В любой статье, посвященной методам ведения бизнеса, можно увидеть главный рецепт повышения всех показателей – оптимизировать бизнес-процессы! Обанкротился – неправильные процессы. Маленькая прибыль – оптимизируй процессы. Надо что-то автоматизировать – опять выстраивай свои процессы. В общем, бизнес-свет сходится на процессах! Любой консультант, тренер, агентство в первую очередь займутся вашими процессами! Предлагаю разобраться с этим феноменом.
Бизнес-процесс (БП) – это в первую очередь совокупность действий, приводящая к определенному результату. Совокупность бизнесс-процессов составляет проект, а бизнес состоит из чередующихся проектов. То есть БП – минимальная часть бизнеса, как молекула в химии. Из совокупности процессов строится бизнес.
Когда бизнес только начинается, у предпринимателя есть понимание продукта, который он создает. И, чтобы добиться этой цели, бизнесмен пробует разные способы построения бизнес-процессов. Затем приходит понимание, опыт – и процессы начинают отлаживаться, что приводит к систематизации и администрированию. После начинается масштабирование и закрепление. Если вышесказанные слова перевести на язык химии, то данные действия можно представить в виде трех агрегатных состояний вещества: газообразное, жидкое и твердое. Начальная стадия – газ. Затем газ постепенно преобразуется в жидкость, а уже потом вещество кристаллизуется и становится твердым. Если посмотреть на построение бизнес-процессов под таким углом зрения, то можно лучше понять и усвоить некоторые основополагающие законы.
- Построение любого бизнеса начинается с нуля, с идеи и проходит минимум три фазы (газ, жидкость, кристаллизация), прежде чем выходит на уровень стабильного получения прибыли.
- Бизнес в своем большинстве состоит из набора блоков: закупка, производство, продвижение, продажи, внутренние интеграции. Возможны также иные разделения. Главное, чтобы владелец процессов умел правильно разделить их на четкие блоки. Состояние каждого блока может находиться в разной фазе. Приводить каждый блок к кристаллизации нужно разными способами. Состояние одного блока влияет на состояние остальных. Весь бизнес имеет в данный момент состояние самого слабого блока.
- Внести изменения в бизнес-процесс без раскола можно только в жидком или газообразном состоянии. Прежде чем внести изменения в БП необходимо подготовить, прогреть атмосферу в компании, иначе можно просто расколоть структуру. Сначала надо создать пробную группу, запустить там изменения (газообразное состояние), затем при успешном опыте плавно перенести на весь блок и затвердить. Надо четко понимать, что эта процедура требует времени и ресурсов. Также обязательно предвидеть и проследить последствия изменений для всех других блоков.
- Изменения в БП вносят в основном с целью ускорить процесс и снизить издержки. При современном уровне быстрее и проще всего достичь этого можно с помощью катализаторов. Катализаторами в бизнесе являются технологии. Мы подходим к главному выводу, если хочешь получить существенные результаты, меняй процессы с одновременным вводом новых технологий. Только при таком подходе можно получить существенные преимущества по сравнению с конкурентами и отрываться от них.
- Бизнес-процессы имеют отраслевую принадлежность и очень схожи в различных организациях одной отрасли. Поэтому первый, разработавший и внедривший в отрасли новые технологии, получает возможность получить от этого дивиденды. Иногда технологии меняют отрасль, потому что некоторые закристаллизованные структуры уже не способны правильно измениться. Поэтому необходимо быть в курсе всех прорывных технологий, а еще лучше – их производителем.
- Из предыдущего пункта следует: если какой-то из блоков очень сильно закристаллизован, может уйти очень много энергии, чтобы его растопить. Проще избавиться от него и строить новый с нуля.
- Каждый продукт предприятия является обособленным блоком, относящимся к определенной отрасли. Остальные блоки выстроены под эту отрасль, поэтому непрофильные активы редко бывают рентабельны. Разные структуры кристаллизации и разные ингибиторы.
- Закристаллизоваться может процесс только в определенных условиях, что является синонимом организационной культуры.
- Только разные кристаллизаторы могут изменить скорость и качество твердого тела. Пришло время технологий.
- Руководитель, как химик, должен знать и уметь влиять на все процессы и все компоненты.
- Прежде чем что-то менять, изучите весь предыдущий опыт.
- Новый опыт быстро распространяется, и лидерство, основанное на нем, краткосрочно. Новые технологии быстро распространяются и совершенствуются.
Руководителям следует рассматривать бизнес-процессы только в совокупности с технологиями, опираясь в первую очередь на последние. Только таким образом в наше время можно и нужно трансформировать бизнес.
Фото: pixabay.com
Автор статьи пишет: «… данные действия можно представить в виде трех агрегатных состояний вещества …».
Действия – это глаголы. Агрегатные состояния – это имена существительные. Представление глаголов в обличье имен существительных – это не просто новое слово в науке; это – новая парадигма! ...
Но, в науке важно уметь видеть предмет изучения с разных точек зрения. Посему, действия можно видеть и как фазовые переходы между агрегатными состояниями. К сему надо учесть то, что бизнес двигается эмоциями. Соответственно последним, можно ввести околопяточное состояние вещества – «пьянь мертвецкая». Переход к нему – это фазовый переход третьего рода. А отход от него – это фазовый переход четвёртого рода.
Вот так совершаются открытия на стыке наук! И оные надо оформлять заявками на шнобелевку. Только к какой науке следует отнесть сии открытия? – К экономической химии или к химической экономике? А еще-заодно автору статьи надобно посягнуть и на какую-нить премию по математике и языкознанию. Ибо в статье предложено существенное развитие теории представлений, отмеченное выше как глаголы в обличье имен существительных.
А, если серьёзно, то статья подтверждает известную истину о том, что «страшнэ пэро нэ в гусака».
аналогия бизнеса с химией мне дается тяжело...
"Построение любого бизнеса начинается с нуля, с идеи и проходит минимум три фазы (газ, жидкость, кристаллизация), прежде чем выходит на уровень стабильного получения прибыли."
Есть уже устоявшаяся модель жизненного цикла организации (ЖЦО). Она более плодотворна и органична
"Бизнес в своем большинстве состоит из набора блоков: закупка, производство, продвижение, продажи, внутренние интеграции. Возможны также иные разделения. Главное, чтобы владелец процессов умел правильно разделить их на четкие блоки. "
Портер уже разделил их в своей книге Конкурентное преимущество", представив цепочку создания ценности.
"Основные виды деятельности:
Вспомогательные виды деятельности:
Есть еще вариант основных процессов в организации - модель 4Р. В ней процессы названы:
- продукт (его производство)
- место (продажи)
- продвижение (маркетинг)
- цена (процессы оплаты)
Обычно их противопоставляют. Бизнес-процесс регулярный, а проект - разовый.
Сравнение с химией, конечно, всерьез воспринимать нельзя, но аллегория забавная и выводы логичные.
Только с быстрым распространением технологий в отраслях все неоднозначно: во-первых, они часто складываются не только снизу, но и приходят из внешней среды бизнеса, во-вторых, в некоторых областях управления новые технологии как раз распространяются очень медленно. Ну и я вообще не считаю, что бизнес начинается с нуля - он начинается как раз со среднестатистического уровня, многое складывается само по себе, работает по каким-то общепринятым моделям, а роль руководителя - постепенно структурировать процессы и адаптировать к своей реальности, но не выстраивать с полного нуля.
Так и есть, сейчас в книжках и статьях их часто объединяют. Если не ошибаюсь, недавно тут были статьи, где архитектура включала процессы
Состояние вещества - это и есть процесс постоянного внутреннего действия, поддерживающего это состояние. Сейчас весна, тает снег - процесс.
Все трезвеют после 8 марта - тоже процесс смены состояния души и тела.
Праздничная статья. Спасибо автору.
И состояние, и процесс - это всего лишь взгляд человека на окружающий мир. Можем представить этот мир, выделяя нечто стабильное - состояние.
Можем представить то же самое в динамике - процесс.
Процессы и состояния могут прекрасно обходиться без человека, а вот бизнес вряд ли... Хотя... искусственный интеллект и динамичен, и стабилен :-)
Это объектная парадигма. Создание объектной модели бизнеса, это наиболее целостный подход в управлении.
Процессы при этом также обладают объектной структурой, имеющей родительские , дочерние и инвариантные (экземплярные) представления.
Это много чего упрощает... Во первых, - деятельность системного аналитика. Во вторых - создание тз для разработчиков, использующих языки ООП.
В третьих (и это самое важное!), драмматическим образом наводит порядок в головах топ менеджеров.
Мне понравилось... Потому что это могут понять не только лишь все, но и мало кто может(с)
Для моделей предприятия есть одно важное ограничение. Оно очевидно из нижеследующего.