Как принято общаться у вас в коллективе? Насколько понятно вы лично доносите мысль, когда обсуждаете что-то с коллегами или бизнес-партнерами, или выступаете перед аудиторией? Чтобы оценить это, посмотрите на матрицу качества коммуникации:
На этой матрице две оси:
1. По вертикали измерьте содержание общения – ту информацию, которую вы стремитесь доносить до своих собеседников: от самых простых (например, бытовых) тем и до самых сложных (теории струн или алгоритмов обучения искусственного интеллекта). Это содержание можно разделить на две равные части: «Простое» и «Сложное».
2. По горизонтали измерьте уровень понятности изложения материала: простоту или сложность терминов, определений, примеров, метафор, которые вы обычно используете. Доходчивость подачи информации также можно разделить на две равные части: «Просто» (как для пятилетнего ребенка) и «Сложно» (как для очень образованного и хорошо мыслящего профи).
Пересечение этих двух разделителей образует четыре квадрата:
1. Просто о Простом. Это большинство разговоров, как на рабочие, так и на бытовые темы.
2. Сложно о Простом. Таких разговоров тоже много. При этом говорящий может излагать свои мысли сложно, как неумышленно (в силу своих особенностей, или отсутствия достаточных навыков), так и вполне умышленно (о чем чуть дальше).
3. Сложно о Сложном. Здесь все очевидно: тема сложная, поэтому и объяснение тоже вовсе непростое.
4. Просто о Сложном. Слушать такого собеседника / выступающего одно удовольствие: вроде бы и сложнейший вопрос излагает, а делает это такими доступными словами и на таких понятных примерах, что все легко и быстро раскладывается по полочкам. Слушающий может ухватить главное и затем вполне сносно пересказать усвоенный материал.
С первым квадратом все понятно: что обсуждать простое? С третьим тоже все понятно: материал сложный, поэтому излагать / объяснять его сложно. Но давайте повнимательнее еще раз взглянем на второй и четвертый квадраты.
Какие менеджеры лучше всего воспринимаются коллегами и контрагентами в вашей компании? Ну, конечно же, из четвертого квадрата: те, кто любой сложный и запутанный вопрос могут изложить просто, быстро и понятно. И дальше, когда все понимают суть темы, уже можно анализировать варианты и договариваться о предпринимаемых действиях.
А какая модель передачи знаний и обучения навыкам лучше всего монетизируется их носителями лично? Конечно, из второго квадрата: «Сложно о Простом»! Ведь если допустить прозрачность и простоту коммуникаций в профессиональной области, которой занимаешься, за которую отвечаешь в коллективе или которую «продаешь» своим клиентам, то может выясниться, что:
- Столько менеджеров с такими уровнями зарплат, бонусов и соцпакетов не нужно. И тогда вполне вероятен риск оказаться на неспокойном и стрессовом рынке труда.
- Продукт не удастся продать так же дорого. Много ли найдется желающих приплачивать за простоту?
А если напустить тумана вокруг своего функционала или темы, за которую отвечаешь, и при этом обеспечить, как минимум, сносный результат работы, то тогда картина другая:
- Ты незаменимый для компании и клиентов высококвалифицированный менеджер, и потому дорогой.
- Никто из начальства с тобой специально отношения обострять не будет. Потому что без тебя в «машинном отделении» никто не разберется (даже если на самом деле это совсем не так). А с новым менеджером, если его начнут искать на твое место, всегда есть сопутствующие риски и непонятно еще, как все сложится.
Ну, а дальше такая «выигрышная личная карьерная стратегия» предполагает, что нужно регулярно и методично светиться на бизнес-конференциях и «открыто делиться с коллегами результатами передового опыта своей компании». В итоге с карьерой будет все отлично, хантеры будут за тобой внимательно наблюдать и регулярно перепродавать новым работодателям на все более выгодных для тебя условиях.
Знакомый сценарий? Есть среди ваших знакомых такие персонажи? Теперь понимаете, что часть коллег, которые рассуждают сложно о простом, могут делать это преднамеренно!? Догадываетесь, кто эти люди в вашей компании? Может, имеет смысл хоть изредка спрашивать у них прямо: зачем?
Теперь возвращаемся к изначальному вопросу в этой статье. Насколько просто и понятно принято общаться у вас в коллективе? Вот несколько рекомендаций по поводу того, как улучшить качество общения.
- Распечатайте изображение матрицы коммуникаций.
- Повесьте эту картинку везде, где она будет попадать в поле зрения: на рабочих местах, в помещениях, где чаще всего проходят совещания или коллективные обсуждения.
- В ситуациях, когда понимаете, что выступающий напускает тумана сложности, напоминайте ему об этой картинке, показывая на нее хотя бы взглядом или произнося с улыбкой кодовые слова: «второй квадрат».
- Всячески поощряйте выступления по принципу «просто о сложном». Продвигайте таких менеджеров, которые владеют этим приемом. И сами чаще им пользуйтесь.
Проверено на опыте многих личных проектов: через короткое время эффективность общения вырастет, а в коллективе станет больше настоящих профессионалов, искренне заинтересованных в развитии бизнеса через развитие своих коллег. А всех остальных, если они будут по-прежнему строить «личные успешные карьеры», вы без сожаления оставите за бортом.
А не слишком ли сложно объяснена простая мысль, очевидная давным-давно - что стоит и самому стремится объяснять сложные вещи простым языком (так, чтобы даже 5 летнему ребёнку было понятно) и поощрять это у сотрудников? ;-)
«О друг мой Аркадий Николаич – воскликнул Базаров: – об одном прошу тебя: не говори красиво» И.С. Тургенев. "Отцы и Дети"....
...и писать нужно просто и не многосложно (умная мысль тонет в окружении множества пустых слов)....
Вспомним-перечитаем наставления Мефистофеля абитуриенту. :)
а почему в судах просят сложно писать?
Я бы добавила пункт "Регулярно проводите разъяснения, что это за матрица такая на стене и как ее использовать". В противном случае, новички просто не поймут, а привыкшие забудут в порыве рабочих задач. Но все зависит от размера коллектива.
А лучше без всех этих матриц - с заботой о коллегах, как им удобно (=проще). И почаще ставить себя на место слушателя, задавая вопрос, все ли, что я изложил, понятно на том конце коммуникации.