Стивен Кови, автор международного бизнес-бестселлера «7 навыков высокоэффективных людей» и признанный бизнес-гуру. Он провел в Москве семинар в рамках The International Leadership Series. Партнером серии «Лидеры в Москве» является российская тренинговая компания MTI, которая предоставила Executive.ru возможность задать Стивену Кови несколько вопросов.
Executive.ru: Когда, по вашему мнению, экономика знаний станет превалировать над подходами индустриальной эпохи во всем мире, включая такие страны как Россия? Это займет десятилетия или годы?
Стивен Кови: Я думаю, что это случится в течение ближайших 10 лет.
Executive.ru: Что бы вы сказали тем менеджерам, которые считают что «на их век» методов управления в духе индустриальной эпохи будет вполне достаточно благодаря постоянному росту цен на нефть и газ? Например, менеджерам российских компаний, работающих в нефтегазовом секторе.
С.К.: Мне кажется, что они именно так и думают. Я не думаю, что они захотят меняться. Я думаю, что из-за высоких цен на нефть они не будут смотреть на людей как на свой главный актив. Их главный актив – это нефть
Executive.ru: А что вы порекомендуете тем людям, которые лично уже готовы к трансформации в соответствии с требованиями экономики знаний, но при этом работают в компаниях, где господствуют отношения индустриальной экономики? Следует ли им уходить из этих компаний?
С.К.: По-моему, они могут стать «агентами изменений» в своих нынешних компаниях. Это может быть сопряжено с большими трудностями, если топ-менеджмент все время «тянет назад» и не хочет изменений. Они могут принять решение покинуть такие компании. Но мой опыт показывает, что спешить не стоит: исключительные достижения привлекают внимание. Результаты, которых можно достичь благодаря методам экономики знаний, привлекают внимание. Это – громадный скачок.
Executive.ru: Даже в компаниях, построенных на старых принципах?
С.К.: Даже в таких компаниях. Но, тем не менее, если эти компании защищены от конкуренции, чрезмерно просубсидированы или если их активы настолько ценны (как нефть), что они не придают особого значения людям, – они могут не заметить даже исключительных достижений.
Executive.ru: Если сотрудники сталкиваются именно с такой ситуацией и покидают компанию, каких работодателей им стоит искать?
С.К.: Им, вероятно, следует искать работодателя, находящегося в состоянии взаимозависимости со своими сотрудниками, а не просто уполномоченного менеджера. Если говорить о конкретных идеях в области энергетики – почему бы не заняться важными альтернативными источниками энергии? Это могло бы представлять большую угрозу для нефтяных компаний. А традиционному нефтяному бизнесу я бы посоветовал: нанимайте knowledge workers, чтобы тоже заниматься альтернативной энергетикой – гибридными автомобилями и т.п. Ищите knowledge workers и высвобождайте их энергию и талант. Но, как я вижу, пройдет еще немало лет, прежде чем это требование времени будет всерьез воспринято большинством организаций. Конечно, если эти бизнес-структуры не участвуют в конкуренции в рамках глобальной экономики. При тех ценах на нефть, которые есть сегодня, они могут получать все, что хотят, не прилагая особых усилий.
Executive.ru: Таким образом, все же получается, что для определенной категории людей следование императивам экономики знаний не обязательно? На их век хватит и традиционных индустриальных подходов?
С.К.: Да, кое-кому до конца жизни хватит и вчерашних методов. Им не обязательно придется измениться. Такие люди, наверное, уже достаточно богаты и могут жить, как им хочется. Но хотите узнать правду? Попробуйте изучить их семьи. Именно там вы найдете все «болячки». Я говорю это, потому что работаю с очень многими очень богатыми людьми, у которых очень печальная семейная жизнь.
Executive.ru: То есть, чтобы оценить успешность человека, спрашивать его надо не о богатстве, а о счастье?
С.К.: Правильно. Главный вопрос – есть ли в человеке внутреннее величие, характер, вносит ли он свой вклад, служит ли он своему сообществу (community), помогает ли он состояться другим людям. Если человек все рассматривает в терминах финансового успеха, он можут оставаться, как он есть, до конца своей жизни.
Вопрос MTI: Различные бизнес-гуру по-разному определяют, что такое лидер. Как определяете лидера и лидерство вы? Может ли человек быть лидером, не следуя тем принципам, о которых вы говорите, в т.ч. на сегодняшнем семинаре, т.е. семи навыкам высокоэффективных людей?
С.К.: Это вопрос определения. Кто-то может определять лидера как человека, дающего видение (sets the vision). При том определении лидерства, которое даю я, без этих навыков не обойтись. Чтобы люди пошли за видением (а именно это главное в моем определении), поверили в него, необходимы навыки 4, 5 и 6. Но иногда нет необходимости, чтобы люди шли именно за видением. Например, Ганди. За его видением независимой Индии никто особенно не шел, но люди настольно себя идентифицировали с самим Ганди, что полностью доверялись ему. То есть для лидерства необходимо либо соучастие людей, их готовность следовать видению, либо идентификация с лидером. И то, и другое происходит от морального авторитета. Мое определение лидерства связано с моральным авторитетом. Очень многие скажут, что это слишком расплывчатое, нереалистичное определение. Я на это обычно отвечаю, что во главе каждой из великих организаций мира вы найдете человека с моральным авторитетом. Вы также обнаружите, что лидерство «распределено» по всей этой организации. Я как-то спросил Джека Уэлча, в чем разница между менеджментом и лидерством. Он ответил: никакой. Я спросил, согласится ли он таким суждением: лидерство – это высшее проявление менеджмента. Он согласился. Потому что менеджеры должны быть и менеджерами, и лидерами. А высшее проявление менеджмента – это создание для людей перспективы и высвобождение их потенциала. Он согласился.
Вопрос MTI: Могли бы вы назвать компанию, в которой критическая масса сотрудников следует вашим семи навыкам?
С.К.: Таких компаний – масса. Marriott. Каждый сотрудник «Мариотта» прошел тренинг по моим принципам. Ritz Carlton, Saturn, Toyota. Очень многие практикуют их, не зная, что это те самые семь навыков. Потому что мои семь навыков – это законы природы. Я не заслуживаю славы изобретателя семи навыков высокоэффекивных людей. Я их никоим образом не изобретал. Я только дал им броские названия и структурировал их. Но они – законы природы.
Вопрос Newsweek: Знакомы ли вы с другими всемирно известными бизнес-гуру? Встречаетесь ли вы, обмениваетесь ли мнениями?
С.К.: Я все время это делаю. Назовите любого, я знаком практически со всеми. И, знаете что, в основе мы говорим одни и те же вещи, только разными словами. Мы все часто ссылаемся на Джека Уэлча. General Electric занимает первое или второе место на рынке по 38 различным продуктам. И он говорит то же самое. Он говорит, что когда он находился в плену представлений индустриальной эпохи, он не понимал главного: ключ к решению всех проблем в жизни – раскрытие лидерского потенциала в каждом человеке. Он определяет это так. Я рассказываю об этом несколько иначе, но в основе это то же самое. Я бывал в одной комнате одновременно с несколькими гуру. И обязательно кто-нибудь из них спросит: не говорим ли мы, в сущности, одно и то же? Да, это так. Мы фокусируемся на разных аспектах: Майкл Портер больше говорит о стратегическом планировании и сферах предпринимательства, Том Питерс говорит об инновациях, но в основе – те же принципы.
Фото: stephencovey.com