Корпоративное страхование: что ценят работники и работодатели

Страховая компания «МетЛайф» в 2014 году провела широкомасштабное исследование тенденций корпоративного страхования в России. У читателей Executive.ru есть редкая возможность сравнить мнения работодателей и работников о программах корпоративного страхования и принять правильное решение при формировании политики страховой защиты в вашей компании.

Как проводилось исследование

Исследования корпоративного страхования во всем мире, а тем более в России проводятся не часто, поэтому результаты проделанной работы можно считать уникальными. Первые подобные исследования, проведенные в США, дали очень полезный материал, считают в компании «МетЛайф». Стремительные изменения в трудовых отношениях стали поводом для того, чтобы провести его на некоторых развивающихся рынках, на которых работает «МетЛайф». С 2007 года «МетЛайф» выпустила 9 глобальных отчетов по исследованию тенденций корпоративного страхования, помимо США, в 2014 году в фокусе внимания отчетов были страховые рынки Польши, России и ОАЭ. В России исследовательская работа проводилась с января по март 2014 года силами компании ORC International – мирового лидера в сфере бизнес-исследований.

Как отмечает директор по стратегическим проектам «МетЛайф» Тимур Гилязов, основной задачей, которую ставили перед собой исследователи, было изучение восприятия работниками страховых социальных льгот, оценка сотрудниками своего финансового положения и других факторов, которые прямо или косвенно влияют на производительность труда и, как следствие, результаты бизнеса.

Группа работодателей, участвующих в «Исследовании тенденций корпоративного страхования в России» состояла из 300 компаний разного масштаба, опрашивались только частные предприятия (госкомпании и компаний с государственным участием не входили в выборку), от лица работодателей на вопросы отвечали руководители и менеджеры различного уровня. Опрашивался также линейный персонал.

Группа работников-респондентов состояла из 300 человек, среди них 38% составляли женщины и 62% мужчины, в возрасте от 18 до 70 лет. Около 80% участвующих в опросе работников пользовались услугами корпоративного страхования в рамках социального пакета льгот на своем предприятии.

Корпоративное страхование: что ценят работодатели?

Сегодня, по словам Тимура Гилязова, несмотря на кризис, привлечение и удержание сотрудников, обладающих нужным опытом, навыками и талантами по-прежнему остается важным приоритетом для работодателей – именно с такими сотрудниками компании планируют преодолеть кризисные явления. Так результаты исследования показали, что нехватку талантливого квалифицированного персонала в своем трудовом коллективе ощущают 56% опрошенных работодателей. Участвующие в опросе также отметили, что недостаток таких сотрудников в течение ближайших 12 месяцев окажет негативное воздействие на результаты деятельности их предприятия.

Один из разделов опроса работодателей в ходе исследования касался повышения производительности труда и вовлеченности сотрудников в дела компании, и как выяснилось, важным инструментом для этого являются именно корпоративные льготы.

Около 57% работодателей, у которых на предприятии принята система социальных страховых льгот отметили повышение уровня производительности труда за прошедший год, 54% отметили повышение уровня вовлеченности работников; только 5% отметили увеличение времени отсутствия работника на рабочем месте (44% посчитали что этот показатель не изменился, а 51% - что он снизился). В целом, социальные льготы, по мнению большинства работодателей действительно оказывают положительное влияние на результаты бизнеса.

Как отвечают на заботу работники

Те работники, кто ценит свои корпоративные страховые льготы, оказываются более вовлеченными в трудовой процесс. Это особенно заметно среди менеджмента, женщин и работников старше 40 лет, - отмечается в исследовании.

Среди тех, кто признали, что они готовы еще усерднее работать на своего работодателя, 49% высоко и очень высоко ценят свое корпоративное страхование, большинство тех, кто согласился с тем, что они «искрятся» энергией также высоко и очень высоко ценят льготы. При этом, если работодатель поднимает воспринимаемую ценность системы корпоративного страхования и льгот на один из пяти условных уровней оценки привлекательности, то чувство вовлеченности сотрудника вырастает на 11%.

Также интересным фактом, выявленным в ходе исследования, является влияние корпоративных льгот на удержание сотрудника в компании. Четверть опрошенных работников планируют сменить работу в ближайшее время. При этом на втором месте среди причин, которые могут повлиять на возможное решение остаться находится - улучшение соцпакета и внедрение корпоративной пенсионной программы. Первое место (80%) остается за фактором «увеличение зарплаты».

Забота о здоровье сотрудников: приоритет для России

Около 48% работников российских компаний, участвовавших в опросе компании «МетЛайф», оценили состояние своего здоровья как плохое и очень плохое. Подобное исследование проводилось глобальной компанией MetLife в 14 странах мира, и нигде исследователи не фиксировала такой негативной оценки здоровья как со стороны работников российских предприятий. Сидячий образ жизни и стресс, недостаток сна и нарушение баланса между работой и личной жизнью, по мнению опрошенных работников, являются главными причинами ухудшения их самочувствия.

Отчасти эти проблемы могут быть решены с помощью программ здоровья и благополучия. Статистика говорит, что 91% работодателей согласны с тем, что программы по улучшению здоровья очень важны, но только 36% их реализуют. Эксперты «МетЛайф» советуют не пренебрегать этой практикой. Начать заботиться о своем трудовом коллективе рекомендуется с запуска недорогих профилактических мероприятий, таких как Дни здоровья, которые могут включать в себя лекции, консультации с врачами и психологами, экспресс-проверки здоровья и популяризацию фитнес-программ для поддержания здорового образа жизни.

В конечном итоге забота о сотрудниках окупится сторицей, считают эксперты: улучшение здоровья, повышение ценности страховых льгот в глазах работников дадут свой результат в виде роста лояльности, вовлеченности, трудоспособности и эффективности трудового коллектива.

Пенсионное обеспечение: не менее важный приоритет

Часть исследования посвящена восприятию программы пенсионного обеспечения в компании. По аналогии с оценкой и восприятием системы льгот в целом исследователи отмечают, что наличие и развитие пенсионной программы в компании повышает вовлеченность сотрудников.

77% работников выразили обеспокоенность по поводу уровня жизни после выхода на пенсию. Это очень важный по значимости финансовый и социальный фактор. При этом 76% респондентов ничего не предпринимают для развития своей пенсионной программы. Лишь 24% опрошенных ответили, что в их жизни есть дополнительная система обеспечения пенсионных накоплений.

Исследователи указывают, что наличие пенсионного обеспечения существенным образом влияет на вовлеченность сотрудников предприятия в работу. В равной степени это относится к мужчинам и женщинам, менеджерам и линейному персоналу. В то же время значительная часть работодателей указала, что чувствует ответственность перед своими работниками в части их обеспечения по завершении трудовой деятельности.

Так 64% работодателей (71% в группе крупных компаний) утверждают, что они чувствуют ответственность перед работниками за то, чтобы помочь им накопить достаточно средств на пенсию. При этом сами работники в подавляющем большинстве признают, что они слабо себе представляют, как этим заниматься самостоятельно.

Вывод очевиден: если до сих пор в компании не была реализована программа корпоративного пенсионного страхования, работодателю стоит задуматься о запуске такой программы, разработке корпоративного пенсионного плана.

Сотрудников привлекает большой выбор страховых льгот, в том числе и за собственный счет

Эксперты «МетЛайф» обращают внимание российских работодателей, желающих разработать оптимальный корпоративный пакет страховых льгот, на очень важные цифры, полученные в результате исследования.

80% работников указывают на то, что они ценят персонализированный набор страховых льгот в зависимости от своего возраста и обстоятельств.

64% работников выразили заинтересованность в том, чтобы работодатель предоставлял больший набор добровольных страховых программ. Расширить линейку корпоративного страхования для работников компании можно в частности за счет расширения программы добровольных страховых покрытий.

43% опрошенных отметили, что их финансовые проблемы отвлекают их от работы. При этом вариантов финансовых тревог очень много. Работники в возрасте 31-50 лет волнуются по таким поводам как обеспечение на пенсии, смерть или инвалидность (те, кому за 50) и переживают за своих родителей и детей (свойственно 30-летним). Около 83% опасаются потерять работу, 77% волнуются о том, смогут ли они комфортно жить на пенсии, 76% волнуются за финансовое обеспечение семьи на случай потери трудоспособности...

74% переживают за затраты на лечение, если оно не покрывается страхованием. Работники проявляют серьезный интерес к страхованию на случай инвалидности, дополнительному ДМС и стоматологии, а также страхованию жизни, особенно, если работодатель частично финансирует эти страховые программы. Так, например, интерес к страхованию от инвалидности в случае софинансирования работодателя проявили 85% опрошенных, самостоятельно приобрести эту страховую программу готовы 35%.

План действий для ответственной компании

Итак, какие действия может предпринять топ-менеджер компании на основании данных исследования

  1. Запустить пилотный проект персональной страховой защиты сотрудников на основе софинансирования: каждый работник за дополнительную плату может получить те опции, в которых он заинтересован.
  2. Оценить состояние защиты здоровья сотрудников и принять программы поддержки здорового образа жизни, благополучия, профилактики заболеваний.
  3. Оценить состояние пенсионного обеспечения в компании и предложить страховщику разработать программы накопительного страхования.

Однако прежде всего начать нужно с оценки информационной среды: согласно исследованию «МетЛайф», только 48% опрошенных сотрудников заявили, что уровень их информированности о страховых льготах, которые они получают от своего работодателя, достаточен для понимания этих льгот. Поручите своему страховщику довести информацию о корпоративных льготах до всех сотрудников, используя все доступные каналы коммуникации.

Исследование показало, что работники высоко ценят намерения работодателя предоставить больше информации о страховых продуктах, доступных сотрудникам компании.

Процент опрошенных сотрудников, положительно оценивающих следующие методы эффективной коммуникации:

  • Веб-сайт работодателя с информацией о корпоративных льготах – 85%;
  • Предложение участия или помощи со стороны работодателя при возникновении жизненно важных событий – 84%;
  • Брошюра о корпоративных льготах – 84%;
  • Онлайн-инструменты для помощи в принятии решения по корпоративным льготам – 79%.

«Результат, который мы получили в итоге исследования тенденций корпоративного страхования в России, говорит о том, что хорошо продуманный, гибкий и тщательно доведенный до сотрудников пакет социальных страховых льгот может стать ключом к сердцам и мыслям ваших сотрудников, – считают авторы исследования, – и это заметно выделит вашу компанию на своем рынке. И, принимая во внимание различные модели оптимизации расходов и возрастающую профилактическую направленность медицинского страхования, ваш обновленный корпоративный план может стать эффективным и недорогим инструментом управления талантами».

Усилия, предпринимаемые компанией для повышения ценности корпоративных страховых льгот в глазах работников, развитие пенсионной программы, формирование атмосферы здорового образа жизни, благополучия и профилактики заболеваний, а также забота и участие со стороны руководителя непременно вознаградятся повышением лояльности сотрудников к компании.

Партнерский материал.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Обсуждение статей
Все комментарии