Tesla: пять причин восхищаться и опасаться

Сергей Соловьев, Executive.ru

В появлении Tesla ничего экстраординарного изначально не было. Созданием машин с электрическим приводом инженеры занимаются не первую сотню лет. И логично, что с прогрессом в повышении мощности и компактности батарей, а также другими смежными техническими достижениями, очередная попытка оказалась удачнее предыдущих. Нюанс в том, что Tesla – не только и не столько электромобиль. Фактически, это новая парадигма ведения автобизнеса. Причем успешная, как ни странно. А это гораздо важнее для водителей и опаснее для автопроизводителей привычных моделей машин.

продажи

Помимо выпуска впечатляющих электро-хэтчбеков, Tesla Motors также создает собственную инфраструктуру по всему миру, а заодно и фирменную сеть продаж без посредников. Любая из этих задач по отдельности кажется неподъемной. Тем не менее, все вместе они успешно выполняются. Как же получилось, что Tesla сумела буквально вломиться на авторынок, игнорируя устойчивые каноны? И главное, чего ждать дальше? Неужели это станет одной из самых эффектных авантюр в истории автомобилестроения? Возможно даже следующим витком авто-эволюции, и еще одна декорация из фантастических фильмов перекочует в нашу повседневную реальность? Для такого развития сюжета есть несколько оснований.

1. Классический лидер

За рулем Tesla – легендарная личность и неприлично успешный бизнесмен, Элон Рив Маск. Он был основателем бренда PayPal, который взрастил вопреки мнению совета директоров. Уволен за упрямство, но к тому времени его стратегические решения уже имели необратимый характер, и компания буквально была обречена на успех. Лавинообразный рост бизнеса, выход на биржу и $1,5 млрд на сделке с eBay. Надо заметить, что к тому времени Элон уже был миллионером, разбогатев на другом бизнесе в сфере IT. Дальнейшие действия окончательно показали, что он трудится совершенно точно не ради зарплаты.

Третья компания Маска SpaceX специализируется на космических проектах. Это первая в мире частная компания, занимающаяся проектированием и производством многоразовых ракет-носителей. Миллиардные контракты с NASA, научные и коммерческие перспективы. Любому хватило бы этого бизнеса. Но не Элону Маску. Он занялся Tesla. И не как-нибудь, для галочки. А в привычной для себя манере: масштабно и технологично. Ничего удивительного в том, что Маск послужил прообразом небезызвестного персонажа Тони Старка – того самого который «гений, миллионер, плейбой, филантроп». За будущее компании, лидер которой может не без оснований сказать «Я – железный человек!» переживать всерьез как-то даже странно. Тем более что киношными параллелями харизма Элона не ограничивается.

Начало его звездной карьеры сравнивали со Стивом Джобсом, а машины Tesla получили прозвище «айфон на колесах». Маск любит эпатаж и экстремальные трюки без дублеров. Например, буквально на днях он сделал видео-селфи на крыле самолета, выписывающего в небе фигуры высшего пилотажа. Это, а еще больше поразительная многозадачность, заставляет вспомнить Ричарда Брэнсона, CEO корпорации Virgin. Некоторые юридические и маркетинговые приемы Элона скорее похожи на методы «войны» Linux против Windows. Это уже территория Линуса Торвальдса. Наверное, таких параллелей можно провести немало. Только все это лишнее, потому что Элон Рив Маск – самостоятельная и цельная фигура. Человек, который берется за беспрецедентные проекты и раз за разом добивается успеха.

2. Революционная технология

Хорошо, а что с самими автомобилями Tesla? Соответствуют ли они космического масштаба амбициям своего вдохновителя? Да, вполне. Сдержанный современный дизайн, надежная ходовая часть, рекордные для электромобилей показатели по скорости и дальности поездок, эргономичная архитектура и много других преимуществ, благодаря которым концепт-кары Tesla брали приз за призом в различных номинациях. А самое важное – они давно перестали быть концептами, выходят серийно. Это прорыв.

Первый выпуск, Roadster, обвиняли в заимствованиях у Lotus. Но это результат официального сотрудничества, который не определил все технические характеристики и облик машины, а всего лишь ускорил ее выход на рынок.

Недавно хакеры хвастались, что нашли уязвимость бортового компьютера Tesla, с помощью которой заставили ее остановиться. Только взлом в данном случае был буквальным, и компьютерные гении начали атаку с получения физического доступа к машине. Но даже если это не так – просто неприятная мелочь. Любая IT-система уязвима, к сожалению, либо будет таковой через какое-то время. Битва замков и отмычек – непрерывный процесс, и здесь Tesla пока выигрывает. Более того, за счет физического удаления бензобака, всех горючих жидкостей и связанных с ними узлов, электромобили качественно лучше с точки зрения защиты водителя и пассажиров. Самый тяжелый элемент Tesla – полутонная плоская батарея – находится внизу, обеспечивая дополнительную устойчивость и управляемость. Корпус из алюминия легок и прочен, потому что армирован сталью. Двигатель маленького размера, расположен на задней оси и угрозы в случае происшествий не представляет. Часть освободившегося пространства использована для дополнительных элементов, деформирующихся при ударах с поглощением энергии. Другими словами – с безопасностью у Tesla дела обстоят просто замечательно.

Кстати, двигатель работает бесшумно, и вообще в автомобиле грохотать особо нечему. Из движущихся элементов помимо колес – разве что подшипники на единственной передаче. Поэтому для любителей насладиться рокотом в прямом смысле слова этот звук можно загрузить как мелодию на плеер. Это мелкая, но характерная деталь. Внешне почти обычная машина, но на самом деле она отличается радикально.

Главное отличие, конечно – сам принцип действия электромобиля. Это и гордость, и до сих пор основная головная боль инженеров и владельцев машин Tesla. Батарея представляет собой набор большого числа обычных литий-ионных аккумуляторов. То есть похоже на массив обычных пальчиковых батареек. С автоматизированной плотной сборкой, многослойной изоляцией и многолетней гарантией – но все же добрые старые «пальчики» Panasonic. Заряд улетучивается на стоянках, а еще такие батареи плохо ведут себя на морозе. И все же запас хода обычно достаточен, скорость и возможности для зарядки быстро растут, а в прошлом году в холодной Норвегии Tesla была признана машиной года.

Tesla Motors, следуя образу мысли Никола Тесла, относится к проблеме с электропитанием как к интересной задаче – и решает ее способами, достойными уважения. Для выпуска новых аккумуляторов в пустыне штата Невада будет построена «Гигафабрика» (Gigafactory), в партнерстве с тем же Panasonic. Название не случайно, проект действительно гигантского масштаба – на 6500 рабочих мест, с мощностью до полумиллиона батарей Tesla в год. Здесь же будут производить батареи для других нужд, в том числе для еще одной корпорации Элона Маска, SolarCity. Параллельно ведется грандиозная работа по созданию сети заправочных, а точнее зарядных станций Tesla. Территория США уже покрыта ими достаточно плотно, чтобы владельцы электромашин могли без опасений ездить практически в любых направлениях. Такие станции есть в Европе, Азии и в Австралии.

Интересно и то, как именно происходит подзарядка. На оригинальной электрозарядке Tesla Supercharger 20 минут достаточно для половины «бака» – что означает 150-200 км езды, в зависимости от температуры воздуха на улице. Можно поставить на заряд и с помощью обычной розетки (лучше, трехфазной). Как мобильник или планшет – на ночь. Если ждать решительно некогда, Tesla Motors предлагает платный и почти моментальный (90 секунд) сервис по замене батареи на полностью заряженную.

Последний писк моды, связанный с зарядкой Tesla, – концепт «металлической змеи». Это завораживающее зрелище стремительно набирает просмотры на YouTube. Механический щуп самостоятельно «разглядывает» гнездо и подключается к нему. Выглядит это совершенно по-киношному, как кадры из очередного блокбастера про XXI век. Правда же заключается в том, что будущее уже наступило, и мы действительно в нем живем.

3. Смелый маркетинг

«Железный человек» Элон Маск знает, что в современном мире мало сделать технологическую революцию – важно, как ее подать. И кому.

Первая модель, Tesla Roadster, несколько раз подорожала по мере разработки и производства. В итоге она появилась в продаже по цене $128 500. Это, мягко говоря, не похоже на массовый автомобиль. К счастью, он таковым и не являлся. Изначальная ориентация на дорогую спортивную машину для любителей новинок оказалась спасительной для проекта. Первые машины были проданы заранее, по предзаказам, фактически были призами благодарности. Среди таких покупателей – оба учредителя Google, бывший президент eBay и немало других известных людей. Все они стали не только инвесторами, но и рекламными агентами Tesla.

Далее, взяв курс на расширение массовости, в отличие от всех предшественников, компания вместо сетований на отсутствие рынка начала его создавать. По обоим ключевым направлениям – сбыт и заправки – собственные сетевые решения. Без упрашиваний «пустите заправиться», без переговоров с дилерами: «кому электромобильчиков?». Ничего подобного. Своя сеть заправок, свои фирменные магазины.

И вишенкой на торте – зарядка батарей бесплатна. Сейчас, пока самая дешевая Tesla, несмотря на все удешевления и оптимизации, стоит все еще на уровне хорошей люксовой «тачки» – это прекрасный рекламный ход. В дальнейшем, возможно, ценовая политика изменится. Уже есть платные дополнительные сервисы, например та же замена батарей, похожая на быструю смену почтовой пары лошадей на свежих рысаков. Зато на стадии развития и выхода на более широкую аудиторию бесплатные футуристические заправки просто идеальны.

Элон продает машины как гаджеты. Развитые бортовые компьютеры Tesla (а они в буквальном смысле слова находятся в центре панели управления) дополняются мобильными приложениями. Со смартфона можно контролировать большинство функций системы, начиная с процесса зарядки батареи. Обновление машины – звучит непривычно, да? – будто речь идет об IT-продукте. На последних моделях Tesla установлен автопилот, но он будет активирован посредством обновления. Можно скачать водителя по интернету!

Пожалуй, самое смелое в политике развития Tesla – открытость. Новые технологии доступны для ознакомления всем желающим. Более того, они юридически никак не защищены – специально. Это граничит с безрассудством и отпугивает многих инвесторов старой школы. Но способствует достижению главной цели – созданию и развитию рынка электромобилей.

4. Интеграция в рынок

А что же рынок? Производители и продавцы постепенно начинают осознавать амбиции и политику Tesla Motors. И это радует далеко не всех из них. По меркам крупных автобрендов Tesla все еще остается дорогой игрушкой, не заслуживающей чересчур пристального внимания. Звучит вроде логично. Компания молодая, обороты до сих пор относительно низкие. Например, лидер продаж в 2014 году Volkswagen заработал более 200 млрд евро, аутсайдер рейтинга Mitsubishi – более 15 млрд евро, а Tesla Motors – «всего» $3,2 млрд. И это на фоне возросших операционных убытков: в 2013 году акционеры Tesla недосчитались $61 млн, в 2014 – уже $186 млн.

Дилерские ассоциации, разумеется, в курсе этих цифр. Тем не менее, они считают Tesla угрозой, и пытаются заблокировать прямые продажи нахальных электромобилей, чтобы не создавать опасных прецедентов работы напрямую, без посредников.

Масла в огонь щедро подливают государственные учреждения и правительства. Например, во Франции за переход с обычной машины на электромобиль полагается не много, не мало – 10 тыс. евро. Неплохой бонус владельцам Tesla с потенциально бесплатными поездками и почти полным отсутствием расходов на техническое обслуживание! А власти штата Невада согласились предоставить «Гигафабрике» $1,25 млрд налоговых льгот.

Масштаб расчетов далеко не на уровне стартапа. Это уже серьезно. Планы расписаны на десятки лет вперед, и они подкрепляются не только собственным капиталом Tesla Motors. К слову, акции компании уже подорожали почти на 1000% с момента выхода на биржу в 2010 году. К этим деньгам нужно мысленно добавить немалые ресурсы других бизнесов Элона Маска – а также его партнеров, которые тоже готовы инвестировать, прямо или косвенно.

5. Воодушевление

Здесь мы подошли к самому незначительному для бухгалтерии пункту – настроению – такой эфемерной и абстрактной материи. Сколько стоят эмоции? На рынке ожиданий, состоящем из биржевых котировок и модных тенденций, – очень много. В долгосрочной перспективе, если получится сохранить и развить тренд, репутация – решающий фактор. Людям нравится идея экологичного электромобиля. Даже те, кто никогда не видел ни одной машины Tesla и приобретать ее не собирается, считают, что речь идет о великом проекте и относятся к нему с симпатией. Элон Маск хочет завершить дело Никола Тесла – подключить автоиндустрию к электричеству. От такой идеи искры бегут по жилам и глаза загораются как фары.

Пожалуй, это все-таки получится. Может получиться! И как только выбор между «обычной» машиной и электромобилем станет прост и доступен – что вы предпочтете?

Источник фото: wikimedia.org

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Красноярск

Первому и легко и просто одновременно. Легко- никто тебя не трогает, сложно- твой появившийся конкурент учитывает чужие ошибки и делает лучше. Китайцы заявили об электромобиле с равными параметрами, но ценой на 30-40 % меньше. Это уже серьезно.
Еще в Тесле мне нравиться размах и глобальность. Чего стоит создание домашних аккумуляторов и концепция использования автомашины как резервного источника питания в доме.

Менеджер интернет-проекта, Московская область

Давно интересуюсь публикациями про Tesla Motors и чем дальше, тем больше утверждаюсь в реальности их проекта. Если бы им еще и технологию передачи электричества бесконтактным способом освоить - это была окончательная победа...

Партнер, Москва

В статье не отражена проблема, уже существующая в настоящее время и значимость которой будет постоянно возрастать с расширением производства электромобилей. Это проблема утилизации отслуживших свой срок аккумуляторных батарей. Необходимо параллельно с развитием электроприводных автомобилей развивать инфраструктуру переработки аккумуляторов, чтобы в результате утилизации не нанести непоправимый вред окружающей среде. В настоящее время по информации из открытых источников из всего объема мирового производства батареек и аккумуляторов, перерабатывается только 3%, при этом, в каких-то странах больше занимаются переработкой, в каких-то вообще не занимаются. В США перерабатывается около 60% батарей (20-40% литий-ионных и 97% свинцово-кислотных), в большинстве европейских стран перерабатывается 25-45%, в Австралии — около 80%. В развивающихся странах практически не занимаются переработкой и батареи выбрасываются с бытовым мусором. Возникает вопрос - учитывает ли компания Tesla данную проблему в развитии своего проекта?

Researcher, Чебоксары

Идея правильная. Восхищаться да, опасаться -нет. Думаю крупнейшие автопроизводители (с имеющимися у них ресурсами) на два счета запустят производство подобных электромобилей,тем более они этим тоже занимаются. А учитывая их опыт и масштаб, они это сделают очень быстро. Поэтому они и не опасаются.

Консультант, Красноярск

Виктор, это надуманная проблема. Если у вас есть автомобиль, то прекрасно знаете, что об утилизации кислотных аккумуляторов вы не задумываетесь. Сдаете за деньги при покупке нового. Проблема именно в утилизации мелких изделий, никому не охота связываться с мелочью.
А проблема бытовых отходов развивающихся стран- это политика и не важно, чем они загрязняю природу- пластиком или аккумуляторами. Поймите, чем дороже товар, чем проще и легче его утилизация.

Директор по развитию, Екатеринбург
Николай Перов пишет: Еще в Тесле мне нравиться размах и глобальность. Чего стоит создание домашних аккумуляторов и концепция использования автомашины как резервного источника питания в доме.
Они ничего не создавали... В их предложении используются аккумуляторы Панасоник производимые в Китае... Т.е. сплошной мАркетинг, ничего более... такие системы резервного питания используются давно, причем, использование аккумуляторов для обеспечения резервного питание самый дорогой вариант и самый неэффективный... просто нужно учитывать срок службы батарей, а так же сопутствующие неучтенные затраты... но Тесла пошла еще дальше, они же говорят о независимой электростанции... при этом забывают, что только батарей будет не достаточно, поэтому, стоимость такой электростанции будет в 3-5 раз дороже декларируемой ими цены... Насчет использования автомобиля в качестве резервного источника питания, то идея вполне здравая... только тут гораздо лучше подходит Ё-мобиль, он же такую электроэнергию и генерирует...
Нач. отдела, зам. руководителя, Красноярск
Виктор Рощин пишет: статье не отражена проблема, уже существующая в настоящее время и значимость которой будет постоянно возрастать с расширением производства электромобилей. Это проблема утилизации отслуживших свой срок аккумуляторных батарей.
А вы уверенны что она есть. Даже б/у батареи от nissan leaf пока стоят не меньше 1000$ Как только у вас появиться я у вас с удовольствием КУПЛЮ деградированную даже на 70% батарею. 85 квт/ч-70%=25,5 квт/час этого хватит для энегосистемы из ветрогенератора и солнечных батарей на 4-е квартиры. Так что эта проблема в отношении авто очень надуманная.
Аналитик, Украина

Отличная статья! А опасаться - надо.
Только не автопроизводителям, а нефтедобытчикам)))
С появлением бюджетных моделей (Tesla Model 3 и др.) будет взрывной рост продаж.
Разработки электромобилей ведут Porsche, Audi, Mercedes, Toyota.
Ещё есть Faraday Future, QUANT e-Sportlimousine да и Apple подтянется со своими разработками.
Так что, господа 5 лет - мой прогноз!
5 лет, и электромобили станут обыденностью.
И покупка нового ДВС-автомобиля будет казаться чем-то вроде покупки обычного телефона в эру смартфонов))

Адм. директор, Санкт-Петербург

Всё не так уж радужно и просто в реализации задачи ''движение вперёд под крышей'' у электромобиля вообще и у Тесла в частности. Во-первых, запас энергии в килограмме веса - углеводородное топливо у аккумуляторов пока что выигрывает. Во-вторых, в критических ситуациях (ДТП с разрушением автомобиля, пожар и т.д. литиевый аккумулятор - также источник повышенной опасности! В-третьих, источник всех видов энергии в автомобиле- аккумулятор, то есть электричеством и двигаем вперёд, и греем автомобиль зимой...
Так что есть и чему уже радоваться, и над чем работать!

Аналитик, Украина
Сергей Алейников пишет: запас энергии в килограмме веса - углеводородное топливо у аккумуляторов пока что выигрывает
Кого это волнует??))
Сергей Алейников пишет: литиевый аккумулятор - также источник повышенной опасности
Да уж, ''поопаснее'' бензобака при пожаре будет)))
Сергей Алейников пишет: источник всех видов энергии в автомобиле- аккумулятор
Опять ''страшная'' альтенатива ''источнику всех видов энергии в автомобиле'' - бензину. Как известно, аккумулятор в вашем авто заряжаеться от генератора который подключен к ДВС. Кондиционер хоть и работает на электричесве, но ''холодит'' только при работающем ДВС. Единственные реальные, пока, преимущества ДВС-автомобилей: 1. Запас хода-скорость заправки 2. Цена Оба эти преимущества ДВС исчезнут в течении следующих 5-ти лет. А преимуществ электромобилей уже сейчас хватает: - цена километра поездки (бесплатно, или в десятки раз дешевле!) - надежность, стоимость ТО (просто меньше движущихся частей: нет КП и сложного двигателя) - экологичность - безопасность - позитивные эмоции от ''соучастия'' в снижении загрязнения планеты можно продолжать...
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.