Эмоциональное выгорание: худший подарок к Новому Году

Год был тяжелый... - любим мы говорить с разной степенью вздоха. Иногда это просто поговорка, крепко застрявшая в нашей культуре. Но, в некоторых случаях – большее. Каждый следующий год становится действительно тяжелее предыдущего. И если так, то стоит, как минимум, – проверить, не идете ли вы кривой «дорожкой» – прямо к ЭВ.

Что такое «модное» ныне ЭВ, и как оно наступает?!

Это вид расстройства, патологического психологического состояния, при котором человек утрачивает способность к жизнедеятельности. В частном случае, при профессиональном эмоциональном выгорании – утрачивает возможность заниматься тем делом (наемной работой, бизнесом), которым он занимается.

Если представить себе жизнь человека как водоем, с втекающими и вытекающими потоками, то ЭВ вступает в активную фазу при неравенстве между наполнением и опустошением, в результате чего водоем пересыхает, медленно или быстро.

Не лишним будет сказать, что вслед за профессиональным ЭВ зачастую наступает общее, так казать «по жизни». Действует «бытовая» мудрость: если на работе все плохо, то и дома, в семье начинаются разлады, и наоборот.

ЭВ – это процесс. В природе, настоящий водоем редко высыхает постепенно, так же и с человеком, выгорание не наступает по щелчку. У людей с сильной волей, это может занять годы. Именно на силе воли человек продолжает делать то, что делает, когда заканчивается здоровый энтузиазм «я хочу, я могу».

В связи с этим, я вспоминаю знакомого топ-менеджера, который в начале рабочего дня открывал крышку ноутбука, издавая звуки, похожие на подготовку к жиму лежа штанги с изрядным весом: вентиляция легких резкими выдохами, глубокий вдох и толчок.

Я не шучу, не преувеличиваю. Этот человек не шутил. Не в силах себе признаться, как сильно его все достало, он таким образом, собирал волю в кулак.

Люди с большой силой воли могут так продолжать долго, правда, в итоге, все равно дойдя до черты, после которой уже, почти ничего нельзя исправить.

Первые шаги работы с ЭВ

Первый, второй, третий... и так далее, все шаги связаны с одним словом – осознанностью.

Или, грубо, способностью посмотреть, оценить со стороны – что вы сейчас делаете, почему и зачем. Что приносит ресурс в ваш «водоем», а что его отнимает. И какова пропорция между первым и вторым.

Это, пожалуй, единственно возможное средство от ЭВ. Не важно, пойдете вы к психологу или будете лечить себя сами, в обоих случаях нужно внимательно обойти «берега», и честно (для самого себя) оценить: ресурс приносящий или энергию отводящий.

К сожалению, ЭВ – не то, что лечится изучением материалов по теме. Это постоянное внимание к себе, к своим процессам, которое редко возможно без внешнего помощника.

Поэтому, все, что я дальше напишу – будет касаться профессионального выгорания – раз, и не призвано вылечить от этого состояния – два. Единственно возможная цель этого материала – разбудить у читателя интерес «Я что, один из них?».

Есть два типа ЭВ. Первый тип и простой, который я называю пассивным ЭВ. Такой тип относится к людям, которые много лет занимаются неинтересным (для них) делом за маленькие деньги (как по их собственным меркам, так и статистически), без всякой надежды хоть когда-то улучшить свою жизнь. Такие открыто «вздыхают», но не более того. Смирившись со своей участью, они «доживают» свои жизни кое-как.

ЭВ в исполнении такого типа людей – очевидно с первого взгляда. В ответ на просьбу что-то сделать, такой человек не скажет «нет, не буду», потому что не способен к сопротивлению, в нем нет агрессии. Но, по результату, они либо не сделают, либо сделают так, что, кажется, ничего и не делали. Столкнувшись с таким человеком, хочется прокричать ему прямо в ухо «Да, что с тобой!».

Хотя, это бесполезно. Все в этом типе посвящено доживанию. Никакие бравурные лозунги не разбудят такого человека. Однако, не стоит путать пассивное ЭВ с намеренным пофигизмом. Во втором случае, человек знает, почему все делает на «3-» или, как гласит первая заповедь Черногории: черногорец родился уставшим и жизнь дана ему, чтобы отдохнуть. ЭВ тут не при чем. Это нормальная, здоровая жизненная позиция, редко устраивающая окружающих, особенно работодателей. Но, не об этом речь.

Пассивное ЭВ лечится относительно легко. Достаточно поместить такого человека в более комфортные условия: меньше работы за большие деньги, чаще и качественнее отдыхать, а не перед телевизором с бутылкой пива, больше заниматься своим здоровьем, в целом лучше жизненные условия. Тут даже дело не в особняке и лимузине с водителем, просто улучшить «бытовуху»: компьютер помощнее, диван помягче, еда вкуснее и регулярней, отдых на море, а не на пруду.

Вопрос, будет ли пассивно выгорающий, сам улучшать свои условия – риторический. Конечно, нет. Рекомендация скорее из разряда «как помочь сотруднику, родственнику, другу», если конечно очень хочется это сделать.

Второй тип – куда-а-а интересней. Моя жена называет таких людей «сбитыми летчиками». Такой человек поступил и закончил летную школу, прошел все тесты, налетал должное количество часов на тренажерах, вырвался в воздух, но был сбит (не важно, по каким причинам) и теперь дальше ангара для самолетов ни-ни.

Однако, это уже результат ЭВ, в его финальной стадии. Гораздо интереснее посмотреть на активное ЭВ – «до того, как».

Такой человек, вовсе не выглядит, как уставший, измученный, выгорающий. По началу, все наоборот, он производит впечатление деятельного и активного. На работе он может оставаться после того, когда все уходят домой, приходить в офис в субботу, первым вызваться на сложные переговоры или какие-то другие нестандартные поручения.

Да, сложность второго типа в том, что, при первом рассмотрении, его легко спутать с тем, кто действительно делает свою работу на энтузиазме «я хочу, я могу».

Так, в чем разница?

Работа для активного типа ЭВ всегда воспринимается им самим, как неоплатный долг, как долговой вексель, который «по определению», не может быть погашен. Этакое «беличье колесо», причиной которого – не сама работа, не начальство, не коллеги, не страна и правительство, а сам человек. Точнее, его психотип, который для активного ЭВ в 99% нарциссический.

Но, я опишу основные сигналы активного ЭВ с практической (поведенческой) точки зрения, и относительно профессиональной деятельности.

«Неоплатный долг»

У активного ЭВ награды (бонусы, грамоты, похвала, признание) – всегда имеет отрицательную сумму. Скорость и объем заполнения его «водоема» всегда меньше вытекания, вложенные в проект (сделку, переговоры) усилия всегда меньше полученного результата.

По какой причине!? По причине субъективного восприятия действительности. Такой человек может получить несколько миллионов премиальных, но оскорбиться, что ему их вручил не директор компании лично, а просто перевела бухгалтерия на карточку. Или, что вручили не при параде, а всего лишь похлопали всем отделом в начале рабочего дня. Или, что пачки денег не были специальным образом упакованы... в общем, аналогия понятна.

И это еще хорошо, когда компания (бизнес, проект) находится в стадии активного роста. Тут еще заполнение и опустошение «водоема» как-то синхронизируются. Но, во времена кризиса, стагнации, повышенной активности конкурентов, такой тип человека будет требовать компенсировать ему «непосильный вклад», без оглядки на объективную ситуацию.

«Я – хороший, все – плохие»

Активное ЭВ просматривается в обвинениях всех, кроме себя и обесценивании вклада других. Подвох в том, что на первый взгляд, такие обвинения могут быть оправданы.

В рабочей ситуации, активный выгоральщик действительно будет делать (делать вид) больше своих коллег. А если такой сотрудник является руководителем, то будет «работать за всех», то и дело вздыхая «дай, я покажу, как», «ну, вот смотри, опять мне за тебя переделывать».

Руководитель с активным ЭВ опасен еще и тем, что он будет постоянно жаловаться на своих подчиненных, но при этом ничего не делать с самой ситуацией. Не прилагать реальных усилий, чтобы набрать новых сотрудников, обучить старых или самому не искать новое место, если на текущем ситуацию не исправить. Для него в реальных изменениях – нет психологического выигрыша. Все не то, все не так; я хороший, все плохие, – вот смысл игры.

Активный тип ЭВ в коллективе обычно не любят, у него нет друзей. Это вполне естественно, ведь позиция «я здесь самый-самый, а вы...», чувствуется на расстоянии, причем, как правило, невербально.

«Говорите-говорите, приятно слышать»

Тип активного ЭВ неуправляем от слова «совсем», игнорирует критику, распоряжения выполняет только те, которые придумал себе сам. Или, только тогда, если «припереть к стенке», но и то, не для того, чтобы выполнить, а для того, чтобы в конце пожаловаться: нет, ну вы представляете… А заодно, поставить еще одну галочку в свой циркуляр неоплатных долгов.

В разговоре «руководитель-подчиненный», такой сотрудник в ответ на «почему, это было сделано не так», скорее всего скажет «да-да», но не в качестве признания, а для того, чтобы «замылить тему», увиливая, прийти к тому, что его вины нет, виноваты другие.

«Взрыв в конце»

Это главная опасность такого человека для работодателей или партнеров. Уход такого сотрудника, скорее всего, ознаменуется выключенным навсегда телефоном и оставленной у вас трудовой книжкой.

Сложность в том, что это может произойти как бы внезапно. Вот человек проявляет инициативу, спорит, сам просится в «горячие точки», а на следующие утро – «прости, прощай», причем уже без всякой возможности к конструктивному продолжению диалога.

Единственным утешением может служить то, что «носитель» активного ЭВ вряд ли навредит как-то еще. Утащить клиентов, украсть деньги из кассы, поджечь склад – это про агрессию и «срывание резьбы», а не про полное истощение «водоема».

Что можно сделать?

Важно понимать, что человек, идущий к ЭВ, не делает это наигранно, это ни имеет ничего общего с работой на публику. Такой человек правда так чувствует. Поэтому, увидев симптомы у себя или у близких, сотрудников, коллег, партнеров, не стоит злиться, обижаться. Стоит помогать, но, конечно, не обвинениями или самобичеванием.

Помощь в данном случае (себе или другим) – очевидна. Правда, от этого легче не становится. Нужно увеличить количество втекающий жидкости (ресурсов) и уменьшить вытекающее.

В профессиональной деятельности, это может выглядеть, как сокращение работы с проблемными клиентами, участие в менее конкурентных сделках, работа с менее сложными продуктами. Вообще, меньше работы.

Если проблема в коллегах, например, не складывается взаимодействие, и по каким-то причинам, нельзя уйти с этого места работы, то ограничение этого взаимодействия. Больше работы из дома, в командировках, отдельный кабинет.

Да… на первый взгляд, у многих возникнет естественное сопротивление, из разряда «кто мне даст отдельный кабинет» или «у нас все клиенты проблемные» или «какой еще хоум-офис».

Могу сказать, что на практике, даже в компаниях с очень строгим менеджментом, можно договориться на «хоум-офис», вопрос, что в замену предложить работодателю. Можно отказаться от проблемных клиентов, причем, зачастую, в конечном итоге, с финансовой выгодой, а не наоборот.

В конце концов, можно поменять работу, специализацию, город страну… на самом деле, много, что можно поменять, если «на кону» – по сути, жизнь. Потому как, за чертой ЭВ – жизни нет, только существование «пустой оболочки».

А если кто-то думает «я сейчас пять лет повыгораю, зато потом…», – остановите себя простой мысль: а вы уверены, что будет «зато». Вы уверены, что материальные блага компенсируют потерю возможности радоваться, чувствовать себя счастливым!?

* * *

По иронии судьбы, я, хоть и давно интересуюсь ЭВ, написал эту статью, находясь на небольшом острове в Таиланде. Здесь полно активных ЭВ. Бывших, а ныне выгоревших. Это люди, в прошлом занимающие высокие посты, развивающие собственный бизнес, когда-то знаменитые творческими достижениями.

Сейчас, в 50%, довольствующиеся небольшим кафе или прокатом скутеров. В остальных 50% случаев, вяло потягивающие пиво, смотря на «баунти-пляж», как герой Шолохова, «глазами, посыпанными пеплом».

В разговорах у них то и дело проскальзывает «эх, были времена...». Именно здесь среди таких людей, отчетливо понимаешь, что овеянный романтизмом «дауншифтинг», на самом деле следствие очень серьезного психологического расстройства. А правильное название для этого явления – «я выгорел», вовремя не поняв, что со мной.

В истории с ЭВ, я классический сапожник без сапог. Сменив три вида деятельности, абсолютно разных по специализации, в двух предыдущих я доводил себя до полного истощения, почти до черты. В последний момент, осознанность (а может быть, сила свыше, судьба) – в общем, что-то хватало сильной мудрой рукой, останавливало, встряхивало «а ну, перестань».

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Омск

Бывает что Активно ЭВ перетекает в пассивно ЭВ под давлением внешних факторов (остаться без работы, зарплаты, на мне вся семья держится, меня не поймут окружающие)...

Взял себя в руки, давай вперед...но запала хватает на 5 мин

Да прочел, знал и предвидел это, но сейчас думаю это 70 % читателей заметят это за собой...

Консультант, Москва

В целом понравилось. Но не согласен, что второй тип, нарцисс, выгорел. Просто у него цель игры - сорваться и убежать. Для этого копит обиды по капельке. Он как раз получает ту эмоциональную отдачу, которую ищет . И те, кто на островах со скутерами, тоже не выгорели, а приглашают обсудить их победу: жизнь в тропиках на острове и свой маленький бизнес. Ради этой минуты радости они терпят месяцы добровольного изгнания. Выгорел только первый, так как его ожидания не оправдались и он потерял надежду.

Исполнительный директор, Москва
Виктор Климкин пишет:

В целом понравилось. Но не согласен, что второй тип, нарцисс, выгорел. Просто у него цель игры - сорваться и убежать. Для этого копит обиды по капельке. Он как раз получает ту эмоциональную отдачу, которую ищет .

Психологический выигрыш, увы, не подразумевает отсутствие выгорания, скорее наоборот. Выгорание оценивается по факту - когда человек ничего не хочет, не зависимо от предложенного, вот пример выгорания.

У пассивного типа, какие-то бытовые желания, как правило, но откликаются.

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

>>> Эмоциональное выгорание: худший подарок к Новому Году

///

Зря эта драматизация. Конечно, выгорание – это нехорошо. Но, возлияния при встрече Нового Года погасят оное и вдохновят надеждой на лучшее. :)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.

10% программистов крупных IT-компаний ничего не делают

По данным исследования, столько разработчиков лишь числятся в штате и получают зарплату, но при этом не приносят пользу компании.