Бренд-менеджер — специалист, который отвечает за позиционирование бренда на рынке, создание уникального имиджа, увеличение его конкурентоспособности и, как следствие, обеспечивает рост продаж. В России бренд-менеджер относительно молодая профессия. Ее появление связано с осознанием необходимости в профессиональном продвижении товаров и услуг, возросшим интересом к маркетингу, организацией грамотной работы над увеличением спроса на определенный продукт у потребителя. Это процесс начал набирать обороты во второй половине 1990-х. Его логичным продолжением в начале 2000-х, стал возросший спрос на маркетологов и появление в российских компаниях позиции бренд-менеджера.
Как и любая относительно новая профессия, позиция бренд-менеджера претерпевала и продолжает претерпевать большие изменения. Если раньше бренд-менеджер пользовался исключительно инструментарием BTL, в последнее время ведущие позиции заняли digital-каналы. При этом, профессиональный бренд-менеджер должен владеть как офлайновыми, так и онлайновыми инструментами по продвижению.
Бренд-менеджер работает в подчинении у директора по маркетингу, параллельно с отделами трейд-маркетинга и маркетинговых коммуникаций. Зоной его ответственности является вывод на рынок нового бренда и/или его раскрутка, постепенное формирование знаний о нем, повышение узнаваемости и увеличение лояльности со стороны потребителя.
В обязанности бренд-менеджера входит реализация полного цикла мероприятий по продвижению:
Ключевое различие заключается в сегменте рынка: B2C и B2B. На рынке B2C, как правило, приходится поддерживать постоянный интерес к портфелю своей продукции у потребителя, предугадывать тренды и выигрывать в борьбе с конкурентами. Во втором случае, перед бренд-менеджером стоят более серьезные задачи. Исходя из практического опыта, привить лояльность к новому продукту в сегменте B2B намного сложнее.
Степень ответственности и функционал бренд-менеджера находится в прямой зависимости от масштабов компании. В крупной компании на один бренд может работать четыре бренд-менеджера. В небольшой компании он может координировать весь спектр маркетинговых коммуникаций, составлять аналитику, работать с рекламными агентствами и т. д.
Креативность и неординарный подход. Аналитический склад ума, стрессоустойчивость, гибкость восприятия неоднозначных ситуаций, способность быстро принимать решения. Умение работать в условиях многозадачности и ориентированность на достижение поставленных целей. Отличные презентационные навыки, умение убеждать. Ключевую роль играет высокий уровень мотивации сотрудника, восприятие бизнеса как «своего», понимание того, что успех работы всей команды зависит именно от него.
Уровень компенсации на позиции бренд-менеджера, имеющего опыт работы от двух лет, составляет 120-150 000 рублей до вычета налогов в базе (ежемесячный оклад), кроме этого предусмотрена бонусная система поощрения. Кандидат с опытом работы 3-4 года может рассчитывать на компенсацию до 180 000 рублей. Кандидат становится дешевле на рынке, в случае, если занимается адаптацией международных брендов на рынке, и повышается в цене, если занимается разработкой нового продукта. Самый высокий уровень компенсации у бренд-менеджеров, которые занимаются алкогольной или сигаретной продукцией.