Для чего нужно проверять контрагентов? В первую очередь это вменило нам в обязанность государство, когда постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 было введено понятие «должная осмотрительность». Как пишет Дмитрий Путилин в своей книге «Опасные налоговые схемы», суть должной осмотрительности заключается в том, что, выбирая контрагента, налогоплательщик обязан самостоятельно установить его правоспособность, полномочия лиц, которые действуют от его имени, а также поинтересоваться добросовестностью контрагента с точки зрения уплаты налогов. Предполагается, что, если компания не проявит разумной осмотрительности, а контрагент окажется проблемным налогоплательщиком, который не исполняет свои обязательства перед бюджетом, такую компанию могут лишить налоговых выгод, которые она получила от взаимоотношений с этим контрагентом: возможности учесть понесенные расходы при расчете налога на прибыль, получить возмещение НДС.
Это требование имеет практический смысл не только для защиты бизнеса от дополнительных судебных разбирательств, доначислений и штрафов. Чтобы своевременно исполнять свои обязательства перед заказчиками, нам нужно быть уверенными в том, что поставщики, с которыми мы планируем сотрудничать, в свою очередь нас не подведут. А этой уверенности у нас не будет, если мы не проверим их благонадежность и добросовестность.
По большому счету проверка поставщика – это наиболее распространенная причина проверок контрагентов. Тем не менее, проверять компании и предпринимателей требуется и для других целей. Например, неплохо проверять на предмет платежеспособности заказчиков. Также проверка требуется следователям по экономическим преступлениям, бизнес-аналитикам при решении инвестиционных вопросов, финансовым аналитикам для сравнения своей компании с конкурентами, кандидатам на вакансию в компанию и т.п. Как видите, прикладных задач у проверки контрагентов достаточно много.
Какие данные контрагентов и как проверять?
Проверять можно все, однако, наиболее важные моменты следующие:
- Сам факт существования контрагента.
- Дата его создания.
- Руководство, собственники и аффилированные лица.
- Неучастие в судебных разбирательствах в качестве ответчика.
- Непроведение процедуры банкротства.
- Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков.
- Финансовое состояние.
Проверить все эти данные можно вручную на специализированных сайтах госструктур, однако гораздо проще и быстрее это сделать с помощью сервисов для проверки контрагентов. Из наиболее распространенных в России сервисов я бы выделил следующие:
- Прима-Информ.
- Контур.Фокус.
- СПАРК.
- СБИС.
- Интегрум.
Поскольку выбор есть, то встает резонный вопрос – какой из предлагаемых на рынке сервисов лучше? Для начала нужно понять, что должно входить в минимальный набор сведений о контрагенте, которые должен предоставлять сервис:
- Реквизиты.
- Выписка из ЕГРЮЛ.
- Собственники.
- Связанные лица.
- Реестр недобросовестных поставщиков.
- Лицензии.
- Бухгалтерская отчетность.
- Государственные торги.
- Арбитраж.
- Исполнительные производства.
- Адреса «массовой» регистрации.
- Задолженность по налогам.
Все вышеупомянутые справочные системы этот набор предоставляют. Поэтому ниже краткий обзор каждой из них, чтобы понять, чем они друг от друга отличаются.
Прежде чем приступить к обзору, кратко расскажу о схеме обновления данных на сервисах. Существует два типа обновления. Первый – так называемое шлюзовое обновление, когда осуществляется прямое подключение к базе данных госструктуры – практически мгновенное обновление данных. Второй тип – выгрузка данных с госсервисов на свои с определенной периодичностью. Для описания используемого метода в каждой из систем условно будем называть их соответственно «шлюз» и «загрузка».
Прима-Информ
Сайт: prima-inform.ru
Опыт использования автором статьи: в режиме демо-версии.
Карточка компании в системе «Прима-Информ»:
Сервис «Прима-Информ» появился на рынке информационных услуг около семи лет назад. Он позволяет получать все необходимые данные по интересующей компании. Причем существенное преимущество перед другими конкурентами состоит в использовании метода загрузки данных «шлюз», что позволяет практически мгновенно обновлять данные. К сожалению, в других подобных системах используется метод «загрузка».
Стоимость подписки на год по тарифу «Оптима» составляет 45 тыс. рублей с НДС. Тариф позволит вам сделать 1500 проверок контрагентов в месяц. Тариф «Базовый» стоит 35 тыс. рублей в год и даст вам возможность оценить всего лишь 300 компаний в месяц.
К сожалению, в «Приме-Информ» нет возможности увидеть интерактивный финансовый анализ, как это реализовано в других системах. Да и в целом в данной системе отсутствует какая-либо визуализация данных, например, визуализация связей компании.
Также вы не сможете выгрузить данные для обработки их в Excel. А поставить на контроль изменения по контрагенту возможно только на тарифе «Безлимитный», стоимость которого 150 тыс. руб. в год. Удивительно, но эта, казалось бы, элементарная функция отсутствует в базовом тарифе только у «Примы». Также этот тариф, как видно из названия, имеет неограниченное количество проверок контрагентов в месяц.
Еще один минус системы – переходы по ссылкам: по физическим лицам такой возможности вообще нет, а по юридическим придется формировать отдельный отчет в фоновом режиме.
Аффилированность компании показана только на первом уровне, дальше вам придется формировать отдельный отчет по каждому входящему в круг контрагенту, что, конечно, крайне неудобно.
Стоит отметить, что в системе «Прима-Информ» удобно реализовано отображение важной информации. Например, если контрагент находится в реестре недобросовестных поставщиков, это показывается с помощью графического символа желтого цвета:
О процедуре банкротства компании сигнализирует буква «Б» в круге красного цвета:
Еще одна «фишка», которой пока нет у конкурентов, – информация о фактах блокировки расчетных счетов компании. Таким образом, можно отслеживать динамику проблем контрагента с платежеспособностью.
Контур.Фокус
Сайт: focus.kontur.ru
Опыт использования автором статьи: один год.
Система «Контур.Фокус» – это один из продуктов компании «СКБ Контур», которая берет свое начало с 1988 года.
Карточка компании в системе «Контур.Офис»:
По стоимости система «Контур.Фокус» находится в одном ценовом сегменте с «Прима-Информ». Если говорить об оптимальных тарифах: годовая подписка по тарифу «Премиум»: 57,5 тыс. рублей с НДС. Также есть возможность подключения системы на сутки за 1300 рублей или на 25 дней в течение года за 22 тыс. рублей. В этом плане Контур предоставляет более гибкие возможности под различные объемы задач.
Интерфейс и юзабилити «Контур.Фокуса», конечно, выигрывают у «Примы» (впрочем, по этому показателю «Прима» проигрывает всем рассматриваемым системам). В «Контуре», кроме всей основной информации, есть финансовый анализ (правда, не интерактивный, а с предварительной выгрузкой в формате pdf), есть визуализация связей компании и ее собственников. Отображаются также упоминания о контрагенте в интернете, ссылки на сайты компании и предоставляется возможность проверить, свободны ли активы контрагента от залога. Важно также, что практически все данные можно выгружать в Excel для дальнейшего анализа. Одна из «фишек» системы – проверка паспортов физлиц.
К слову сказать, несмотря на то, что все системы информируют о наличии у компаний лицензий и разрешений, только в «Контуре» этот список исчерпывающий, поскольку эта система черпает информацию не только из ЕГРЮЛ, но, видимо, непосредственно с госреестров федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ). Оперативность обновления данных – по методу «загрузка». Конечно, это менее оперативно, чем у «Примы-Информ». В целом обновление данных происходит с задержкой в три-семь дней.
СПАРК
Сайт: spark-interfax.ru
Опыт использования автором статьи: в режиме демо-версии.
Карточка компании в системе СПАРК:
СПАРК – это детище известного информационного агентства «Интерфакс». На своем сайте СПАРК не сообщает стоимость своих услуг. Узнать о них можно лишь позвонив в отдел продаж, где, прежде чем вам назовут цену, обязательно расскажут, какой замечательный СПАРК и почему он такой замечательный. Цена годовой подписки составляет на данный момент 297 тыс. рублей, что дороже самой дорогой системы «Контур.Фокус» в шесть раз.
Менеджер по продажам, с которым я общался, объяснил такую высокую цену тем, что у СПАРКА очень высокая оперативность обновления данных и множество источников информации. Но как показывает опыт общения с представителями других компаний, предлагающих системы проверки контрагентов, они все ссылаются в основном именно на эти два фактора. Однако использование при обновлении метода «загрузка» заставляет сомневаться в истинности утверждения об оперативности.
Например, сравнив данные по наличию некой компании в реестре недобросовестных поставщиков в системе «Прима-Информ», СПАРК и «Контур.Фокус», я был удивлен тем, что только в «Приме» эта информация была. Менеджер «Контур.Фокуса» объяснил это тем, что скорее всего дело не в оперативности обновления, а в наличии некоторых ошибок в алгоритме обновления! Вот так. Можно предположить, что такая же ошибка есть в алгоритме СПАРКа.
Стоит отметить, что действительно в СПАРКе собраны практически все достоинства, которыми обладают прочие системы проверки контрагентов. И его, действительно, можно было бы назвать самым быстрым в обновлении данных, если бы не присутствие на рынке «Примы-Информ».
В СПАРКе есть все, что должно быть в хорошей информационной системе: начиная от выписки из ЕГРЮЛ и удобного интерфейса, и заканчивая визуализацией всевозможных данных. Одним из существенных плюсов СПАРКа является географический охват контрагентов: если все системы дают базу только по России, то СПАРК может показать вам компании из Украины, Белоруссии, Киргизии и Казахстана. Очень удобно для импортеров.
Подводя итог, скажу, что цена СПАРКа скорее обусловлена брендом и мощным продвижением, чем действительно существенно превосходящим функционалом, то есть соотношение «цена-качество» здесь явно завышено в сторону цены.
СБИС
Сайт: sbis.ru
Опыт использования автором статьи: 1 год.
Карточка компании в системе СБИС:
Разработчик системы СБИС — компания «Тензор». Компания на рынке программного обеспечения с 1996 года, и СБИС – один из нескольких ее продуктов. Стоимость системы всего лишь 6000 руб. в год – это одно из самых низких предложений на рынке.
На первый взгляд в СБИСе есть все, что нужно: основные сведения, визуализация данных, в том числе, финансовый анализ и оценка поставщика по собственной методике. Однако при длительной работе понимаешь, что не хватает мелких, но порою важных деталей. Например, в системе нельзя узнать историю изменений в руководстве компании.
Несмотря на то, что в системе есть возможность выгружать данные в Excel, увы, это можно сделать не со всеми данными. Также СБИС не дает информацию о наличии контрагента в реестре недобросовестных поставщиков. А сами данные обновляются не очень оперативно по сравнению со СПАРКом и «Контур.Фокусом», не говоря уже о «Приме-Информ».
Стоит отметить, что с учетом невысокой цены для блиц-оценки контрагента СБИС вполне нормальное решение. Мы пользовались системой год и критических проблем не заметили, кроме вышеупомянутых деталей.
Интегрум
Сайт: integrum.ru
Опыт использования автором статьи: в демо-версии.
Карточка компании в системе «Интегрум»:
Одноименная система проверки контрагентов – это одно из направлений деятельности компании «Интегрум». Стоимость этой системы составляет 150 тыс. рублей в год по тарифу «Корпоративный» – наиболее оптимального варианта для пользователя, предполагающего аванс на 12 месяцев. Правда, на сайте системы информации об этом нет, получить ее можно, только запросив коммерческое предложение.
Скорость получения информации в «Интегрум», на мой взгляд, гораздо ниже, чем у конкурентов. Вплоть до того, что приходится обновлять данные вручную (благо, над такого рода данными висит уведомление о необходимости обновления). Это, конечно, существенный минус.
Интерфейс системы в целом удобный и понятный. Плюсом является наличие в корпоративном пакете блока анализа СМИ и других медиаресурсов. В детали я не вдавался, так как это не моя сфера интересов, но при беглом тестировании результаты меня удовлетворили. Например, можно найти через социальные сети сотрудников данного предприятия. Поэтому я бы рекомендовал «Интегрум» еще и специалистам по PR, отвечающим за имидж своей компании.
В «Интегруме» есть такие блоки, как интерактивный финансовый анализ, наличие компании в реестре недобросовестных поставщиков, выгрузка данных в формате Excel, визуализация связей компании, наличие заложенного имущества контрагента, проверка паспорта руководителя. Также можно поставить контрагента на контроль изменений. Стоит отметить, что важная информация о контрагенте выводится на его главную страницу.
В общем, система довольно удобна, и я ее смело бы рекомендовал, если бы не оперативность обновления информации. А это одна из самых больших проблем по сравнению с конкурентами.
Плюсы и минусы сервисов по проверке контрагентов
Параметры |
Контур.Фокус |
Прима-Информ |
СБИС |
Интегрум |
СПАРК |
Цена, руб. в год |
57,5 тыс. |
45 тыс. |
6000 |
150 тыс. |
297 тыс. |
Обновление (оперативность) |
Оперативно (задержка 3-7 дней) |
Мгновенно |
Менее оперативно |
Менее оперативно |
Оперативно (задержка 1-2 дня) |
Важная информация на главной странице |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Удобство пользования |
+ |
- |
+ |
+/- |
+ |
Выгрузка данных |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
Реестр недобросовестных поставщиков |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Заблокированные расчетные счета |
- |
+ |
- |
- |
- |
Залоги |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
Лицензии |
+ |
+ (неполный список) |
+ (неполный список) |
+ (неполный список) |
+ (неполный список) |
Мониторинг изменений |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
Финанализ |
+ (только выгрузка в pdf) |
- |
+ (онлайн) |
+ (онлайн) |
+ (онлайн) |
Собственники |
+ (без указания доли в %) |
+ |
+ |
+ |
+ |
Связанные лица |
+ (в т.ч. схема) |
+ |
+ |
+ |
+ |
Бухотчетность |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Госторги |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Арбитраж |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Исполнительные производства |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Адрес «массовой» регистрации |
+ |
+ (число компаний по адресу) |
+ (число компаний по адресу) |
+ (число компаний по адресу) |
+ (число компаний по адресу) |
Задолженность по налогам |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Реквизиты |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
ЕГРЮЛ (выписка) |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Проверки |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
Охват стран |
РФ |
РФ |
РФ |
РФ |
РФ, Украина, Беларусь, Киргизия, Казахстан |
Упоминание в интернете |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
Численность сотрудников |
- |
- |
+ (порядок цифр) |
+ (порядок цифр) |
+ |
Проверка паспортов физлиц |
+ |
- |
- |
+ |
- |
Рейтинг контрагента (своя методика) |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
По моему мнению, если вам нужна оперативная информация, и вы готовы немного при необходимости дополнительно обрабатывать данные вручную, «Прима-Информ» – то, что нужно.
Если же вам важно, чтобы были различные встроенные инструменты анализа и визуализации, то это «Контур.Фокус» или СПАРК. У СПАРКа при этом все сделано несколько интересней, информация более точная, а «Контур.Фокус» дешевле.
Если же вам нужно просто поверхностно и в целом оценить контрагента, СБИС за свои деньги как нельзя лучше справится с этой задачей.
А систему «Интегрум» не рекомендую, поскольку обновление данных в ручном режиме – это не вариант.
Ну, что могу сказать.... Масса грубых ошибок и весьма поверхностный анализ.
Статья - выраженная реклама Прима-Информ)))
Работал с Интегрум - всё отлично. И сотрудники компании приятные в общении
"сравнив данные по наличию некой компании в реестре недобросовестных поставщиков в системе «Прима-Информ», СПАРК и «Контур.Фокус», я был удивлен тем, что только в «Приме» эта информация была." - вот тут можно поменять местами названия систем и стряпать другую статью )))
Остаётся только надеяться, что когда-нибудь зачту обзор реально объективный от реального специалиста. Хоть сам пиши
Что вы думаете о Глобас-информ?
Борис, масса - это очень не конкретно. Укажите, если не сложно, какие именно ошибки вы увидели, я разберусь, и, если действительно они подтвердятся, то с удовольствием внесу правки в обзор. Потому что хочу, чтобы статья была максимально полезной для всех. Спасибо!
Валентин, поменять местами, конечно, можно, но это будет выдумка с моей стороны. Дело в том, что это реальный факт, поскольку я анализировала несколько компаний по этим пяти сервисам и сравнивал, что мне нравится, а что -нет. В обзоре я описал выявленные мною недочеты, поэтому обзор может и субъективный, но с вашей точки зрения. С моей точки зрения в рамках решаемых мною задач оценка систем объективна.
Иван, если вам показалось, что этот обзор - скрытая реклама Примы, то вы ошибаетесь. Во-первых, лично я сам пользуюсь Контур-Фокусом, т.к. мне необходимы инструменты анализа и визуализации, и рекомендую все своим коллегам именного его. А во-вторых, вы сами пришли к выводу, что Прима лучше. Я об этом вообще ничего не говорил: в заключении я лишь написал, для кого какая система подойдет больше всего.
Александр! Дельтабезопасность не пробовали ? Многие минусы, описанные для всех систем там отсутствуют. Обзор считаю неполным, не хватает Глобас-i и Дельтабезопасность
Вот об этом "реальном факте" я и говорю, формулировка о "некой компании" совершенно не уместно, реквизиты в студию. Под личиной "некой компании" можно всё что угодно говорить.
Кроме того утверждать, что в Интегруме низкая скорость обновления информации может только человек не понимающий, как и откуда поступают сведения. Я вам скажу, как человек с более чем 10 летним опытом анализа федеральных и других источников. У каждого информационного агентства источники одни и те же, следовательно и обновление и наполнение данных схожее. Росстат - раз в месяц, ФНС - отдаёт сведения ежедневно, по вновь зарегистрированным изменениям и т.д. Единственно отличие Интегрума в том, что он имеет возможность обновлять данные в ручном режиме на ТЕКУЩИЙ момент - но преподносить это как "существенный минус" - по мне так это путать чёрное с белым.
В таблице вы приводите показатель Обновление (оперативность). По отношению к какому источнику делаются заключения? Повторюсь, что каждый источник имеет имеет свой период обновляемости.
В Интегруме нет тарифа за 12.5. т.р. в год. Пришлите мне коммерческое предложение или дайте ссылку на него.
Численность сотрудников присутствует и в Контур.Фокусе и в Интегрум. Видите я стараюсь не быть предвзятым)))
А вот следующий момент,которым вы вводите в заблуждение обывателей.
"Существует два типа обновления. Первый – так называемое шлюзовое обновление, когда осуществляется прямое подключение к базе данных госструктуры – практически мгновенное обновление данных. Второй тип – выгрузка данных с госсервисов на свои с определенной периодичностью. Для описания используемого метода в каждой из систем условно будем называть их соответственно «шлюз» и «загрузка»."
Как понимаю шлюзовое обновление, это вы имеете в виду API . Но не один федеральный источник не поставляет информацию через API. Расскажу как на самом деле:
Пока всё.