PM: Product Manager, Project Manager, Program Manager – кто эти люди?

IT-сектор бурно развивается, появляется взрывной спрос на IT-специалистов. Это приводит к некоторому переполоху в найме. Кого еще нам нужно нанять? Как будет называться эта новая роль? Как понять, кто нам нужен?

Что-то нам не удается нанять никого. Давайте переименуем позицию во что-нибудь модное, чтобы все сразу захотели у нас работать. Это приводит к еще большему переполоху.

PM – кто это? 

За этим сокращением могут скрываться три разных специалиста:

  • Product Manager (менеджер продукта),
  • Project Manager (менеджер проекта),
  • Program Manager (программный менеджер).

Но и это не все. В обиходе могут быть PjM, PgM и еще несколько вариаций сокращений в зависимости от фантазии автора.

Все три роли плотно работают с командами разработки программных продуктов, что вызывает путаницу. Кроме того, диапазон работ каждого их этих специалистов может значительно меняться в зависимости от компании. Давайте попробуем разобраться кто из них кто.

Product Manager

Он же менеджер продукта, иногда product owner. Эта роль уходит корнями в 1931 год, когда Нил Х. Макэлрой выпустил знаменитую записку, в которой предложил ввести роль бренд-менеджера в Procter&Gamble. В этой записке Нил предложил фокусироваться на продукте, а не определенной бизнес-функции. С течением времени, появился продакт-менеджер. Он отвечает за то, чтобы выпустить продукт, который купят и полюбят, который будет закрывать определенную боль потребителя в каком-то сегменте. Продакт-менеджер ведет работу с продуктом от идеи и до самой смерти продукта – до момента вывода продукта с рынка.

Главная задача продакта – создать правильный продукт, поэтом он:

  • общается с клиентами;
  • формирует и валидирует гипотезы;
  • формирует идею продукта;
  • доводит идею до воплощения;
  • разрабатывает стратегию запуска;
  • с замиранием сердца собирает отзывы и запускает циклы улучшения продукта;
  • отвечает за бизнес-показатели продукта;
  • формирует стратегическое видение продукта;
  • выводит старые продукты с рынка.

Продакт-менеджер – самая горячая специальность из трех в последние несколько лет. Можно также встретить такое название как Product Owner (PO). Отличие Product Manager от Product Owner –  тема для нескончаемых дебатов. Product Owner может совсем не отличаться от продакт-менеджера, но чаще PO больше работает с командой разработчиков, чем с сейлзами, клиентами и партнерами. Таким образом, Product Owner больше фокусируется на технической стороне продукта, а продакт-менеджер на бизнес аспекте.

Продакт-менеджеры в разных компаниях могут выполнять разные функции, от этого появляется некоторый разброс в ожиданиях и реальности. Содержание данной роли в стартапе и в крупной компании будет отличаться. В стартапе менеджер продукта будет больше тестировать новые гипотезы, смотреть на product-market fit, на воронку привлечения пользователей. В крупной компании продакт-менеджер может фокусироваться на поиске новых партнерств, покупке стартапов и работе с Forrester/Gartner аналитиками.

Некоторые компании активно используют ажиотаж на тему продакт-менеджеров и публикуют комбо-вакансии, которые весьма отдаленно напоминают продакт-менеджеров. Зачастую это микс из двух-трех ролей: аналитик, тестировщик и продакт-менеджер. Название вакансии обеспечивает огромный поток резюме. Но не исключено, что такой кандидат недолго проработает в компании.

Project Manager

Менеджер проекта фокусируется на конкретном проекте: получает требования, формирует план проекта, озвучивает дату релиза и контролирует процесс разработки. Менеджер проекта отвечает за то, что проект будет сделан в оговоренный срок с надлежащим уровнем качества и будет содержать все фичи, описанные в требованиях.

Чем же отличается менеджер проекта от менеджера продукта? Менеджер продукта отвечает за то, чтобы выпустить продукт, который будет востребован рынком. Менеджер проекта выпускает проект в срок. Если выпущенный в срок продукт не нужен рынку, то это промах менеджера продукта. При этом менеджер проекта сделал свою работу превосходно.

Менеджер проекта:

  • фиксирует требования для проекта;
  • делает план проекта;
  • определяет дату релиза;
  • планирует работы с командой девелоперов;
  • координирует работу команды;
  • фиксирует риски, создает план работы с рисками;
  • обеспечивает релиз проекта в заданную дату с заданным бюджетом и уровнем качества;
  • координирует работы с другими командами (саппорт, тренинги);
  • мотивирует команду и держит фокус команды на определенных задачах;
  • находит креативные пути решения проблем;
  • организует хаос.

Проектный менеджер очень часто обладает потрясающей внимательностью к деталям. Хаос в проекте обычно начинается с мелочей, опытный специалист отслеживает такие вещи на раннем этапе и не дает хаосу поглотить проект. Прожект-менеджер держит проект под контролем.

Умение коммуницировать, слушать коллег, находить компромиссы являются неотъемлемыми качествами проектного менеджера. Эта роль непростая и часто недооценена в компании, так как при наличии отличного проектного менеджера может создаться впечатление, что все в проекте происходит магическим образом и само. На самом деле, за такой легкостью стоит огромная работа проектного менеджера.

Найти опытного проектного менеджера, который может успешно работать с несколькими командами и успешно координировать большие проекты, очень сложно. Такие специалисты на вес золота. Гораздо проще найти менеджера проекта на маленький проект с одной командой.

Program Manager

Программный менеджер обычно работает на достаточно больших проектах, где необходимо координировать несколько технических и нетехнических команд. Это могут быть команды разработки, маркетинга, поддержки, продаж и т. д.

Представьте, что вам предстоит выйти на новый рынок – Латинская Америка с линейкой из пяти продуктов. Программный менеджер будет координировать разные активности, которые будут затрагивать все продукты – например, локализация. Каждая продуктовая команда будет отдельно локализовать свой продукт, но необходимо координирование общей локализации: какой провайдер будет предоставлять строки для локализации? Как и в какие сроки будут локализовывать продукты? На все эти вопросы ответит программный менеджер.

Особенность работы программного менеджера заключается в том, что список работ, квалификации и функционала сильно привязан к самому проекту.

Если говорить в общем, программный менеджер – это гуру коммуникаций и координации задач в больших проектах. Умение координировать несколько сотен человек – это непростая задача и требует как внимательности к деталям, так и умение видеть общую картину, поэтому программный менеджер:

  • координирует группы проектов или сложные запуски;
  • работает с рисками группы проектов в целом;
  • координирует продуктовые и непродуктовые команды для достижения общей цели;
  • управляет коммуникациями;
  • координирует межкомандные активности;
  • управляет ожиданиями стейкхолдеров;
  • управляет общей датой запуска на основе полученных данных от разных команд.

Таким образом, программный менеджер в основном управляет группой проектов как единым целым.

Итоги

Из описания видно, что эти роли пересекаются. Это пересечение может быть больше или меньше в зависимости от компании. Есть компании, в которых продакт-менеджер практически полностью соответствует менеджеру проектов. Есть компании, в которых менеджер проекта действует и как продакт, и как проектный менеджер, а еще и крестиком вышивает.

В международных компаниях нет такого сильного взаимозамещения, там скорее более четкое распределение ролей, потому что все три профессии существуют не первый десяток лет и сфера пришла в более или менее стабильное состояние.

Могут ли все три специалиста работать в одной компании? Да, если продукт или запуск глобальный, требует вовлечения и пересечения множества команд со всех концов мира, то вся тройка product & project & program менеджеров будет загружена на все 100%.

Я работаю в компании, где присутствуют все три роли. В качестве продакт-менеджера я взаимодействую в паре с несколькими менеджерами проектов. Менеджер проекта прикреплен к одной или нескольким командам разработки. Когда я начинаю работу над новым продуктом или фичей, ко мне присоединяются менеджеры проекта в зависимости от того, какие команды разработки будут задействованы в проекте.

Для больших запусков мы собираем команду из нескольких продакт-менеджеров, прожект-менеджеров, а программный менеджер помогает осуществлять коммуникации как между командами разработки, так и между другими вовлеченными командами – саппорт, продажи, маркетинг и т. д.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Москва

Спасибо, все по делу и - за счет неформальности не в ущерб корректности - текст легко читается и воспринимается .

Еще раз отметим, что

все три профессии существуют не первый десяток лет и сфера пришла в более или менее стабильное состояние.

Program Manager (или Programme Manager) и концепция PMO - самое новое из трех обсуждаемых в статье названий с понятными отличиями и функционалом. Естественно, такие люди работают не только в IT и не только вокруг разработки ПО, в первую очередь, в крупных компаниях с большим количеством одновременно ведущихся проектов. 

Консультант, Украина

Эти профессии уже вымываются автоматизированными решениями.

ЭВМ может сама проверять уровень процесса и распределять задачи.

 

Программист, Москва
Андрей Роговский пишет:

Эти профессии уже вымываются автоматизированными решениями.

ЭВМ может сама проверять уровень процесса и распределять задачи.

 

Спасибо! Давно так не смеялся :)

Адм. директор, Санкт-Петербург
Евгений Фадеев пишет:
ЭВМ может сама проверять уровень процесса и распределять задачи.

ЭВМ проверять чем будет? Уже решены вопросы сенсорного восприятия? Распределять - как будет? Кто-то уже настолько обучил ИИ?

По теме статьи: лет десять назад появилась "мода" на внедрение проектного управления, наличие такового рассматривалось как "конкурентное преимущество", и под это было сформировано штатное расписание. Но на практике у руководителя проекта чаще всего нет реального управления ресурсами проекта, так и полномочий по полному управлению продвижения сетового графика проекта. В результате генеральный руководитель (реальный распорядитель финансов и ресурсов), выслушивая (или даже не выслушивая) руководителя проекта, сам отдаёт "правильные" распоряжения, а потом за сроки и результат - наказывает/увольняет руководителя проекта...

Конечно же, в этом случае и требуется разъяснение - что это за три обсуждаемые единицы  у нас в штате...

Директор по операциям, Москва

Конечно же Тема не раскрыта с профессиональной точки зрения PMа.

Поэтому не удивительно, что управляет коммуникациями PgM, а не PM… хотя это 80 % его работы...

Нет понимания что есть программа, а что проект. Чем отличаются, чем похожи и т.д.

По всей видимости, у вас в организации PgM просто красивое название для какойто должности.

А есть еще менеджер портфеля PfM … и портфели проектов. Можете ввести еще такую должность, тоже звучит красиво.  

Совет. Учите матчасть и вам откроется истина. 

Директор по операциям, Москва
Сергей Алейников пишет:

По теме статьи: лет десять назад появилась "мода" на внедрение проектного управления, наличие такового рассматривалось как "конкурентное преимущество", и под это было сформировано штатное расписание. Но на практике у руководителя проекта чаще всего нет реального управления ресурсами проекта, так и полномочий по полному управлению продвижения сетового графика проекта. В результате генеральный руководитель (реальный распорядитель финансов и ресурсов), выслушивая (или даже не выслушивая) руководителя проекта, сам отдаёт "правильные" распоряжения, а потом за сроки и результат - наказывает/увольняет руководителя проекта...

Конечно же, в этом случае и требуется разъяснение - что это за три обсуждаемые единицы  у нас в штате...

Золотые слова ... +1. 

И кстати прям в статье есть указание на кейс с выводом кто считается виноватым.:) Это прямо просто «скрепа» какаято в некоторых организациях.

Консультант, Украина
Сергей Алейников пишет:
Евгений Фадеев пишет:
ЭВМ может сама проверять уровень процесса и распределять задачи.

ЭВМ проверять чем будет? Уже решены вопросы сенсорного восприятия?

https://aitheon.com/project-management

Старший консультант, Москва

Спасибо, что поделились своим мнением. На мой взгляд статья отражает лишь конкретный пример распределения функций в организации, где работает автор. 
Согласно стандартам проектного управления и лучшим практикам, руководитель проекта начинает работу ещё на этапе инициирования проекта, а не получает готовые требования, обязательно общается с заказчиками и заинтересованными лицами, и тд,  и отвечает за результат, а результатом проекта в большинстве случаев всегда является какой-то продукт). 

Аналитик, Алматы
Андрей Роговский пишет:

Эти профессии уже вымываются автоматизированными решениями.

ЭВМ может сама проверять уровень процесса и распределять задачи.

 

Искусственный интеллект? Сопельки программерам тоже утрёт или истерики клиента уймет? К сожалению/счастью никакая ЭВМ на это еще не способна. Я еще помню как Мастдай свой MS Project на рынок пропихивала под теми же лозунгами. Продукт вовсе не плох, но квалифицированно юзается очень малым числов ПиэМов. Больше в Битриксе сидят или сверхлегких софтинах типа Trello.

Аналитик, Алматы
Вадим Шматченко пишет:

Конечно же Тема не раскрыта с профессиональной точки зрения PMа.

Поэтому не удивительно, что управляет коммуникациями PgM, а не PM… хотя это 80 % его работы...

Нет понимания что есть программа, а что проект. Чем отличаются, чем похожи и т.д.

По всей видимости, у вас в организации PgM просто красивое название для какойто должности.

А есть еще менеджер портфеля PfM … и портфели проектов. Можете ввести еще такую должность, тоже звучит красиво.  

Совет. Учите матчасть и вам откроется истина. 

Ну и какой профит дает такое "чоткое" знание терминологии? На войне пятерок не ставят и грамот не выдают. Всё это довольно условно. Бизнесу нужен результат, а как ты бойца назовешь - не суть важно. Статья - пойдет, хорошая. В таком формате и размере - читается и считается.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Половина компаний доплачивают сотрудникам за лояльность

У 46% работодателей есть надбавки за стаж и бонусы за долгую работу в компании.

Спрос на специалистов по анализу данных вырос в 30 раз за 10 лет

Самыми быстрорастущими направлениеми стали инфраструктура данных и DevOps, анализ данных, инженерия данных, BigData и ML. 

Названы сферы, где проще всего трудоустроиться пенсионерам

Треть опрошенных отметили, что работодатели стали охотнее приглашать на собеседования кандидатов пенсионного возраста.

SuperJob ввел аукционную модель найма сотрудников

Теперь работодатели смогут открыто торговаться за соискателя.