По прочтении, кто-то категорически не согласится с тезисами, приведенными в данной статье. И это естественно, ведь не может быть единогласия в вопросах, касающихся моды, стиля, вкусов, а речь пойдет именно о них – о моде и стиле поведения в бизнес-среде. Характерный стиль поведения в той или иной среде периодически меняется. Этому способствуют перемены в обществе, политике, экономике, технический прогресс и множество других факторов.
На наших глазах формируется новый стиль поведения в бизнес-среде. Стиль «успешный бизнесмен» уходит в прошлое (ни в коем случае не хочу сказать, что в моде стиль «бизнесмен-неудачник»). Умение быть успешным напрямую отражается на бизнесе, ведь кто же захочет иметь дело с неудачником? Просто меняются атрибуты успеха.
В какой-то период было модным выставлять успех «напоказ». Необходимо было буквально источать благополучие. Не то, чтобы благополучие вовсе отменено, его стоит разделить на два вида: внешнее и внутреннее. Внутреннее – это здоровье, психологическая устойчивость, веселость, позитивный настрой, уверенность. А вот понятие благополучия внешнего сегодня видоизменилось.
История стиля «успешный бизнесмен»
Мода – это временное господство какого-либо определенного стиля. Моде подвержены все сферы человеческой жизни. Это стиль и тип одежды, образа жизни, воззрений, идей, политических взглядов, литературы, искусств и т. д. Этому понятию, в общепринятом употреблении, соответствует непрочная, быстро проходящая популярность. Но мода – это не только вечная погоня за новизной. Она индикатор состояния души общества, а значит – это явление гораздо более глубокое, чем может показаться на первый взгляд.
Классические атрибуты успеха девяностых годов, пожалуй, известны всем. О них сказано достаточно, в том числе, и в анекдотах. В нулевые, атрибуты успеха сформировались следующим образом: клиент или партнер делает первичные выводы на основании того, что видит: категория бизнес-центра и интерьеры офиса, внешний вид встречающих его сотрудников, автопарк, продуманный корпоративный стиль и т. д. Все дорого, значит организация серьезная и надежная. Конечно, этим осмотром профессионалы не ограничиваются, они «наводят справки», но визуальное впечатление имеет мощнейшую силу.
Естественно, благополучие чем-то подкреплено, а данная позиция дает дивиденды, но такой тип поведения может сыграть злую шутку, ведь он требует постоянных больших материальных вложений. Пока все идет гладко, к этому можно приспособиться. Но, при возникновении кризисной ситуации, поддержание имиджа «успешный бизнесмен» начинает высасывать жизненные соки из бизнеса. Если изначальным выбором была стабильность во всем, то гибкость может быть понята извращенно, как слабость. «Успешный бизнесмен» приучил к этому себя, сотрудников, клиентов, партнеров. Поэтому принятие естественных антикризисных мер (переезд в меньший офис, отмена корпоративного транспорта и т. п.) будет воспринята не как естественный сброс балласта, а как безоговорочная капитуляция.
Что мы имеем теперь
Как можно назвать то, что идет на смену стилю «успешный бизнесмен»? Наверное, это стиль «искренний бизнесмен». Наконец-то в моде не имитация, а честность. Несправедливо говорить, что бизнесмены не были честными, но они были зажаты в тиски условностей. Больше не звучит как приговор фраза «не соответствует статусу». А статус, этот абстрактный многозначный термин, (в общем смысле обозначающий совокупность стабильных значений параметров объекта или субъекта, т. е. позицию в иерархии) теряет свою власть над бизнес-сообществом. На первый план выходят индивидуальность, личные предпочтения и искренние интересы.
Это была теория, а теперь немного практики.
Экономия
Экономить больше не стыдно, это воспринимается не как скупость или следствие бедности. Экономия проявляет себя в совершенно разных видах и масштабах: от печати на обеих сторонах листа бумаги, до отказа от VIP-залов в аэропортах.
Личные предпочтения
У каждого есть личные предпочтения, они делают нас яркими, непохожими на других, и люди уже научились их не скрывать. Однако есть другая сторона вопроса: это равнодушие к каким-то априори интересным предметам или явлениям, которое принято тщательно скрывать. Пример из жизни: не все мужчины любят футбол. Пример из бизнес-среды: не все любят дорогие (то есть мощные, красивые, новые, эксклюзивные) автомобили. Но зачастую, бывает так, что даже если бизнесмену милее его привычная средне-бюджетная иномарка, он пересаживается на что-то мощное и эксклюзивное (хотя и скоростью насладиться не сможет – также стоит в пробках). Просто на стоянке перед офисом, автомобиль руководителя должен быть самым дорогим, автомобили заместителей – чуть дешевле и т. д. по иерархии. Это одно из «золотых» правил «успешного бизнесмена». «Искренний бизнесмен» найдет в себе силы побороть эту традицию, а свой истинный статус защитит при помощи своей компетентности и мудрости.
Семья
Тонкий деликатный вопрос, но раз уж мы стали честными, то стоит обсудить и его. Близкие люди многих успешных бизнесменов считают необходимым лично демонстрировать статус главы семьи и делают это так, как умеют, зачастую, просто позируя на фоне имущества: супруга бизнесмена на фоне зеленых лужаек и загородного дома; дочь бизнесмена на фоне распахнутого гардероба, полного модных новинок; сын бизнесмена на фоне супер-кара. Знакомая картина? Какой посыл зашифрован в этом и кому это нужно? Пожалуй, уже никому. Общий уровень жизни вырос, а элиты за последнее время успели несколько раз поменяться. Таким образом, многие люди прошли путь от низов, до верхов и обратно, в разной последовательности. Вывод: наличие готовых материальных благ не производит того впечатления, что прежде. Это уже не интересно.
Подарки и благодарности
Принято благодарить и это хорошо. Есть такая традиционная прямая зависимость – чем выше статус человека, тем статуснее должен быть подарок, чем состоятельнее человек – тем подарок дороже. Представим себе некоего абстрактного юбиляра. Скорее всего, ему совершенно не нужен позолоченный собственный бюстик, не нужно и массивное настенное украшение ручной работы с логотипом вашей компании. Очень трудно выбрать подарок человеку, у которого все есть. Может быть, лучше направить эти средства на благотворительность, тому, кому они действительно нужны, а юбиляру сообщить о том, что сделано в его честь? От этого всем участникам событий может стать хоть чуточку легче. Хотя, здесь я, пожалуй, размечталась!
Так принято?
И вот мы плавно перешли к главному выводу. Для чего нужно все вышеперечисленное? Для развития гибкости. Гибкость поможет устоять в кризис, развиваться, тоже несмотря на кризис, и при этом оставаться честным. Самый большой страх, который сидит в нас с детства, – это страх быть белой вороной. Не решаясь на перемены, мы уговариваем себя фразой «Так принято!». Но все, кто следовал в авангарде, были белыми воронами. И они в итоге оказывались правы.
Впервые статья была опубликована на Executive.ru 26 февраля 2015 года в рубрике «Творчество без купюр». Реанонсирована в контентном блоке в рамках специального проекта редакции.