Бизнес-аналитика – источник дополнительной прибыли и конкурентное преимущество для компаний. С ее помощью руководитель узнает о спаде в продажах за часы, а не за дни и недели, прогнозирует денежные потоки, рассчитывает запасы, видит вклад каждого сотрудника в цифрах, мониторит конкурентов и в итоге опережает их.
Про технологии BI и Big Data сказано много, но они не работают без человека. Многие автоматизируют старые отчеты в новой программе, а потом удивляются, что инвестиции в IT не окупились. Или ждут, что искусственный интеллект скажет, как управлять компанией.
Система бизнес-аналитики – это не только технология, в ней важен человек. Тот, кто будет находить неочевидные взаимосвязи и оцифровывать их в управленческие решения. Первичен он, а не IT-решение. Давайте разберемся, кто такой бизнес-аналитик, и какими качествами он должен обладать. Как его найти и вырастить в компании.
Что должен делать бизнес-аналитик?
Бизнес-аналитик – связующее звено между стратегией и операционной деятельностью компании. Хорошо, когда он разбирается и в IT, и в бизнесе:
- Понимает структуру данных, бизнес-процессы, может четко поставить задачу программистам.
- В состоянии сам проанализировать данные, подготовить отчеты для топ-менеджеров: донести ключевые выводы, предложить варианты действий.
Хороший аналитик – это консультант. Он не просто готовит отчеты по регламенту, а думает о прибыли компании. Плановая экономика не развивала такой подход, и экономистам отводилась роль калькуляторов.
К сожалению, до сих пор в крупных корпорациях, госструктурах, встречается такая пассивная позиция: «Вот отчет по форме. Удельная себестоимость 1200 рублей на единицу продукции. А дальше пусть начальство решает, что с этими цифрами делать».
Ваш бизнес-аналитик должен занимать активную позицию: «Себестоимость 1200 рублей. Она выросла на 15% за последние полгода. В основном из-за цен на сырье. Хотя в среднем наш рынок сырья вырос лишь на 5%. Если даете добро – я проанализирую цены и подготовлю список альтернативных поставщиков. Это займет неделю».
Какими качествами нужно обладать бизнес-аналитику?
У него должны быть одновременно развиты системное и творческое мышление. По-простому: он должен уметь хорошо считать, писать и рисовать.
- Считать. Бизнес-аналитик должен разбираться в экономике и финансах, уметь отличать БДР от БДДС и ROI от EBITDA. Помимо развитой логики, ему нужно владеть инструментами анализа данных: как минимум быть на «ты» с Excel.
- Писать. Умение четко формулировать мысли важно для бизнес-аналитика. Как хороший консультант, он пишет кратко, емко и по делу, уважая время своего руководителя, заказчика.
- Рисовать. Визуализация – универсальный язык коммуникаций. Бизнес-аналитику важно уметь находить образы, которые будут понятны и директору, и продавцу, и технарю. Необязательно быть дизайнером, чтобы использовать графику. Важно не оформление, а умение выражать идеи схемами, диаграммами и даже картинками из интернета.
Умение программировать – плюс, но это необязательное качество. В зрелом возрасте трудно научиться программировать без базового технического образования, но научиться понимать программистов, уметь отредактировать XML и SQL-запрос реально.
В Клубе анонимных аналитиков я познакомился с Мариной, категорийным менеджером зарубежной FMCG-компании. Несмотря на педагогическое (!) образование, она системный человек: все раскладывает по полочкам. В филиалах зарубежных компаний с данными бардак. Марина навела порядок в отчетах, нашла общий язык с программистами, поняла, как устроена база. В итоге она придумала, как экономить один рабочий день в неделю для десяти коллег за счет небольшой автоматизации и изменения регламента. Сначала ей дали в помощь программиста в проектном режиме, затем аналитика. Теперь она начальник отдела и получает зарплату в два раза выше.
Проблема: многие начинают письма с длинной предыстории, рассказывают об исходных данных, о том, что они считали, и на какие вопросы искали ответ. Чего они хотят от адресата – можно найти только на второй странице, если хватит сил дочитать.
Поэтому, когда я нанимаю к себе бизнес-аналитика, то даю тестовое задание: «Вот выгрузка из базы по продажам. Подготовьте отчет на одном слайде с ответами на вопросы: какие клиенты самые важные, какие услуги востребованы». К этому слайду надо приложить пояснительную записку. А тех, кто пишет повести на десять страниц, я сразу отсекаю. Молодежь обижается: мол, я же не дал образец «как надо», не разжевал, что хочу увидеть.
Я заставляю своих аналитиков добавлять аннотации в один абзац к документам или к большим письмам. В них они пишут, чего хотят от адресата в терминах действия: выбрать из вариантов, согласовать, назначить ответственного. Если действий не требуется, объясняют, зачем адресату тратить время на чтение их документа.
Например, участвую в переговорах, где агент по привлечению инвестиций объясняет клиенту свои финансовые условия: «10% от бюджета проекта в случае выигрыша тендера. Аванс – 25% от моей доли». Клиент насторожился. Тогда я взял планшет и пальцем нарисовал схему на примере бюджета в два миллиона.
В итоге все друг друга поняли и ударили по рукам. Кажется, что тут особенного? Но я столько раз бывал на совещаниях, где после рассказа о проекте люди молча кивали: мол, все понятно. Но когда спикер то же самое рисовал на доске, у них вдруг возникали вопросы.
Правда, во всем нужно знать меру. Если ваш аналитик к каждому совещанию готовит безукоризненную презентацию, возможно, он тратит время не на то. Но если дизайн так важен – дайте ему в помощь студента-стажера.
Что бизнес-аналитик дает компании?
Корпорации с отстроенными процессами не нужен аналитик-консультант, он будет ограничен рамками, не впишется в культуру. Но для среднего бизнеса, работающего на конкурентном рынке, внедрение аналитики будет драйвером роста. А стартап будет расти в разы, даже если один человек выделит половину рабочего времени на решение аналитическо-стратегических задач.
Вот история про логистическую компанию, которая чуть не вложилась в бессмысленный IT-проект.
Несмотря на вложения в маркетинг, продажи шли плохо. Директор захотел автоматизации, чтобы контролировать воронку продаж, каналы и конверсии на онлайн-дашборде. Предстояло много технической работы. Пригласили бизнес-аналитика. Он изучил процесс продаж целиком и увидел узкое место: клиенты терялись на этапе согласования коммерческого предложения. Причина проста: КП были сложными и непонятными сметами.
Решили сделать калькулятор КП. Через месяц после разработки он принес менеджерам сделок на 3 млн сверх плана. Компания получила быстрый результат вместо вложений в рискованный и долгий IT-проект. Вместо огромных смет клиенты получали такую инфографику. Она понятно и убедительно показывала экономику сделки. А главное – клиент на уровне визуального восприятия, эмоций запоминал это предложение среди еще пяти однотипных смет конкурентов:
Как найти классного бизнес-аналитика?
Да никак. Супермен, которого я описал, всегда при деле. Зарплата ниже 200 тыс. рублей в месяц ему неинтересна. И бизнес ваш должен быть для него перспективным.
Когда я работал по найму, то не мог брать к себе в отдел дорогостоящих специалистов: был ограничен ставками штатного расписания. Приходилось нанимать людей за среднерыночную зарплату и выращивать их. Я набил много шишек на этом пути и поделюсь своим опытом.
Сначала поищите внутри своей компании. Начните с отделов, связанных с анализом бизнес-показателей: финансы, экономика, маркетинг. Это может быть кто-то из проектных менеджеров: тот, кто достаточно долго проработал в компании, понимает внутреннюю кухню и рынок. Важно, чтобы он продолжал полагаться на цифры, а не только на свое чутье и опыт.
Дайте тестовую задачу: пусть проанализирует свой недавний проект / продукт, или тренды его сегмента рынка. Отчет принимайте в свободной форме, но намекните, что лучше сделать наглядную презентацию с ключевыми выводами для директора. Критерии все те же: считать, писать и рисовать.
Ищите тех, кто мыслит шире рамок вашего бизнеса. Если человек пришел к вам на работу десять лет назад сразу после института, то он и не знает, как работать по-другому. А с опытом в другой компании и даже отрасли ему есть что привнести.
Как-то на должность аналитика IT-проектов я выбирал между двумя людьми. Первый раньше работал менеджером проектов в веб-студии и по образованию вообще дизайнер. Другой – в системном интеграторе, знал ГОСТы и умел писать для госзаказчиков ТЗ на 100 страниц. Его компания была очень похожа на нашу. Я выбрал веб-дизайнера, и не прогадал: он привнес в наш рабочий процесс инструменты скетчинга и прототипирования, о которых мы и не знали. Мы стали согласовывать ТЗ с клиентами в два раза быстрее. И под Новый год смогли выполнить прибыльный проект с горящими сроками.
Если не нашли кандидата внутри, публикуйте вакансию. В процессе внутреннего поиска вы определите критерии подходящего кандидата. Написать текст вакансии будет просто.
Как выбрать правильного кандидата
Берите специалистов, которых интересуют реальные задачи вашего бизнеса. Я не работаю с теми, кто говорит заумными фразами о стратегии, и не думает о ее реализации.
Однажды мне порекомендовали умного веб-аналитика. Обсудили с ним мой проект. Я услышал кучу новых модных слов. Затем еще раз. Конкретных предложений, что делать с рекламой, он так и не сделал:
– Надо с семантикой поразбираться, тут такой нетривиальный морфоанализ…
– А что дальше? – спрашиваю я. – Какие рекламные кампании, объявления, таргетинг?
– Вы же заказчик. Как вы решите, так и настрою…
На этом сотрудничество закончилось. Для меня он – улетевший в космос зануда, который будет отвечать за правильное семантическое ядро, а не за продажи в интернете.
Как растить бизнес-аналитика
Начнем с того, чего не стоит делать.
- Не отправляйте на МВА. Давайте по-честному: вам нужен человек для решения локальных задач. На МВА мышление искажается лучшими мировыми практиками, правильными теориями. В итоге мозг может улететь в космос. Бизнес-аналитик не стратег и не топ-менеджер, который может задумать реорганизацию компании. Вам такой не нужен.
- Не учите Big Data. Понять ключевые тренды можно и самостоятельно, а вот учиться строить нейронные сети – это не для бизнес-аналитика. Я не имею ничего против продвинутой аналитики, но она, к сожалению, часто ведет к строительству космического корабля, который редко взлетает.
Учите прикладным вещам. Это может быть что-то отраслевое: digital-маркетинг, инвестиционный анализ или нововведения в строительных сметах. Совмещайте внешнее обучение с внутренним. После одного-двух дней обучения пусть ваш кандидат проведет лекцию, мастер-класс для коллег, донесет новые идеи. Знания должны быть полезны всей компании, а не только ему одному.
Универсальных рецептов немного. По моим наблюдениям, аналитикам не хватает визуального и стратегического мышления. Этому я обучаю на своих курсах. Аналитики учатся делать понятные отчеты для своих руководителей и заказчиков. Они получают свежий взгляд, множество примеров из ритейла, дистрибуции, банков, логистики, телекома и венчурного бизнеса.
Остальное приходит с практикой. Главное, помните: от вас, как заказчика, тоже многое зависит. Если вы не знаете, чего хотите, или не хотите принимать неприятные решения на основе фактов – не ждите лояльности от вашего консультанта.
Как выстроить работу
Я рекомендую распределять рабочее время аналитика так: 50% времени на текучку (управленческая отчетность, система качества менеджмента, только без формализма), 50% – на аналитические проекты.
Аналитические проекты возникают во время общения аналитика с топ-менеджментом компании. Если аналитик регулярно ходит на совещания, получает вопросы от директоров, участвует в обсуждении реальных проблем бизнеса, проекты появляются сами собой. Это намного эффективнее, чем когда аналитик выдумывает, в каких бы цифрах покопаться.
Для проектов аналитику может потребоваться команда. Сформируйте ее из внутренних специалистов с матричным подчинением аналитику, либо найдите команду на аутсорсинге. Когда задача ясна, а проект четко сформулирован, исполнителей легко найти даже на стороне.
Еще два примера
1. Компания купила базу таможенных деклараций, чтобы понять структуру экспорта конкурентов. Но база оказалась грязной, с кучей опечаток, дублей. Ее нужно было очистить техническими методами с применением экспертного знания. Со своей IT-службой они не договорились: бюрократия в большой компании. Зато смогли выделить бюджет и отдать нам на аутсорсинг. Мой аналитик с профильным опытом и программист решили задачу и подготовили презентацию с инфографикой для директора.
2. Ко мне на воркшоп пришел бизнес-аналитик лизинговой компании. Директор поставил ему задачу: сделать отчет, который показывает тренды рынка, позиции компании. Данные в базе есть, так что нужен был сразу отчет в BI-системе. Вместо двух недель он сделал это за один день. Вырвавшись из офисной текучки, он продумал сценарий пользователя, полностью переделал интерфейс с понятного аналитику на понятный директору. Мы нашли нестандартные визуализации, чтобы тот «увидел и понял все сразу».
Как учиться и где учить?
Если вы хотите стать успешным бизнес-аналитиком – развивайте оба полушария и проявляйте инициативу. Не ждите, что вас повысят просто так. Интересуйтесь дизайном, копирайтингом, программированием, бизнесом. Черпайте примеры из других отраслей. Предупреждаю: быстрых рецептов нет. Я потратил восемь лет, наступил на все грабли, чтобы сейчас жить в Майами и управлять российским бизнесом удаленно.
Если вы директор или топ-менеджер – посмотрите на недавний отчет, который вам подготовили подчиненные. Все ли в нем понятно вам без комментариев? Если нет, или за пять лет он не менялся – вам нужны свежие идеи.
И если вы хотите получать понятные отчеты от своих подчиненных, отправляйте их на мой онлайн-курс. На нем они не только будут учить теорию на абстрактных примерах, но и сделают свой проект с консультациями от меня и моей команды. Этот проект может быть разработан специально для вашей компании.
Партнерский материал
Всё это очень здорово, только есть одна серьезная проблема. Спроса на бизнес-аналитиков нет. В смысле вообще. Спроса на аналитическую работу тоже нет. Если аналитика и существует, то только в очень крупных компаниях и в очень ограниченном количестве - 1-2 человека на крупную компанию, которых на весь региональный город тоже по пальцам одной руки пересчитать. Да и в Москве ситуация с этим не сильно лучше. Средним и мелким компаниям аналитика сегодня не нужна ни в каком виде. В этих фирмах аналитической работой в том или ином виде занимается или сам директор, или его секретарша, или сотрудники других отделов, которые не имеют для этого никаких знаний и никакой квалификации. Хороший бизнес-аналитик - это, по сути, штучный продукт. Выращивается годами. Этот человек должен знать очень много вещей (об этом в статье как раз написано), и этот человек не будет работать за 30 тысяч в месяц в регионе, которые как раз предлагают платить работодатели. По сути, для аналитики сегодня просто нет рынка. Подавляющее большинство бизнеса, особенно в регионах - это "купи-продай". Там аналитика не нужна, там продавать нужно. Поэтому сегодня вложения в профессию "бизнес-аналитик" и любой другой аналитик (за исключением, может быть, аналитика в области IT) просто не окупятся. При том, что аналитик в IT - это практически то же самое, что программист, то есть обязательно должен иметь навыки программирования. Как человек, проработавший почти 15 лет маркетологом-аналитиком и постоянно мониторящий ситуацию на рынке, могу сказать, что в последние 5-7 лет вакансий аналитиков в моем городе (Краснодар) практически не стало. То есть их физически нет. Это к вопросу о спросе на крутых бизнес-аналитиков. Когда я работал в Москве и следил за рынком там, была примерно та же картина, пусть немного получше. В том смысле, что аналитических вакансий было какое-то количество, но наниматели толком не понимали, чего они хотят от этого сотрудника получить и зачем им такой специалист вообще нужен. Когда я работал маркетологом-аналитиком, очень часто приходилось самому себе придумывать работу, потому что начальство не могло внятно сформулировать, что же оно конкретно хочет узнать о рынке. В целом могу сказать, что сегодня Россия, образно говоря - это такой большой вещевой рынок, где торгует китайскими свитерами условный Женя Чичваркин. Это полиэтиленовые палатки, лотки и вещевые сумки, кое-как установленные на морозном ветру. В этой обстановке аналитике места нет, как и другому высокоинтеллектуальному труду. Продавать надо. Впаривать и втюхивать. Только за это платят. Именно поэтому из страны и уезжают люди, которые имеют высокую квалификацию в интеллектуальных профессиях типа программирования, инженерии, науке, медицине и т.д.
Хорошая статья в части описания того, что нужно делать, чтобы стать (вернее, быть) аналитиком.
Дмитрий, вот я в своей карьере сейчас стараюсь держаться линии бизнес-анализа. Работаю в IT. При этом программированием не занимаюсь, навыки написания кода в IT-аналитике в принципе не нужны. По сути много работы (сказал бы, треть) занимает работа с механизмами экономических расчетов заказчиков - в принципе, это мой прямой профиль по образованию. Так вот на предприятиях экономисты, которые ведут эти расчеты, и занимаются бизнес-анализом.
Наверное, нужно просто реформировать профессию "экономист" и перестать называть ее этим странным словом. Экономист - это тот, кто занимается экономикой (бизнесмены, а может, и вообще все работающие в стране), а тот, кто ее анализирует и готовит по ней отчеты - это аналитик.
Экономисты есть практически на каждом предприятии со штатом выше 150 человек. На других аналитиков компаниям действительно не хватает (и мб не должно хватать) ресурсов. Но до тех пор, пока экономисты занимаются только операционными расчетами - условно говоря, заменяют калькулятор - и работают на 90% с бухгалтерскими финансовыми данными, анализ в этих организациях нормально развиваться не может, в том числе маркетинговый.
А вот пример с подбором сотрудника в статье меня удивил.
Думаю, что молодежь совершенно права. Всегда удивляюсь, когда люди ищут не того, кто способен правильно понять и выполнить поставленное ими задание, а того, кто способен угадать его.
Когда кандидат, откликаясь на вакансию, в которой ему дают конкретные примеры и говорят "в нашей компании делают так. учись", учится и старается сделать так, а на другую вакансию учится делать иначе, поняв своего заказчика (работодателя) - это и есть гибкость.
Когда работодатель не чувствует себя заказчиком (связующим звено между клиентом и работником), а ждет, что подчиненные покажут ему, как можно (нужно) работать, при этом угадав его "формат" - [типа: если сработает круто, значит, всей конторой у него научимся и будем так делать дальше, если не угадает, просто не возьмем на работу, потому что он для нас "неформат"] - это эффект небольших компаний, где нет стандартизации процессов, а ее заменяет "формат" в голове топ-менеджера, который может позволить себе вести бизнес и подбирать персонал в свое удовольствие. При росте бизнеса такой подход может привести к большим издержкам.
В компаниях нет запроса на качественную аналитическую работу. И нет готовности платить за эту работу достойные деньги. В итоге нет ни вакансий, ни специалистов. И я не имею ввиду экономистов в компаниях, когда говорю о бизнес-аналитиках. Это очень разные вещи. Экономист в компании - это тупая баба Клава, которая сидит и сводит дебет с кредитом, а также подставляет циферки в формулки для вычисления каких-то показателей, про которые уже никто не помнит, зачем они вообще вводились. Бизнес-аналитика - это вот про то, о чем написано в статье. Это очень разносторонние знания и опыт, это интеллектуальный актив компании.
Экономистам же платят.
Насчет "достойности" другой вопрос.
Это бухгалтер. Не путайте.
Аналитику всегда нужно четко и конкретно ставить задание - что нужно сделать, что нужно узнать, в каком формате представить итоговый отчет, на что сделать акцент. Если этого не делается (вот этот наш убогий рашн-стайл "я - барин, а ты - холоп", когда сотрудник должен угадать, чего от него хочет руководитель), то аналитик делает работу согласно собственному пониманию о том, что важно, а что нет, и очень велика вероятность, что руководителю эта работа не понравится. Потому что задание ставилось в формате "пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что". А когда задание ставится так, то и результат будет в формате этой же сказки.
Я не путаю. Я образно говорю. Любому бухгалтеру или экономисту до бизнес-аналитика как до Луны раком
Это проблема рынка B2B услуг (особенно интеллектуальных). Не знаю, во всем мире или конкретно в СНГ. Когда каждый исполнитель сам себе руководитель и может напрямую работать с заказчиком практически без контроля со стороны своего руководителя.
Фактически (преувеличиваю, но не намного) люди в этой сфере работают как индивидуальные консалтеры, но на зарплату и под общей вывеской. Работодатели думают так, будто их роль ограничивается тем, чтобы дать поток клиентов. Поэтому и подбирают исполнителей-руководителей-продажников в одном лице и плюют в сторону "технических специалистов".
Для аналитика главное - слышать голос рынка, и пытаться уловить новые тренды, а потом вычленить в них рабочие и жизнеспособные, которые станут доходными сегментами. Следовательно аналитик должен посещать клиентов (вместе с менеджерами), причем желательно как дилеров, так и разговаривать с конечными продавцами или продажниками, должен получать или делать сам анализ конкурентов, анализировать базу претензий, читать профильную англоязычную прессу, понимая куда движется отрасль за кордонами нашей страны, ибо вчера там, сегодня здесь. А вот ходить на совещание директоров зачастую малоинформативная процедура - там люди очень часто своим эго мерятся и всякими фикалиями друг в друга метают (явно или скрытно). Там можно стать экспертом в марках .... того чем кидаются, но не научиться видеть тренды рынка. В статье про клиентов и конкурентов мало что увидел. Это мы говорим о рыночном бизнес- аналитике. Операционный аналитик (он тоже может быть бизнес аналитиком) должен быть сконцентрирован на внутренних процессах, но также и понимать и внешнюю среду, иначе бизнес-процессы станут не эффективным способом удовлетворить клиента, а нагромождением процедур, которые будут выбешивать клиентов.
Да, и еще забыл добавить форумы возмущенных покупателей. Там тоже можно многое найти по клиентским потребностям и по тому как клиенты видят Вас и конкурентов. Не всегда конечно там все правда, но при определенном опыте и знании отрасли зерна от плевел отличить можно.