Если говорить о медицинском страховании в России, то общество можно условно разделить на две категории: 90% населения полагаются на обязательное медицинское страхование и собственные возможности по организации и финансированию медицинской помощи, а 10% пользуются программами добровольного медицинского страхования. За доверие этих 10% населения конкурируют основные игроки страхового рынка. Впрочем, в большинстве случаев решение о сотрудничестве со страховой компанией человек принимает не сам, так как программы ДМС уже давно стали неотъемлемой частью социального пакета международных компаний и ведущих российских работодателей. В этом случае решение о том, какие опции включить в состав пакета, принимают менеджеры по компенсациям и льготам и департаменты по работе с персоналом. Какие факторы они должны принять во внимание? Об этом Executive.ru побеседовал с руководителем направления корпоративного страхования региона Восточная и Южная Европа (Eastern and Southern Europe), вице-президентом, руководителем управления корпоративного страхования «МетЛайф» Александром Лазаревым.
Executive.ru: Насколько быстро обновляется продуктовый ряд на рынке добровольного медицинского страхования (ДМС)?
Александр Лазарев: Продуктовое наполнение программ ДМС более или менее неизменно в течение последних 20 лет, то есть фактически с момента появления их в России. Основу рынка ДМС в России составляют корпоративные страховые программы (доля сборов по ДМС от физических лиц не превышает 15%): компании покупают страховые полисы для защиты своих сотрудников. Страховщики вносили в продукты небольшие корректировки, концептуально же ничего не обновлялось. Сейчас, на мой взгляд, изменения назрели. Причин для этого три:
- Отсутствие страховой защиты по серьезным заболеваниям: в большинстве полисов онкологические заболевания, сахарный диабет и сосудистая патология проходят как исключения.
- Постоянно растущая инфляция, которая накладывает на работодателя бремя дополнительных расходов.
- Недостаточное внимание к профилактике.
Executive.ru: Ваша компания готовит в связи с этим изменения в страховых продуктах?
А.Л.: «МетЛайф» уже давно предлагает клиентам полисы ДМС, где страховая защита от серьезных заболеваний (страховщики еще называют их критическими) включена в пакет. Имеются ввиду не только единовременные выплаты в случае обнаружения критического заболевания, но и помощь застрахованному в организации лечения, включая организацию консультаций, проведение необходимых диагностических исследований, а также подбор врача и клиники. В последние пару лет мы наблюдаем увеличение спроса на программы, предлагающие такой расширенный вариант страховой защиты.
Executive.ru: Как отражается инфляция на стоимости полисов?
А.Л.: В среднем российские компании тратят сейчас на страховую защиту не менее 20 тыс. рублей в год на одного сотрудника. Официальная медицинская инфляция в России в течение последних нескольких лет находится на уровне 10%, что соответствует аналогичному показателю на мировом рынке, хотя конкретные значения заметно варьируются от страны к стране.
Если говорить о российском рынке ДМС, то с 2010 года полисы дорожали примерно на 4-5% в год. При этом мы видим, что в последние годы рост рынка ДМС отстает от официального уровня инфляции в 2 раза. Фактически это означает, что маржа страховых компаний уменьшается. Сейчас на российском рынке ДМС появляются новые подходы для контроля над стоимостью страховых программ, например, частичное финансирование застрахованным медицинских расходов на собственное лечение в рамках соцпакета, предлагаемого работодателем. Такой подход, в страховом бизнесе он называется франшизой, позволяет сформировать оптимальную по своему наполнению и стоимости программу даже в условиях высокой инфляции и сбалансировать интересы компании, сотрудника и страховщика.
Executive.ru: Какие опции в этом контексте наиболее интересны?
А.Л.: Я бы поставил на первое место раннюю диагностику и профилактику. Большинство программ ДМС предполагают возможность обращения за медицинской помощью при наличии страхового случая, коим являются возникновение острого заболевания и обострение хронического заболевания. Ситуация, когда человек, проявляя заботу о своем здоровье, хочет посетить трех-четырех специалистов, сдать анализы, пройти скрининг, в подавляющем большинстве полисов не предусмотрена. В последние годы ситуация начала меняться к лучшему, страховщики уделяют больше внимания ранней диагностике и профилактическим мероприятиям (например, включают в программы ДМС вакцинацию и дни здоровья в офисах клиентов), что отвечает интересам и застрахованного, и страховщика.
Executive.ru: Как экономический кризис в России влияет на динамику продаж на страховом рынке?
А.Л.: Сборы по ДМС в 2015 году увеличились на 4%, достигнув 129 млрд рублей. Конечно это не те темпы роста, которые были три-четыре года назад, но, тем не менее, рост присутствует. В компании «МетЛайф» сборы выросли на 51%, что стало возможным благодаря инновационным решениям и постоянному фокусу на повышение качества клиентского сервиса.
Executive.ru: А как кризис отразился на поведении застрахованных?
А.Л.: В 2015 году мы столкнулись с существенным ростом количества обращений застрахованных в медицинские учреждения, который сопровождался увеличением средних выплат практически по всем категориям услуг, за исключением разве что стационарного лечения.
Executive.ru: Значит ли это, что люди стали больше болеть?
А.Л.: На увеличение выплат влияет общеэкономическая ситуация, а также инфляция и курс рубля к иностранным валютам, в результате чего дорожают и импортная аппаратура, и лекарства. Что касается частоты обращений, то люди стали внимательнее относиться к своему здоровью и не откладывают визит в медицинское учреждение. Срабатывает и так называемый эффект отложенного спроса. Если человек не уверен в том, будет ли у него страховой полис завтра, он с большей вероятностью посетит поликлинику сегодня.
Executive.ru: Насколько тенденции российского рынка страхования, о которых вы рассказали, созвучны тенденциям на мировом рынке?
А.Л.: Практика использования франшизы (частичного финансирования застрахованным медицинских расходов на собственное лечение), которую мы в России только осваиваем, не является новой и успешно работает в большинстве западных стран.
Кроме того, мы видим определенную корреляцию и в технологическом аспекте, я имею в виду применение новых медицинских технологий за рубежом и в России и их влияние на страховой бизнес.
Executive.ru: В чем выражается это влияние?
А.Л.: Здесь нет единой картины. Новые медицинские технологии более эффективны, но вместе с тем они, как правило, более затратные. Новые технологии предлагают менее болезненные, вредные и рисковые варианты диагностики и лечения в сравнении с традиционными методами. Уже не кажутся фантастикой трансплантация органов, стволовых клеток и даже клонирование. Человечество избавилось от страха перед многими неизлечимыми ранее болезнями. Благодаря инновациям в медицине, здравоохранение вышло на более высокий уровень, увеличивается продолжительность и качество человеческой жизни. Суперсовременная техника становится надежным помощником врача во время операции, снижая степень риска и число ошибок. Уже сегодня новые технологии в медицине помогают вернуть здоровье тысячам людей.
В качестве примера могу привести эндоваскулярную хирургию. Это относительно молодое направление современной медицины. Изначально эндоваскулярная техника создавалась исключительно для диагностических целей. Однако получение феноменальных результатов лечения позволило методу баллонной ангиопластики занять обособленную нишу в современных медицинских технологиях.
Новое слово в ортопедии – изобретение искусственных сверхпрочных суставов с нулевым уровнем износа и белковых соединений, создающих на поверхности имплантата естественную костную ткань.
Особый интерес вызывают новые технологии в онкологии, так как «таблетки от рака», к сожалению, пока не существует. При этом диагностика в онкологии становится все более совершенной. Сейчас проходит клинические испытания гомеопатический метод (ДСТ-терапия), опережающий по эффективности химиотерапию, причем практически не имеющий побочных эффектов.
Как только новые медицинские практики входят во врачебный обиход и получают широкое распространение, клиники начинают активно предлагать эти методы пациентам, что в конченом итоге отражается на средней сумме счета, которая, как правило, растет. На мой взгляд, в этих условиях особенно важно эффективно использовать и грамотно сочетать друг с другом программы с элементами профилактики и ранней диагностики и франшизы, что позволяет застрахованным получать необходимые медицинские услуги для мониторинга состояния здоровья и обеспечивает должный контроль над расходами при организации лечения по вновь выявленным и хроническим заболеваниям.
Партнерский материал.
Так и зачем включать полис ДМС в социальный пакет? "Положение компании на рынке труда сильно зависит от того, насколько защищены ее сотрудники". Это на мой взгляд как то не сильно аргументировано. Как Вы убедите менеджера по компенсациям и льготам что это необходимо для сотрудников компании?
Сергей, спасибо за Ваш комментарий.
Вы затронули один из наиболее болезненных для рынка вопросов, так как проникновение ДМС в России составляет не более 7% (без учета пенсионеров), что является очень низким показателем.
Действительно, сегодня большинство работодателей рассуждают по принципу, зачем включать полис ДМС в социальный пакет, если в этом нет очевидной необходимости.
Комментарий "…положение компании на рынке труда сильно зависит от того, насколько защищены ее сотрудники" относится, к сожалению, к той небольшой доле работодателей, которые формируют упомянутые выше 7%. В данной категории компании-работодатели регулярно исследуют рынок и сравнивают свои социальные пакеты с теми, которые предлагают их конкуренты.
У целого ряда иностранных компаний данный процесс является обязательным.
Можно ли убедить менеджера по компенсациям и льготам, что социальный пакет необходим для сотрудников компании? Уверен, что да. И в этом заключается работа страховщиков, которая должна нести в себе в том числе и образовательную функцию. Если посмотреть на объёмы выплат по ОМС и рынок коммерческих медицинских услуг, то становится очевидным, что потребность населения в качественной медицинской помощи существенно больше текущих сборов по ДМС. Другими словами, спрос есть и не малый , а стало быть дело за качественными и конкурентными предложениями, которые будут отвечать потребностям потенциальных клиентов. Кстати, такие предложения могут поступать не только от страховщиков, но и от медицинских учреждений, так как работодатели вправе заключать прямые договоры с ЛПУ на обслуживание своих сотрудников.
Вот я частенько составляю трудовые договора для топ менеджмента иностранных компаний которые работают или собираются работать в России. И вот руководство головной компании меня спрашивает - какие виды страхования им нужно обязательно включать в договор и почему. И в основном, после обьяснений выбирает минимальную страховую защиту.
Вы говорите, что в этом и заключается работа страховщиков, чтобы убедить менеджера по компенсациям и льготам включать полис ДМС в социальный пакет. Но дело в том, что информация от страховщиков на момент принятия решения о страховании до руководства компании не доходит, ему (руководству) компании непонятно вообще зачем такая защита по ДМС нужна. Вот мы платим топ менеджеру и так высокую зарплату, он может и сам себя застраховать ( как один из вариантов отношения руководства компании к ДМС для сотрудников).
Потом может, те владельцы или руководители компаний, которые начинают регулярно исследовать рынок, сравнивать свои социальные пакеты со своими конкурентами и подвинутся к заключению ДМС, но не вначале своей деятельности.
А могли бы это сделать и раньше, я думаю, если бы информация и основные аргументы о пользе добровольного страхования была широко доступны и не оставлены на откуп страховых агентов. Пока же единственный разумный аргумент, правда не сильно обоснованный, который я нашел в ваших материалах, это тот, что "страхование повышает лояльность сотрудников на 20%".