Какой автомобиль вы можете себе позволить?

Как быстро летит время. Вот и моему Логанчику (Renault Logan. — Executive.ru) четвертый год пошел. Хороший автомобиль — комфортный, безопасный, надежный. Он честно служил все это время верой и правдой, и служит по сей день. Но время идет, кредит, взятый на покупку тогда еще нового автомобиля, возвращается. Но хочется чего-то новенького, более совершенного, комфортного, престижного. Стоит купить новый автомобиль? Опять кредит? Да! Кризис проходит, уверенности в будущем все больше, ставки по кредитам должны снизиться. Жить нужно сегодня! Но выбор должен быть обоснованным, а так как предстоит нести бремя кредита — еще и относительно эффективным, без лишних расходов. Мой девиз — «максимум полезности на имеющиеся возможности»!

Но выбрать, как оказалось, не просто. По сравнению с Логанчиком расширился спектр функций автомобиля, полезных и не очень, но каждая из них добавляет стоимости. При этом в одном автомобиле есть «это», но нет «другого» и тому подобное. Одно я знал точно — хочу автоматическую трансмиссию и полный привод. Хотелось бы дизель, вроде как экономичнее в эксплуатации. Хотя нет. Они ведь дороже бензиновых при покупке, да и техобслуживание может быть дороже. В общем, нужно было считать.

Так как я не торопился, к выбору и расчетам подошел основательно, с особым фанатизмом, я бы сказал. Все расчеты и консолидацию данных вел в Excel, причем одной усовершенствованной функцией он меня весьма порадовал (в отличие от версии предшествующих лет), но об этом ниже. Результаты оформлял в виде матрицы.

В процессе работы перечень автомобилей рос и достиг в общей сложности 11 марок и 30 комплектаци. Как вы понимаете, их я отражал в «шапке» таблицы. Для полноты картины постепенно расширился и спектр потребительских и «экономических характеристик» автомобиля, которые я отражал в строках. В общей сложности получилось семь разделов. В итоге получилась матрица 30х132 с учетом итогов и названий разделов. Но не стоит пугаться, информация получилась наглядно-читаемой, и разобраться в результатах было просто. Но обо всем по порядку.

В разделе «общие параметры» отражаются любые необходимые параметры автомобиля, которые важны при выборе — здесь, как правило, показатели оцифрованы. У коллег может возникнуть вопрос, зачем в этом разделе показатель «Экологический стандарт»? Забота об экологии? Не только. Просто в планах есть мечта осуществить автопутешествие в Европу, а там, как вы понимаете, есть существенные ограничения по евростандарту. Не хочется жалеть о том, что мой новый автомобиль однажды не будет допущен в цивилизованную Европу. Так как люблю активный отдых, счел для себя обязательным зафиксировать объем багажного отсека (в конце концов, за это я тоже плачу) и величину клиренса (не хотелось бы покупать «паркетник», который на деле будет не в состоянии перепрыгнуть даже бордюр).

В разделе «опции» я выделил три подраздела — системы безопасности, оборудование салона/интерьер, внешний вид. Наличие той или иной функции отражается простым индикатором, например «+». Чтобы хоть как-то свести данные показатели и оценить «полноценность» автомобиля, я просто подсчитал данные индикаторы, выделив в них важные (приемлемые для себя в обязательном или желаемом порядке) и прочие, навязываемые мне производителем, без которых можно жить, но они включены в стоимость автомобиля. Кстати, в процессе составления данного раздела, в частности подраздела «безопасность» узнал не мало нового, например, ABS, EBD — всем знакомы, а такие аббревиатуры как AFU (HBA), TCS (ASR), ARP и тому подобное большинство из нас расшифровать не может. А функции, как выяснилось, достаточно полезные и важные. Стоит отметить, что в составлении данного раздела есть определенные трудности. Так как стандартов не существует, то разные производители по-разному описывают опции своих автомобилей. Для кого-то «окрашенные в цвет кузова ручки дверей» считаются опцией, для кого-то это само собой разумеющееся и в описании автомобиля не указывается вообще. Я, конечно, их в список не включал вообще, но на практике речь порой идет и о более важных функциях. В случаях, когда у меня были сомнения при сборе информации с интернет-сайтов производителей и их дилеров, я просто ставил знак «?», чтобы уточнить все на практике. Не стоит пугаться, что в подобных случаях вам предстоит исследовать все 30 автомобилей путем обследования их в «натуральную величину» у ближайшего дилера. Как правило, к моменту сбора информации и ее анализа вы, скорее всего, уже определитесь с несколькими моделями, которые и изучите подробнее в автосалоне или у друзей.

Ну, с гарантией все понятно. Отметил, скорее, для справки. Далее начинается раздел экономических показателей, первый из которых расходы на топливо. Зная свой средний годовой пробег, расход топлива в расчете на 100 км по среднему циклу (брался по паспортным данным производителя) и актуальную цену используемого топлива (бензин/дизель), не трудно рассчитать расходы на заправку на пять лет эксплуатации. Период, равный сроку возврата кредита, — пять лет. (Безусловно, все мы понимаем, что паспортные данные занижены в связи с тестированием в идеальных условиях — но так как это делают все автопроизводители, то, предположим, что разница между «паспортом» и реальностью у всех одинаковая, поэтому я пренебрег данным обстоятельством при расчетах).

Взносы по страхованию КАСКО, ОСАГО и налоги. Тут уже сложнее. Для лучшей достоверности ставки целесообразно узнавать в своей любимой страховой компании или в двух-трех на выбор (порой, ставки действительно сильно различаются на одну и ту же модель). Учитывая трудоемкость процесса, узнавать ставки можно после того, как вы уже отвергните непонравившиеся вам автомобили по другим критериям. С налогами попроще — шкалу можно посмотреть в интернете, правовом навигаторе или заглянув в последнюю квитанцию, которую вам заботливо прислала любимая налоговая служба (если вы автомобилист). Результат отражаем в рублях/год.

Раздел «ТО» подразумевает расходы на обязательное техническое обслуживание в рамках гарантийного обслуживания (к сожалению, здесь нельзя учесть дополнительные расходы, связанные с качеством и надежностью выбираемых моделей). За основу был взят период эксплуатации, равный возврату кредита, — пять лет. Зная свой средний годовой пробег, нетрудно посчитать, сколько раз вам потребуется проходить ТО. В моем случае получилось 75 км (или 70 км при межсервисном пробеге 10 тыс. км). Информация о стоимости каждого ТО, как правило, доступна на сайте производителя или дилера. В крайнем случае ее можно узнать, а при выборе из более узкого круга автомобилей обязательно уточнить у потенциального дилера в вашем городе.

Расчет кредита. Честно признаюсь, в данном разделе я отразил уже результаты расчетов, которые произвел ниже под таблицей по каждой модели. Сумма кредита зависит от цены автомобиля и первоначального взноса, который для всех одинаковый. Ставку узнаем в банке, срок кредита, как уже упоминалось выше, — пять лет. Кроме итоговых расходов на уплату процентов по кредиту я отразил максимальную сумму первоначального взноса (на что придется рассчитывать) и средний платеж. Сумма процентов по кредиту за период кредитования берется в расчет общих расходов на эксплуатацию, но выглядит непоказательной. Здесь как раз нам поможет показатель ежемесячных взносов, чтобы оценить возможности своего семейного бюджета (зарплата, как правило, не резиновая).

Пришло время итогов. Складываем все затраты (не забудьте умножить расходы, рассчитанные на год на количество лет). Для визуальной оценки информации все цифровые показатели я отформатировал с помощью функции «Условное форматирование», которая в новом MS Office приобрела интересную фишку — шкалообразное выделение цветом. В моем случае минимальные расходы отражались зеленым цветом заливки ячейки, более высокие эксплуатационные характеристики — красным. Промежуточные цвета от зеленого к красному — оттенки зеленого, оранжевого и желтого. Данная процедура позволила визуально оценивать таблицу: зеленое — хорошо, красное — плохо для нашего бюджета. Для чистоты эксперимента в итогах вывел две строки — с учетом всех расходов и без учета уплаты процентов по кредитам и займам. Для визуального восприятия дополнил названия марок минифотографиями автомобилей прямо в шапке таблицы.

Далее можно делать выбор. Оценивая расходы, сравниваем их между собой и смотрим, что за эти деньги предлагает нам производитель в разделе опций и общих характеристик. Например, в моем случае получилось, что одна из, казалось бы, самых дешевых по цене моделей, кроме того что имела довольно ограниченный набор опций (только стандартный набор), в расходах на обслуживание превышала в два раза другие модели. Полное разочарование. Или ТО «на круг» с «шагом» 10 тыс. км на одной модели не всегда дороже ТО с межсервисным пробегом 15 тыс. км.

Также можно регулировать цифровые параметры. Например, можно регулировать первоначальным взносом расходы по кредиту. Может, выбор упадет на более дорогую модель, которая до этого казалась недоступной. Или вы нашли вариант более дешевого кредита на ту или иную модель (сейчас много спецпрограмм у дилеров с банками, ставки у всех разные). И так далее — все зависит от ваших требований, возможностей и вашего желания. Самое главное, данная таблица позволит вам сделать правильный выбор и сэкономить семейный бюджет при покупке и эксплуатации. Помните? — «Максимум полезности на имеющиеся возможности»!

Характеристики

Марка1

Марка N

Комплектация (по данным производителя)

Цена

Общие параметры

Объем двигателя, куб.см

Мощность, л.с.

Тип двигателя (бензин/дизель)

Экологический стандарт

Сборка (страна)

Объем багажника, л

Объем багажника со сложенными сидениями, л

Опции

СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Фронтальные подушки безопасности

Боковые подушки и шторки безопасности

Омыватели фар

ABS

EBD

ОБОРУДОВАНИЕ САЛОНА / ИНТЕРЬЕР

Регулировка рулевой колонки по высоте

Регулировка рулевой колонки по выносу

Электростеклоподъемники передних дверей

Электростеклоподъемники задних дверей

Кондиционер

Климат-контроль

Подсветка макияжных зеркал в солнцезащитных козырьках

ВНЕШНИЙ ВИД

16' стальные колесные диски

16' легкосплавные диски

17' легкосплавные диски

Боковые подножки

Передние противотуманные фары

Всего функций

- важных

- прочих функций

Гарантия

5 лет или 150,000 км пробега

3 года или 100,000 км пробега

2 года или 100,000 км пробега

Расход топлива

Расход топлива, л/100км (городской)

Годовой километраж

Расход топлива в год

Цена топлива

Стоимость топлива на 5 лет

Страхование и налоги

КАСКО

Ставка (% от цены)

Стоимость страховки

ОСАГО

Ставка (руб./л.с.)

Стоимость страховки

ТО

ТО 0 (1 или 5ткм.)

10 км

15км

20км

30км

75км

Всего за 5 лет

Расходы по кредиту

Первоначальный взнос

Сумма кредита

Ставка, %

Срок, мес.

Возврат основного долга

Возврат процентов (первый месяц)

Итого первый взнос (максимально)

Средний платеж (аннуитеты)

Всего процентов

Всего расходов по содержанию на 5 лет

Всего расходов по содержанию на 5 лет с учетом % по кредиту

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург

Т.е. сообразно содержанию данной такблицы предлагается подходить к решению вопроса личного выбора автомобиля ?

Менеджер, Казань

Не думал, что можно из такой темы и содержания сделать статью в E-Xe.

Экономист, Барнаул

Заполненную таблицу в студию ! Т.е. хочется результатов, а не методики.

Вице-президент, зам. гендиректора, Тюмень

У меня тоже Логан и тоже мучаюсь с выбором.
Хотя помимо таблицы есть еще показатель дизайна и качества материалов. Он субъективен.
Повешайте где-нибудь таблицу - очень интересно.

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург

В подобных случаях в автомобильном маркетинге и продажах обычно предлагается использовать в таблице с десяток различных машин, которые потенциально интересны отдельно взятому покупателю, отдельно выделить их сильные и слабые стороны по всем разделам, а затем из только сильных и только слабых сторон ''склеить'' некую идеальную машину. Т.е. двигатель от одной марки, кузов - от другой, коробка передач - от третьей, шасси - от четвёртой, резина и диски - от пятой, трансмиссия - от шестой и т.д. Сообразно клиентским предпочтениям. А потом, продемонстрировав клиенту, что идеальной машины по его предпочтениям в природе нет, - на основании такой сводной таблицы начать активно его убеждать, что ему нужно именно то, что в данный момент предлагается продавцами автосалона, поскольку оно ''наилучшим образом'' подходит под идеал этого самого клиента. Для целей чего на свет божий незамедлительно извлекаются материалы, наглядно свидетельствующие об этом. Т.е. не о том, естественно, что продаваемое изделие подходит под этот клиентский идеал на все 100%, но что на 60-70% по каждому пункту предпочтений - точно.

Партнер, Москва

А где в этой таблице ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ?
А как измерятся ОРГАЗМ от ОБЛАДАНИЯ данной машиной?

Директор по развитию, Санкт-Петербург

важным [умным] фактором покупки а/м является коэффициент ''цены за километр''.
вам такое название в сервисе говорили? в следующий раз спросите.
он отражает насколько экономически выгодным будет владение автомобиля.
грубо говоря, сколько денег понадобится (все затраты, включая бензин+ТО+страховка etc)
для прохождения определенного километража.
например, для отечественных авто стоимость ТО стоит дешевле, а для иномарок - выше.
но ведь и заездов в сервис иномарок требуется меньше.
и таких тонкостей - вагон и маленькая тележка. читайте авто журналы и форумы и анализируйте.
этот комплексный показатель сможет отобразить реальную картину.
а наличие опций - дело вкуса и привычек. например, для меня датчик дождя не столь важен,
как наличие омывателя фар. и та и другая опция никак не влияет на ''цену на километр''

Директор по развитию, Москва

Немного усовершенствовав цветовую гамму (в голубых и розовых тонах) можно подобрать себе спутника по жизни

Директор по маркетингу, Москва

Выражаю уважение автору! Очень подробно и интересно написано! В самом деле, почему бы ни применять сравнительный анализ и в данных целях.

Однако, лично для себя вижу ряд минусов в применении столь скрупулезного подхода к покупке авто.

Прежде всего, он требует много времени и усилий. К покупке первой машины я готовился почти год! Именно столько ушло на сбор и сравнение технических и ценовых характеристик, на поездки к продавцам, на общение с ''экспертами'' и реальными владельцами, на сбор данных о типичных поломках и ценах на сервисное обслуживание, и, что наиболее сложно, на расстановку параметров по приоритетности.

Результатом стало понимание, что идеального варианта не существует, и это стало давить психологически, ведь не очень то приятно выбирать ''лучшего из худших''. В итоге, авто покупал в ситуации накопившейся усталости от анализа, и стресса, вызванного ''червями сомнения''. Естественно, большого удовлетворения от покупки так и не возникло, поскольку относился к купленному авто, как к некоему компромиссу, и постоянно, уже после покупки, думал о возможных альтернативах, и укорял себя, что неправильно расставил приоритеты.

Памятуя обо все этом, покупая второе авто, я решил так сильно не мучиться. Возможно, помогло то, что к тому моменту я уже прочитал книгу Барри Шварца ''Парадокс выбора'':) Я решил не забивать себе голову перелопачиванием кучи информации в интернете, а просто искусственно сузил для себя параметры для выбора. Я ответил на следующие вопросы:

1) Обладание автомобилем какого из производителей, принесет мне наибольшее моральное удовлетворение?
Круг сузился примерно до 5 брэндов, исходя из моего субъективного представления о подходящем мне ценовом сегменте, качестве, технологичности, дизайне, престижности, да и вообще каких-то логически необъяснимых факторов..

2) Где и с какой целью я буду в основном использовать авто: передвигаться по городу/за городом, часто / редко возить грузы, знакомиться с девушками;) и т.д.?
Выбор сузился до конкретных моделей (6 шт.), представленных выбранными 5 брэндами.

3) Как долго я готов ждать заказанное авто?
В числе выбранных моделей остались те, ожидание поставки которых было не более Х месяцев. А их было всего 2.

4) Какая комплектация мне нужна и у какой модели она дешевле?
Набор параметров для сравнения у меня был довольно узок (тип коробки, мощность двигателя, наличие ABS, кондиционера, подогрева сидений), поэтому сравнить комплектации и цены оставшихся двух моделей было не сложно.

В общем, весь процесс, начиная с ответов на свои вопросы и заканчивая внесением предоплаты дилеру, занял у меня всего пару дней.

Машиной, я очень доволен. Во многом, возможно, благодаря тому, что процесс ее выбора был для меня быстр и легок, так как при выборе я не пытался объять необъятное:)

Кстати, думаю, что статью, названную ''Какой автомобиль вы можете себе позволить?'', можно было бы еще дополнить суждением, а сколько, вообще, должна составлять стоимость покупки, стоимость владения автомобилем, относительно семейного бюджета? Например, разумная, с точки зрения семейного бюджета, стоимость авто должна составлять не более __% от ежегодного дохода семьи.
Кто что думает по данному вопросу?

Вице-президент, зам. гендиректора, Москва

Нда....
И вот ТАКОЕ размещается на вроде как приличном сайте...
С другой стороны надо отдать должное автору - с умным видом втюхивать данный бред - надо уметь.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.