Блестящую профессиональную карьеру Вера Федченко построила в логистике, проделав путь от специалиста начального уровня до директора в транснациональных корпорациях. Однако международную известность Вере принес ее собственный проект в области дизайна и архитектуры – Гостевой дом Old New Home, выросший из маленького стартапа во время обучения в школе бизнеса МИРБИС. В беседе с Анной Лукьяненко Вера рассказала, как рождаются и реализуются успешные идеи, как продвинуть проект без значительных финансовых вложений и получить признание профессионалов, как создавать команду мечты, а также о самых главных жизненных уроках и трансформации личности благодаря обучению на программе МВА.
Анна Лукьяненко: Вера, кто вы сейчас: логист или дизайнер?
Вера Федченко: Моя профессия – логист. Дизайн – это мое хобби. Я развиваюсь в области логистики с самого начала профессионального пути уже более 20 лет. Сейчас я работаю директором по логистике во французской компании Etam. Это бренд №1 во Франции по производству и дистрибуции женского нижнего белья и домашней одежды, он любим в 46 странах мира.
Более 11 лет я была в команде Philips, где прошла путь от специалиста до главы транспортного отдела компании, до сих пор с теплотой вспоминаю ту первую большую школу. Также я отвечала за всю логистику в испанской компании Mango в России и была директором по логистике в немецкой группе компаний Wortmann.
Почти весь мой профессиональный путь – это работа в крупных международных компаниях.
А. Л.: Международные компании – это целенаправленный выбор?
В. Ф.: Да, я всегда четко представляю, как должна выглядеть работа моей мечты. Международные компании привлекают меня тем, что дают возможность знакомиться с культурами, обмениваться знаниями и познавать на практике лучший мировой опыт в различных областях.
А. Л.: В больших корпорациях важно умение работать в команде. По-вашему, что делает команду эффективной?
В. Ф.: Действительно, умение работать в команде – это очень важный навык. В команде у каждого есть «основная сила» и, объединившись, люди могут творить совершенно невероятные вещи, добиваться потрясающих результатов. Более того, я считаю, что основа успеха любого дела именно в том, чтобы подобрать отличную команду. Когда работаешь с вдохновленными профессионалами, объединенными общей идеей, результат может превзойти все ожидания.
Если говорить о критериях, то, на мой взгляд, в эффективной команде люди, во-первых, вдохновлены на достижение единой цели, понимают, для чего они собрались и чего будут добиваться. Во-вторых, каждый член такой команды четко осознает свою роль в проекте. В-третьих, каждый владеет профессиональными навыками, которые требуются для отведенной ему роли. И, наконец, в эффективной команде есть командный дух, который помогает всем ее членам работать сыграно и в хорошем настроении.
А. Л.: Нередко командный дух – самое слабое звено. Как его создать?
В. Ф.: Функция создания атмосферы закрепляется за руководителем. По крайней мере, я использую такой подход. Мне важно, чтобы никто из сотрудников не был ущемлен, чтобы атмосфера в коллективе была благоприятной. С одной стороны, мне это достаточно легко дается, потому что от природы я – эмпат, для меня органично прислушиваться к мнению людей, сохранять гармонию. Но в то же время мне было не менее важно развиваться и как руководитель, поэтому пришлось усиливать управленческую компетенцию. Думаю, я смогла соединить умение слышать других и делать так, чтобы слушали меня, реализуя амбициозные и иногда даже кажущиеся невыполнимыми цели.
А. Л.: Выбор МВА был осознанным для того, чтобы расти как руководитель?
В. Ф.: Конечно. Но была и еще более узко направленная цель. У меня в голове давно зрел один предпринимательский проект, буквально не давал мне покоя. Уже сформировалась целая многоуровневая концепция, но я не знала, с чего начать. Тогда я поняла: чтобы реализовать проект, я должна учиться.
У меня есть старшая сестра (тоже директор по логистике), которая на тот момент окончила программу МВА, и я спросила ее, стоит ли это того. На что Аня (Анна Ржешевская – прим. авт.) мне ответила: «Вера, да, обучение на МВА изменило мое мышление».
Я стала искать и остановилась на школе бизнеса МИРБИС по нескольким причинам. Во-первых, потому что это старейшая школа МВА в России, это меня привлекло. Во-вторых, из-за удобного графика обучения по выходным дням, потому что я полноценно работала на неделе. И в-третьих, в МИРБИС был отдельный междисциплинарный проект по стартапам, чего не было больше нигде. Все совпало с моими потребностями, поэтому я поступила на обучение.
А. Л.: Удалось ли вам реализовать проект?
В. Ф.: Да, но другой. Вообще я получила гораздо больше, чем только реализацию проекта. МИРБИС дал мне много ценных уроков, которые я применяю теперь в профессиональной и житейской среде и делюсь ими с окружающими.
Урок №1. Бизнес-школа дала мне уверенность, что нет невозможного. Добиться можно всего! Просто надо не мечтать, а делать. Сначала делать первый шаг, потом второй, потом третий и так дальше, не останавливаясь.
С идеей, которой я грезила, получилась интересная история. В концу первого года обучения нам нужно было защищать групповой проект. Я предложила одногруппникам выбрать мою задумку. Все хохотали, мол, давай, озвучивай преподавателю. Надо сказать, проект был достаточно провокационным и смелым – запуск производства «печений для взрослых». Я видела смысл и пользу в этой идее. Мне хотелось сделать что-то для пар, которые уже давно в браке или, наоборот, только начинают отношения. Хотелось дарить эмоции, впечатления.
Мы, кстати, сами с мужем женаты со студенчества, а познакомились, когда я работала в библиотеке при Академии, где мы на тот момент учились.
В итоге у меня получилось «продать» идею команде как перспективную, и наш проект стал одним из самых популярных на курсе, потому что вызывал бурю эмоций. Мы все защитились на пятерки и даже сделали пробную партию имбирных печений с тематическими рисунками. И вот на этих лаврах славы на втором году обучения я попадаю к нашему ментору стартапов Александру Подковырову. И у нас происходит примерно такой диалог:
– Вера, а скажите, как давно вы придумали этот проект?
– Уже больше двух лет, Александр. Я четко представляю в голове всю модель от начала и до конца.
– А что конкретно вы уже сделали, чтобы запустить проект? Договорились ли с дизайнером? Знаете, где будете производить и как реализовывать продукцию?
– Нет, я пока ничего этого не делала.
– Тогда, Вера, как бы ни печально вам было это услышать, если вы за 2 года с момента появления идеи ничего не сделали, вероятность успешной реализации вашего проекта существенно снизилась. Он, по сути, «протух».
Я была в шоке! Ведь в фантазиях витрины с брендом моего печенья, как Шанель уже красовались по всему миру. И тут услышать такое. Но позднее, когда мы стали углубляться в изучение стартапов и проходить жизненный цикл предприятий, я поняла:
А. Л.: С момента появления идеи у основателя внутри рождается колоссальный заряд энергии, которая должна тратиться на реализацию и развитие задуманного проекта. И если ее не вложить в проект с самого начала, то, скорее всего, проект так и не «взлетит».
Урок №2. Ваш проект не единственный на всю жизнь
В. Ф.: Этот урок тоже кардинально перевернул мое сознание и одновременно вдохновил. Самая серьезная ошибка, которую совершают начинающие предприниматели, а особенно женщины-предприниматели, в том, что они относятся к своему бизнес-проекту, как к ребенку. Даже если он нерентабелен. Но если проект вообще не перспективный, его нужно оставить и сфокусироваться на новом. Ваш проект не единственный на всю жизнь.
Мне, кстати, повезло: когда фантазии творца уносили меня за планку рентабельности, меня возвращал на твердую почву супруг-финансист.
Урок № 3. Не бойтесь поражений и не опускайте руки при неудачах. Пусть не получилось один, два и три раза подряд – это не повод останавливаться.
Самые успешные мировые стартапы порой получались у их основателей, будучи уже пятыми или восьмыми по счету.
А. Л.: Вам легко удалось отказаться от первого проекта?
В. Ф.: На самом деле нет. Я уперлась в эти печенья, и мне ничего другого не приходило в голову. У нас были воркшопы, и благодаря работе в небольших группах, преподаватель уделял нам много внимания. Но я не могла найти новую идею. Одно из ярких воспоминаний: я на занятии стою у доски и отвечаю преподавателю на вопрос, что у меня получается лучше всего. И вдруг приходит ответ: создавать атмосферу!
На протяжении многих лет я получала обратную связь от наших с мужем друзей по поводу атмосферы, в которую их погружаю, принимая у нас в гостях. Я любила устраивать праздники и продумывала все до мелочей: сервировку, угощение, музыку, декор дома. И первое, что я видела – это восторг в глазах гостей, которые говорили, что будто попали в сказку. Мне это очень грело душу. Было ценно удивление, улыбки на лицах, слова благодарности.
На занятиях мы прорабатывали эту идею, но я была зациклена на первоначальном проекте и так и не смогла найти ей применение. Потом началась пандемия, и мы с супругом стали работать удаленно, уехав за город на дачу. Там же у нас был куплен соседний участок, на котором стоял старый обветшалый дом. Поначалу мы хотели его снести, так как он был весь покосившийся и одним углом лежал на земле. Но потом, приглядевшись к дому поближе и поняв, что он построен очень добротно, мы решили его преобразить. Разумеется, никакого конкретного бизнес-проекта у нас с мужем не было. Мы просто задумали вдохнуть в него вторую, новую жизнь.
И тут снова позвонил мой руководитель Александр Подковыров поинтересоваться, как идут дела с завершением обучения. Я ответила, что ни о чем не могу думать, потому что мы занялись ремонтом старого дома. Он подхватил: «Прекрасная идея! Давайте подумаем, как мы можем это масштабировать». Если честно, я не была готова к масштабированию, я творила: цветочки, рюшечки, выбор мебели.
Но вот сижу я на крыльце нашего старенького домика, весна, птицы поют. И вдруг думаю, что надо бы завести страницу в соцсети для этого дома. И назвать его так, чтобы, когда проект станет знаменитым, у него было бы не просто легкое и запоминающееся имя, но и полностью передающее его суть. Так родился наш проект Гостевой дом Old New Home.
На сегодняшний день это уникальный гостевой дом, который полюбился десяткам тысяч людей по всей России и в других странах мира. Он стал героем лучших российских и международных интерьерных изданий. Дому посвящают стихотворения, его рисуют, в нем проводят выставки живописи, экскурсии и мастер-классы.
А. Л.: Главная особенность нашего дома в том, что в работе над ним не принимали участия профессиональные прорабы и дизайнеры. Old New Home был создан семьей логиста и финансиста. А обстановка дома была собрана по всей России через объявления на Авито.
В. Ф.: И еще немаловажный момент: мы показываем, что из практически непригодного жилья можно создать дом мечты, причем используя концепцию экологического потребления. Благодаря популяризации этой идеи было спасено уже больше десятка старых домов. Мы знаем об этом, потому что получаем сообщения от читателей, которые отказались от сноса домов, вдохновившись нашим опытом. Я вижу в этом социальную значимость, ведь люди начинают ценить старые дома и старые вещи, тем самым восстанавливая и сберегая культурное наследие страны.
А. Л.: Проект Old New Home вы создавали вместе с мужем. Как разделять зоны ответственности, если вы партнеры и в семье, и в совместном проекте?
В. Ф.: Если возвращаться к теме команды, то у нас с супругом очень сплоченная и сыгранная команда. Совершенно идеальная команда для достижения совместных целей. У нас есть четкое распределение функционала. И чтобы не было споров, мы с самого начала пути договорились, что я отвечаю за творческую часть, а Дмитрий – за техническую, строительную. Конечно, нам не запрещено заходить на территорию другого. Мы прислушиваемся друг к другу, у каждого есть право высказаться, обсудить все «за» и «против».
А. Л.: Но за конечное решение ответственен тот, за кем закреплена эта зона. У него есть «право вето».
В. Ф.: Например, Митю сначала смущала большая кровать с балдахином, которой я придумала украсить спальню первого этажа. А в итоге она стала визитной карточкой дома. Супруг приводил аргументы в пользу того, чтобы найти другую, поменьше, но я воспользовалась своим правом, и кровать торжественно приехала к нам в дом из Екатеринбурга. Теперь эта кровать на аватарках во всех соцсетях, и ее очень любят тысячи наших читателей и гостей.
Также, если муж считает, что лучше использовать именно такую модель септика, именно этот мотор, я соглашаюсь или уступаю, доверяя его экспертизе. Не всегда переговоры проходят гладко, бывают и споры, но мы всегда можем напомнить друг другу, где чьи границы и кто имеет право на финальное решение. В итоге находим наилучшее решение.
А. Л.: Помогли ли вам знания, которые вы получили в бизнес-школе?
В. Ф.: Все, что касается дизайна дома и технической стороны, мы с мужем, конечно, изучали сами. А вот в развитии и узнаваемости проекта инструменты МВА очень помогли. И я особенно горжусь тем, что продвижение не потребовало значительных финансовых вложений. В этом, кстати, заключалась моя принципиальная позиция. Но, безусловно, нужны были каждодневный кропотливый труд, огромный творческий заряд, вдохновение и любовь к тому, что делаешь.
Мы «выносили» свой дом за 9 месяцев, по сути, как ребенка. Первыми домик мечты увидели наши родители, когда приехали на Новогодние каникулы. Как раз тогда мы и задумались, а почему бы не открыть двери этой сказки и для гостей. Ведь у нас самих нет необходимости жить здесь постоянно, так как дача, в которой мы живем, находится на соседнем участке. Между тем хотелось, чтобы наше творение приносило радость людям, чтобы дом дарил гостям уют и тепло, которые мы с таким трепетом вложили в каждый квадратный сантиметр.
Возвращаясь к вопросу. Во-первых, именно благодаря МИРБИС этот проект родился именно как успешный стартап, а не просто реконструкция дома. Во-вторых, бизнес-знания помогли мне сделать его известным. Ведь красивых домов достаточно, но не о каждом из них знают. И чтобы о нашем доме не только узнали, но и заговорили, я на практике применяла уроки, которые нам давали на занятиях: бизнес-модель, ценность проекта, кто наши партнеры, кто наши поставщики, на что мы средства тратим, а что нам приносит доход. Наконец, было понимание, что у всего есть структура. Я помню, как мы рисовали на листе А4 бизнес-модели проектов во время обучения. Помню, как мы в аудитории с преподавателем упорно искали идею того, что я могу делать лучше всего. Ведь если говорить про Old New Home, то он не про аренду, а именно про атмосферу, про «сказочный мир», который мы создали и в который приглашаем и погружаем наших гостей.
А. Л.: Раскройте секрет: как попадать на обложки профессиональных журналов без коммерции?
В. Ф.: Я очень горжусь тем, что каждый творческий проект, который мы задумали и реализовали, был без коммерции и попал в международное интерьерное или архитектурное издание.
Я бы сказала, что мой личный секрет успеха заключается в сочетании трех элементов: команды, качества и уверенности.
Первое – это идея и команда. Я верю в силу коллаборации. Если рождается интересная творческая идея и удается собрать и вдохновить на реализацию этой идеи команду творчески настроенных профессионалов, то получается грандиозный результат. Команда очень важна. Например, вроде бы есть отличный кандидат, но что-то не так. Доверяйте себе! «Не бывает плохих кандидатов, бывают неподходящие», как сказала мне однажды HR бизнес-партнер на тренинге много лет назад. Важно найти именно того, кто подходит. Вы не поверите, я год искала фотографа, который бы отфотографировал интерьер именно так, как я его чувствую.
Не идите на компромиссы, делайте картинку в своей голове реальностью.
Второе – это качественный продукт. Он должен быть сделан выше головы. «Так сойдет» не пойдет. Подходит только блестяще. Лишь тогда это получает признание.
И в-третьих, нужно быть уверенным в том, что ты создаешь. У меня всегда есть внутренняя убежденность, что это сделано круто, а значит, понравится.
Однажды мы готовили новогоднюю съемку в домике. Я отправила кадры в редакцию и получила ответ через 5 мин: «Красота! Берем». Нас опубликовали в Elle Decoration, а в конце января я узнала, что наш проект стал еще и интерьером месяца.
Верить в себя – это еще один навык, который я получила в МИРБИС. Идти вперед шаг за шагом и все получится!
И обязательно использовать каждую возможность, которую дает нам жизнь, Вселенная, судьба – не важно, как это называть. Я уверена, что мы каждый день сталкиваемся с колоссальным количеством возможностей. Нужно научиться их замечать и пробовать, пробовать, пробовать. Использовать все шансы, которые нам даются. Не получилось – не беда! Значит, непременно получится что-то другое.
А. Л.: Выпускники МВА отмечают, что обучение – это в равной степени и знания, и нетворкинг. Общаетесь ли вы с одногруппниками?
В. Ф.: На самом деле я домоседка. Но несмотря на то, что я училась уже достаточно давно, мы продолжаем общаться с ребятами. У нас есть общий чат, где мы поздравляем друг друга, делимся успехами, просим помощи. В общем, мы приглядываем друг за другом.
А. Л.: На ваш взгляд, что самое главное в общении с людьми?
В. Ф.: Мой папа учил меня так: «Вера, всегда относись к человеку искренне хорошо, что бы тебе про него не говорили. А дальше смотри по его поступками и уже делай выводы». Конечно, случается, когда о каких-то людях мне говорят, что с ними сложно. Но я сразу стараюсь разглядеть в человеке хорошее. Я вас уверяю, в каждом можно найти что-то интересное и уникальное. Многие люди привыкли носить маски, но внутри могут быть совсем иными. И если постараться это увидеть и обращаться именно к этой части личности, то можно развить теплое и доверительное общение, многому научиться друг у друга и плодотворно сотрудничать.
И еще я часто вспоминанию потрясающие занятия профессора Александра Сергеева в бизнес-школе. Он учил нас жизни, тому, что в современном мире умение общаться с людьми – важное качество. Он говорил: «После себя нужно оставлять хорошее послевкусие». Мне очень понравилась и запомнилась эта фраза.
А. Л.: Как быть успешным руководителем и счастливой женой?
В. Ф.: Сохранять внутреннюю гармонию, баланс без перекоса в какую-либо из сторон. Для женщины это особенно важно, на мой взгляд. Я разделяю работу и дом. На работе – работа, дома – дом. Стараюсь не смешивать. С семьей мы редко обсуждаем работу. Это не табу, но получается негласно. И наоборот, в офисе я концентрируюсь на работе. Даже мои дети всегда знали, что на работе я занята, могу быть на встречах и если вдруг звонили мне, то это было очень серьезное дело, требующее внимания.
Учеба – это другой момент. Когда я училась в МИРБИС, я каждый раз, возвращаясь домой, с вдохновением делилась с семьей впечатлениями: «Вот, девочки, (у меня две дочки-близняшки, им сейчас по 15 лет) я узнала это в 35 лет, а вам сейчас всего 9, радуйтесь!».
И также, приходя в офис, я устраивала на работе для коллег внутренние мастер-классы и рассказывала про интереснейшие знания, которые получила.
А. Л.: Чему самому важному вы научили детей?
В. Ф.: Я учу детей тому, во что сама свято верю: самое главное в жизни – это чувствовать себя счастливой. Счастье в мелочах. Не надо сидеть и грезить, что счастье наступит, когда я найду супер работу или встречу идеальную пару. Счастье здесь и сейчас. Увидели, как в лужах отражается солнце, остановитесь, почувствуйте эту красоту. Мы сами творцы своего счастья. Замечайте его, создавайте и цените!
Присоединиться к команде единомышленников и узнайть подробнее о программах МВА можно на ближайшем Дне открытых дверей в МИРБИС
Партнерский материал