Как открыть бизнес в Европе, если учредитель из России

Владельцам российского бизнеса, чтобы работать с европейскими партнерами, потребуется открыть юрлицо вне России. Несмотря на санкции, в ряде стран Европы эта задача выполнима. Мы недавно открыли филиал в Венгрии и вот-вот откроем в Армении. В статье расскажу, как это получилось, и что нужно, чтобы повторить наш опыт.

Зачем нужна бизнес-эмиграция?

Главная причина – валютный контроль, который был проблемой для российских компаний и до начала военной спецоперации. Особенно это касается бизнеса, который предполагает большое число банковских транзакций – маркетплейсов и онлайн-магазинов. На платформе Flowwow совершается в среднем по 5-7 тысяч покупок в сутки; если хотя бы сотая часть из них будет произведена в другие страны, придется расширять штат бухгалтерии, так как автоматизировать данный процесс невозможно. В результате, направление станет менее рентабельным, особенно при низкомаржинальном бизнесе. Чтобы работать с Европой, для онлайн-ритейлеров точно потребуется открыть юрлицо вне России, в государстве, где нет валютного контроля или он слабее.

Другая причина – возможность получать оплату от иностранных клиентов, что стало практически невозможно благодаря блокировке оплат Visa/Mastercard. Третья причина – репутационная. Многие страны, которые ранее были лояльны к российскому бизнесу, сейчас отказываются от сотрудничества. Наличие юрлица в европейском государстве позволит не терять возможность присутствовать на внешнем рынке.

Наконец, открытие бизнеса в Европе открывает возможности для релокации. Большинство стран ЕС готовы предоставить ВНЖ лицу, имеющему бизнес на их территории, платящему налоги и ведущему регулярную операционную деятельность.

Выбираем страну для открытия бизнеса заграницей

Общий алгоритм открытия бизнеса в иностранном государстве остался прежним:

  • Создаете юрлицо.
  • Открываете расчетный счет в банке.
  • Подключаете эквайринг (если собираетесь заниматься онлайн-продажами).

И можете начинать вести дела. А вот нюансы и преграды на этом пути зависят от государства, в котором вы открываетесь. Поэтому давайте рассмотрим подробнее параметры выбора страны для регистрации нового юридического лица.

1. Можно ли открыть бизнес в данном государстве, если учредитель и генеральный директор – не местные?

На этом этапе отпадает целый ряд европейских стран, например, Финляндия, Италия, Ирландия, Нидерланды. Здесь единственный выход – брать на борт номинала с гражданством или ВНЖ в нужном государстве, или самим получать вид на жительство.

2. Удобна ли данная страна для ведения бизнеса по вашей модели?

Чтобы ответить на этот вопрос, потратьте немного времени и денег и пройдите налоговую консультацию с местными бухгалтерами: узнаете много нового о принципах ведения бизнеса в выбранном государстве. Например, в Венгрии все инвойсы относятся к категории бланков строгой отчетности, это в разы усложняет операционную деятельность, особенно на старте, но для компаний с простой бизнес-моделью этот нюанс несущественен.

3. Подходит ли вам местная система налогообложения?

Здесь главное – не сами цифры, а условия. В той же Венгрии самый высокий НДС в мире (27%), но небольшим компаниям можно его не платить, а процесс открытия юрлица очень прост и занимает всего неделю, если обратиться к местным юристам.

В ОАЭ, наоборот, налоги низкие, но регистрировать юрлицо намного дольше: из-за наплыва релокантов увеличились сроки открытия компании и счета в банке. Весь процесс от первой консультации до старта операционной деятельности займет от 3 до 6 месяцев. К тому же, на старте придется выложить от $3 000 до $50 000, в зависимости от экономической зоны, чтобы получить лицензию для регистрации нужного типа бизнеса.

Выбор зоны основывается на услугах, которые оказывает компания, а также на желании/необходимости релокации учредителя. Какие-то зоны более дешевые, но обладают репутацией «офшора» на мировом рынке. Другие зоны дорогие для лицензирования, но с хорошей репутацией. Самостоятельно разобраться во всех особенностях каждой зоны довольно проблематично, поэтому придется обращаться за консультацией к местным юристам. Первичная консультация обойдется примерно в $500.

Как открыть компанию в Эстонии

Теперь только путем эмиграции. Пять лет назад россияне могли оформить здесь электронное гражданство: в онлайн-режиме, не пересекая государственную границу, получали электронную карту резидента, а с ней онлайн-доступ к основным местным ведомствам: налоговой, пенсионному фонду... Затем регистрировали местное юрлицо онлайн и начинали работать.

Сейчас Эстония прекратила выдачу электронных карт россиянам – и даже не продлевает срок действия ранее выданных карт, у которых срок истек. У нас было ранее зарегистрированное юрлицо и открыт счет в банке, но месяц назад нас оповестили о том, что наш счет закрывают. Открыть новый мы уже не можем, так как истек срок действия электронного гражданства.

Как зарегистрировать бизнес в Нидерландах

Здесь обязательное условие – релокация учредителя компании. Чтобы открыть компанию, потребуется найти фасилитатора – специально аккредитованное лицо, которое готово за вас поручиться. Фасилитатор собеседует учредителя компании и изучает бизнес-план (это можно сделать дистанционно). Собеседование проходит на уровне простого человеческого общения: спросят, почему вы выбрали именно это государство, как будете развивать бизнес в стране, какова ваша миссия... Работа с фасилитатором может занять несколько недель или даже месяцев, зато поручитель поможет вам изучить принципы ведения дел, быстро открыть юрлицо и банковский счет. Для завершения дел потребуется посетить Нидерланды, получить стартап-визу (с этим тоже поможет фасилитатор) и приготовиться к релокации.

Цена вопроса. Как правило, это компании, которые планируют получить прибыль за поручительство: например, бизнес-акселератор, который предложит вам обучение, или инвестфонд, готовый вложиться в вашу компанию. На старте рекомендуем заложить на сопутствующие расходы около 10 000 евро. Придется оплатить пошлины, внести уставной капитал, заплатить за юридический адрес и аутсорсную бухгалтерию на первый год работы.

Налоги. Иногда о Нидерландах говорят как о почти офшорной стране – но это не совсем так. Налог на прибыль с 1 января 2019 года составляет 25%, НДС – 21%. Для компаний, осуществляющих инновационную деятельность, при уровне годового дохода менее 200 000 евро, ставка 19%.

Как открыть юридическое лицо в Португалии

Процедура регистрации юрлица упрощенная и действительно удобна. Минимальный уставной капитал с 2011 года составляет 1 евро.

Цифровой маркетинг и IT – весьма прибыльные бизнес-сферы в Португалии (здесь даже есть своя «Кремниевая долина»). Стартап-визы россиянам получить довольно легко, но обязательное условие, как и в Нидерландах – фактическая релокация собственника бизнеса в Португалию. Если вы готовы к переезду – вперед! Оформить юрлицо и начать работу будет несложно.

Цена вопроса. Не располагаем данными, так как сразу отказались от идеи эмиграции в Португалию.

Налоги. Ставка подоходного налога в стране достигает 48%, но для новых резидентов есть возможность перейти на специальный налоговый режим: в течение первых 10 лет платить налог по фиксированной льготной ставке 20%. Стандартная ставка НДС составляет 23%. В отношении некоторых товаров и услуг применяются пониженные ставки в размере 13% и 6%.

Как зарегистрировать юрлицо в Армении

Армения поддерживает адекватный контакт с ЕС и одновременно лояльна к российским предпринимателям. Налоговый контроль здесь намного мягче, чем в России. Еще один бонус: основные законы на 99% схожи с российскими, а значит, локализовать свой бизнес несложно.

Простой способ открыть компанию – обратиться к местным русскоязычным юристам (предложений много), оформить на них доверенность, потом только приехать в Ереван для оформления расчетного счета. Чтобы еще больше упростить процесс, наймите местного номинала-директора вашего филиала. Счет можно открыть на его имя, и даже не потребуется приезжать в Армению.

Цена вопроса. Стоимость открытия юрлица в Армении через юристов – около $300. Вознаграждение номиналу – от $250 в месяц.

Налоги. Корпоративный подоходный налог – 18%, НДС – 20%, плюс социальные взносы по прогрессивной шкале и местный аналог НДФЛ. Для малых предприятий с годовым оборотом менее 115 млн драм (примерно 235 000 евро) вместо налога на прибыль и НДС платится налог с оборота – от 1,5 до 5%. Для микрокомпаний с ограничением оборота по годовой выручке в 24 млн драм (около 50 000 евро) – платить потребуется по 5000 драм в месяц на каждого сотрудника.

Есть упрощенная система, когда платить нужно только налог на доходы, 5% поквартально + 5000 драм ежемесячно. Наконец, можно получить статус IT-компании и воспользоваться особым режимом: не платить НДС и налог на прибыль, налог на доходы – 10%. Есть нюанс: статус IT-компании нужно будет подтверждать ежеквартально.

Как основать компанию в Венгрии

Здесь все довольно просто с первым шагом (открытие юрлица), но сложно с банками. В том, что мы смогли открыться в Венгрии, есть доля везения, но гораздо больше упорства и самостоятельно наработанной экспертизы.

Подать документы на открытие юрлица можно самостоятельно, но придется подготовить заявление и устав компании на венгерском языке, а это довольно сложно: Google-переводчика недостаточно. Услуги юристов сэкономят много сил и времени: компанию можно будет открыть за 1-2 недели.

Основная проблема ждет на этапе открытия счета в банке. По закону, чтобы бизнес на территории Венгрии мог функционировать, нужно иметь открытый счет именно в венгерском банке. Но пока годовая выручка компании не превышает 12 млн форинтов (примерно 31 000 евро), налоговая не испытывает к ней большого интереса, поэтому на первое время можно открыть счет в банке или финтехе другой страны.

Россиянин не может открыть местный банковский счет, не проживая в Венгрии и не имея адреса постоянной регистрации. Финтехи и банковские сервисы тоже неохотно открывают счета российским гражданам, но мы нашли один – британский стартап VertoFX. До этого пришлось обратиться примерно в 70 других сервисов (везде получили отказ).

Основанием для открытия счета стала справка из банка о том, что у нашего директора есть место регистрации на территории страны (на тот момент у него был счет физического лица в венгерском банке с указанием адреса временного проживания в гостинице; это дало возможность получить выписку из банка). Такой документ подойдет не для всех сервисов, но для VertoFX его хватило. Затем, нашли платежный сервис для эквайринга – PayU (работает в 50+ странах мира).

Цена вопроса. Услуги юристам – от 1 000 до 3 000 евро. Уставной капитал в Венгрии составляет 3 млн форинтов (около 10 000 евро), но можно не вносить всю сумму сразу: для начала достаточно 10%, остальную сумму нужно будет внести на счет компании в течение года.

Налоги. В Венгрии огромный НДС, но его частично можно принять к вычету. Для местных ООО налог на прибыль составляет 9% (для сравнения, в России – 20%, в Австрии – 25%). Компании с годовым доходом менее 12 млн форинтов могут выставлять счета без НДС. Кроме того, в Венгрии МРОТ составляет всего около 550 евро, что значительно ниже большинства других стран Европы. Это важный фактор, если встанет вопрос о релокации сотрудников.

Что в итоге

Наш опыт показывает, что открыть бизнес в Европе в условиях санкций против России – задача в целом выполнимая, хотя и непростая. Здесь главную роль сыграют не деньги, а информация: приготовьтесь изучить много источников, в том числе неофициальных (Telegram-каналы и чаты с эмигрантами, тематические группы в соцсетях).

Советуем сразу решать задачу стратегически: анализировать каждый реалистичный вариант открытия с точки зрения привлекательности для бизнеса. Если открыться в стране легко, а работать сложно, лучше не тратить силы.

Наконец, решайте задачу комплексно: параллельно изучайте список документов, необходимых для открытия юрлица, и ищите банковский сервис, который поможет вам открыть счет. Одно без другого просто не имеет смысла.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Самара

Неужто у кого-то может сейчас родиться безумная идея открыть бизнес в европе? - чтобы лишиться всего??

Менеджер, Москва
Александр Егоршин пишет:

Неужто у кого-то может сейчас родиться безумная идея открыть бизнес в европе? - чтобы лишиться всего??

Чем она безумная? Истерия спадает

Алексей Н +2111 Алексей Н Аналитик, Москва
Цена вопроса. Не располагаем данными, так как сразу отказались от идеи эмиграции в Португалию.

Все остальное уже не интересно! Написать такое про страну, столица которой - Лиссабон - признана лучшем местом ведения удаленного бизнеса, выдает полную профанацию. точка!

 

Генеральный директор, Великобритания

Спасибо. Прекрасная и конструктивная статья.

Директор по правовым вопросам, Москва
Александр Егоршин пишет:

Неужто у кого-то может сейчас родиться безумная идея открыть бизнес в европе? - чтобы лишиться всего??

Согласна! Сейчас вообще все схемы меняются. Европа перестает быть адекватным местом для регистрации юр.лиц как с целью холдинга, так и бизнес процессов. Многие сейчас побежали в Арабские эмираты, но там есть свои проблемы. Думается очень не понятная ситуация сохранится до осени.

Руководитель проекта, Швейцария

Увидела заголовок - зашла почитать комментарии ))))) И не ошиблась! ) Зайду попозже еще.

Михаил Трофименко +9656 Михаил Трофименко Аналитик, Нижний Новгород
Ирина Да Роза пишет:
Спасибо. Прекрасная и конструктивная статья.

Возможно, Ирина, но как-то против шерсти. И отношение к русскоязычным не везде однозначно, и падающий спрос. Думаю, в условиях стагнации промышленности (а то ещё чего и похуже), политика протекционизма ещё более усилится, что начнёт дробить общий рынок ЕС на национальные интересы. Венгрия, например, уже в некоторых вопросах обособиласть, защищая своих производителей. А тут мы - здрасте.

И ещё, как-то мягко меняется редакционная политика. Появляются статьи стимулирующие интерес бегства из страны. Недавно была тема - какие айтишников ждут плюшки в налогообложении за рубежом, в той же Киргизии. Возникло ощущение, что нас мягко так  подталкивают к определённым мыслям. Иван Васильевич тоже что-то подобное начал подозревать:

"— Меня опять терзают смутные сомнения… У Шпака — магнитофон, у посла — медальон…".

Вот с точки зрения политической ситуации конструктивизма я совершенно не усматриваю. Скорее даже наоборот. Почему бы не подумать принять и своих и чужих предпринимателей и специалистов. Ситуация-то для Запада аховая. Рушатся основы неоколониальной политики. Конечно, не сразу. Но надо понимать, что если Россия не развалится и не станет тем питательным бульёном для поддержания благополучия Запада своими ресурсами, то впору всерьёз задуматься о перспективах бегства туда, где бензин, электроэнергия, образованная рабочая сила, дешевле, чем где бы то ни было.

Да, забыл добавить. Посмотрел профиль авторов статей. Чистый лист. Никакой истории. Вот сразу так появились и выдали. Ладно хоть фото присутствует. Хотя..., возможно это у меня зависть. Мои-то статьи уже скоро полтора года на проверке. 

Генеральный директор, Великобритания
Михаил Трофименко пишет: Вот с точки зрения политической ситуации конструктивизма я совершенно не усматриваю. Скорее даже наоборот. Почему бы не подумать принять и своих и чужих предпринимателей и специалистов. Ситуация-то для Запада аховая. Рушатся основы неоколониальной политики. Конечно, не сразу. Но надо понимать, что если Россия не развалится и не станет тем питательным бульёном для поддержания благополучия Запада своими ресурсами, то впору всерьёз задуматься о перспективах бегства туда, где бензин, электроэнергия, образованная рабочая сила, дешевле, чем где бы то ни было.

У меня очень много попутных мыслей возникло по поводу Вашего комментария, Михаил.

Но я думаю что те, кто приняли решение уехать и вывезти бизнес -  сделают это все равно. Мне сложно предположить, что кто-то такие решения принимает на основе статей. Редакция просто разместила материал для тех кто будет его искать. Те кто задумались об этом, тоже же не дураки и понимают наверняка что сложности будут. Но раз приняли решение значит были на то основания. 

За политику ничего не могу сказать. Мне всегда казалось, что каждый должен своим делом заниматься. Хочется кому-то политические задачи порешать - пусть тогда в депутаты баллотируется.

Я же простой коммерсант, чего вы от меня и от таких как я хотите? :)  Мы в основном люди практичные и скромные. И айтишники без нас разберутся куда им деться, да и Запад без нас как -нибудь выстоит поди, а не выстоит - так туда ему и дорога.

А мы делаем то, что можем в своей области. Выстраиваем отношения с миром, а я вам скажу во всех этих происходящих событиях - это тот ещё квест. При этом, мне за это время никто из партнеров ни разу даже не намекнул о том, что не хотят с нами работать. Спрашивают наоборот чем могут помочь. Есть страны которые в условиях санкций уже годами живут и ничего, справляются. И мы справимся, придумаем что-нибудь, найдём способы и о себе позаботиться и о других. Ну такова ситуация сейчас. Правда  глупо было бы отрицать, что некоторые вынуждены искать другие варианты присутствия или расширяться. Ну что их теперь за это клеймить предателями? 

Я согласна, что некрасиво когда уезжают хлопнув дверью и ещё плюнув демонстративно. Ну так это позеры, а не бизнесмены, так и не надо нас, пожалуйста, путать :)) 

Михаил Трофименко +9656 Михаил Трофименко Аналитик, Нижний Новгород
Ирина Да Роза пишет:
Но я думаю что те, кто приняли решение уехать и вывезти бизнес -  сделают это все равно.

Да я ведь не о статистике. Я о целесообразности, конструктивности.

Ирина Да Роза пишет:
Редакция просто разместила материал для тех кто будет его искать.

Просто? Вот я и спрашиваю, почему "просто" не разместить материал более конструктивный и целесообразный - как вернуться или начать работать в России. Особенно в свете грядущего системного кризиса и культивируемой русофобии.

Ирина Да Роза пишет:
За политику ничего не могу сказать. Мне всегда казалось, что каждый должен своим делом заниматься.

Вообще политика имеет прямое отношение к стратегическому планированию на предприятиях. Менеджеру среднего звена или рабочему, не имеющим отношения к задачам подобного плана, понимать в политики не обязательно, особенно на производстве.

Ирина Да Роза пишет:
Я же простой коммерсант, чего вы от меня и от таких как я хотите? :)

Боже упаси, к Вам ни каких претензий. Просто заметил странность - череда тем против шерсти (целесообразности). Но вообще "коммерсант" имеет прямое отношение к маркетингу. Мы тут с одним ооочень интересным собеседников спорили по поводу что первично, что вторично - контроль ресурсов или маркетинг, продажи или бережливость. Верней, я был против подобной логики. Отдавая приоритет маркетингу, а пытался предложить совершенно иное понимание маркетинга. Будь то продажи или снижение издержек, или оптимизация производственных процессов, или менеджмент качества, всё это маркетинг.

Маркетинг - по сути перспективное планирование деятельсности предприятия для получения выгоды через удовлетворение спроса. Менеджмент - методы и средства достижения намеченного. Перспективное планирование не полноценно, если не учитывает политическую ситуацию. Политика ни что иное, как продвижение интересов элит. Она определяет вектор развития. Отсекая словами "каждый должен заниматься своим делом" критически важную информацию о внешней бизнес-среде, Вы в принципе снижаете эффективность выполнения функций "простого коммерсанта". Вы уж извините, Ирина, что я Вас гружу такими тонкостями.

Ирина Да Роза пишет:
Ну что их теперь за это клеймить предателями?

Ни в коем случае. Если есть целесообразность работать и жить за рубежом, значит так тому и быть. На мой взгляд предателем можно назвать только того, кто наносит своей деятельностью вред Родине. Например, пока некая актриса ЧХ уехав в Латвию "без копейки денег", с ребёнком, просто в никуда, а потом вдруг купила там особняк за миллион, она не предатель. Но как только она начала лить грязь на Родину, отмежёвываться от неё, лгать, пусть нехотя, пусть под давлением, она переходит черту между обычными людьми и бесами.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.