В феврале 2019 года правительство оценило расходы на нацпроекты в 25,7 млрд руб. Это следует из проектных паспортов, опубликованных на сайте правительства. Правительство хотело бы разделить эти расходы с бизнесом, об этом в феврале премьер Дмитрий Медведев заявил в программе «Итоги недели» на НТВ. При этом Медведев заявил, что бизнес должен участвовать в реализации национальных проектов «…на рыночных принципах. Государство не будет «из-под палки» заставлять предпринимателей инвестировать», пообещал он.
Через несколько месяцев выяснилось, что государственно-частное партнерство складывается не слишком успешно. Минэкономразвития по итогам июля 2019 года зафиксировало нулевой рост инвестиций частного бизнеса к июлю 2018. «Пока нет никаких данных – в какой мере в первый год реализации нацпроектов исполняются показатели внебюджетного их финансирования. Однако, исходя из того, что Минэкономики по итогам июля зафиксировало нулевой год к году рост общих инвестиций в РФ, они могут быть провальными», – пишет «Ъ». 10 сентября 2019 года правительство собирается проанализировать механизмы взаимодействия с инвесторами.
Почему российские компании не хотят инвестировать в нацпроекты? На вопрос редакции Executive.ru отвечают эксперты.
У бизнеса нет средств для инвестирования
Екатерина Матвеева, начальник отдела бюджетирования и экономического анализа, РЖД, эксперт Executive.ru
Малый и средний бизнес не инвестирует деньги в нацпроекты по банальной причине – нехватка свободных денежных средств для инвестирования (по финансовой деятельности в отчете движения денег). Бизнес тратится на тест новых гипотез, рекламу, собственное развитие.
Маржинальность бизнеса – 25% (по средней статистике российских компаний), депозитная ставка 5,5-7%, нацпроекты дают в среднем 8-10% доходности. Естественно, частный бизнес выбирает другой путь, он хочет развиваться сам.
Нацпроекты «рисуют» радужные перспективы с точки зрения бизнес-модели и инвестиционных показателей, но на практике зачастую оказываются убыточными ввиду срыва сроков реализации, дополнительных неучтенных вложений в проект и прочих расходов.
Инвестиции в национальные проекты – высокорисковые
Мария Ермилова, первый вице-президент, Ассоциация менеджеров образования и науки, эксперт Executive.ru
В нескольких национальных проектах заявлены показатели, которые с трудом могут быть достигнуты. Например, в национальном проекте «Жилье и городская среда» говорится о 120 млн кв. м жилья, которые должны быть построены к 2024 году. Однако условий и базы для этого как таковой не создано. Есть несколько причин, почему бизнес не инвестирует в нацпроекты.
Такие инвестиции – высокорисковые и вряд ли при невыполнении плановых показателей предприниматели смогут вернуть свои средства. Это одна из основных причин, которая не позволяет бизнесу в этом участвовать. Российские предприниматели осознают, что любые другие инвестиции принесут им больший доход, нежели национальные проекты.
Возможное участие российского бизнеса в реализации национальных проектов возможно при создании условий, связанных с льготным кредитованием, налогообложением, формированием более четкой системы реализации проектов, заключающейся не только в указании на точные показатели, которые должны быть достигнуты, но и на инструменты и механизмы, которые позволят эти проекты реализовать в полном объеме.
Формирование системы снижения возможных рисков для инвесторов – тоже немаловажный вопрос. Эта тема не проработана, и вызывает у предпринимателей нежелание участвовать в проектах. Бизнес должен не только инвестировать в национальные проекты, но и быть защищенным от возможных последствий такого участия.
Чтобы российский бизнес подключился к реализации национальных проектов, необходима их первоначальная доработка в части формирования конкретных механизмов и инструментов, которые позволят максимально достичь плановых показателей.
Вторым шагом должно стать представление программы, в которой четко будут прописаны выгоды и возможности участия российского бизнеса в таких проектах, а также связанные с этим риски. Если будут конкретные меры, которые позволят эти риски снизить, то предприниматели будут больше настроены на поддержку проектов.
Национальные проекты, помимо решения социальных вопросов, должны представлять перспективы для бизнеса, который сможет содействовать в решении этих вопросов.
В перспективе инвестиции в национальные проекты со стороны бизнеса могут быть осуществлены либо в принудительном порядке, либо государству необходимо подумать над созданием для российских предпринимателей привлекательных условий такого участия.
У частного бизнеса ограниченные горизонты получения прибыли
Татьяна Мокеева, призер конкурса «Молодой ученый года» СПбПУ (2018 г.), ассистент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, эксперт Executive.ru
Частный бизнес и инвесторы не хотят финансировать национальные проекты, в том числе фундаментальные и прикладные научные исследования, которые позволят получить технологические инновации широкого класса применения в самых различных сферах. Бизнес неспособен видеть дальние перспективы, политика компаний основана на получении ближайшего результата, у частного бизнеса ограниченные горизонты получения прибыли.
Для решения данной проблемы государству необходимо совершенствовать механизмы взаимодействия с инвесторами. С нормативно-правовой стороны требуется создание закона о защите и поощрении инвестиций; создание определенных возможностей и предпосылок – гарантий, льгот, обязательств... В этом вопросе также стоит обратиться к зарубежному опыту, в частности, к опыту США.
Кто захочет вкладывать деньги в проекты, юридический статус которых не определен?
Кирилл Комраков, к.ю.н., независимый юридический эксперт, член РАЕН
Как пояснил Дмитрий Медведев, бюджет национальных проектов до 2024 года оценивается в беспрецедентные для российской экономики 25,7 трлн рублей. Из них 13,1 трлн рублей будут выделены из федерального бюджета, а порядка 12 трлн должен вложить бизнес. На деле теория и практика частных инвестиций в национальные проекты довольно часто расходятся. В теории бизнес обеспечивает финансирование проекта, профессиональную экспертизу, управление объектами. Государство, в свою очередь, всячески бизнес поддерживает – предоставляет налоговые льготы, гарантии, субсидирует заемные средства, но при этом осуществляет контроль общественных интересов в реализуемом проекте.
На практике же ситуация выглядит иначе. Основная проблема – уже на этапе подачи заявки на участие в проекте бизнес сталкивается с административными барьерами – без бюрократической волокиты невозможно даже начать. Еще одна проблема – понятная и доступная нормативная и техническая база для реализации инвестиционных проектов. Кто захочет вкладывать деньги в проекты, юридический статус которых не определен? Уж точно не бизнес.
Развязка этой истории должна произойти в конце этого года, когда правительство начнет искать причины такой слабой вовлеченности бизнеса в инвестирование. Вот тогда, скорее всего, мы увидим два варианта развития событий: либо полная национализация этих проектов и финансирование исключительно бюджетными средствами, либо наоборот – принятие правовых и экономических мер, чтобы вовлечь предпринимателей. В нашей реальности эти меры даже можно назвать либеральными – у бизнеса немало вопросов к самому процессу участия в национальных проектах.
Нигде не описаны конкретные преференции для частных инвесторов в нацпроекты
Юрий Гугнин, основатель, краудлендинговая платформа «Карма»
Нацпроекты составлены с учетом того, что в нашей экономике можно планировать на долгие годы вперед, но пока государство не создало достаточно устойчивую среду для этого. Российские предприниматели вынуждены планировать краткосрочно, потому что в среднем с 1992 по 2019 год мы переживаем экономические кризисы или обвалы рубля каждые 6-7 лет. Поскольку последняя кризисная ситуация была в 2014 году, следующая планируется примерно в 2020. В таких условиях заниматься глобальными долгими проектами довольно рискованно.
Нигде не описаны конкретные преференции для частных инвесторов в нацпроекты. Какой размер налоговых льгот? Сколько процентов купонного дохода будет субсидировано по «зеленым облигациям» или «облигациям социального воздействия» (инструменты для финансирования социально-значимых проектов, применяющиеся за рубежом – Executive.ru)? В публичных источниках такой информации нет, на официальных государственных сайтах и спецпроекте с ТАСС – тоже. Сами проекты проработаны слабо, поэтому инвесторам и предпринимателям не очень понятны задачи, которые надо решать.
Список национальных проектов
Человеческий капитал
- Здравоохранение
- Образование
- Демография
- Культура.
Комфортная среда для жизни
- Безопасные и качественные автомобильные дороги
- Жилье и городская среда
- Экология.
Экономический рост
- Наука
- Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы
- Цифровая экономика
- Производительность труда и поддержка занятости
- Международная кооперация и экспорт
- Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Фото в анонсе: pixabay.com
Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru. Комментарии экспертов Executive.ru публикуются в начале текста, со ссылкой на профайл участника Сообщества.
А что тут обсуждать?
На мой взгляд, в нацпроекты можно отдавать деньги только в качестве благотворительной помощи - не надеясь, что они когда-нибудь вернутся.
А вообще кто-нибудь понимает, что такое нац проекты? Ну назвали. Ну а дальше? Что это?
Если я работаю в бизнесе и никогда не слышал, чтобы кто-нибудь это вообще обсуждал, то я думаю что этого не существует. Это просто пи ар компания. Не более. Иначе бы это оказывало влияние на бизнес.
Да.
Нац.проект "здравоохранение" - это проект, включающий комплекс мер, направленных на улучшение здоровья и повышение продолжительности жизни населения России.
Как он реализуется: например, одним из направлений в проекте является внедрение в практику программ профилактики заболеваний. Для этого открывают дополнительные офисы врачей общей практики, разрабатывают новые программы диспансеризации и организуют массовое обследование населения по этим программам и тому подобное.
Ну хорошо. А то я подумал, при чем тут вообще бизнес?
А бизнес здесь абсолютно не причем. Я даже удивилась тому, как у кого-то возникла мысль, что бизнес может инвестировать в подобные вещи.
Это я раньше врачом работала, поэтому понимаю, что такое нацпроект "здравоохранение" и как он реализуется.
Если посмотреть на опубликованные паспорта нацпроектов - то можно от чего-то отталкиваться...
Мне ближе по интересам Информационные материалы о национальном проекте "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". Этот Паспорт нацпроекта разработан Минэкономразвития России - на первый взгляд, бизнесу там отводится роль потребителя и ведомого, и допущенного на льготных условиях к "чему-то" ...
904 млн. руб на развитие проекта - это мало для предпринимателей, и слишком много на написание самого проекта (((
и меня особенно воодушевляет ))) инфографика по этому проекту -
типа:
"2,16 млн. вновь созданных и действующих субъектов МСП и самозанятых граждан совершат значимые действия во всех информационных системах в рамках национального проекта и улучшат показатели выручки и/или численности занятых в 2019-2024 ..."
по поводу кредитов там предусматривается несколько програм и ... новое под залог интеллектуальной собственности ))) Вот тут основательное поле для распила ... ((( Кто будет проводить экспертизу ценности этой интеллектуальной собственности??? ))) Промышленная ипотека. И новое - государственные микрофинансовые организации???
В СССР в Сбере предприятиям кредит давали под 4% ...
У меня такое впечатление, что эксперты - авторы ответов не читали паспорта нацпроектов, а им только рассказали преамбулу к статье ... )))
Обсуждать можно.Чтобы войти в пятерку самых мощных передовых экономик мира, Россия должна обеспечить рост экономики в 14% - у Великобритании сейчас 5 место в мире при росте 2-3%.
Одна из тем проекта Минэкономразвития России - создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации. Но этой важной теме уделяется незначительная часть в описании проекта, в общем, так, что сама тема становится не заслужено малозаметной на фоне всего остального.
Ну, например: На развитие фермерских хозяйств и кооперации тоже какие-то мероприятия предполагаются. Но есть критика предыдущих приоритетных нацпроектов, проводимых до конца 2018 г. - Как-то "слабо" за них отчитались, когда в результате финансирования проектов импортозамещения помогли развитию гигантских агрохолдингов, и это привело к разорению фермерских хозяйств. Не говоря о нечестной конкурентной борьбе со стороны агрохолдингов.
О том, что есть выход из кризиса, есть другой план и люди, которые могут поднять нашу экономику, говорит автор вот этого выступления:
Василий Мельниченко: Провал нацпроектов
Ничего, что сказал Медведев, выполнено не будет, потому что правительство совершенно не нацелено на выполнение таких задач и программ.
в России «уровень бреда превысил уровень жизни
Цитата: "В 2008 году Мельниченко стал председателем СПК «Галкинский».
С января 2013 года в селе Галкинское при поддержке Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина реализуется собственный проект фермера «Новое село — новая цивилизация». ...
Уральский фермер Василий Мельниченко стал широко известен весной 2013 года после выступления на Московском экономическом форуме, когда он заявил, что в России «уровень бреда превысил уровень жизни». Конец цитаты.
Экспертами не совсем правильно изложен список проектов. Полный список таков:
НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ (ПРОЕКТЫ)
Национальный проект «Демография»
5 федеральных проектов:
Национальный проект «Здравоохранение»
8 федеральных проектов:
Национальный проект «Образование»
10 федеральных проектов:
Национальный проект «Жилье и городская среда»
4 федеральных проекта:
Национальный проект «Экология»
11 федеральных проектов:
Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»
4 федеральные проекта:
Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости»
3 федеральных проекта:
Национальная программа «Цифровая экономика»
6 федеральных проектов:
Национальный проект «Культура»
3 федеральных проекта:
Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»
5 федеральных проектов:
Национальный проект «Международная кооперация экспорт»
5 федеральных проектов:
Транспортная инфраструктура
Национальная программа развития Дальнего Востока
Нам всем нужно не только знать, но и участвовать в реализации национальных, федеральных и региональных проектах. По сути, эти программы (проекты) - стратегия развития России.