ПРОГРАММА
Модуль 1 Договорная работа на предприятии
1. Правовое регулирование договоров.
Иерархия норм о договорах.
Соотношение гражданского законодательства и смежных отраслей права.
Международные акты и гражданско-правовое регулирование договоров.
Действие норм о договорах во времени. Влияние изменений нормативных актов на сложившиеся договорные отношения.
Действие норм о договорах в пространстве. Соотношение российского и международного правового регулирования. Проблемы выбора применимого права в международных договорных отношениях.
2. Договоры и сделки.
Понятие сделки и договора. Соотношение понятий.
Существенные условия договора.
Предмет, дата, место заключения договора.
Незаключенный договор. Понятие, последствия.
Стороны договора. Специальная и исключительная правоспособность. Практические рекомендации по выбору контрагента.
Должная осмотрительность при заключении договоров. Пакет документов, необходимый при совершении сделок.
3. Общий порядок заключения договоров.
Заключение договора в форме единого документа. Иные формы заключения договора.
Оферта и акцепт. Обмен документами как способ заключения договора.
Конклюдентные действия как способ формирования договорных отношений.
Формы договоров и их государственная регистрация.
Случаи обязательного заключения договоров. Публичные договоры. Договоры присоединения.
Предварительные договоры. Понятие, предмет, условия. Практическое применение.
4. Особенности отдельных видов договоров.
Классификация договоров. Требования к отдельным видам договоров.
Поименованные и непоименованные договоры.
Основные виды договоров: купля-продажа; аренда; подряд; заем, кредит, посреднические договоры.
Соотношение права и договора. Диспозитивные, императивные нормы как способ правового регулирования.
Смешанные договоры.
Особенности проверки полномочий представителя на заключение договора.
Добросовестный приобретатель. Понятие, признаки и способы защиты прав.
5. Недействительные договоры.
Оспоримые и ничтожные договоры.
Последствия недействительности сделок.
Основания недействительности сделок.
Сроки исковой давности. Общие и специальные.
Судебная практика по делам об оспаривании сделок.
6. Динамика заключенного договора.
Исполнение договора.
Изменение и расторжение договора.
Специальные случаи прекращения договора.
Специальные случаи изменения договора (замена сторон).
7. Обеспечение исполнения договорных обязательств.
Понятие и виды (способы) обеспечения исполнения договорных обязательств.
Залог. Возникновение, субъекты, предмет залога. Договор о залоге: содержание и форма. Обязательства, обеспеченные залогом. Пользование и распоряжение заложенным имуществом. Обращение взыскания на предмет залога. Отчуждение предмета залога залогодателем без согласия залогодержателя: последствия для сделки отчуждения и интересы добросовестного приобретателя. Особенности залога недвижимого имущества.
Поручительство. Оформление отношений сторон. Согласие должника на поручительство. Виды обязательств, обеспеченных поручительством. Последствия исполнения поручителем обеспечиваемого обязательства. Объем ответственности поручителя по долгам должника. Договорные случаи прекращения поручительства.
Банковская гарантия. Права и обязанности сторон, прекращение банковской гарантии. Свойства банковской гарантии. Плата за выдачу и поддержание в силе банковской гарантии. Компенсация гаранту сумм, выплаченных по банковской гарантии.
Задаток. Понятие задатка. «Неденежный» задаток. Основания для оставления задатка у лица, получившего задаток: соотношение неисполнения и ненадлежащего исполнения. Случаи, когда при возврате двойной суммы задатка не должен происходить зачет задатка и суммы убытков, понесенных лицом, давшим задаток. Судебно-арбитражная практика.
Удержание. Право удержания как способ обеспечения исполнения обязательства. Виды объектов, которые можно удерживать, проблемы имущественных прав, недвижимости. Требования к основаниям завладения удерживаемой вещью. Последствия продажи удерживаемой вещи третьему лицу.
Неустойка. Понятие неустойки, вопрос о допустимости «товарной неустойки». Неустойка как мера ответственности. Исковая давность по требованиям об уплате неустойки. Виды неустоек: штраф и пени, законная и договорная. Неустойка и исполнение обязательства по частям, недостаточность поступившего платежа для полного исполнения обязательства. Соотношение неустойки с другими мерами ответственности: зачетная, альтернативная, штрафная, исключительная неустойки. Неустойка в качестве отступного (п.3 ст.396 ГК РФ). Вопросы снижения неустойки судом (ст.333 ГК РФ): критерии, арбитражная практика.
8. Ответственность за нарушение договорного обязательства как способ воздействия на недобросовестного контрагента.
Общие положения о гражданско-правовой ответственности.
Понятие гражданско-правовой ответственности.
Виды гражданско-правовой ответственности.
Формы договорной ответственности. Основания наступления.
Возмещение убытков.
Взыскание (уплата) неустойки.
Проценты по денежному обязательству.
9. Защита прав участников договорных отношений.
Право на защиту.
Способы защиты.
Практические аспекты выбора способа защиты права.
Модуль 2 Деловые коммуникации
1. Подготовка к переговорам.
Цикл переговоров.
Выявление формы восприятия информации со стороны партнера.
Оценка скрытых потребностей партнеров.
Управление личным образом и обстановкой переговоров.
Сценарное планирование переговорного процесса.
Управление восприятием партнера в ходе переговоров: факты и интерпретации.
2 уровня переговоров: формальный и неформальный.
Управление личным состоянием на переговорах.
Технология переговоров «слоеный пирог».
Психологические роли при переговорах: герой, палач, жертва, партнер, эксперт.
Управление эмоциональным статусом переговоров.
Технологии подстройки к партнеру.
2. Оценка партнера по переговорам.
Современные технологии оценки оппонента.
Каналы получения информации.
Что мы можем узнать из речи.
Что мы можем узнать из поведения.
Что мы можем узнать из внешнего вида.
Как узнать мотивы и ценности.
Речевой анализ метапрограмм собеседника.
Физиогномика: анализ собеседника по мимике и жестам.
Оценка ценностей и глубинных мотивов собеседника.
Оценка характера восприятия информации со стороны собеседника.
Оценка уровня мотивации собеседника в процессе беседы.
Определение целевых технологий влияния на собеседника.
3. Коммуникация со сложными и статусными партнерами.
Установление контакта и поддержание коммуникаций.
Работа с потребностями и интересами людей, принимающих решения.
Затяжные переговоры.
Работа с возражениями.
Управление диалогом со статусным собеседником.
Типичные ошибки переговорщиков.
4. Стратегии переговоров. Основные коммуникативные технологии переговорного процесса.
Вовлечение клиента в переговоры через управление мотивацией.
Управление ходом переговоров. Виды управления (одностороннее, двустороннее, через эмпатию).
Работа с информацией в процессе переговоров (основные информационные каналы, структуризация и уточнение информации, переговоры в режиме дефицита информации).
Диагностика искажения информации клиентом – «коммуникативная воронка».
Переговоры с партнером с нулевой или отрицательной мотивацией.
Технологии «жестких» переговоров.
Технология ассертивного поведения.
Открытое давление. Психологические ловушки.
Техники «рефрейминг» и «отзеркаливание».
Техника вопросов. Виды вопросов. Управление вопросами. Перехватывание инициативы.
5. Способы аргументации в переговорах.
Технология конструирования аргумента.
Типы аргументов и фактов.
«Мышление» и логика аргумента.
Примеры и образы для поддержания аргумента.
Условия успешной аргументации.
Правила и техники аргументации.
Приемы «мягкой» и «жесткой» контраргументации на действия партнера по переговорам.
Аргументация «от обратного».
Особенности использования манипуляции в процессе аргументации.
6. Противостояние манипуляциям.
Распознание манипуляции.
Типы манипуляций: эмоциональные и логические.
Способы преодоления манипуляции.
Техники выравнивания внутреннего состояния.
Отслеживание обратной связи манипулятора и контроль личных реакций.
Ответная манипуляция – когда это эффективно?
Как определить обман?
Модуль 3 Изменения в законодательстве
1. Изменения в правовом регулировании договоров.
Изменения законов и подзаконных актов, которые необходимо учитывать при договорной работе в 2024 гг.
«Параллельный импорт»; возможность не раскрывать корпоративную связь и финансовую отчетность; форс-мажор в договорах; порядок исчисления неустоек; послабления налогового режима; новое в порядке получения/продления лицензий, мораторий на проверки и др.
Учет изменений российского законодательства, влияющих на действие и исполнение договоров в условиях санкций.
Недействительность сделок: новое ГК РФ.
Процедура направления претензий с учетом изменений законодательства, актуальной судебной практики и электронного документооборота.
Споры и судебная практика.
3. Обзор ключевых изменений ФЗ «О персональных данных» и ответственность за нарушения.
Новые требования к подтверждению уничтожения персональных данных и к нанесенной оценке вреда субъекту персональных данных.
Предложения Минцифры: оборотные штрафы за утечки персональных данных.
Аудит бизнес –процессов, «критические зоны» и типовые ошибки в большинстве компаний (исходя из практики).
Обработка видео и фото: когда начинаются биометрические персональные данные?
Создание системы организационно-распорядительной документации.
Типовой комплект документов для оформления обработки ПДн – на что обратить внимание? Локальные акты (положения, инструкции); Распорядительные документы (приказы по организации); типовые формы (согласия, обязательства о конфиденциальности, анкеты и т.д.); Журналы, реестры и перечни, листы ознакомления; Договорная документация; Акты (об соотношении возможного вреда и принимаемых мер, о внутреннем контроле (аудите) и т.д.; Технические документы.
Изменения в составлении и подаче уведомления в Роскомнадзор об обработке персональных данных. Уведомление Роскомнадзора об инциденте и о результатах его проверки.
Новые требования к уничтожению персональных данных.
Новые требования к оценке вреда субъекту ПДн. Персональные данные клиентов и работников: на что обращать внимание.
Ответственность физических, должностных лиц, организаций в области ПДн. Проверки: порядок проведения и основные особенности, обжалование решений Роскомнадзора.
4. Юридическое сопровождение кадровой работы и новации трудового законодательства.
Новый порядок привлечения к ответственности. Проверки: изменения и как быть подготовиться. Изменения в КоАП РФ; отмена мультипликации штрафов; новые проверочные листы; мораторий на проведение проверок до 2030 года; критерии работодателей, для которых сохраняются проверки.
Новое в кадровой отчетности. НДФЛ и страховые взносы.
Электронный кадровый документооборот по новым правилам - практические рекомендации.
Новое Руководство по соблюдению обязательных требований трудового законодательства. Ненормированный рабочий день.
Новации законодательства: мобилизованные работники. льготные категории работников. Новое в охране труда.
Актуальная судебная практика: трудовые договора, привлечение к ответственности за отказ от аттестации, оплата труда дистанционного работника во время нетрудоспособности.