Чему должна учить бизнес-школа в меняющемся мире? На вопросы Executive.ru отвечает директор департамента МВА и ЕМВА-программ Московской школы управления СКОЛКОВО Максим Фельдман.
Executive.ru: Изменились ли мотивы абитуриентов 2017 года в сравнении с мотивами абитуриентов прошлых лет?
Максим Фельдман: Базовые мотивы не изменились: люди идут за личностным ростом, за знаниями, за компетенциями, за контактами, за перезагрузкой. На программу MBA абитуриенты приходят в возрасте около 30 лет, на Executive MBA средний возраст 40 лет. Стоит отметить, что уровень осознанности и требовательности представителей обоих потоков вырос. Люди больше читают бизнес-литературу, чаще занимаются с тренерами, коучами, чаще посещают развивающие лекции. Нам задают гораздо больше предметных, глубоких вопросов, более детально сравнивают нас с другими программами, как российскими, так и международными. Это достаточно интересная тенденция, которую мы отмечаем последние год-полтора.
Executive.ru: Как бизнес-школа СКОЛКОВО позиционирует себя на рынке бизнес-образования?
М.Ф.: Мы позиционируем себя как молодая амбициозная школа, стремящаяся в топ-30 бизнес-школ мира. В связи с этим в следующие пять-десять лет для школы ключевыми будут два момента. Первый – разработка собственного учебного контента и усиление собственной профессуры. Первые 10 лет мы больше работали по схеме global for local: находили сильных профессоров за границей и успешно их интегрировали в российскую действительность, подбирали к ним российских практиков и экспертов. Сейчас мы делаем ставку на расширение своего академического содержания, приглашаем и выращиваем собственных профессоров и исследователей.
Второй момент, вытекающий из первого, – международное признание. Мы начали процесс аккредитации в Европейском аккредитационном бюро EQUIS. Как только мы получим аккредитацию, мы будем заявлять программы MBA и Executive MBA в международные рейтинги. Уже сегодня программы MBA part-time и Executive MBA part-time мы считаем одними из лучших, они могут конкурировать с программами, входящими в топ-25 программ мира. И мы не стесняемся отвечать за свои слова.
Executive.ru: Как это позиционирование влияет на образовательный контент?
М.Ф.: Все лидирующие бизнес-школы мира активно модернизируют учебные программы, реагируя на изменения в среде. В контенте школ появляются дисциплины и темы, которые очень востребованы на рынке: цифровая трансформация, новое лидерство, управление в эпоху изменений, бизнес в эпоху VUCA (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity), теория принятия решений, индустрия 4.0. Поэтому мы, с одной стороны, смотрим на то, что делают наши коллеги в мире, с другой – на то, что востребовано управленцами и предпринимателями в России. Это означает, что мы постоянно видоизменяем образовательный контент, опираясь на тренды и обратную связь студентов.
Executive.ru: В каких форматах работает школа и как она планирует изменять эти форматы?
М.Ф.: Мы не идем в формат full-time, в том числе и потому, что наблюдаем взрывной рост форматов part time во всех топовых международных бизнес-школах, включая даже те, у которых MBA full-time – ключевой продукт (например, Гарвард и Стэнфорд). Во многих лидирующих бизнес-школах формат MBA part-time – иногда его называют Evening MBA или Weekend MBA – растет фантастическими темпами, поэтому, например, US News ведет рейтинг американских программ MBA формата part-time. Мы сохраняем приверженность формату part-time еще и потому, что считаем его наиболее подходящим и удобным для российских управленцев. Что будет изменяться – появится онлайновый компонент. На программе MBA уже есть семь онлайн-курсов, многие мы закупаем в других бизнес-школах, а некоторые разрабатываем сами.
Можно отметить другое нововведение. В модульных программах и программах MBA и Executive MBA part-time очень важна подготовка. Слушатели перед каждым образовательным модулем должны прочитать много материалов, и мы понимаем, что предприниматели или управленцы в силу своей занятости традиционно испытывают с этим определенные проблемы. Поэтому к формату pre-reading мы начали добавлять форматы pre-listening и pre-watching: мы снабжаем студентов большим количеством аудиокниг, аудиолекций и видео. Структурируем этот материал, создаем медиатеку. Мало кто из бизнес-школ делает это. Таким образом, новым трендом является интерактив, мультиформатность, а также онлайн-тестирование качества подготовки слушателей перед образовательными модулями.
Executive.ru: Видите ли вы динамику в выборе тем для аттестационных работ? Что сегодня интересует слушателей школы?
М.Ф.: Мы отличаемся от других школ тем, что у нас нет дипломной работы. В конце каждого образовательного модуля студенты сдают экзамен или аттестационную работу. Кроме того, на программах MBA и Executive MBA есть интеграционные модули – два на программе MBA и один на программе Executive MBA. Это специальный модуль, где мы вместе с международными профессорами делаем симуляции: студенты работают в сложной компьютерной игре, которая позволяет отрабатывать навыки управления и предпринимательства, которые они должны были усвоить. Таким образом, в дипломе у наших студентов появляются оценки за каждый модуль, который они прошли, оценки за эти интеграционные модули и оценки за сквозные курсы, которые продолжаются все полтора года учебы.
Тем не менее, вопрос, который вы задали, имеет отношение к проектам. В рамках программ MBA и Executive MBA слушатели выполняют реальные бизнес-проекты. В случае с MBA это консалтинговые проекты, которые мы делаем совместно с российским офисом McKinsey: студенты пять месяцев работают внешними консультантами и решают задачу, поставленную первым или вторым лицом компаний – партнеров нашей бизнес-школы. На программе Executive MBA есть защита проектов во время международных модулей в Китае и в Кремниевой долине. По тому, какие проекты слушатели делают на Executive MBA, и по тому, какие проекты нам приносят заказчики в рамках консалтингового проекта MBA, мы видим определенную динамику: очень много запросов на цифровую трансформацию. Как компания должна трансформировать свой бизнес и перейти в цифру? Как построить стратегию digital-маркетинга для западной компании, выходящей в Россию или же для российской компании, которая готова покорить глобальные рынки? В этот же тренд вписываются темы, связанные с финтехом.
Второй тренд – проекты, связанные с изменением бизнес-модели компаний среднего размера (с оборотом до 10 млрд рублей). Как правило, они исчерпали возможности роста и понимают, что не выживут, если не поменяют свою бизнес-модель. Чаще всего эти запросы формулируют собственники компаний – их интересует, как выстроить новую бизнес-модель в условиях кризисных рынков.
Третий интересный тренд – это выход маленьких российских компаний на международные рынки. Появляется много инновационных проектов, но не только в секторе IT , которые можно продавать за границей. Это действительно радует. Многие наши студенты защищают такие проекты во время выездных модулей в Китае или Кремниевой долине, а потом после программы делают вполне успешные бизнесы.
Executive.ru: Есть ли в школе Post MBA или другие форматы для поддержки выпускников?
М.Ф.: Мы – молодая бизнес-школа и только выстраиваем систему работы с выпускниками. Запрос на эту работу есть. Выпускники, которые оканчивали школу три-четыре года назад, задают нам вопрос: «Что дальше?». Раньше в поисках ответа на этот вопрос нам приходилось выступать в качестве консультантов и советовать выпускникам, в какие другие бизнес-школы в России и за границей они могут пойти учиться. Мы наработали замечательную экспертизу, наверное, лучшую в стране, в понимании того, где и чему учат. При этом мы, конечно, сожалели, что выпускники продолжат учебу в других школах, а не у нас в «Сколково».
В течение последних трех лет в бизнес-школе начал активно развиваться формат открытых программ, который во всех бизнес-школах мира является одним из ключевых – он используется как своего рода витрина школы. Это короткие программы продолжительностью от двух до пяти дней. Иногда они представляют собой модульные курсы: 10 месяцев по три дня занятий или три модуля по 10 дней. Программы посвящены конкретной дисциплине, будь-то лидерство, коммуникации, операционная эффективность, диджитал и так далее. Сегодня до 25% слушателей этих открытых программ, аудитория которых насчитывает уже под тысячу человек в год, составляют выпускники прежних лет.
Кроме того есть формат Reunion: через полгода-год после окончания обучения вся группа собирается в школе и мы делаем для них образовательную программу. Два-три дня группа работает в стандартном сколковском формате: они читают pre-reading, работают весь день с профессором, а вечером – симуляции и приглашенные эксперты. Этот формат мы запустили только в этом году и уже видим, каким большим спросом он пользуется у выпускников.
Третий момент – мы очень активно работали последний год над созданием прозрачной системы ценообразования и скидок для выпускников. С августа 2017 года начала действовать гибкая шкала очень существенных скидок – до 20% – для выпускников, желающих поступить на любую другую программу.
Executive.ru: С какими школами вы поддерживаете партнерские программы?
М.Ф.: Мы активно развиваем партнерскую сеть. Во-первых, есть большой партнерский проект с Бизнес-школой Гонконгского университета науки и технологии (HKUST). Помимо этого на выездных модулях студенты посещают бизнес-школы в университетах в Стэнфорде и Беркли в Кремниевой долине, CEIBS (China Europe International Business School) в Китае, Европейскую школу менеджмента и технологий (ESMT Berlin). Мы едем со студентами в другие бизнес-школы, проходим там образовательные модули и получаем сертификаты. Слушателям такая открытость и прозрачность очень нравится, школе – тоже.
Бизнес-школа в цифрах
Московская школа управления СКОЛКОВО основана в 2006 году по инициативе делового сообщества. Среди партнеров-учредителей – российские и международные компании и частные лица. 1630 выпускников. Более 14800 слушателей корпоративных программ, 150 профессоров мирового уровня, 1300 приглашенных экспертов. Свыше 100 исследований в области образования, энергетики, экономики, филантропии и урбанистики
В рамках исследовательского проекта редакция Executive.ru осенью 2017 года проводит серию интервью с российскими бизнес-школами, опросы выпускников и возможных абитуриентов бизнес-школ. В результате мы планируем получить объемное представление о состоянии спроса и предложения на рынке российского бизнес-образования.
Цифру делают айтишники
Не увидел в нативной рекламе школы не pre-watching, не pre-listening
Зато присутствует ключевое "покорить мир".
нативная реклама школы?
В рамках исследовательского проекта редакция Executive.ru осенью 2017 года проводит серию интервью с российскими бизнес-школами, опросы выпускников и возможных абитуриентов бизнес-школ. В результате мы планируем получить объемное представление о состоянии спроса и предложения на рынке российского бизнес-образования.