Франчайзинговый рынок в России: сценарии развития и ключевые тренды

После непростого 2022 года рынок франчайзинга в России начал восстанавливаться. По данным franshiza.ru, оборот рынка в 2023 году увеличился на 14,5%, а количество франшиз выросло на 6%. Да и в целом, отечественный франчайзинговый рынок существенно вырос за последнее десятилетие, а именно: с 2007 года – в 11 раз. Рассмотрим, как развивалась эта отрасль.

Что изменилось на рынке российских франшиз

  1. География. Если в 2011 году на Москву приходилось 72% франшиз, то к 2024 году этот показатель упал до 20%. В то время как выросло число франшиз со штаб-квартирой в регионах.
  2. Увеличилась доля недорогих франшиз. В прошлом году самыми востребованными были именно франшизы стоимостью до 1 млн рублей. На них пришлось 75% всех заявок.
  3. Увеличилось количество отечественных брендов в общей структуре франшиз в России – до 87% к 2024 году. Международные бренды остались преимущественно в фэшн-ритейле и в общепите.
  4. С годами поменялась юридическая составляющая франчайзинга. Договоры прописываются более детально, увеличилось количество требований к франчайзи (покупатель франшизы) со стороны франчайзера (владельца бренда).

В то же время, правовой вопрос все еще не до конца проработан. Закон до сих пор никак не определяет понятия «франшиза» и «франчайзинг». Для оформления отношений в основном применяется договор коммерческой концессии. Реже применяется лицензионный договор.

Законопроект «О франчайзинге» отклонили в Госдуме в первом чтении в 2016 году. Среди причин названы отсутствие соответствия принципам равноправия сторон, потенциальная конкуренция норм ГК РФ и описанных в новом законопроекте. Кроме того, новый законопроект было невозможно вписать в российские правовые нормы. Появятся ли когда-то отдельные нормативные акты для франчайзинга, сложно сказать.

Как прошел 2023 год для российского франчайзинга

Прошлый год во многих аспектах был более стабильным для игроков рынка отечественного франчайзинга по сравнению с 2022:

  • Условия работы более чем у 60% компаний не менялись.
  • Прибыль почти у 70% игроков выросла, а у 17% осталась на прежнем уровне.
  • Число закрытых или замороженных проектов оказалось минимальным за последние 10 лет.
  • Спрос на франшизы за январь-ноябрь 2023 повысился на 57,7% относительно того же периода 2022 года. Что немаловажно, рост был на протяжении всех месяцев.

Причины такой положительной динамики на рынке объясняются тем, что у розничных инвесторов и предпринимателей существенно снизилось количество альтернатив для размещения финансов, относительно прошлых лет. Капитал стал искать возможности аллокации в основном внутри страны, нежели за ее пределами. Франчайзинг рассматривается, в первую очередь, как способ снизить свои риски – бизнес-модель апробирована, многие операторы работают годами. В условиях неопределенности многие предприниматели ищут надежные и проверенные бизнес-модели, которые могли бы обеспечить им стабильный доход.

Также франчайзинг – это способ «быстрого» погружения в новую тему. Из-за наработанного опыта и комплекса ноу-хау, которое есть у операторов франчайзинга, не требуется тратить массу времени на пробы, ошибки, разработку бренд-буков – все это уже есть, и запуститься можно в считанные месяцы.

Еще одна причина роста спроса на франшизы – это новые возможности. Уход многих международных компаний с российского рынка создал пробелы, которые местные предприниматели стремятся заполнить, предлагая альтернативные товары и услуги.

Другие весомые причины роста рынка – это развитие государственных и частных инициатив по поддержке малого и среднего бизнеса, включая финансовую помощь и образовательные программы для предпринимателей.

Какие виды франшиз особенно взлетели

Спрос вырос практически на все виды франшиз, но в некоторых категориях он особенно высокий. В сфере общепита сильнее всего выросло число заявок на открытие кальянных (+191% к 2022 году), и на точки кофе с собой (+137%). Для сравнения: рост спроса по бургерным, кафе и ресторанам – чуть больше 50%, а у других направлений, вроде фастфуда, пекарен, еще меньше: +31% и +13,8%.

Огромный интерес к франшизам кальянных и кофе навынос объясняется доступностью и «понятностью» бизнеса для потенциального франчайзи. Относительно низкий порог входа и быстрая окупаемость инвестиций делает франшизы в этих сегментах привлекательными для малого и среднего бизнеса. Средняя выручка на один кофе-бар растет уже третий год подряд на +20% ежегодно. Это дает основания полагать, что рост продолжится и в будущем.

Можно отметить также и психологический фактор. В период изменений в обществе, в состоянии некой неопределенности относительно будущего конечный потребитель все чаще выбирает «маленькие радости», которыми может регулярно себя поддерживать, поэтому сегмент подобных заведений столь популярен.

Как будет развиваться рынок франчайзинга

Прогнозирование зависит от многих факторов, включая экономическую ситуацию в стране и мире, политический климат, технологические инновации, изменения в потребительском поведении. На российском рынке франчайзинга возможны несколько сценариев:

  1. Продолжение роста. Спрос на франшизы может продолжать расти, особенно в секторах, где есть потенциал для инноваций и где предприниматели могут предложить уникальные, адаптированные под местные условия продукты и услуги.
  2. Стабилизация. После периода активного роста спрос может стабилизироваться, когда рынок достигнет насыщения в определенных сегментах.
  3. Введение новых регулятивных требований. Может повлиять на рынок как положительно, так и отрицательно, в зависимости от характера и направленности этих изменений.

Помимо этого развитие рынка будут определять несколько ключевых трендов:

  1. Дальнейшее увеличение доли российских брендов в общем объеме франшиз, в том числе брендов региональных.
  2. Активный выход российских франшиз в дружественные страны: на Ближний Восток, в СНГ. Новостей о таких выходах в прошлом году было немало, в частности, от ресторанов. И в ближайшей перспективе их может стать еще больше.
  3. Автоматизация процессов и освоение новых технологий – как для снижения издержек, так и для повышения конкурентоспособности.

Следование этим трендам, а также гибкость, способность быстро адаптироваться к изменениям на рынке, понимание потребностей целевой аудитории и выстраивание с ней доверительных отношений остаются ключевыми факторами успеха франшизы.

Таким образом, хотя невозможно с уверенностью предсказать точный ход событий, можно утверждать, что рынок франчайзинга в России продолжит развиваться, приспосабливаясь к новым условиям и предлагая новые возможности для предпринимателей.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Алексей Дроздов
Генеральный директор, Москва

Все перечисленные отрасли в статье, так или иначе свзаны с общепитом (вкл кальянные и кофе с собой), что заставило усомниться в предоставленных данных и действительно, зайдя на сайт https://businessmens.ru/, можно увидеть эти фразы в разделе: Франшизы общественного питания: и снова кофе.

Так а что же все-таки происходит с рынком франзайзи - так вот что:

Спрос на франшизы в России в 2023 году вырос на 58%, показывают данные каталога франшиз Businessmens.ru. В пятерку лидеров по брендам вошли франшизы компаний «Мята», Boxberry, Ozon, «Додо Пицца» и «Автоняня».

 

В сфере услуг лидируют франшизы туризма — заявки выросли на 192% — и пункты выдачи заказов — рост на 125%.

 

В секторе торговли наиболее популярными стали франшизы магазинов косметики и парфюмерии — количество заявок выросло на 235%.

При этом некоторые сферы показали отрицательный результат. Например, на 2,7% снизился интерес к магазинам обуви и на 20,9% упал поток заявок на франшизы аптек.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.