2024 год начался для кондитеров волнительно: сырье из какао-бобов продолжает стремительно расти в цене, а поставщики придерживают его в ожидании еще более высокой стоимости. Как изменится рынок шоколада, будет ли удовлетворен повышенный спрос покупателей к традиционным гендерным праздникам, какой шоколад останется на полках?
Реалии российского шоколадного рынка
Стоимость какао-масла и какао тертого за год выросла на 100-150% вместо ожидаемых 50%. И, главное, это еще не предел. Такого кризиса мировой кондитерский рынок не припомнит за последние 50-60 лет.
Российский шоколадный сегмент в сложившихся обстоятельствах, безусловно, будет меняться: небольшие фабрики, скорее всего, не выдержат натиска высоких цен на сырье, а оставшиеся будут удешевлять свою продукцию и менять ассортимент. Соответственно, качественный шоколад хоть и останется, но будет стоить дорого и частично пропадет с магазинных полок.
Конечный потребитель еще не ощутил дефицита любимого лакомства, пока старые запасы не закончились и полки ломятся от шоколадного разнообразия. Правда, в первый месяц года продажи шоколада традиционно проседают на 20-25%, в первую очередь это касается подарочных наборов и коробок конфет. Но тут дело в предновогодних покупках, а не в кризисе, люди запаслись и пока наелись.
Любой продукт имеет свою сезонность, но у шоколада она более ярко выражена. Январь – не самый удачный месяц с точки зрения продаж, но расслабляться некогда, в это время подводят итоги года и готовятся к новым всплескам спроса. Впереди так называемые гендерные праздники – 23 Февраля и 8 Марта, во время которых сладкая продукция вновь начинает пользоваться популярностью, поэтому готовиться надо заранее.
Аппетиты россиян выросли, но чем их будут угощать?
Кстати, в прошлом году россияне стали есть больше шоколада. По данным исследования «Контур.Маркет», за девять месяцев 2023 года продажи шоколада выросли на 14%, а шоколадных батончиков – на 25%. А сервис «Контур.Фокус» подсчитал, что с 2020 года по 2023 число производителей в России выросло с 1,46 тыс. до 1,82. Больше всего шоколадных предприятий в Москве (264 фабрики), Московской области (170) и Санкт-Петербурге (108). А в Ингушетии, Чечне и Тыве – всего по одному такому производителю. Сколько их останется, скажем, к концу года, покажет время.
В любом случае, для сладкоежек наступают не самые хорошие времена, а производителям придется переориентироваться на другие виды сладкого. Вместо горького шоколада – молочный, вместо темного – белый. Больше начинки и конфет, но меньше вес продукции. Всем придется реально выживать.
Во сколько потребителям обойдутся шоколадные подарки
Однако предстоящие гендерные праздники кондитеры проживут еще по старому сценарию. Как правило, производители шоколада в преддверии 23 Февраля и 8 Марта используют проверенные временем товары и пробуют креативные заходы, чтобы шоколадка стала подарком, а не просто лакомством к чаю.
К слову, мужчины не меньшие сладкоежки. И нет ничего зазорного в том, чтобы подарить им не очередные носки или набор для бритья, а оригинальный шоколадный набор. Многие производители делают специальные «мужские» подарки: шоколадные машины, инструменты, «пивные» наборы, пистолеты – вариантов множество, можно подобрать на любой вкус.
Если не форма, то содержание должно вызывать эмоции: в праздники хорошо продается шоколад с необычными вкусами. Смелость эксперимента зависит от масштаба производства. Маленькая крафтовая фабрика с небольшими партиями может позволить себе больше вкусовых экспериментов, чем крупный производитель.
Специфика 23 Февраля заключается в том, что с каждым годом увеличивается спрос на необычные съедобные подарки, поэтому надо не только выпустить больше классических коробок конфет, плиток шоколада и подарочных наборов, а придумать, как «упаковать» продукт так, чтобы он мог претендовать на роль подарка.
С 8 Марта все проще – в ходу классические сладкие подарки, и с каждым годом чек на них растет. Например, в марте 2023 года, как подсчитали в аналитическом центре «Продажи.рф», траты на шоколад и конфеты выросли на 23% по сравнению с 2022 годом. В этом году траты увеличатся, но не столько из-за спроса, сколько из-за повышения цен на какао-сырье, которые растут последние полгода с завидным постоянством.
Как продвигать новые шоколадные бренды
Конечно, качественный шоколад останется, но стоить будет совсем по-другому: плитка горького шоколада – 300 рублей, темного – 200. Хотя производители будут максимально сдерживать цены, никто не хочет, чтобы их продукция лежала месяцами на полках.
Новые реалии диктуют новые условия выживания, это касается и продвижения. С одной стороны, чтобы продавать качественный шоколад в кризис, необходимо разрабатывать новые линейки продукции – как правило, все новое в первое время хорошо «заходит». С другой, не надо экономить на маркетологах, которые эту продукцию будут продвигать. Ведь если качество шоколада у части производителей упадет (а таких «уловок», в первую очередь связанных с ингредиентами, немало), то люди захотят попробовать новинки других фабрик.
Креативная упаковка, броские слоганы рекламной кампании, система скидок, бонусы при пробной покупке – эти, казалось бы, прописные рекламные истины помогут потребителю переключиться, особенно, если любимые бренды стали уже не те. Одновременно, важно соблюсти баланс и не забывать про золотое правило: на маркетинг можно тратить не более 10% от прибыли. И не «заиграться» в рекламу: продвигать свой бренд настолько, насколько хватит мощностей вашего производства выполнить все заказы.
Фото в анонсе: freepik.com
Также читайте:
Какие проблемы ? Рекламируй и продавай, как век назад !
"Девочка Надя, чего тебе надо?
Ничего не надо, кроме шоколада !
Шоколад недорог, стоит рубль сорок...
Шоколада нету - на тебе конфету !"
)))
Интересно было прочитать.
В условиях, когда сырье дорожает значительно, идет процесс удешевления за счет рецептуры. Такой процесс сдерживается существующими нормами, которые для солидных производителей играют роль. Поэтому могу не согласиться с автором и предположить, что малые предприятия выживут, а у больших будут проблемы. Яркий пример, это алкоголь. 80% которого продается (под различными брендами) ни кому не известными производителями. И следующе, в условиях падения спроса, ослабевает конкурентная борьба и падает эффективность рекламных мероприятий, так что не стоит вгонять туда денежки.
шоколада просто завались, и если будет вполовину меньше - ничего страшного. все равно половина производителей химичат с ингридиентами, и вместо шоколада внутри таблица Менделеева, а по вкусу они все примерно одинаковые.
Вау! Спасибо за обзор! Нужно закупиться шоколадом из старых запасов, пока его распродают с уценкой и высокого качества, чтобы не покупать "шоколадным маньякам", за 300 рублей разные подделки с огромным кличеством сахара и пищевыми добавками со " вкусом шоколалада"
Замени слово "шоколад" на "кофе" (цифры в принципе не важны, их все равно никто не помнит) - и все это мы видели несколько лет назад, когда ожидался коллапс на кофейном рынке. И ничего, выжили. Сейчас я даже не помню, сколько стоил эспрессо 3 года назад...
Рост стоимости продукции делает экономику производителей и продавцов всех уровней лучше,продажи в рублях не упадут, в физическом выражении снизятся, соответственно прямые издержки будут меньше,чистая прибыль может быть даже больше приграмотном управлении.