бы не поймёт какие бизнес-процессы она выполняет, не научится «снимать» адекватную информацию с каждого процесса - считать эффект не с чего и автоматизировать (улучшать) нечего.

Без этого компании приходят как раз к тому, что вы говорите - «автоматизация в сегодняшних условиях должна быть постоянным процессом», остаётся добавить «и беспощадным».

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.