Как пресечь воровство в компании и избавиться от убытков?

Если владелец бизнеса перепоручает контроль за рабочими процессами наемным сотрудникам, а сам лишь «стрижет купоны», то пусть потом не удивляется тому, что его прибыль может упасть до нуля и ниже.

Согласно исследованиям МВД, проблема воровства в российских компаниях в последние годы стала еще актуальнее, чем в «лихие девяностые», вне зависимости от рода деятельности организации. Виной тому стала частая смена места работы «летунов» (мало кто сегодня весь рабочий стаж отрабатывает на одном месте), сильное увеличение количества безнравственных людей и, что греха таить, падение морально-этических норм в современном обществе.

Социологи и психологи ищут корень проблемы хищений в социальном неравенстве, особенностях национального менталитета, маленьких зарплатах и прочих сложностях бытия. Бизнес-аналитики указывают в первую очередь на слабость менеджмента, недостаток системы контроля и учета и создание условий, способствующих появлению криминальных сообществ внутри коллектива.

Валерий Соколов (на фото), психолог, юрист, владелец компании САИБ, опираясь на свой 15-ти летний опыт работы полиграфологом, подтверждает грустную статистику, выявленную учеными: «10% людей не воруют ни при каких обстоятельствах; 10% личностей патологически склонны к воровству (асоциальному поведению и т.п.). Остальные 80% граждан — колеблющиеся, то есть они способны совершать хищение при определенных обстоятельствах. Они будут воровать при легкой возможности украсть и отсутствии контроля за их деятельностью, и не будут этого делать при высоком риске раскрытия преступлений, из боязни увольнения или наказания. Движущими мотивами для нарушителей закона являются алчность, жадность, желание жить не по средствам, а не какие-то «робингудовские» мотивы, стремление уравнять богатых и бедных».

Крадут все, что плохо лежит

Хищениям способствуют плохой контроль, доступность товаров, финансов, документов и уверенность вора в том, что его не поймают. Воруют все, что «не прибито гвоздями»: деньги в чистом виде, информацию, клиентские базы, технологии, товары, авторские права. Наибольший объем хищений, по наблюдениям криминалистов, наблюдается в сфере строительства, ЖКХ и в розничной торговле: там масштабы «утечки» материальных средств и ценностей доходят до 90%. В «рознице» у воров – свои «профессиональные приемы»: недовесы, усушка/утруска, списание на брак и поломки, нетоварный вид и многие другие хитрости.

«В компаниях преступные сообщества формируются достаточно быстро и с регулярной частотой, – утверждает Валерий Соколов (в прошлом – оперуполномоченный по особо тяжким преступлениям, а ныне — пенсионер МВД и руководитель группы полиграфологов). – Если долго не мыть мусорное ведро, то в нем обязательно заведется плесень, насекомые, а может быть и крысы. Вот и в компаниях, при отсутствии контроля, люди, долго работающие на одном месте, начинают со временем придумывать и реализовывать схемы «вывода налево товаров и капиталов», то есть «крысятничать». Поэтому профилактикой хищений нужно заниматься регулярно. Рецепт борьбы с воровством прост: не создавайте благоприятные условия для воровства и по всей строгости наказывайте людей, нечистых на руку»

Паразиты на подсосе

Как не повышай зарплату, человеку все равно будет ее мало. «Меня недооценивают, мне недоплачивают, поэтому я компенсирую «ущерб» присвоением корпоративных ценностей» – вот типичная отговорка преступника. Те самые 10% патологических личностей будут воровать на работе при любых условиях и в любой, даже самой благоприятной, атмосфере. В Средние века воров показательно казнили на площадях, и в это же время в толпе зевак успешно орудовали карманники, избавляя публику от кошельков с монетами! Это – их страсть и жизненное кредо. Перевоспитать, урезонить, пристыдить таких расхитителей невозможно.

Обычно всегда хищениями в больших объемах занимаются в компаниях, где всё строится на доверии к людям и отсутствует контроль за деятельностью сотрудников.

Что сделать для того, чтобы сотрудникам не хотелось воровать? Люди слабы, поэтому лучше всего не искушать их возможностью легкой наживы. Второй сдерживающий фактор – неотвратимость наказания. Вор должен знать, что он будет обнаружен и пойман.

Самые опасные – корпоративные хищения

Корпоративные хищения часто выглядят так: сотрудники не воруют деньги напрямую, а создают параллельный денежный поток, который мимо официальной кассы течет в их карманы. Например, налаживают параллельное с основным производство собственной продукции и реализуют товар по клиентской базе. В этой схеме участвуют производственники, начальники цехов, закупщики, бухгалтеры, менеджеры, контролеры и прочие работники компании, получающие прибыль с оборота и вторые зарплаты, благодаря хищениям.

Способов воровства очень много и они весьма многообразны. Случается, что в банках топ-менеджеры выдают людям кредиты из собственных средств, а клиентские выплаты забирают себе в карман. В компаниях, торгующих одеждой, товароведы или продавцы тайно закупают за свои деньги аналогичную продукцию и подставляют ее в точках продаж, получая с этого прибыль. Руководители складов отгружают лишний товар клиентам, забирая деньги себе или в паре с бухгалтерами держат в штате «мертвые души»: несуществующих грузчиков, кладовщиков, учетчиков, а их зарплаты распределяют между собой.

На одной мебельной фабрике, по воспоминаниям Валерия Соколова, было сразу четыре директора-вора, отвечающих за финансы, сбыт, производство и коммерцию. Топ-менеджеры скооперировались между собой и начали производство и реализацию собственной мебели, уводя «на сторону» до 65% оборота, а рядовым работникам платили вторую, «теневую» зарплату.

Прибыли у подобных «паразитов», как правило, большие, поскольку им не приходится платить за аренду помещений, рекламу, электричество и другие коммунальные платежи, отчислять государству налоги.

Собственник упомянутого мебельного производства через 5 лет подобной практики оказался близок к разорению, и был очень удивлен падению оборота продаж. «Закольцевав» свой бизнес на нанятых менеджерах, он круглый год жил за границей и надеялся, что никаких проблем не возникнет. Как оказалось — сильно ошибался.

Вор вора видит издалека

В одиночку много не украдешь, поэтому аферистам требуются сообщники. Воровские группы складываются в коллективах довольно быстро, затем они разрастаются, втягивая в свою орбиту все больше сотрудников и контрагентов. Так формируется внутренняя, глубоко законспирированная шайка расхитителей, возникает круговая порука.

Одинаково «эффективно» разорять головную компанию могут не только наемные управленцы, но и приглашенные на должность родственники, друзья, бывшие одноклассники владельца бизнеса. Такие «специалисты» зачастую наглеют еще больше, чем посторонние менеджеры, поскольку у хозяина к ним больше доверия и потому либо ослаблен, либо вовсе отсутствует контроль за их деятельностью.

Не секрет, что некоторые собственники смотрят на хищения сквозь пальцы. Они обычно закладывают некий процент на воровство, также как в банках закладывают в прогноз получения прибыли определенный процент невозвращенных кредитов. Однако, когда объем хищений становится слишком большим, собственник рискует остаться у разбитого корыта: рентабельность падает до нуля и даже образуются долги.

Полиграф не обманешь, обманывают полиграфолога

Можно ли вычислить нечистого на руку сотрудника в момент приема на работу?

Полиграфологи утверждают: можно и с высокой степенью вероятности. Просто при проверке на полиграфе надо задавать кандидату вопросы: а не воровал ли он на прошлых местах работы? Если да, то с вероятностью 90-95% он примется вновь за старое и будет заниматься хищениями уже на новом месте. Естественно, определяя таких сотрудников заранее, компании сильно снижают свои риски и избегают проблем с убытками в будущем.

Опытный специалист способен заподозрить испытуемого в нечестности даже по поведению, мимике, жестам, внешнему виду. Такие эксперты по выявлению лжи называются профайлеры. Точность данного анализа достаточно высока (65-70%), но тут можно легко ошибиться. «Как-то был случай, – рассказывает Валерий Соколов, – Молодая женщина, подозреваемая в хищениях, волновалась, краснела, бледнела, часто меняла положение ног. Оказалось, у нее была дырка на колготках, и она боялась, что полиграфолог (симпатичный молодой мужчина) это заметит».

А вот современный полиграф – это эффективное техническое средство, позволяющее с высокой точностью (95-99%) узнать, честно ли человек отвечает на заданные ему вопросы. Параллельно с беседой датчики полиграфа фиксируют изменения пульса, артериального давления, дыхания, электрического сопротивления кожи, повышение потоотделения, изменения тембра голоса и другие параметры, предоставляя затем полученные результаты в аналоговом или цифровом виде.

«В основе метода – фиксация нервных импульсов собеседника, колебаний его гормонального фона в момент вранья, – делится секретами наш собеседник. Камень в воду бросил – пошли по воде круги. Так и мы бросаем человеку провокационный вопрос – и получаем разнообразную физико-психологическую реакцию. Когда человек врет, у него происходят возмущения в мозгу. Потому что по натуре люди – существа правдивые, и обманывая кого-то, мы совершаем насилие над своей психикой. Вот этот гормональный выброс и фиксируют прибор. У человека в этот момент меняется ряд показателей: дрожит голос, «скачет» сердечный ритм, срывается дыхание, он потеет, нервничает, совершает суетливые движения, откашливается и т.п.»

Но одного прибора для диагностики мало. Чтобы хорошо разбираться в полиграммах (результатах исследований), требуется учиться этому мастерству 1-1,5 года, а затем получить опыт практической деятельности не менее 2-х лет.

Отношение в обществе к проверкам на полиграфе резко противоположное: от восхищения до полного отрицания. Валерий Соколов объясняет это личным опытом клиентов: кому-то из них повезло пообщаться с опытным полиграфологом, а кому-то – с малообученным. При этом метод детекции лжи с помощью полиграфа уже давно научно доказан и обоснован учеными.

Сотрудники компании «САИБ» во главе с Валерием Соколовым более 15 лет занимаются проверками на полиграфе по запросам различных заказчиков: бизнесменов, банкиров, политиков, представителей силовых структур. На счету организации – свыше 30 тыс. проверок и более 1000 реальных раскрытых краж, больше 200 из них – с признательными показаниями, в том числе по уголовным делам, с частичным возвратом похищенного.

Отказался – значит, попадаешь под подозрение?

Закона о проверках персонала компаний на полиграфе нет, эта деятельность пока не регламентирована Гражданским кодексом. Следовательно, никто не может насильно заставить человека проходить тестирование на детекторе лжи. При проверке опрашиваемому запрещено задавать вопросы, связанные с его личной жизнью, расовой, политической, религиозной принадлежностями, государственной тайной. В некоторых западных странах проверки на полиграфе проходят даже высшие правительственные чиновники.

При этом отказ от проверки на полиграфе на предмет хищений автоматически переводит человека в разряд подозреваемых. С другой стороны, не только собственник компании, но и честные сотрудники заинтересованы в том, чтобы решить проблему внутри коллектива, не вынося сор из избы, не доводя конфликт до судебного разбирательства. Да и платить за недостачу из своего кармана никто не хочет. Если же вора не приструнить, пустить проблему на самотек, расхититель почувствует свою безнаказанность и продолжит воровать в еще больших масштабах.

Опрос одного сотрудника на полиграфе занимает от 1,5 до 2 часов. В день можно проверить до 4-х человек. Результат обычно виден сразу. Любопытно, что большинство испытуемых (за исключением самих преступников, разумеется) с удовольствием проходит эту процедуру, воспринимая ее как приятное развлечение в череде трудовых будней.

Профилактика воровства должна быть регулярной, – утверждают профессионалы. – В идеале – раз в полгода. И тогда криминальные способности ваших подчиненных не смогут расцвести пышным цветом, забивая культурную «флору» – атмосферу доверия и корпоративные ценности, сопровождающие построение любого успешного бизнеса. Выручка компании от предотвращения хищений с применением полиграфа вырастает в разы, иногда до 200%.


Люди врут, совершая противоправные действия. Но тело всегда компроментирует хитреца, посылая наблюдателям невербальные сигналы. Зная эту особенность, в Древнем Китае подозреваемого в преступлении заставляли набрать полный рот сухого риса и выслушать обвинительную речь. Страх провоцировал обильное слюноотделение, что свидетельствовало о доказательстве вины.

В Индии с той же целью заставляли преступника при ответах на суде бить в гонг (когда он волновался, удар получался сильнее обычного). В Африке допрашиваемые передавали друг другу по кругу сырое яйцо с тонкой скорлупой. Кто сжал его сильнее, раздавил – тот и виноват.

На основе наблюдения за физиологическими процессами в организме и был изобретен детектор лжи — полиграф. К его созданию приложили руку физиолог Анжело Моссо, криминалист Чезаре Ломброзо, психофизик Витторио Бенусси и, наконец, Уильям Мартсон, сконструировавший первый прибор.

Узнать больше о проверке на полиграфе вы можете на сайте компании САИБ

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Системный аналитик, Москва

Всяк по своему разумению судит.

Адм. директор, Санкт-Петербург
Можно ли вычислить нечистого на руку сотрудника в момент приема на работу?Полиграфологи утверждают: можно и с высокой степенью вероятности.

В момент приёма на работу, полагаю, проверять ещё рановато - сам приём на работу мероприятие стрессовое, а "прогоревший" на прошлом месте вряд ли сразу же придёт и будет воровать...

Проверка на полиграфе (моё мнение) особенно эффективна тогда, когда её согласны пройти и проходят ВСЕ без исключения сотрудники, включая руководителей....


Консультант, Москва
Сергей Алейников пишет:
В момент приёма на работу, полагаю, проверять ещё рановато - сам приём на работу мероприятие стрессовое, а "прогоревший" на прошлом месте вряд ли сразу же придёт и будет воровать...

К этому стоит заметить, что полиграф изучен и переизучен не только специалистами, но и самими кандидатами на такое место, где можно украсть! Многие знают способы как перехитрить полиграф, то есть вызвать физиологическую реакцию, которая будет аппаратом зафиксирована. Самый простой вариант - положить в ботинок кнопку, и в нужный момент надавить на острие, некоторые с силой сгибают пальцы ног, или напрягают икроножные мышцы.

Любое принуждение вызывает желание противостоять ему, а если уж человек входит в 10% "неисправимых воров", то здесь еще присутствует и азарт - обмануть полиграф. Адреналин может всю картину смазать! Есть способы искусственно вызвать выделение адреналина - представить себе, что вы в пустыне и за вами гонится разъяренный и голодный лев!

И еще один момент - человек успешно прошедший обследование, то есть получивший официальное подтверждение что он "не вор", начинает думать об этом факте и в один прекрасный момент от психологического состояния - "я не вор", переходит в состояние - "а почему бы и нет"! Инверсия! И если такая мысль возникает, то процент "неисправимых воров" начинает расти!

Аналитик, Москва

Знаю одну солидную компанию, где на одну из должностей уже года два ищут специалиста, прогоняя всех кандидатов через полиграф. Видать, все с червоточинкой. А может быть просто нужна база знаний, чтобы кто-то из топ-менеджеров диссертацию защитил, например. А может это тоже банальная схема воровства: сотрудник в штат вовсе не нужен, но фирма, оказывающая услуги полиграфолога, просто "отстегивает" кому-то из менеджмента компании.

Консультант, Москва
Константин Комшуков пишет:
Знаю одну солидную компанию, где на одну из должностей уже года два ищут специалиста, прогоняя всех кандидатов через полиграф. Видать, все с червоточинкой.

Дело в том, что мозг человека реагирует на мысль, выделяя нейропептиды, которые собственно и регулируют различные физиологические процессы. А каждый человек когда -то что-то да взял без спроса, то есть украл. И на вопрос - "воровал ли ты хоть раз в своей жизни" у человека сразу всплывает в памяти момент этого "воровства", а мозгу безразлично что человек украл - огурец на чужом участке или миллиард у хозяина. Реакция у мозга совершенно одинаковая, он не тестирует размер украденного, он реагирует одинаково на мысль - да, украл! Потому полиграф и выявляет у всех "червоточинку"!

Адм. директор, Санкт-Петербург
Валентина Путилина пишет:
Самый простой вариант - положить в ботинок кнопку, и в нужный момент надавить на острие, некоторые с силой сгибают пальцы ног, или напрягают икроножные мышцы.

Это всё сказки... Или дешёвые полиграфисты... Инструмент - любой - должен быть в умелых руках! Другое дело - ЗАЧЕМ он нужен, Полиграф Полиграфыч, если в компании МОЖНО воровать? То есть - воровать "на благие цели", используя различные плохо отслеживаемые схемы, вроде "оптовой приёмки в тонах, розничной реализации в штуках" - МОЖНО, а себе - нет! Вот тогда есть работа для Полиграфыча и прочих....

Консультант, Москва
Сергей Алейников пишет:
Это всё сказки... Или дешёвые полиграфисты... Инструмент - любой - должен быть в умелых руках!

Конечно знающие специалисты, работающие на полиграфе, знают все нюансы процесса тестирования, и ведут "перекрестный опрос", Сам полиграф не ошибается - он только четко фиксирует физиологические изменения в ответ на вопрос, и записывает их на ленту, как аппарат ЭКГ, ЭЭГ ... А расшифровывают и сопоставляют данные полиграфисты. Все зависит от их профессионализма.

Адм. директор, Санкт-Петербург

Помню РЕАЛЬНЫЙ случай из практики, когда собирались проверить около 20 человек на полиграфе на предмет "пропавшей суммы наличных денег в офисе", один из сотрудников согласился при условии, что "пройдут проверку ВСЕ, включая верхний уровень руководства, и вопросов по семейной жизни в отстроечном перечне - не будет"! И от проверки отказались...

Не стоит забывать, что у каждого индивида есть свои фобии, свои "острова неуверенности" и соответственно - незащищённые места! И (ИМХО) многие хотели бы знать эти "чувствительные места" своих работников - для последующей манипуляции ими!


Генеральный директор, Москва
Валентина Путилина пишет:
И на вопрос - "воровал ли ты хоть раз в своей жизни" у человека сразу всплывает в памяти момент этого "воровства", а мозгу безразлично что человек украл - о

Все люди когда-то, что-то, где-то воровали. Идеальных нет. В таких случаях всегда задаются уточняющие вопросы: на каком месте работы похищал, сколько раз, каким путем, на какие примерно суммы. И после данных уточняющих вопросов появляется очень ясная и наглядная картина.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Mini squared portrait   png
Антон Соболев
Согласен, такое возможно. Но в ситуации, в принципе, много вопросов: 1) почему ОСНО; 2) почему р...
Все дискуссии
HR-новости
Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.

Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.