Как использовать в бизнесе методы хакеров

Виртуальное командообразование — берем опыт профи в интернет-пространстве

Есть существенная разница между командообразованием виртуальным и невиртуальным. В существующей литературе этот опыт не отражен и все рекомендации по построению виртуальных команд практически ничем не отличаются от общепринятых рекомендаций командообразования. Где брать опыт командообразования в виртуальном пространстве? В первую очередь там, где этот опыт уже присутствует. В этой статье делимся полезными знаниями из опыта работы с виртуальными командами хакеров. Оказывается, хакер — это не обязательно интеллектуал-одиночка, который вскрывает сайты государственных и коммерческих структур.

Хакер — человек, увлекающийся исследованием подробностей (деталей) программируемых систем, изучением вопроса повышения их возможностей, в противоположность большинству пользователей, которые предпочитают ограничиваться изучением необходимого минимума. RFC 1983 усиливает это определение следующим образом: «Человек, наслаждающийся доскональным пониманием внутренних действий систем, компьютеров и компьютерных сетей в частности».

Хакеры часто работают организованными командами и имеют богатый опыт создания и управления коллективными разработками. Многое из опыт хакерских команд мы можем перенести в бизнес.

Начнем со структуры хакерской группы

Она четко распределяется по ролям. В каждой хакерской группе есть лидер, то есть самый главный. В одних командах в его обязанности входит организовывать, координировать, подбирать цели. В других — он отличается от рядовых членов только тем, что много коммуницирует в сети. Лидер хакеров — это уважаемый большинством группы человек, который может влиять на решения и помогать в решении внутрикомандных вопросов. Обычно, это самый опытный по знаниям и по времени пребывания в группе человек.

Следующий по значимости участник группы — это веб-мастер. Он занимается сайтом хакерской команды. Все остальные — просто члены группы, если это небольшая группа в пять-шесть человек. Если это большая группа, то ролей бывает и больше. В больших группах есть даже свои так называемые пресс-секретари, которые отстаивают «честь группы» и опровергают многие слухи, напечатанные о них в СМИ.

Есть очень важная роль, которая должна быть в виртуальной команде обязательно. Это так называемые «собиратели опыта». Команда что-то сделала успешно в интернете. Эти люди обобщают опыт, описывают, передают другим, чтобы члены других команд тоже узнали, как и что делать нужно.

В хакерских командах также существует понятие «новичков» и «опытных членов». Статус у них разный, возможно, и права тоже разные, но это описание в интернете мы не нашли.

Как войти в уже существующую виртуальную команду?

У хакеров это делается по рекомендации, то есть сначала нужно кого-нибудь найти, чтобы порекомендовал. Похоже на закрытые клубы — там тоже по рекомендациям. Если это перенести в бизнес, то мы бы порекомендовали в виртуальные команды ни в коем случае не вводить участников «сверху», приказным решением. С членами виртуальной команды нужно обязательно пообщаться на предмет принятия нового участника. Его должны представить, а также объяснить, зачем он нужен команде, что полезного он может привнести. Со стороны команды должно быть тоже представление всех ее членов. Но, что самое важное, озвучивание правил, традиций, которые есть в команде. Периодическое озвучивание принятых норм и правил хорошо и для самих членов команды — проговаривая, они сопоставляют еще раз, что у них есть, а что уже отжило или что уже появилось, но еще не проговаривалось. Члены виртуальной команды согласовывают еще раз со всеми, и в том числе и с новичком, какие принципы в команде являются незыблемыми, а что в команде можно менять, привносить. Это может делать и руководитель команды, если команда только недавно организована. Если команда работает уже длительное время, то транслирование традиций, правил, принципов виртуальной команды должны передавать ее члены. Они сами могут решить, кто и в каком виде это может сделать. Возможно, члены команды разработают презентацию, в которой будут отражены все эти моменты.

Мы не рекомендуем делать нового участника полноправным членом команды сразу — он должен это заслужить. В виртуальной команде необходим так называемый испытательный срок для новеньких. Новый сотрудник должен понимать, что членство в этой команде нужно заслужить через труд и профессионализм. Он должен заранее знать, что неактивных и малорезультативных членов команда отсеивает. Приведу пример подобного заявления, которое мы нашли в хакерских правилах: «Если ты в команде, то должен вкалывать также, как и все только в команде. Индивидуализм не приветствуется, команда должна знать о том, что делаешь, когда и как. Общаться в виртуальной среде нужно обязательно! И соответствовать уровню команды тоже. Если он у тебя еще низкий, подтягивайся. Если соответствующий — оправдывай. Если выше — подтягивай других!» Эти правила на все 100% подойдут к виртуальной бизнес-команде.

Теперь немного о руководителе виртуальной команды

У хакеров считается, что руководитель должен сначала достигнуть хоть каких-нибудь значимых результатов и только после этого создавать свою команду. Это важно и в бизнесе — руководитель должен иметь опыт в том деле, ради которого он создает виртуальную команду. В виртуальном режиме работы все более выпукло — все знания и навыки проявляются быстрее и ярче. Опыт руководителя сразу распознается. Поэтому не ставьте руководить виртуальными командами новичков или людей, не имеющих опыта в той сфере, в которой предстоит работать команде. Этот человек должен иметь опыт руководителя, иначе вся работа виртуальной группы сведется к словесным перепалкам и выяснению отношений.

Теперь рекомендация руководителю виртуальной команды — не берите кого попало, иначе ваша группа превратится не в команду, а в «компашку». Если вам дали сотрудника, который не нужен, на которого приходится тратить больше времени, чем нужно, а уволить нельзя, то и используйте опыт хакеров. Они не говорят: «Ты нам не нужен!». Они просто перестают держать в курсе дел этого человека. В виртуальном мире это проще, чем в офисе.

Отношения к другим виртуальным командам. Не тратьте время на коммуникации, которые заканчиваются словесными перепалками. Если кто-то наезжает, то просто лучше работайте, чем они. Это будет ваш ответ тем, кого вы считаете своими конкурентами. Хакеры считают, что их команды создаются не для конкуренции, а для реальной работы. Это стоит перенять!

И, наконец, о достижении успеха в работе виртуальной команды. В начале работы виртуальная команда должна поверить в свой успех. Поэтому не начинайте со сложных заданий, в которых члены команды могут почувствовать себя неуспешными. Если это произойдет, командный дух «обломается». Хакеры предлагают начинать с несложных заданий, чтобы обрести уверенность в силах и получить несколько командных успешных побед. После этого возникнет вера в силу команды и в руководителя. Более сложные задания можно давать команде, которая уже поверила в свои силы и в своего руководителя.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Eugene Sobolev Eugene Sobolev CIO, Санкт-Петербург

Следующий по значимости - supplier. Он обеспечивает коммуникации внутри team и связь с внешним миром, является своего рода пресс-секретарём. Supplier публичен, гордится своей ролью, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ хакером, обладает всеми контактами, но при всём желании не может никого сдать. Он доводит волю ''всевышнего'' leader до рядовых участников, которых (как и лидера) никогда в жизни не видел и скорей всего не увидит. Т.е. это посредник и пресс-секретарь в одном лице. А web-сайт - это ерунда, там больше вопрос кто имеет право высказываться на сайте, чем кто его может поднять и администрировать. Также автор не знает что такое репутация. В остальном статья годная.

Консультант, Москва

Интересный взгляд на известные проблемы. Я не специалист в работе хакеров, но некоторые советы думаю можно использовать в своей деятельности

Генеральный директор, Челябинск

Отличная статья. Бизнес все чаще экспериментирует с ''виртуальными'' (правильнее - облачными) командами. И признает, что это сложнее, чем ''офисные''.
Так и есть.
Однако, бизнес будет продолжать эти эксперименты - деваться ему некуда. Потому что облачные бизнес-команды это очень и очень мощный инструмент. Успешные примеры есть.
Поэтому статья достойна пристального внимания для сегментов IT, маркетинга, контента, ... информационных бизнес-сегментов одним словом.

Мария Петриевич Мария Петриевич Нач. отдела, зам. руководителя, Краснодар

Я не очень понимаю, где тут хоть какой-то смысл... Ну, да, есть такое понятие ''команда'' (кстати, неплохо было бы выяснить, что это, а то столько ''статей'' уже написано...), есть такая штука как виртуализация коммуникаций... Да, все это есть. Дальше что? Идея в чем? Выяснить, есть ли жизнь на Марсе?

Знаете, я могу подкинуть еще пару идей. Я смотрю, в спорте команды уже рассмотрели, хакеров тоже разъяснили... Можно двигаться дальше.

Например, команды в криминальной среде. Там это называется ОПГ или бригада. Богатый материал для того чтобы накрутить всякого, между прочим. А то хакеры... Разве накрутишь много вокруг определения из википедии? Бедная почва!

Или вот еще в детском садике детки объединяются в ''команды'' дружат там против других ''команд''... А еще муравьи! А еще пчелы...

В общем, этой дешевой халтуры про ''виртуальные команды хакеров'' не надо больше. Давайте реальные команды разберем. И (что важно) определимся с определением этой чудесной штуки.

Генеральный директор, Челябинск
Мария Петриевич пишет: Я не очень понимаю, где тут хоть какой-то смысл...
Мария, если в ''офисной'' команде можно контролировать членов команды, или даже надзирать, то в ''облачной'' это практически невозможно. Поэтому лидерство и другие элементы указанные в статье - из желательных становятся обязательными. Пара афоризмов: ''Авторитет должности без авторитета личности умирает быстро'' ''Власть не дают, ее можно только взять самому. Вместе с ответственностью'' и т.д. Но это обязательно только облачных команд. Команды другого типа могут и без этого выжить.
Мария Петриевич Мария Петриевич Нач. отдела, зам. руководителя, Краснодар
Александр Селезнев пишет: в ''офисной'' команде можно контролировать членов команды, или даже надзирать, то в ''облачной'' это практически невозможно.
Это очень спорное утверждение. Вы же не думаете, что если Вы видите человека, то его контролируете, или если он пришел на работу, то он работает?
Александр Селезнев пишет: Поэтому лидерство и другие элементы указанные в статье - из желательных становятся обязательными.
Какие другие? Там даже на счет лидерства ничего такого не сказано. Я процитирую: Начнем со структуры хакерской группы. Она четко распределяется по ролям. В каждой хакерской группе есть лидер, то есть самый главный... Мне кажется, что автор демонизирует хакеров. То есть во всех случаях, кроме как с хакерами, бывает по разному, а ними все по-другому, у них все четко, все по ролям... Вам даже показалось, что там есть слово ''всегда''... И я не очень понимаю, хакерам разве нельзя собраться где-нибудь в подвале и самоорганизоваться в реальную команду, а не в виртуальную? Что есть статистика на этот счет? Или автор эксперт по хакерам? ... Повторяю, мне видятся в данном тексте элементы халтуры. Я боюсь, что добавить что-то к уже высказанным мной оценкам я не могу.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В список вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.