Среди владельцев американских компаний женщин 36%. Но, согласно аналитическому отчету Third Way, в большинстве случаев они передоверяют оперативное управление мужчинам, а доходы их компаний значительно меньше, чем доходы компаний, возглавляемых мужчинами. В технологическом предпринимательстве, по данным исследователей Гарварда, женщин еще меньше: 10% от общего числа стартапов. В чем причина?
Мужчины охотнее помогают мужчинам
Оказывается, предприниматели с опытом наставничества готовы помогать советами и деньгами таким же, как они сами. И мужчины чаще помогают мужчинам. Социологи описывают этот феномен как гомофилию – любовь к себе подобным.
«Женщины находятся вне круга социальных связей. А если вы вне круга, вы не получаете знаний, возможностей, контактов и финансирования», – отмечает Сьюзан Коулман, профессор бизнеса в Университете Хартфорда. С другой стороны, исследования показывают, что сами женщины не видят других женщин-предпринимателей в качестве ролевой модели. В итоге большинство из них во всем мире не склонны рассматривать предпринимательство как карьерную возможность.
Социальные связи важны и по другой причине: эмоциональная поддержка. «Запуск бизнеса в одиночку – страшное мероприятие. Вам просто необходимы люди, с которыми можно поговорить», – считает Коулман.
Мало наставниц-руководительниц
У женщин меньше шансов получить управленческий опыт, который позволяет основать компанию. Согласно совместному исследованию LeanIn.org и McKinsey, среди топ-менеджеров компаний США только 19% женщин. Женщины не вырастают до высоких руководящих постов, потому что не встречают более опытных старших наставниц.
Ситуация меняется, если женщина возглавляет компанию. Тогда разрыв в оплате труда между женщинами и мужчинами сокращается, и женщины получают равные с мужчинами шансы на продвижение, – утверждает Линда Белл, экономист и проректор Колледжа Барнард. Женщины на руководящих постах оказывают действительно сильное влияние на то, как развиваются карьеры других женщин.
Мало примеров женщин-инвесторов
Будучи лишенными финансовой поддержки, которую чаще предоставляют предприниматели-мужчины, женщины обычно пользуются помощью друзей или вкладывают в бизнес собственные средства. А если они все же привлекают внешних инвесторов, то соглашаются на более скромную оценку бизнеса. Бизнес-инкубаторы – организации, оказывающие образовательную, консультационную и финансовую поддержку начинающим предпринимателям – тоже не помогают.
Согласно исследованию Пола Гомперса, профессора Гарвардской школы бизнеса, венчурными капиталистами в США чаще являются мужчины – белые или азиаты. Целью Гомперса было выяснить, почему так происходит. Мало женщин с нужным образованием, опытом или желанием? Или сказываются предрассудки и закрытость социальных сетей?
Исследователь пришел к выводу, что квалифицированных женщин достаточно. Они составляют 40-50% работников в науке и инжиниринге, 30% – в индустрии программного обеспечения. Однако у них – опять-таки – значительно меньше шансов познакомиться с венчурным капиталистом женского пола и увидеть в такой женщине ролевую модель, которой хотелось бы подражать. Ведь около 91% инвесторов – мужчины. Большинство начинали карьеру в инвестиционных банках, частном капитале или консалтинге и закончили, как правило, Гарвард, Стэнфорд или Университет Пенсильвании.
Вот почему Шейла Лирио Марсело, основательница Care.com, отмечает, что женщинам важно также искать ролевые модели и наставников среди мужчин. «Чтобы сократить гендерный разрыв, мы должны воспользоваться поддержкой всего общества», – говорит она.
Есть и другие пути сокращения разрыва. Пол Гомперс заметил: дочерям венчурных капиталистов женская ролевая модель уже менее важна, чем девушкам из других семей. Можно также обратиться за поддержкой в сетевые сообщества женщин-предпринимателей или инвестиционные фонды, возглавляемые женщинами.
«Женщинам важно стать более толстокожими. Ведь предприниматель – это тот, кто быстро восстанавливается после неудачи», – уверена Марсело. – И пока это тоже лучше удается мужчинам, чем женщинам.
Перевод с английского. Источник: nytimes.com
Фото: pinterest.com
Я тоже уверен, что русская женщина смело идет в предпринимательскую сферу: услуги, ткани, ателье, мода и тд. Вот пример: Магазин тканей, созданный при участии женщины.
Рекламная ссылка удалена модератором.