«Демографическая и экономическая ситуация во всем мире и в России в частности, приводит к тому, что государство не способно финансировать растущие потребности населения своих стран в области образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения. Ответственность за личное финансовое благополучие в основном ложится на самого человека. Отсутствие или недостаточность необходимых знаний приводит к тому, что люди не в состоянии грамотно составить свой персональный финансовый план или бюджет семьи», – считает президент компании «МетЛайф» Александр Зарецкий.
Взрослые: «от зарплаты до зарплаты»
За 25 лет существования рыночной экономики россияне в большинстве своем так и не преодолели барьер финансовой безграмотности.
Как показало глобальное исследование рейтингового агентства Standard &Poor’s за 2015 год, по финансовой грамотности населения Россия разделила 24-е место с Белоруссией, Камеруном, Кенией, Мадагаскаром, Сербией, Того и ОАЭ. Доля «финансово грамотного» населения в этих государствах составила 38%. Вот основные риски, связанные с этим обстоятельством:
- В современной России наблюдаются высокие риски долговой зависимости у малодоходных групп – они чаще используют механизм перекредитования по потребительским кредитам.
- Отмечается низкая активность в защите своих прав – 60% российского населения не предпринимают никаких действий в случае конфликта с финансовыми структурами.
- Только половина российских потребителей с низкими доходами сравнивает альтернативные предложения, прежде чем брать кредит.
- Около 37% опрошенных россиян знают о том, что государство не несет ответственности за возможные потери от их личных инвестиций.
- Порядка 30% понимают важность наличия материальной подушки на случай чрезвычайной жизненной ситуации.
- Всего 20% потребителей уверено в возможности справедливого разрешения споров с финансовыми организациями.
В понимании подавляющего большинства россиян финансовые транзакции сводятся к действиям: «получил зарплату» и «потратил зарплату». В «нулевые годы» этот список пополнился такими действиями как «получил потребительский кредит» и «рассчитался по кредиту» (или не рассчитался, что тоже является проявлением финансовой безграмотности, поскольку свидетельствует о неспособности планировать собственные расходы). В отношении собственной пенсии наши сограждане последовательно проявляют инфантильность, не считают нужным планировать собственную старость, государство же проявляет непоследовательность, регулярно переписывая правила игры на пенсионном рынке. В результате формула «от зарплаты до зарплаты» по достижении пенсионного возраста трансформируется в «от пенсии до пенсии». Миллионы наших соотечественников среднего и старшего поколений живут так, и даже не представляют, что можно жить иначе.
Молодые россияне: оценка «удовлетворительно»
Если положение дел в социальных категориях «Родители» и «Бабушки и дедушки» оптимизма не внушает, то в категории «Дети» картина более динамичная. Первое исследование финансовой грамотности учащихся России было проведено в 2012 году в рамках Международной программы Организации экономического сотрудничества и развития по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Program for International Student Assessment). В рейтинге участвовавших в исследовании стран по уровню финансовой грамотности подростков 15 лет Россия оказалась на 10 месте. Средний
результат российских учащихся составил 486 баллов. (Точно такой же показатель – у Франции). Средний результат по всем восемнадцати странам, участвующим в проекте - 500 баллов.
Оценивая результаты, эксперты, признали, что для России, страны, которая всего 25 лет назад взяла курс на развитие рыночной экономики, их можно назвать удовлетворительными. Но если принять во внимание значение финансовой грамотности в повседневной жизни современного общества, то на достигнутом уровне не стоит останавливаться. Для успешной и эффективной жизни в XXI веке этого уже недостаточно.
В этой связи, начиная с 2014 года, в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», в нашей стране проводятся недели финансовой грамотности как для детей, так и для взрослых, где активное участие принимают компании-представители финансового сектора.
«МетЛайф»: 5 инструментов для тех, кто хочет научиться
Одним из таких активных участников является страховая компания «МетЛайф». В предыдущие годы компания освоила офлайновые форматы, а в 2016 году собирается расширить аудиторию и освоить для передачи знаний интернет-инструментарий.
1. Подготовка волонтеров. В 2015 году «МетЛайф» приняла участие во «Всероссийской неделе сбережений», направленной на повышение финансовой грамотности россиян. Компания обучила 15 волонтеров, которые получили сертификаты и право участвовать в проекте в качестве официальных тьюторов. Обучающая программа, была насыщенной и содержала курс лекций из 30 тематических модулей. По прохождению обучения, каждый тьютор мог выбрать тему и выступить с ней на семинаре. Сами семинары проводились как в офисах компании, так и на внешних площадках. Всего было проведено 34 мероприятия в 13 городах с общим числом участников - 685 человек.
2. Проведение семинаров-тренингов. «МетЛайф» участвовала и во «Всероссийской неделе финансовой грамотности для детей и молодежи», которая проходила с 14 по 20 марта 2016 года. В центральном офисе в Москве компания провела 5 семинаров-тренингов на различные финансовые темы. Их участниками стали московские школьники, в возрасте от 12 до 18 лет. Cеминары и тренинги для школьников по различным финансовым темам волонтеры МетЛайф проводят регулярно на протяжени всего учебного года либо у себя в офисе, либо в школах.
3. Конкурсы для молодежи. У компании «МетЛайф» действует и своя собственная программа, направленная на повышение финансовой грамотности и расширение финансовой доступности для молодежи. Это проект LifeChanger, который идет в 20 странах региона EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка),включая Россию.
В рамках проекта LifeChanger «МетЛайф» при сотрудничестве с российской организацией «Достижения молодых» проводит разнообразные конкурсы среди старшеклассников. К примеру, в 2014 году компания провела конкурс инновационных идей по программам страхования жизни, а в 2015 году – конкурс на тему финансового планирования семьи.
4. «Дни карьеры». В рамках проекта LifeChanger организуются Дни карьеры, во время которых ученики старших классов могут посетить офис компании, где им рассказывают про деятельность различных подразделений компании и про специфику страхового бизнеса.
5. Программы дистанционного обучения. По словам Александра Зарецкого, в 2016 году страховая компания планирует продолжить обучающую деятельность, и постарается вовлечь в свои проекты как можно большее число обучающихся, в том числе и жителей российских регионов. Для этого планируется организовать дистанционное обучение, в процессе которого записи выступлений лучших спикеров компании по теме планирования и составления семейного бюджета будут транслироваться онлайн.
Всего в обучающих программах «МетЛайф», которые компания проводила в 2014/2015 учебном году, было задействовано около 600 школьников. Часть победителей первого конкурса, участники которого презентовали детально проработанные идеи своих страховых продуктов (цена, портрет потребителя, каналы продаж, инструменты продвижения и т.д.) были приглашены на экскурсию в Большой театр в Москве, а команда-победитель посетила штаб-квартиру MetLife в Нью-Йорке. Итоги второго конкурса – на лучшую версию семейного бюджета будут подведены 17 мая 2016 года. Интернет позволит расширить аудиторию на порядок, считают в компании.
Партнерский материал