Понятие «управленческий учет». Место управленческого учета в информационной системе бизнеса. Сущность управленческого учета — что может и что должна делать система управленческого учета.
Задачи управленческого учета: учет ресурсов, контроль и анализ финансово-хозяйственной деятельности, планирование, прогнозирование и оценка прогноза.
Базовые компоненты системы управленческого учета и анализа: учет и управление затратами, разработка оценочных и сравнительных показателей деятельности. планирование оперативной производственной, финансовой и инвестиционной деятельности, а также прогнозирование внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия, составление управленческой отчетности.
Сопряжение систем управленческого учета с системой бухгалтерского учета. Технология постановки управленческого учета. Основные способы постановки управленческого учета.
Создание системы отчетности — основные требования к управленческой отчетности: своевременность, формат, содержание.
Создание внутренних нормативных документов, регулирующих управленческий учет. Учетная политика управленческого учета (учет активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов, поступлений, выплат) — эффективное средство контроля операционной деятельности компании. Генератор учетной политики. Примеры нормативных документов.
Планирование как базовый компонент системы управленческого учета: Balanced Scorecard — опыт внедрения в российском бизнесе.
Совокупность оценочных и сравнительных показателей деятельности как базовый компонент системы управленческого учет: индикаторы рыночной стоимости, оценка деятельности финансового, операционного и риск-менеджмента, показатели, характеризующие риски бизнеса (рыночный, кредитный, риск ликвидности).
Практическая часть:
Проведение анализа информационных потребностей слушателей как пользователей системы управленческого учета.
Выбор способа сопряжения системы управленческого учета с системой бухгалтерского учета.
Расчет в системе управленческого учета кредитного риска компании (по методике Информации Минфина России N ПЗ-9/2012).
Управление затратами
На семинаре Вы:
Определите тактические и стратегические задачи оптимизации затрат в компании.
Классифицируете затраты, выберете методы калькулирования, осуществите операционный анализ.
Выберете метод оптимизации затрат, в том числе и в кризисных ситуациях.
Практическая часть:
Выбор способа калькулирования: сравнение метода полного поглощения затрат и метода АВ-costing.
Расчет, обосновывающий принятие решения о целесообразности специального заказа.
Проведение в ходе планирования операционного анализа деятельности компании.
Выявление потенциально возможных на передачу «на аутсорсинг» функций компаний слушателей.
Основная часть:
Кризис и управление издержками. Управление издержками как реальная возможность сохранения эффективности бизнеса.
Понятия «издержки», «затраты», «расходы».
Стратегическое и оперативное управление затратами. Кто за что отвечает.
Классификация затрат для целей управления бизнесом. Бухгалтерские и «не бухгалтерские» расходы и другое. Использование классификации затрат для принятия экономически взвешенных управленческих решений.
Контроль за себестоимостью единицы производимого продукта. Калькуляция себестоимости продукции/услуг: по переменным затратам и с полным поглощением затрат - достоинства и недостатки. AB Costing.
Управление затратами и процесс принятия оперативных управленческих решений: CVP-анализ – выгоды и возможности. Показатели CVP-анализа как индикаторы контроля за рисками в кризисной ситуации.
Методы оптимизации затрат (аутсорсинг и аутстаффинг, ужесточение внутреннего контроля, сокращение потерь и обеспечение сохранности активов, анализ бизнес-процессов, устранение живого труда и др.). Технология оптимизации расходов: инструментарий, работа со структурой затрат и её декомпозиция, формирование плана сокращения затрат и др. Возможные пути постатейного сокращения расходов (товарные запасы, сырье, коммерческие и управленческие расходы, транспортные расходы и т.д.). Взаимодействие с поставщиками, работа с персоналом, использование «самозанятых» и другое.
Контроллинг: актуальные аспекты
Функции контроллинга на каждом этапе жизненного цикла предприятия (ЖЦП).
Обновление системы управления предприятием (ССП).
Рациональность как ключевое понятие контроллинга.
Сбалансированная система ключевых показателей эффективности (KPI) по Нортону и Каплану как средство управления организацией.
Управление отклонениями: финансовая приборная панель руководителя.
Практическая часть:
Проведение анализа потребностей участников семинара как пользователей контроллинговой системы на предприятии.
Определение задач контроллера в зависимости от способностей менеджера
Рассмотрение кейса: «Управление организацией по системе KPI».
Практикум: «Коммуникация контроллера с руководителями различных психотипов».
Финансовое моделирование бизнеса
Базовые принципы построения финансовой модели.
Бизнес-план, финансовая модель, бюджет, инвестиционный план – практическое понимание и применение.
Модель – типовая структура, последовательность «сборки».
Сбор информации для финансовой модели.
Как встроить в финансовую модель Unit экономику.
Практика применения Direct Costing при финансовом моделировании.
Создание модели текущей деятельности в плане доходов и расходов (P-LS) с учётом всех типов расходов и нагрузок.
Организация и оптимизация работы финансово-экономических служб
Современная финансово-экономическая служба: какой она должна быть. Признаки и причины неэффективности работы службы.
Практикум: «Анализ причин неэффективности финансово-экономической службы в компании. Принятие управленческих решений. Сколько финансистов, экономистов и бухгалтеров нужно бизнесу».
Функции и продукты финансово-экономических служб. Что и для кого мы создаем. Способы оценки качества и «полезности» продуктов финансовых и бухгалтерских служб. Оценка качества управленческих отчетов.
Основные направления оптимизации. Комплексное применение «простых» методов. Разработка и внедрение положения о документообороте: почему документ не всегда работает.
Практикум: «Анализ и усовершенствование имеющихся положений и регламентов работы».
Организационная структура финансово-экономической службы. Разграничение функций внутри Финансово-экономической службы. Оптимизация численности и подбор персонала. Оценка эффективности и обеспечение оперативности работы службы. Способы оценки времени на выполнение функций.
Практикум: «Разработка KPI для сотрудников финансово-экономической службы».
Оптимизация бизнес-процессов финансово-экономических служб. Внедрение оптимизированных функциональных матриц: основные условия. Проектное внедрение: цели, сроки, взаимодействие менеджеров. Эффективное взаимодействие с другими подразделениями компании.
Практикум: «Применение метода построения функциональной матрицы».