Выступление Эльвиры Сахипзадовны на Международном финансовом конгрессе 7 июня 2018 года традиционно содержало большое количество правильных заявлений, спорить с которыми очень сложно. Если Центральному банку удастся реализовать все эти вещи в обозримой перспективе, то за российское бизнес-сообщество можно будет только порадоваться. Приводим краткое изложение основных аспектов выступления, касающихся компаний, не связанных с финансовым сектором.
ЦБ продолжает «зачищать» банковский сектор и хочет переориентировать его с кредитования связанных с собственниками банков компаний на кредитование независимой экономики. Помимо прочего, речь идет о том, чтобы банки делали меньший акцент на залоги и больше внимания уделяли анализу собственно заемщиков, а также их проектов. Это хорошая перспектива для бизнеса, поскольку в случае ее успешной реализации, получить кредитные ресурсы на начальных этапах развития бизнеса, а также при запуске новых проектов будет проще.
Для кредитования крупных заемщиков Банк России рекомендует прибегать к синдицированному кредитованию – для бизнеса это тоже неплохо само по себе, поскольку должно (по крайней мере, в теории) способствовать росту эффективности работы банков, а также снижению стоимости фондирования (за счет распределения рисков, автоматически возникающего при синдицировании).
По идее, это также должно сделать получение крупных кредитов более удобным, поскольку вместо того, чтобы бегать по десяткам разных банков, заемщики получат возможность привлечения значительных кредитных средств, взаимодействуя на ежедневной основе лишь с одним банком, выполняющим в синдикате роль «единого окна». Еще одно ожидаемое преимущество – включение более широкого спектра банков в число возможных кредиторов по крупным кредитам (что должно помочь снизить стоимость фондирования): банки со сравнительно небольшими размерами капиталов, которые в настоящее время не имеют возможности участвовать в финансировании заемщиков с высокими аппетитами, должны получить такую возможность благодаря синдицированию.
Благодаря переходу с 2018 г. на институт базовых лицензий многие мелкие (в том числе региональные) банки (в выступлении Эльвиры Набиуллиной прозвучала цифра 192 банка, из которых примерно 150 уже изъявили соответствующее желание) смогут воспользоваться возможностью упрощенного надзора и регулирования со стороны ЦБ. Это приведет к снижению издержек таких банков и, соответственно, должно способствовать увеличению их конкурентоспособности и росту их кредитной активности. Основными бенефициарами этого предполагаются индивидуальные предприниматели и мелкий бизнес.
ЦБ выступает за скорейшее расширение системы страхования вкладов на малый бизнес, а также считает целесообразным увеличение максимальной суммы покрытия. Здесь все очевидно: чем выше уверенность бизнеса и граждан в сохранности средств на банковских счетах, тем лучше в целом для экономики (поскольку в масштабах страны безналичные деньги эффективнее наличных). Кроме того, это должно способствовать усилению конкуренции между банками за привлечение денежных средств, уводя фокус потенциальных депозиторов в сторону от крупнейшего банка страны.
В очередной раз был упомянут маркетплейс финансовых услуг. Посмотрим, что из этого выйдет, но если Банку России все удастся, то это может оказаться действительно важным шагом на пути к росту конкурентности рынка банковских услуг. До Европы с открытым API банков еще далеко, но мы хотя бы двинемся в этом направлении.
Подводя итог: несмотря на то, что принципиально новых идей в выступлении Э. Набиуллиной 7 июня мы не услышали (все эти тезисы уже неоднократно озвучивались ранее ЦБ в пресс-релизах, интервью и т. д.), декларируемые Центральным банком цели развития на ближайшую перспективу не могут не радовать. Остается надеяться, что все получится именно так, как должно получиться, а не как в известном афоризме Виктора Степановича Черномырдина…
Фото: pixabay
Сейчас только что закончилась пресс-конференция Набиуллиной.. . Её надо переосмыслить. Особенно ответы на вопросы.
В любом случае ЦБ и банк России должны быть одним институтом. А получается, что ЦБ формирует политику, а банк России печатает купюры.
Пока из комментариев с моей точки зрения ближе к теме царьград.
Александр, у меня лично сложилось ощущение (особенно после прочтения только что размещенного на сайте ЦБ доклада о денежно-кредитной политике), что главный посыл между строк - неопределенность. Слишком много факторов, которые находятся за пределами контроля ЦБ: бюджетно-налоговая политика, торговая политика Трампа и т.д.
Александр, не очень понял Вашу мысль про разделение ЦБ и Банка России. Это и есть одно и то же, просто два названия одной и той же организации