Виртуальное командообразование — берем опыт профи в интернет-пространстве
Есть существенная разница между командообразованием виртуальным и невиртуальным. В существующей литературе этот опыт не отражен и все рекомендации по построению виртуальных команд практически ничем не отличаются от общепринятых рекомендаций командообразования. Где брать опыт командообразования в виртуальном пространстве? В первую очередь там, где этот опыт уже присутствует. В этой статье делимся полезными знаниями из опыта работы с виртуальными командами хакеров. Оказывается, хакер — это не обязательно интеллектуал-одиночка, который вскрывает сайты государственных и коммерческих структур.
Хакер — человек, увлекающийся исследованием подробностей (деталей) программируемых систем, изучением вопроса повышения их возможностей, в противоположность большинству пользователей, которые предпочитают ограничиваться изучением необходимого минимума. RFC 1983 усиливает это определение следующим образом: «Человек, наслаждающийся доскональным пониманием внутренних действий систем, компьютеров и компьютерных сетей в частности».
Хакеры часто работают организованными командами и имеют богатый опыт создания и управления коллективными разработками. Многое из опыт хакерских команд мы можем перенести в бизнес.
Начнем со структуры хакерской группы
Она четко распределяется по ролям. В каждой хакерской группе есть лидер, то есть самый главный. В одних командах в его обязанности входит организовывать, координировать, подбирать цели. В других — он отличается от рядовых членов только тем, что много коммуницирует в сети. Лидер хакеров — это уважаемый большинством группы человек, который может влиять на решения и помогать в решении внутрикомандных вопросов. Обычно, это самый опытный по знаниям и по времени пребывания в группе человек.
Следующий по значимости участник группы — это веб-мастер. Он занимается сайтом хакерской команды. Все остальные — просто члены группы, если это небольшая группа в пять-шесть человек. Если это большая группа, то ролей бывает и больше. В больших группах есть даже свои так называемые пресс-секретари, которые отстаивают «честь группы» и опровергают многие слухи, напечатанные о них в СМИ.
Есть очень важная роль, которая должна быть в виртуальной команде обязательно. Это так называемые «собиратели опыта». Команда что-то сделала успешно в интернете. Эти люди обобщают опыт, описывают, передают другим, чтобы члены других команд тоже узнали, как и что делать нужно.
В хакерских командах также существует понятие «новичков» и «опытных членов». Статус у них разный, возможно, и права тоже разные, но это описание в интернете мы не нашли.
Как войти в уже существующую виртуальную команду?
У хакеров это делается по рекомендации, то есть сначала нужно кого-нибудь найти, чтобы порекомендовал. Похоже на закрытые клубы — там тоже по рекомендациям. Если это перенести в бизнес, то мы бы порекомендовали в виртуальные команды ни в коем случае не вводить участников «сверху», приказным решением. С членами виртуальной команды нужно обязательно пообщаться на предмет принятия нового участника. Его должны представить, а также объяснить, зачем он нужен команде, что полезного он может привнести. Со стороны команды должно быть тоже представление всех ее членов. Но, что самое важное, озвучивание правил, традиций, которые есть в команде. Периодическое озвучивание принятых норм и правил хорошо и для самих членов команды — проговаривая, они сопоставляют еще раз, что у них есть, а что уже отжило или что уже появилось, но еще не проговаривалось. Члены виртуальной команды согласовывают еще раз со всеми, и в том числе и с новичком, какие принципы в команде являются незыблемыми, а что в команде можно менять, привносить. Это может делать и руководитель команды, если команда только недавно организована. Если команда работает уже длительное время, то транслирование традиций, правил, принципов виртуальной команды должны передавать ее члены. Они сами могут решить, кто и в каком виде это может сделать. Возможно, члены команды разработают презентацию, в которой будут отражены все эти моменты.
Мы не рекомендуем делать нового участника полноправным членом команды сразу — он должен это заслужить. В виртуальной команде необходим так называемый испытательный срок для новеньких. Новый сотрудник должен понимать, что членство в этой команде нужно заслужить через труд и профессионализм. Он должен заранее знать, что неактивных и малорезультативных членов команда отсеивает. Приведу пример подобного заявления, которое мы нашли в хакерских правилах: «Если ты в команде, то должен вкалывать также, как и все только в команде. Индивидуализм не приветствуется, команда должна знать о том, что делаешь, когда и как. Общаться в виртуальной среде нужно обязательно! И соответствовать уровню команды тоже. Если он у тебя еще низкий, подтягивайся. Если соответствующий — оправдывай. Если выше — подтягивай других!» Эти правила на все 100% подойдут к виртуальной бизнес-команде.
Теперь немного о руководителе виртуальной команды
У хакеров считается, что руководитель должен сначала достигнуть хоть каких-нибудь значимых результатов и только после этого создавать свою команду. Это важно и в бизнесе — руководитель должен иметь опыт в том деле, ради которого он создает виртуальную команду. В виртуальном режиме работы все более выпукло — все знания и навыки проявляются быстрее и ярче. Опыт руководителя сразу распознается. Поэтому не ставьте руководить виртуальными командами новичков или людей, не имеющих опыта в той сфере, в которой предстоит работать команде. Этот человек должен иметь опыт руководителя, иначе вся работа виртуальной группы сведется к словесным перепалкам и выяснению отношений.
Теперь рекомендация руководителю виртуальной команды — не берите кого попало, иначе ваша группа превратится не в команду, а в «компашку». Если вам дали сотрудника, который не нужен, на которого приходится тратить больше времени, чем нужно, а уволить нельзя, то и используйте опыт хакеров. Они не говорят: «Ты нам не нужен!». Они просто перестают держать в курсе дел этого человека. В виртуальном мире это проще, чем в офисе.
Отношения к другим виртуальным командам. Не тратьте время на коммуникации, которые заканчиваются словесными перепалками. Если кто-то наезжает, то просто лучше работайте, чем они. Это будет ваш ответ тем, кого вы считаете своими конкурентами. Хакеры считают, что их команды создаются не для конкуренции, а для реальной работы. Это стоит перенять!
И, наконец, о достижении успеха в работе виртуальной команды. В начале работы виртуальная команда должна поверить в свой успех. Поэтому не начинайте со сложных заданий, в которых члены команды могут почувствовать себя неуспешными. Если это произойдет, командный дух «обломается». Хакеры предлагают начинать с несложных заданий, чтобы обрести уверенность в силах и получить несколько командных успешных побед. После этого возникнет вера в силу команды и в руководителя. Более сложные задания можно давать команде, которая уже поверила в свои силы и в своего руководителя.
Фото: pixabay.com
Следующий по значимости - supplier. Он обеспечивает коммуникации внутри team и связь с внешним миром, является своего рода пресс-секретарём. Supplier публичен, гордится своей ролью, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ хакером, обладает всеми контактами, но при всём желании не может никого сдать. Он доводит волю ''всевышнего'' leader до рядовых участников, которых (как и лидера) никогда в жизни не видел и скорей всего не увидит. Т.е. это посредник и пресс-секретарь в одном лице. А web-сайт - это ерунда, там больше вопрос кто имеет право высказываться на сайте, чем кто его может поднять и администрировать. Также автор не знает что такое репутация. В остальном статья годная.
Интересный взгляд на известные проблемы. Я не специалист в работе хакеров, но некоторые советы думаю можно использовать в своей деятельности
Отличная статья. Бизнес все чаще экспериментирует с ''виртуальными'' (правильнее - облачными) командами. И признает, что это сложнее, чем ''офисные''.
Так и есть.
Однако, бизнес будет продолжать эти эксперименты - деваться ему некуда. Потому что облачные бизнес-команды это очень и очень мощный инструмент. Успешные примеры есть.
Поэтому статья достойна пристального внимания для сегментов IT, маркетинга, контента, ... информационных бизнес-сегментов одним словом.
Я не очень понимаю, где тут хоть какой-то смысл... Ну, да, есть такое понятие ''команда'' (кстати, неплохо было бы выяснить, что это, а то столько ''статей'' уже написано...), есть такая штука как виртуализация коммуникаций... Да, все это есть. Дальше что? Идея в чем? Выяснить, есть ли жизнь на Марсе?
Знаете, я могу подкинуть еще пару идей. Я смотрю, в спорте команды уже рассмотрели, хакеров тоже разъяснили... Можно двигаться дальше.
Например, команды в криминальной среде. Там это называется ОПГ или бригада. Богатый материал для того чтобы накрутить всякого, между прочим. А то хакеры... Разве накрутишь много вокруг определения из википедии? Бедная почва!
Или вот еще в детском садике детки объединяются в ''команды'' дружат там против других ''команд''... А еще муравьи! А еще пчелы...
В общем, этой дешевой халтуры про ''виртуальные команды хакеров'' не надо больше. Давайте реальные команды разберем. И (что важно) определимся с определением этой чудесной штуки.