Мобильные приложения активно внедряются в последние годы для оптимизации и автоматизации бизнес-процессов. Как результат – компания может не только закрепить свои позиции, но и выйти на новый уровень продаж. Каковы перспективы рынка мобильных приложений в России? С какими проблемами могут столкнуться их разработчики?
Автоматизация – это точка роста
Безусловно, автоматизация крайне необходима в современных условиях. Сейчас это уже не тренд, а точка роста компании. Инвестиции в автоматизацию бизнес-процессов в перспективе помогут справиться с кризисом, получить преимущество в конкурентной борьбе, повысить качество услуги/товара. В зависимости от глубины автоматизации сокращение затрат на персонал может стремиться к 100%. К примеру, один из российских производителей пива, внедрив систему класса BI (Business Intelligence), сократил аналитический отдел с 20 до 4 человек, а поскольку это был хорошо оплачиваемый персонал, то есть инвестиции в систему удалось вернуть меньше чем за один год.
Мобильные приложения как часть IT-системы
Говоря о мобильном приложении как инструменте автоматизации, важно помнить, что оно не является полноценной системой и не будет работать достаточно эффективно в одиночку. Главная задача приложения — сделать IT-инструменты более гибкими и понятными в использовании. При этом мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что данный инструмент весьма специфический. Чтобы его максимально эффективно использовать, нужны тщательные расчеты и изучение поведения клиентов.
Но при грамотном подходе к созданию, мобильное приложение становится крайне востребованным. Представим довольно частую ситуацию, когда необходимо принимать решения, находясь за пределами офиса. Сегодня так работаю многие: руководители и сервисные инженеры, торговые представители и мерчандайзеры, инспектора ГИБДД и сотрудники МАДИ, клиентские менеджеры и курьеры. И все они активно используют мобильные приложения. Поэтому их следует рассматривать не как замену полноценной IT-системы, а как важный инструмент расширения ее возможностей.
За счет своей универсальности мобильные приложения могут использоваться в самых разных отраслях. Можно привести даже пример, когда был автоматизирован трубопрокатный завод: каждый сотрудник был снабжен мобильным устройством, которое повышало эффективность и качество работы. В последнее время начала активно автоматизироваться FM-отрасль, так как тренд на оптимизацию эксплуатационных расходов продолжает заставлять владельцев объектов недвижимости изыскивать гибкие подходы к их обслуживанию. Управляющие компании хотят сэкономить на персонале, тем самым получив дополнительные возможности, в том числе в конкурентной борьбе, ведь даже при минимальной автоматизации мы можем говорить о 10-15% экономии на персонале. Для самих бизнес-центров мобильное приложение является удобным инструментом коммуникации с арендаторами, и речь здесь идет не только об имидже, но и реальном повышении качества обслуживания. Более того, примененные в нем технологии позволяют упростить процесс работы по заявкам, сократить временные затраты на прием и распределение задач до нескольких секунд, а главное — автоматизировать FM-процессы и контроль за ними со стороны клиента.
Какие перспективы?
Перспективы есть, и они весьма обширны. Сегодня рынок мобильных приложений растет очень активными темпами, ежегодно увеличиваясь почти в два раза. Уже практически не осталось сфер, где бы не использовались приложения. Поэтому в ближайшее время можно совершенно точно ожидать дальнейшего роста и развития этого инструмента. Такие прогнозы подкрепляются и многочисленными исследованиями, согласно которым все больше людей отдают предпочтения мобильным устройствам, а не десктопам.
Например, согласно исследованию «Использование устройств: глобальная перспектива», проведенному компанией Intel, почти 40% всех опрошенных предпочитают смартфон другим устройствам. Смартфон — это портативное устройство, на которое можно устанавливать большое количество разнообразных приложений, оно представляет пользователям нужные возможности и функционал вне зависимости от ситуации. Самое главное в создании эффективных и полезных приложений, чтобы все новые разработки опирались на четкое понимание того, что люди делают, чего они хотят и в чем нуждаются.
Возможные сложности
Главная проблема разработчиков приложений – большой парк различных смартфонов с разными операционными системами, из-за чего приходится тратить много сил на их поддержку и разработку обновлений. И если на IOS с версионностью более или менее порядок, то у Android с этим несколько сложнее, ведь ряд производителей свободно адаптируют операционную систему под свои смартфоны.
Кроме того, разработчикам необходимо учитывать целевую аудиторию, потому что далеко не каждому нужны такие мобильные приложения. Например, если вы решили автоматизировать сферу ЖКХ-услуг, важно помнить, что люди в более зрелом возрасте предпочитают самостоятельно оплачивать счета, звонить в службу ЖКХ и лично выяснять все вопросы. Это становится серьезной проблемой для разработчиков, так как нужно не только создать приложение, но и добиться лояльности целевой аудитории, показать ей, что приложение реально облегчит жизнь.
Концепция Smart City
Говоря о будущем, нельзя не упомянуть развитие технологий Smart City. Она подразумевает внедрение информационных технологий и объектов IoT в различные элементы городской инфраструктуры. Сегодня в России уже есть компании, которые работают в направлении Smart City. Полноценно реализованные проекты станут реальностью лишь через некоторое время, но уже сейчас можно сказать, одним из инструментов интеграции горожан в эту концепцию будут мобильные приложения. Особенно это заметно в Москве, где уже есть приложение для автоматизации услуг ЖКХ.
Приложения, созданные на основе комплекса технологий Smart City, сделают жизнь людей лучше: повысят удобство получения услуг, качество и эффективность обслуживания, снизят расходы и потребление ресурсов, оптимизируют всю городскую жизнь. По расчетам экспертов McKinsey, к 2020 году в мире будет около 600 «умных городов». Еще через пять лет эти города будут генерировать почти две трети мирового ВВП. А согласно оценкам консалтинговой компании Arup, к 2020 году мировой рынок «умных» городских услуг составит $400 млрд в год.
Инфраструктура Smart City включает в себя множество «умных» решений: альтернативное энергообеспечение, оборотное водоснабжение (почти как на космических станциях), опреснение морской воды, переработка отходов, создание транспортной сети без участия моторизованного транспорта, системы видеонаблюдения, контроль качества воздуха и многое другое.