Российские предприниматели, особенно мелкие, никак не желают платить налоги в полном объеме. Эта проблема не первый год волнует власти. Федеральная налоговая служба (ФНС) нашла выход, как навести порядок – с помощью онлайн-приложения на сайте Nalog.ru. Впрочем, полный контроль над финансами российского бизнеса налоговики получат не завтра, а после 2025 года.
Просто зайди на сайт
Согласно данным Росстата, в первом квартале 2017 года в неформальном секторе экономики нашей страны были заняты 18,7% всех трудоспособных жителей РФ, или 13,4 млн человек. В прошлом году в неформальной экономике были заняты 15,4 млн человек, или 21,2% от общего количества занятых. Самое большое количество занятых в неформальном секторе в оптовой и розничной торговле, в различных видах ремонтных работ.
Именно с целью вывести всех из тени ФНС предложила создать систему, при которой мелкий бизнес сможет вести всю свою бухгалтерию прямо на сайте Nalog.ru. Для этого придется лишь зайти на сайт ФНС, заполнить несколько достаточно простых форм и сразу оплатить рассчитанные налоги. Система должна работать в формате онлайн-офиса. Рассчитывать сборы будет налоговая служба, а предпринимателям никакой отчетности подавать не придется. Заплатить налог можно автоматически, привязав банковскую карту или счет, с которого спишутся деньги. Также бизнес сможет моментально получить сообщение о задолженности, не дожидаясь блокировки банковского счета.
Надо понимать, предупреждает РИА «Новости», что благодаря своему сервису фискальная служба сможет проконтролировать каждый денежный перевод, получив информацию о том, за какую именно услугу или товар перечисляются деньги. Бизнесмен, к примеру, не сможет перечислить 1 млн рублей за канцтовары, а потом получить эти деньги наличными: налоговая немедленно увидит, что никто никаких канцтоваров не закупал, следовательно, сделка является фиктивной. Фактически создается система, в которой, с одной стороны, упрощается уплата налогов и снижаются расходы МСБ, с другой – государство получает полный контроль над каждым предпринимателем.
Кто выиграет?
По словам руководителя проектного департамента компании Bell Integrator Михаила Лапина, перспективы внедрения данного сервиса огромны. Он значительно облегчит ведение налоговой отчетности, минимизирует возможность ошибок в заполнении документов со стороны налогоплательщиков. Также он предоставит максимальную прозрачность и корректность оплаты налогов, а также устранит человеческий фактор, в результате чего доверие к системе налогообложения должно повыситься. При этом сервис позволит вывести из тени отдельную категорию самозанятых, тех, кто работает сам на себя (няни, репетиторы и пр.), предоставив для них минимальную налоговую ставку и оптимальный комфорт и оперативность в платежах.
Вообще, уверен Михаил Лапин, сервис приведет к началу структурных изменений к экономике. Скорее всего, изменится нормативно-правовая база, появится возможность быстрого внедрения новых налоговых программ для бизнеса и населения. Правительство сможет провести финансовую оценку различных отраслей, регионов, которые могут показать «проблемные» места над которыми нужно работать. К тому же сервис должен обеспечить снижение коррупционной составляющей при выплатах и проверках.
Безусловно, признает и партнер Legal Choice Роман Лебеденко, внедрение электронного сервиса для налогоплательщиков – юридических лиц – несомненный плюс для всей российской фискальной системы. Пример личного кабинета для налогоплательщиков – физических лиц, показывает, что интерфейс для уплаты обязательных платежей может быть простым и удобным – порядок начисления налогов для граждан является предельно понятным.
При реализации важно учесть вопрос, кого отнести к мелкому предпринимательству и кому предложить систему к использованию. Вряд ли для этих целей подойдут критерии субъектов малого и среднего бизнеса. Важно учитывать и российский менталитет, добавляет Лебеденко. ФНС уже инициировала «выход из тени» самозанятых граждан. Однако эта кампания не принесла успехов: по официальным данным выявлено только 2% лиц, которые добровольно пожелали оплачивать налоги со своей деятельности.
Где взять кэш?
Действительно, идея налоговиков – здравая, уверен правозащитник, общественный омбудсмен по правам предпринимателей Александр Хуруджи, но без решения нескольких базовых причин теневой экономики в России на практике все может получится не так красиво. Во-первых, объясняет он, у нас более 70% экономики – это предприятия с госучастием, плюс МУПы, «дочки», «внучки» всех компаний с госучастием. Все они являются очень большим получателем услуг, работ, поставок. «На этом рынке, если не кривить душой и называть вещи своими именами сложилась определенная практика. Соответственно, первое препятствие для возможных желающих перейти на новые официальные рельсы представителей малого и среднего бизнеса будет состоять в том, где взять кэш?», – говорит правозащитник. – Можно, конечно, помечтать, когда все разом скажут – теперь все прозрачно, кэша нет! Но в реальности организации – подрядчики перейдут на новую систему только в самом крайнем случае».
Второй момент – это увеличивающаяся масса «минусовых» работников, продолжает Александр Хуруджи: «В регионах порой не так просто найти работников, особенно квалифицированных рабочих: сказывается развал системы колледжей и ПТУ. Все эти сотрудники – уже с «хвостом» проблем в виде коллекторов. Если ты платишь такому работнику как положено «в белую», то по факту у него все спишут, и на жизнь попросту ничего не останется. Таким людям проще перебиваться случайными заработками и жить на пособие».
Окажутся ли бухгалтеры без работы?
Не окажутся, считает старший юрист CAF Group Юлия Семенова. Сервис позволит вести бухгалтерский учет непосредственно на серверах налоговой службы и несколько сократит работу по формированию бухгалтерского отчета, но в целом вряд ли позволит сократить трудозатраты предпринимателя на ведение бухучета. Ввод всех данных на сервер налоговой службы будет делать специально обученный человек – тот же бухгалтер. При этом не исключено, что непосредственно перед вводом информации на сервер налоговой, этот человек будут предварительно сам рассчитывать платежи, используя офлайн-программу для оптимизации налогов и соответственно корректировать параметры вводимых данных так, чтобы не заплатить лишнего.
Проблему «обналички» этот сервис также не решит, соглашается Лебедева: как обналичивали деньги за фиктивные закупки, так и будет делать дальше. Будут проводить через эту систему товаросопроводительные документы о фиктивных закупках товаров и услуг и получать наличные деньги, также как и раньше представляли эту информацию в бухгалтерских отчетах. Безусловно, признает юрист, сервис удобен тем, кто ведет полностью белую бухгалтерию, но много ли таких в среде мелких предпринимателей? Как правило, они становятся неконкурентными на рынке очень быстро и прекращают свою деятельность, поскольку совокупный размер налогов не позволяет получать прибыль и развивать бизнес. Фактически новый сервис представляет собой модифицированный электронный канал передачи данных в налоговую инспекцию, но и сейчас информация передается в налоговую посредством электронного документооборота через канал защищенный электронно-цифровой подписью.
Поступившую по этому каналу информацию налоговая служба имеет возможность обрабатывать и сравнивать с другими поступившими данными, в том числе и от электронных кассовых аппаратов, и на основе этого доначислять налоги, выставлять штрафы и пени. Позволит ли новый сервис предпринимателю избежать начисления штрафов и пени? Вряд ли, налоговая служба всегда сможет ему предъявить неправильный ввод данных из-за чего будут неправильно рассчитаны налоги, что составит состав налогового правонарушения с теми же негативными последствиями для предпринимателя.
Со штрафами покончено?
Позволит ли новый сервис избежать ошибок при вводе данных, задается вопросом Юлия Семенова. Тоже вряд ли, потому как вводом будут заниматься те же люди, а людям свойственно ошибаться, что при составлении отчетов, что при вводе данных. А последствия ошибок будут одинаковыми. Весьма сомнителен, по ее словам, и вывод о том, что новый сервис заставит предпринимателя вводить в него все данные о закупках и зарплатах, если до этого часть такой информации не декларировалась. Какие налоговые преференции заставят это сделать предпринимателя? Никакие, размеры налогов остались прежними. Тогда зачем ему добровольно увеличивать размер налогов и снижать прибыль?
Что будет делать «1С»?
С юридическими лицами ситуация не простая, предупреждает Лебеденко. Существуют системы налогообложения с различными подходами к отчетности, это усложняет реализацию программного продукта. Более того, без интеграции налоговой системы с продуктами автоматизации работа нового комплекса фактически невозможна. Среди таких программ автоматизации, в настоящее время, не только «1С», но и множество других программ отечественных разработчиков, что также усложняет совместимость комплекса с индивидуальным продуктом.
Естественно, что одним из первых вопросов перед бизнесом встанет целесообразность использования различных бухгалтерских программ, например, таких как «1С». Сейчас, уверена Юлия Лебедева, объективных причин для полного, пусть и постепенного перевода предпринимателей на белый налоговый учет при полном и массовом внедрении нового сервиса нет, соответственно нет оснований считать, что новый сервис «убьет» различные бухгалтерские программы типа «1С».
«Не думаю, что компания «1С» пострадает от внедрения данного сервиса, – вторит ей руководитель проектного департамента компании Bell Integrator Михаил Лапин. – Я бы сказал, что «1С» напрямую участвует в организации данного сервиса. В корпоративной информационной среде есть много финансовых процессов, которые можно автоматизировать с помощью продутов 1С».
Не следует ждать, что перемены наступят быстро, предупреждает Роман Лебеденко. Скорее промежуточная автоматизация произойдет к 2023-2024 году, а полная – к 2027-2030 году. По мнению эксперта, ФНС нужно совместно с IT-индустрией создавать комплексные продукты для бизнеса, которые будут включать в себя как обеспечение деятельности предприятий, так и финансовую отчетность, и которые смогут интегрироваться в банковские решения.
Чем меньше доход от нефтегаза тем сильнее будут жать из людей
Вопрос к налоговой системе скорей не как сделать так, чтобы предпринимателю стало проще платить налоги, у него (предпринимателя) и сейчас "море"возможностей платить, используя и gosuslugi.ru, и nalog.ru с привязкой к своей банковской карте и т.д., а скорее - какая должна быть налоговая система и экономическая политика государства в целом, чтобы предприниматель захотел платить налоги.
Хороший пример нашей экономической жизни, когда были снижены налоги на зарплату (ЕСН), то уже через год соц.отчисления со всех предприятий выросли на десятки процентов, а по ряду отраслей в разы.
Именно в снижении налогового бремени, а не во внедрении разных способов учёта, видится хороший момент в создании экономических комфортных условий для предпринимателя, которые способствовали бы его развитию и созданию новых рабочих мест и приводили бы к инвестиционному развитию бизнеса, как следствие к росту налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.
Последняя фраза вызывает просто дикий хохот. "ФНС нужно совместно с IT-индустрией создавать комплексные продукты для бизнеса". Вы видели, вообще, продукты ФНС? Они, конечно, за последние 10 лет постепенно перестали напоминать поделки человека с нарушениями развития, и достигли уровня студента-первокурсника. Но нормальной учетной системой для нормального бизнеса они станут примерно никогда.
Налоговая уже давно имеет кучу информации по всем у кого стоит 1С. Не кто не задумывался почему во многих странах несколько программных продуктов, а у нас массово только один???? Многие Питерские бизнесмены уже это прочувствовали 2 года назад на собственной шкуре....
Как сказали в одной шутке, у нас нет здоровых, у нас есть не до обследованные, просто их время еще не пришло.
очередной завиральный проект по освоению бюджетных средств. Никто в здравом уме не перейдет на налоговый софт, т.к. завтра всю коммерческую информацию (клиенты, обороты, поставщики) за две копейки узнают конкуренты. Или все упадет, как упали кассы по всей стране дней несколько назад. Нет доверия государству.