Некоторые продукты и услуги радикально меняют целые отрасли, формируют новые привычки людей и даже влияют на экономику. Во многих случаях последствия инноваций неочевидны, а прибылей можно ждать долго, да так и не дождаться. Но прогресс невозможен без надежды и неудачных попыток.
Сотрудники журнала Fast Company провели колоссальную работу, на протяжении полугода собирая и анализируя информацию о тысячах организаций, чтобы сформировать рейтинг самых инновационных компаний мира 2014 года. Мы предлагаем вам внимательно присмотреться к первой десятке лидеров и поразмыслить над тем, как применить лучшие практики и идеи в своей компании.
№1. Google
Да, снова Google. В 2014 году корпорации исполняется 16 лет, и, как и любой подросток, она успела примерить на себя разные роли в поисках своего места в жизни. Google – это больше, чем поисковик, хотя именно эта простая функция обеспечила ему популярность. Это больше, чем платформа для контекстной рекламы, хотя именно она до сих пор является основным источником прибыли. Google предпринимает все новые и новые попытки создания проектов, которые способствовали бы развитию компании и общества.
Конечно, у корпорации были и будут неудачные начинания. Но есть и такие, которые могут в ближайшее время изменить нашу жизнь.
- Дочерняя компания Calico работает над увеличением продолжительности жизни человека.
- Автономные транспортные средства Google уже преодолели расстояние в 500 тысяч миль – без водителей и без аварий.
- Google Fiber – проект по созданию инфраструктуры сети широкополосного доступа в интернет с помощью оптоволоконной связи, который уже реализован в Канзас-Сити, Остине и Прово.
- Google Glass породил новый тренд – носимые девайсы.
- Экспериментальный проект Shopping Express обеспечивает доставку товаров в день заказа и реализуется совместно с местными ритейлерами.
- А Google Now напомнит вам о времени отправления последнего поезда до того, как будет слишком поздно, или расскажет о том, что у вашего любимого бренда или автора вышла новинка.
Чему учиться у этой компании: Амбициозности замысла, способности не останавливаться на достигнутом и упорному стремлению участвовать в формировании будущего.
№ 2. Bloomberg Philanthropies
Благотворительный фонд Bloomberg Philanthropies в 2013 году распределил $452 млн, в каждом случае принимая решения и расставляя приоритеты в соответствии с точными аналитическими данными. И этот фонд чрезвычайно эффективен. Например, он составил список 10 главных причин смерти по всему миру. Сфокусировавшись на борьбе с курением, фонд покрывает 60% этого списка, а сосредоточив внимание на тех странах, на которые приходится 2/3 курильщиков в мире, он достигает максимального эффекта в борьбе с проблемой.
Bloomberg привлекает к созданию инноваций самые разные организации. Благодаря инициативе Mayors Challenge в прошлом году американские города разработали ряд решений, которые теперь могут быть внедрены по всей стране или даже в мире.
Чикаго, один из пяти победителей, получил $1 млн на создание аналитической платформы, которая обрабатывает данные в режиме реального времени. Собирая сведения о ситуации в городе по разным параметрам, она является, по сути, системой раннего оповещения. Это позволяет властям города занимать проактивную позицию в том, что касается охраны здоровья, погодных условий, транспортных происшествий. В этом году в Mayors Challenge будут участвовать уже европейские города.
Чему учиться у этой компании: Творить добро с умом, использовать статистику и аналитику, чтобы добиваться максимальной эффективности.
№ 3. Xiaomi
Китайская Xiaomi существует всего три года, но в 2013 году выпустила четыре новых смартфона и продала 19 млн устройств, что на 150% больше, чем в 2012 году. Одна из моделей была продана в количестве 100 тыс. штук менее чем за две минуты с начала продаж. Основателя компании Лей Юна уже вовсю сравнивают со Стивом Джобсом. Он тоже умеет подогреть интерес аудитории слухами и создать ажиотажный спрос.
Смартфоны Xiaomi недороги, но у них много функций, маржа невелика, поскольку ставка сделана на последующие продажи приложений. В прошлом году выручка китайской компании превысила $5,2 млрд, а пользователи скачали 1 млрд приложений. В этом году Юн планирует продать 40 млн устройств, выйдя на рынки Индии и Юго-Восточной Азии.
По некоторым данным, в ближайшее время компания может начать продажи своих смартфонов и в России. Возглавлять экспансию будет бывший сотрудник Google Хьюго Барра. Это говорит о том, что платформа Android очень важна для наполеоновских планов Xiaomi.
Чему учиться у этой компании: Заимствовать чужой успешный опыт.
№ 4. Dropbox
Число пользователей Dropbox в 2013 году удвоилось и достигло 200 млн. «Мы хотим, чтобы вы могли сказать: «Я знаю, где хранится вся моя информация – она в Dropbox. Где бы я ни находился, какое бы устройство или приложение ни использовал, я знаю, что могу достать оттуда то, что мне нужно», – говорит менеджер продукта Шон Линч.
Dropbox стал удобнее с появлением таких инструментов как Saver и Chooser, а новый сервис хранения данных синхронизирует сведения об используемых пользователем приложениях на всех устройствах. То есть, если вы играете в игру на iPad, а затем запускаете ее на смартфоне, то можете начать с того места, где остановились.
Изначально Dropbox был создан для частных лиц, но сейчас претендует на внимание бизнес-аудитории, добавляя функции для командной работы. Уже запущен новый продукт, благодаря которому пользователи получают доступ и к личному, и к корпоративному хранилищу с помощью одного и того же аккаунта. Это нововведение призвано обезопасить работодателя от бесконтрольного обмена файлами.
Чему учиться у этой компании: Следить за тенденциями, предвосхищать потребности людей.
№5. Netflix
Может показаться, что в видеосервисе Netflix нет ничего особенного. Но это не так. Именно Netflix даровал любителям сериалов свободу смотреть то, что они хотят, тогда, когда это им удобно, и породил культуру «запойного просмотра», выкладывая все серии одновременно.
Если раньше сервис занимался продажей кино и сериалов по запросу, то в последние годы он начал собственное производство контента. Например, популярный сериал «Карточный домик» был создан по заказу Netflix: 1 февраля 2013 года появились все 13 серий первого сезона. Когда Netflix запустил сервис в Канаде, канадский трафик BitTorrent упал на 50%. А тот факт, что сериал «Игра престолов» стал наиболее скачиваемым на торрентах в 2012 году, многие эксперты связывают с тем, что канал HBO отказал Netflix в покупке прав.
Чему учиться у этой компании: Использовать устоявшиеся бизнес-модели в новом контексте.
№6. Airbnb
Похоже, вскоре Airbnb окончательно завладеет рынком, который раньше принадлежал InterContinental Hotels Group и Hilton Worldwide, став самой крупной в мире сетью отелей. При этом в действительности не владея ни одним из отелей.
Этот сервис позволяет путешественникам арендовать свободные комнаты, квартиры и дома в других городах и странах, и в прошлом году число бронирований превысило отметку в 10 млн. Количество объектов, которые можно арендовать, выросло до 550 тыс. в 192 странах мира. По некоторым неофициальным данным выручка компании возросла до $250 млн. Осенью 2013 года генеральный директор Airbnb Брайан Чески переманил Чипа Конли, который считается пионером сферы бутик-отелей, чтобы тот возглавил направление глобального гостеприимства.
Помимо прочего компания практикует интересный подход в том, что касается усовершенствования сервиса. Каждый сотрудник может предложить улучшение, которое вводится на один день, а затем в зависимости от результатов принимается или отвергается. Например, один из дизайнеров предложил заменить иконку, которая использовалась для раздела «Избранное» со звездочки на сердечко. Казалось бы, что в этом такого? Однако благодаря этой мелочи, посетители сайта стали использовать функцию на 30% чаще. А продолжением этой истории стало создание нового продукта – Wish Lists.
Чему учиться у этой компании: Понимать потребности людей и прислушиваться к сотрудникам.
№ 7. Nike
Самым классным продуктом прошлого года компании Nike стали вовсе не новые кроссовки, а приложение Making. Оно помогает компаниям оценивать влияние на окружающую среду в зависимости от того, какие материалы они используют в производстве товаров.
«Если раньше вы задавались вопросом, что лучше, пенька или хлопок, ни у кого не было готового ответа, говорит Ханна Джонс, вице-президент Nike по устойчивому бизнесу и инновациям. – Мы создали огромную базу данных по материалам и превратили ее в справочник для целой индустрии».
В этих словах нет преувеличения, приложение было включено в учебные программы школ дизайна, его скачивают пользователи из 23 стран. А все началось с того, что Nike задалась целью полностью исключить использование опасных химических веществ при создании своих продуктов к 2020 году.
Чему учиться у этой компании: Быть социально ответственным бизнесом и развивать свою индустрию.
№ 8. ZipDial
Переехав в Бангалор, Валери Вагонер заметила интересную особенность. Индусы, будучи за границей, звонят друзьям или родным и после нескольких гудков сбрасывают вызов. Это такой способ отправить сообщение «я добрался, со мной все в порядке» без оплаты звонка, когда услуги сотовых операторов дороги, а доступ в интернет ограничен.
Теперь компания Валери ZipDial ответственна за 416 млн сброшенных вызовов – именно столько раз люди воспользовались ее услугами, чтобы связаться с такими брендами как Gillette, Disney, Procter&Gamble и др.
Вот как это работает: ZipDial выделяет бренду телефонный номер, который тот публикует в рекламных объявлениях, потребители звонят по нему с мобильного и сбрасывают вызов, а затем получают текстовое сообщение или им перезванивают. Таким образом, люди участвуют в конкурсах, получают купоны на скидку или размещают заказы.
В 2013 году ZipDial вышла на рынок Шри-Ланки и Бангладеш, а в планах – Индонезия, Сингапур и Филиппины.
Чему учиться у этой компании: Внимательно смотреть по сторонам и создавать новые бизнес-модели.
№ 9. DonorsChoose.org
Когда Чарльз Бест работал учителем в муниципальной школе, где учились дети из малообеспеченных семей, он столкнулся с постоянной нехваткой материалов для класса. Чтобы решить проблему дефицита ресурсов, он в 2000 году создал сайт DonorsChoose.org – по сути, один из первых краудфандинговых проектов.
С его помощью «донор» может выбрать класс или проект и поддержать его деньгами. Когда проект набирает необходимую сумму, материалы покупаются и отправляются учителю. DonorsChoose уже удалось собрать $225 млн, которые пожертвовали 1,2 млн человек. Пожертвования «с миру по нитке» помогли более чем 175 тыс. учителей реализовать более 400 тыс. учебных проектов. А число учеников, которые обогатились знаниями с помощью этих проектов, составило 10 млн.
Проект получил поддержку многих известных людей, в частности, Билла и Мелинды Гейтс. Сейчас Чарльз Бест использует популярность DonorsChoose, чтобы усовершенствовать систему бесплатного образования. Он хочет, чтобы учителя участвовали в дебатах, чтобы их услышали, ведь от их имени слишком часто выступают политики, администраторы и консультанты, имеющие неточное представление о реальном положении дел.
Чему учиться у этой компании: Искать нестандартные способы решения проблем и использовать свою силу для общего блага.
№ 10. Yelp
Yelp, будучи изначально сервисом для поиска услуг на местном рынке, помогал пользователям лишь наполовину. С его помощью можно было найти подходящий ресторан или парикмахерскую, посмотреть рейтинги и почитать отзывы. Но что-то приобрести или забронировать до недавнего времени было невозможно. Однако, по словам Майка Гэффэри, вице-президента по развитию бизнеса, компания ищет и находит новые способы «навести мосты» между онлайн и офлайн мирами.
В июле 2013 года был запущен новый сервис Yelp Platform, и теперь пользователь может прочитать отзывы о ресторане и сделать в нем заказ. Чуть позже в этом году появится возможность бронировать места в салонах красоты, стоматологических кабинетах и студиях йоги. Ежемесячная аудитория Yelp составляет 117 млн человек, а основной источник прибыли компании – доходы от рекламы.
В третьем квартале 2013 года выручка увеличилась почти на 70% по сравнению с прошлогодними показателями, и эксперты считают, что у компании есть все шансы оставить позади таких конкурентов как OpenTable, Foursquare, а также потеснить с рынка Seamless и Delivery.com.
Yelp проводит довольно агрессивную политику, чтобы выйти на международный рынок. В частности, компания договорилась о сотрудничестве с Qype, своим главным европейским конкурентом.
Чему учиться у этой компании: Постоянно развиваться и превращать конкурентов на новых рынках в союзников.
Если обобщить опыт этих десяти компаний, то можно выделить несколько важных трендов:
Мечты – это необходимость
Видео по запросу, аренда квартиры в другой стране, моментальный доступ к отзывам о ресторане – все это когда-то было мечтами. Вырываются вперед те компании, в которых люди говорят: «Вот было бы здорово, если бы…», а затем идут и воплощают смелый замысел в реальность.
Потребители ждут чего-то исключительного
Нынешние потребители взыскательны, они ждут от компаний не удовлетворительных, а исключительных продуктов и услуг. Поэтому то, что вы делаете, должно быть выполнено на самом высоком уровне.
Деньги все еще имеют значение
Великолепные идеи очаровывают, но великие бизнесы никогда не забывают о деньгах. Может показаться, что компании вроде Dropbox и Airbnb «торгуют воздухом», но это не так. Их бизнесы жизнеспособны, потому что реальные люди платят реальные деньги за продукты и услуги с реальной стоимостью.
Счастливые клиенты сделают ваш бизнес сильнее
Если вам кажется, что эта мысль не нова, оглянитесь вокруг. Как много вы видите компаний, которые делают своих клиентов счастливыми? Бизнесы вроде Yelp и Netflix прислушиваются к потребителям, стараются решить их проблемы и удовлетворить потребности – и становятся сильнее и успешнее.
Вы должны менять мир к лучшему
Компании, которые делают это, не только завоевывают уважение общества. Им проще привлечь разного рода ресурсы и получить поддержку.
Весь рейтинг самых инновационных компаний 2014 года можно просмотреть здесь.
При подготовке статьи использованы материалы Fast Company
Статья вообще ни о чём .......
А о чём этот фильм? А ни о чём.
Александр, Дмитрий, неужели вы в тексте совсем ничего интересного/полезного не увидели?
Меня больше волнует вопрос: почему в списке нет российских компаний? Я для себя ответ формулирую так: российские компании развиваются не за счет инноваций, улучшения качества услуг и привлечения новейших технологий. Зачем напрягаться? Можно выдавить с рынка малые предприятия, малый бизнес, и, за счёт захвата территорий, иметь неплохую прибыль. Куда приведёт этот путь? По-моему, в никуда.