Вы серьезно настроены на успех в делах – значит, принятие правильных решений должно стать самой привычной деятельностью и вашим образом жизни. Принять любое решение – риск, а самое правильное – риск двойной, ведь нужно перебрать массу вариантов и выбрать один самый правильный среди других более заманчивых и более простых. Для любого преуспевающего менеджера принятие правильного решения проблемой не является, они к этому готовы, умеют и (главное) знают, как именно это делать.
Без принятия правильных решений успеха добиться невозможно. Но как научиться безошибочно их принимать, или же максимально сократить вероятность принятия неправильного решения? Ниже я изложил семь главных правил для успешных менеджеров, которые помогают им в делегировании своих полномочий, а также принятии и осуществлении нужных решений.
Правило №1. Четкое ограничение круга вопросов для принятия решений
У любого преуспевающего человека всегда четко намечены цели и существует соответственное разделение принимаемых решений на первоочередные (которые принесут успех или будут на него влиять) и второстепенные (рутинно-рабочие). Старайтесь при этом не забывать о деловой этике и своих моральных ценностях – пересмотр целей в строгом соответствии с вашими принципами не только упрощает принятие правильных решений, но и повышает ваш авторитет как в глазах подчиненных, так и в бизнес-кругах.
Правило №2. Принятые решения – ваша прямая ответственность за последствия
Этому правилу соответствует одна из историй успеха, ставшая бизнес-притчей.
Когда у одного известного и много добившегося в своей жизни человека спросили секрет его успеха, он неожиданно для всех дал такой ответ: «На любой из работ я часто поддавался небольшому и невинному самообману, делая вид, что являюсь единственным руководителем предприятия. В те моменты я серьезно считал, что все на этом предприятии является моим».
Советуем вам хорошенько запомнить это правило и всегда осознавать, что за каждое принимаемое вами решение будете отвечать вы и только вы. Если же вы не в состоянии полностью отвечать за свои решения, принимать их единолично не следует.
Правило №3. Не принимайте решений в стрессовых ситуациях
Иногда принимать свои судьбоносные решения приходится в стрессовом состоянии (раздраженность, огорчение, крайняя спешка). Практика показывает, что фактически ни одно из них не окажется верным, а последствия будет иметь далеко идущие.
Необходимо достаточно времени на анализ ситуации. Для этого всего лишь сделайте следующее:
- Взвешивание проблемной ситуации с учетом опыта в прошлом, настоящем и мысленно представленном будущем.
- Максимально быстрое детальное ознакомление со всей информацией (материалы, факты, слухи) о возникшей проблеме и условиях ее возникновения.
- Сохранение полной объективности и воздержание от поспешных выводов до полного анализа всей важной информации о возникшей проблеме.
Правило №4. Объема информации должно хватать для правильных выводов
Сбор, анализ и сопоставление вами имеющейся информации всегда показывает, что часть ее для возникшей проблемы более важна, а часть несущественна. Для руководителя очень важна способность к распознаванию самой актуальной для дела информации и сосредоточенность на наиболее нужных в ней моментах.
Чтобы выделить для себя самую важную информацию, учитывайте такие рекомендации:
- Лишь небольшая часть имеющихся фактов позволяет детально раскрыть все остальные – их то и нужно обнаружить в первую очередь.
- Все имеющиеся значимые сведения следует располагать в порядке убывания.
- Из массы обстоятельств необходимо выделить лишь одно, которое и будет основой для принятия правильного решения.
- Распределите имеющиеся сведения по характерным для них группам (категориям) и найдите все важные взаимосвязи между элементами в них.
Не ищите сведения бесконечно – можно потерять ценное время. Всех сведений не заполучишь, поэтому нужно чувство момента для остановки и детального анализа. Не пытайтесь при этом подтасовать факты под возможный предугадываемый исход ситуации, ведь такое решение тоже будет неправильным.
Правило №5. Посоветуйтесь перед принятием окончательного решения
Более-менее соображающие в вашем бизнесе друзья и знакомые могут дать вам очень ценные советы или же обратить внимание на упущенные, но важные факты, что и приведет вас к самому правильному решению. Здесь вся суть кроется в человеческой психологии, когда никому не нужны события, способные кардинально изменить их устоявшийся образ жизни. Не менее важными окажутся советы успешных людей, которые не только охотно поделятся своим опытом, но и смогут оказать прямое влияние на вашу «проблемную» ситуацию.
Правило №6. Не опасайтесь не принимать никаких решений
Если вы вдруг откажетесь принять уже готовое решение – это тоже будет для вас решением! Если у вас уже есть необходимая для выбора варианта решения информация и продуманы дальнейшие шаги – особо не медлите. Конечно же, если не предпринимать ничего – то и ошибок не будет, но ведь тогда вы не научитесь поступать правильно! Для принятия разумных и плодотворных решений нужен опыт, который никогда не приходит без ошибок.
Правило №7. Переключайтесь на другие дела
Приняли решение – не ждите погоды у моря и не «затихайте» в ожидании результата, иначе быстро потеряете свое «творческое» вдохновение. У вас есть выбранный курс и напрасные сомнения здесь совершенно ни к чему. Не отступайте от своего направления и информируйте о нем всех в этом задействованных, только тогда ваше решение исполнится качественно и в задуманные вами сроки.
Прикольная статья.
Ограничение круга вопросов... Это совет для кого? Слесарь или монтажник на ура с этим согласятся. А вот руководитель обязан смотреть шире, учитывать сопутствующие факторы. Ведь проблема может находиться не в этом месте..
Не принимать решения в стрессовой обстановке.... Начался потоп, а мы в СПА заниматься релаксом?
Не бойтесь НЕ принимать решения... И зачем ты тогда нужен? Кто должен принять решение?
Вместо семи правил предлагаю только одно - ставьте правильные цели!
Александр, добрый день! я вас давно знаю, вы все любите уколоть. но сейчас вы четко написали афоризм, которую нужно следовать. да нужно уметь ставить правильные цели и планировать свою жизни наперед, тогда и жить человеку будет интересно. спасибо! -)
Если моя статья навела на эту мысль, значит она работает...
Поддерживаю. "Нерешение и Неответственность" - вот кредо настоящего руководителя. Руководитель должен снижать риски, а решение и ответственность это риски в чистом виде. Уйти от принятия решения, переложить ответственность, найти виноватого и "делать что-то, потому что надо что-то делать" - вот и вся нехитрая наука успешного менеджмента.
А для чего нужен тогда совет Директоров? Если 1 человек может принимать все решения сам..У многих успешных компаний всегда решения принимаются совместно, в одиночку решения принимают гении, но их единицы, даже основатель Apple сам решения не принимал, его окружали талантливые люди, которые и создали супер бренд, а не 1 человек.
Индивидуальный предприниматель да один принимает, а если компания большая, к примеру 1000 человек, то решения принимаются коллегиально, их принимает совет директоров, то есть умных людей-) Надо просто не свою смотреть ситуацию, а шире мыслить, межпланетно, смотреть опыт всех типов компаний, брендов, по всему миру. Кстати процент закрытия ИП очень большой по нашей стране, причем ИП штабелями закрываются каждый год.
Александр, иногда правильно нужно сделать паузу, немного выждать, а потом уже принимать решение и действовать. мне нравится лично планирование наперед, точнее на каждую неделю в году наперед. У вас какая методика? Где ваши статьи можно почитать?
Ну это только в том случае, если есть несколько собственников. В обратном случае, совет директоров лишь консультативный орган при владельце. И последнее слово, в этом случае за тем, у кого контрольный пакет.
Ммм-да, воистину страна Советов. Не советов, а Советов, в смысле органов управления. Чего только не придумают менеджеры, чтобы не принимать, упаси бог, никаких решений по вопросам, входящим в круг их ответственности! Действительно, зачем? Ведь есть "совет директоров, то есть умных людей-)". Вот пусть они за все и отвечают, широко и межпланетно :-)))!
Татьяна, Советов Директор сам по себе не появляется, он создается как раз тем кто принимает решения его создать. У всех успешных компаний он уже есть. Причем в него могут входить эксперты из зарубежных стран.