Десять заповедей успешного лидера

Многие молодые люди бурлят идеями и инновациями, способны создать успешные и значимые бизнес-проекты. Но лишь немногие из них реализуют идеи на практике и становятся бизнесменами. Естественные страхи и опасения способны застопорить даже самый амбициозный проект. Не стоит бояться воплощать свои идеи в жизнь. Есть десять заповедей успешного лидера, при соблюдении которых, от бизнеса можно получать не только прибыль, но и удовольствие.

Пять базовых личных качеств

Существует пять базовых личных качеств, без которых не стоит даже начинать свой бизнес. Первое и важнейшее – это уверенность в себе. Любые сомнения лидера передаются команде, словно цепная реакция. Именно поэтому уверенность в себе, своих действиях и решениях – залог успеха любого лидера.

Следующее — коммуникабельность. Лидер должен уметь разговаривать на одном языке с самыми разными людьми, чтобы использовать их сильные стороны на благо бизнеса, понимать индивидуальность каждого человека, чтобы дать верную мотивацию к действию.

Третье качество – это умение работать со временем. Очень важно ставить четкие сроки для любой задачи и не переносить их. Иначе, процессы будут бесконечны и неэффективны.

Также лидер должен уметь грамотно ставить задачи и распределять роли в команде. Существует множество высококлассных специалистов, которые, например, не способны корректно ставить задачи и контролировать их выполнение. Они неэффективны в роли менеджеров. Поэтому крайне важно ставить четко задачу с измеримым результатом.

И последнее, но немаловажное качество успешного лидера – постоянное стремление к самообразованию. Руководитель должен всегда развиваться личностно и профессионально. Мировой прогресс часто не позволяет использовать в бизнесе методы и модели, которые были эффективны еще вчера, а личностное развитие позволяет притягивать к тебе интересных людей и поддерживать баланс между бизнесом и хобби.

Ошибки – это нормально

Лидер должен спокойно принимать, что все ошибаются и даже он сам. И абсолютно все ошибки, которые совершает лидер в процессе управления, идут в копилку его бесценного опыта. Многие ошибки можно списать на возраст или нехватку опыта — их стоит рассматривать как допустимые и даже иногда полезные.

Но есть и недопустимые ошибки, о которых стоит помнить всегда и их избегать. Как, например, поступки, которые порочат твою репутацию в бизнесе. Это неизменно приводит к катастрофе. С человеком, не способным «держать слово», никто не будет работать.

Без паники

Особенно актуальным является вопрос о том, как следует вести себя успешному лидеру в условиях кризиса. Самое главное – помнить, что безвыходных ситуаций не бывает — в любой кризисной обстановке необходимо сохранять «холодный» разум. Паника только усугубит проблемы и не приблизит ни на сантиметр к решению задач. Для начала стоит разработать антикризисный план. Если всех вводных данных нет, необходимо запланировать первые шаги — остальное «кристаллизуется» в момент реализации. Далее стоит отслеживать промежуточные результаты и корректировать план, исходя из текущей ситуации. Надо обязательно вовлекать команду в решение антикризисных задач – честно рассказать о существующих проблемах, о планах по их устранению. Ни в коем случае нельзя откладывать работу на потом – в кризис выживают быстро адаптировавшиеся.

Внимание команде

С новой командой необходимо выстраивать исключительно доверительные отношения и показывать личный пример. Если человек хорошо справляется с работой — поблагодарите его за выполненную задачу или проект. Вместе с тем, пресекайте бездеятельность и недисциплинированность. Коллектив довольно быстро способен поддаться дурному примеру и начать копировать работу малоэффективных сотрудников. Для достижения максимально эффективной и слаженной работы, коллективу нужно видеть перед собой уверенного и трудолюбивого руководителя. Общая цель для команды – залог успеха.

Совершенству нет предела

При любой динамике бизнеса не стоит забывать о повышении продуктивности команды и своей личной. Личная продуктивность определяет производительность конкретного специалиста. Для ее повышения можно использовать обучающие программы и тренинги по повышению квалификации и приобретению новых навыков. Также эффективно наставничество более опытного сотрудника — личный пример и поддержка помогут вырасти специалисту профессионально. И, конечно, не стоит забывать о классических мотивационных инструментах.

Для увеличения командной продуктивности стоит определить факторы, которые помогут ее повысить. Для этого необходимо грамотно планировать карту действий, отслеживать и ликвидировать «узкие места» в бизнес-процессах и мотивировать команду различными способами для достижения общего результата.

Важно – не срочно

Даже при большой загруженности руководитель должен тщательно планировать и разбирать каждый этап работы. В этом отлично помогает расстановка приоритетов по таблице: «Важное-Срочное», в которой всегда нужно стремиться к квадрату «Важно/не срочно». Если в работе будет преобладать постоянное «тушение пожара», то процессы будут малоэффективны.

Искусство делегирования

Эффективный лидер просто обязан грамотно делегировать свои обязанности в команде. Любая работа должна приносить максимальный эффект при минимальных временных затратах. Во-первых, стоит делегировать работу, которая вам не нравится. Вы не сделаете ее так же качественно, как это может другой сотрудник. Во-вторых, нужно обязательно делегировать разовые задачи. В-третьих, передавать коллегам рутинные и архаичные задачи. Важно выстроить удобную систему контроля по выполнению поставленных задач. Делегирование обязанностей помогает руководителю высвободить время для более важных стратегических задач.

Свои правила

Для эффективной работы и сплоченности команды успешный лидер должен продумать концепцию корпоративной культуры своего бизнес-проекта. О важности и необходимости корпоративных правил написано много литературы. В мире не существует примеров успешных компаний, в которых не были бы внедрены корпоративные правила. Даже в небольших компаниях со штатом из двух сотрудников существуют свои правила. Они не оформлены в регламенты, не прописаны в виде дополнения к трудовому контракту, но негласно существуют и соблюдаются. В крупных же компаниях корпоративная культура помогает привить общие ценности и объединить коллектив. А при высокой ротации кадров корпоративная культура помогает бизнес-юниту сохранять свою уникальность.

Успех – дело тонкое

Когда команда добилась своего первого успеха, руководитель должен уметь правильно им распорядиться. Любой успех, как и неудача – результат коллективной работы. В жизни часто бывает, что руководство приписывает результат только своему гению управления, пренебрегая результатами линейных сотрудников, считая их как данность. К сотрудникам надо относиться как к номинальным акционерам. Успех компании должен отражаться абсолютно на всех сотрудниках, вне зависимости от должности. Каждый успешный шаг любого сотрудника приносит результат в копилку общую. Именно такой подход меняет отношение людей к процессу и результату работы.

Ради удовольствия

Все же, учитывая все сложности и трудности, самое ценное в бизнесе – это удовольствие. Удовольствие, которое получаешь от процесса и результата. Здесь важно собрать команду, с которой комфортно работать и которой действительно доверяешь. Цели должны быть амбициозны, но достижимы. А результат должен вдохновлять как лидера, так и его команду.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Партнер, Украина

Много, хорошо и по теме. Спасибо автору.
Я бы только добавил две вещи:
1) Умение выбрать достойную цель
Если лидер - тот за кем идут, то цель - это место, куда он ведет своих последователей.
Без цели, все остальное - теряет смысл.
2) Принятие ответственности за достижение цели командой
Лидер - человек, который отвечает за достижение цели и с которого спросят если она не будет достигнута. Поэтому настоящий лидер принимает эту ответственность и делает так (меняет стратегию и тактику, меняет команду, и ...) чтобы цель была достигнута.
А в реализации этих двух вещей как раз и будут полезны те качества, которые описаны в статье.

Researcher, Москва

Цитата Ф.Нестеров: "...Лидер - человек, который отвечает за достижение цели и с которого спросят если она не будет достигнута."

Менеджер - человек, который отвечает за достижение цели и с которого спросят если она не будет достигнута.

Найдите отличия!!

Еще вопрос. А бывают ли лидеры НЕ успешные? Это лидеры или уже не лидеры?
Или еще. Бывают ли лидеры НЕ эффективные? Это лидеры или уже не лидеры?

Или следует понимать что если ЛИДЕР то уже успешный и эффективный?

И вообще лидерство это ПРИЗНАНИЕ или НАЗНАЧЕНИЕ?

Если тебя НАЗНАЧИЛИ лидером группы, то плевать на все рекомендации в статье!!
И наоборот.
Если тебя группа ПРИЗНАЛА свои лидером, то так же можно плевать на рекомендации в статье.

Так нужны ли эти рекомендации??

Генеральный директор, Таджикистан

А где собственно заповеди? Это просто набор правил, подходов. Но не заповеди

Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - Найдите отличия!!

Действительно, хотелось бы от автора услышать терминологию - что он понимает под термином лидер, что понимает под термином команда - это категории используются в статье. Но при описании характеристик лидера - практически все (или все?) они - про описание руководителя (умение делегировать и др.).

. . . . Директор по развитию, Москва

Прочитал недавно "Удовольствие мыслить иначе" Гиренок, именно мыслить. думать уже не канает. Лидер мыслит по своему, ему ваши неудачи и неэффективности вопщем то по барабану. И от этой его спокойной отчаянности его и видят лидером, даже если все вокруг шатается и проваливается.

Researcher, Москва

Цитата М.Кузнецов: "...Лидер мыслит по своему, ему ваши неудачи и неэффективности вопщем то по барабану...."

А вот провокационный вопрос. Гитлер был лидером?
Он какой ? Упешный? Или эффективный ? Или и то и другое?

. . . . Директор по развитию, Москва

А что тут провакационного? Ну лидером был, и что? Иначе бы пошла бы за ним вся нация? Другое дело, если бы вы поставили вопрос в отношении его идеологии... Но тут Вам, Валерий, никто не ответит (кроме наст лидера ;))

Researcher, Москва

Цитата М.Кузнецов:" Ну лидером был, и что?"

А то, что он не отвечает ни одному из приведенных в статье качеств.

Значит можно с успехом без них обходится!!

. . . . Директор по развитию, Москва

Валерий Иванович, я к сож-ю статью не читал. Но догадываюсь - о чем Вы... Но если бы она ваша в 38 году в Германии, то немцы узнали бы все черты фюрера.

Партнер, Украина

С цитированием у нас все еще сложности, поэтому пишу так: "для В. Овсия"
Вам видимо нравится провоцировать, поэтому Вы выдергиваете фразы из контекста. Но они при этом теряют смысл, их нужно рассматривать вместе.
Я написал, что лидера определяют 2 вещи:
1) Умение выбрать достойную цель
2) Принятие ответственности за достижение цели командой
Действуют только оба фактора вместе.
Вы просите указать отличия лидера от менеджера, "который отвечает за достижение цели и с которого спросят если она не будет достигнута."
Отличия простые:
- лидер выбирает себе цели, а менеджеру их ставят вышестоящие лидеры
- если менеджер не справится, то его уволят и на этом его ответственность кончается. А лидер назначит другого менеджера или сделает сам. Его нельзя уволить поскольку он сам выбрал себе такую цель. Лидер любыми средствами добивается исполнения цели (или гибнет) или же сам снимает с себя ответственность за достижение цели.
По такому же принципу можно ответить и на другие Ваши вопросы:
1) Является ли лидер успешным - да, если его цель была значительной и его команда её достигла.
2) Является ли лидер эффективным - да, если его команда достигла цели оптимальным способом (с минимальным использованием ресурсов) и нет, если цель достигнута, а ресурсов потрачено значительно больше, чем могло бы быть.
По такому же принципу можно оценить и Гитлера.
1) Был ли он лидером - да, он ставил цели и вся страна пошла туда, куда он указал
2) Был ли он успешным - нет, поскольку его цель (всемирное господство Третьего Рейха ) не достигнута
3) Был ли он эффективным - вообще не обсуждается, поскольку цель не достигнута.
И любого другого лидера.
Последний вопрос: лидерство - это признание или назначение?
Боюсь, что Вы путаете лидерство с руководством. Сотрудника можно назначить на должность Руководителя и что-то ему поручить. Лидер - тот, кто сам выбирает себе цели и создает команду последователей. Лидера назначить нельзя.
Эти две сущности могут совпасть в одной ситуации: Вы назначите руководителя и поставите ему цель, а он одновременно с этим как лидер захочет достичь этой цели уже как своей личной.
Надеюсь, что этого поста достаточно, чтобы продемонстрировать общий принцип.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.

Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.