Увы, но в большинстве российских компаний IT-стратегия отсутствует. В лучшем случае, есть индикативные планы на год вперед, которые не очень-то выполняются. Чем крупнее организация, тем интерес к этой теме выше. В большинстве ТОП-100 крупнейших отечественных предприятий пробовали разрабатывать IT-стратегии. Качество и эффективность этих стратегий можно обсуждать, но опыт их разработки имеется.
За 10 лет работы руководителем IT-служб и еще 10 лет консалтинга по управлению IT (в том числе семь лет в IBM) я принимал участие в разработке IT-стратегий для Магнитогорского Металлургического Комбината, Национального Расчетного Депозитария, «», «Ренессанс Капитала», «Еврохима», «Норильского Никеля»и многих менее крупных организаций.
Существует широко распространенное мнение, будто необходимость в IT-стратегии главным образом зависит от размера бизнеса. Но это справедливо лишь отчасти. Заманчиво простой «объемный» подход далеко не всегда корректен. Хотя бы потому, что это слишком общий и однобокий взгляд на вопрос.
Предлагаю пройти небольшой тест:
Нужна ли IT-стратегия вашему бизнесу
- Стратегия развития бизнеса изложена в письменном виде. Причем это не пара страниц из общих пожеланий, а детализированный план действий объемом хотя бы страниц в 30;
- Собственники бизнеса или вышестоящие организации требуют наличие IT-стратегии;
- В вашей сфере деятельности высока зависимость от IT. Например, теннисный корт может обслуживать клиентов и без использования компьютеров. Торговой компании работать будет значительно сложнее. Для онлайн-службы, продающей авиабилеты, перебои в работе крайне нежелательны;
- Поддержка IT не устраивает бизнес. Например, периодически теряется связь с некоторыми филиалами, в которых без связи с центральным офисом большинство информационных систем не работает.
Нужна ли IT-стратегия IT-службе вашей компании?
- Существует необходимость в обосновании больших IT-проектов, таких как внедрение CRM, создание ЦОД (центр обработки данных), переход в «облака»;
- Хотелось бы опередить (ну, или догнать) IT-службы конкурентов;
- Управление сотрудниками отдела, инфраструктура и информационные системы нуждаются в развитии;
- Руководитель IT-службы хотел бы улучшить взаимодействие с другими подразделениями компании.
Нужна ли IT-стратегия конкретным людям в руководстве компании, в первую очередь, генеральному директору и IT-директору?
- Руководители обучались в бизнес-школах, получили квалификацию MBA;
- Они уверены, что стратегия – не «отрыжка капитализма», а полезный инструмент, и обладают личным позитивным опытом работы со стратегиями;
- Топ-менеджеры строят свои личные стратегии, стараются жить осознанно, причем это касается не только деловой сферы;
- IT- или генеральный директор новые, недавно в компании и горят желанием значительно улучшить положение дел.
Есть ли ресурсы на разработку IT-стратегии?
- У компании более 100 (лучше 1000) пользователей IT;
- В рабочем графике руководителя IT-службы найдется место для нескольких недель на разработку IT-стратегии и/или курирование такой разработки;
- У компании есть успешный опыт работы с консалтинговыми компаниями.
Результаты теста
Если большинство ответов были отрицательными, скорее всего, IT-стратегия вашей компании не нужна. Здесь может быть два основных варианта:
1. Работа IT-службы устраивает ключевых участников бизнеса, тогда все ОК;
2. IT-служба работает неудовлетворительно – тогда дело плохо, и начинать, пожалуй, надо с персональных стратегий (кому на какую другую работу уходить).
При положительных ответах на половину вопросов IT-стратегия желательна. Возможно, она поможет. Но выясните сначала, хватит ли у компании ресурсов. Многие ресурсов выделить не могут, так и остаются «потенциальными стратегами».
Если вы ответили положительно на большинство вопросов, IT-стратегия определенно нужна.
Как выглядит IT-стратегия
По-моему, итоговый вид IT-стратегии упрощенно можно представить в виде следующей пирамиды:
Цели IT разрабатываются в первую очередь. Они зависят от требований бизнеса к IT и определяют основные направления развития IT на ближайшие несколько лет. Например, в 2015 году ожидается, скорее, сокращение затрат (на IT и на бизнес в целом), хотя еще несколько лет назад более актуальна была IT-поддержка роста бизнеса.
Требуемое состояние IT описывается с горизонтом в несколько лет и содержит основные направления развития. Разрабатывается на основе целей, а также текущего состояния IT. Например:
- Требуемое (через год-три) состояние информационных систем. Например, в ближайший год внедрить CRM и улучшить скорость работы 1С для предотвращения задержек, чувствительных для пользователей;
- Требуемое состояние инфраструктуры IT (компьютеров, сетей, Центров Обработки Данных). Например, через год передать все сервера на поддержку в специализированную IT-компанию;
- Требуемое состояние управления IT (численность персонала, финансирование, информационные процессы и т.д.). Например, существенно улучшить работу службы поддержки IT, снизить среднее время выполнения запросов до определенного показателя.
План IT-проектов служит логичным продолжением всего предыдущего анализа. Такой план включает в себя проекты по информационным системам, инфраструктуре и управлению IT. Все проекты сводятся в единый план с привязкой к имеющимся ресурсам. На этой последней стадии часто все заканчивается пшиком, потому что самый лучший план не будет исполняться сам по себе, без воли не воплотить его в реальность. Тут важно учитывать, что внимание к модернизации IT со стороны высшего руководства компании невозможно полностью заменить выделением финансирования. Даже если привлечь для разработки IT-стратегии консалтинговую компанию, время руководства и сотрудников заказчика тоже потребуется, как минимум, на сбор исходных данных и выбор вариантов развития IT. То есть, полностью делегировать работу не получится. Это как костюм на заказ, по одной только фотографии не изготовить.
Типовые варианты полноты IT-стратегий
Можно выделить несколько типовых вариантов IT-стратегий. Три варианта предложил я, еще один («совсем простая» IT-стратегия) появился в ходе дискуссии в Союзе IT-директоров России:
Параметры | Типовые варианты IT-стратегий | |||
Совсем простая | Простая | Средняя | Подробная | |
Что рассмат-ривается | • Цели IT • Названия основных проектов по IT | • Требования бизнеса к IT • Цели IT • Проекты по IT | • Требования бизнеса к IT • Цели IT • Состояние IT, требуемое через 1-3 года • Проекты по IT | • Требования бизнеса к IT • Цели IT • Несколько сценариев состояния IT, требуемого через 1-3 года • Портфель проектов по IT |
Оценка увеличения выгод от IT*, % | 0-5% | 5-10% | 10-15% | 10-20% |
Объем (страниц) | 1-3 | 10-15 | 50-100 | 200-300 |
Время на разработку | Дни | Недели | 2-3 месяца | 3-5 месяцев |
Выгоды | • Структурирование целей IT • Можно сделать самому | • Структурирование мыслей IT директора по развитию IT на год вперед • Можно сделать самому | • Учет лучшего международного опыта • Рассмотрение вариантов развития IT • План развития IT на 1-3 года | • Учет лучшего международного опыта • Рассмотрение вариантов развития IT • Портфель проектов по IT на 2-3 года • Сценарии развития IT |
Типовые разработчики | IT-директор | IT-директор | Консультанты (лучше совместно с IT-директором) | Консультанты |
Для каких размеров предприятий уместны такие стратегии | Малые и средние предприятия | Малые и средние предприятия | Средние и крупные предприятия | Крупные предприятия |
* по отзывам менеджеров, которые учились у меня в бизнес-школах (МИРБИС, АНХ), а также тех, кто заказывал консалтинг по разработке IT-стратегий.
Используя рассмотренные определения, можно короче и нагляднее сформулировать результаты теста «Нужна ли IT-стратегия вашей компании?»:
Размер компании | IT-стратегия | ||
не нужна | не нужна | не нужна | |
Малая (менее 100 компьютеров) | – | Совсем простая | Простая |
Средняя (до 1000 компьютеров) | – | Простая | Средняя |
Крупная (более 1000 компьютеров) | – | Средняя | Подробная |
Несколько слов о рисках
Если разработкой IT-стратегии занимаются сотрудники собственной IT-службы, то всеми правдами и неправдами они могут постараться обосновать решения, которые выгодны и/или интересны им самим. Минимизировать влияние личных пристрастий можно путем обсуждения вопроса с другими менеджерами.
Если в разработке участвуют внешние консультанты, то они определенно захотят увеличить свой доход и постараются убедить вас в целесообразности других консалтинговых проектов.
Наиболее опасным вариантом являются разработчики собственных решений (как впрочем, и дилеры, продвигающие технические средства конкретных вендоров), которые таким «троянским» путем пытаются лоббировать свои собственные интересы. Это нехорошая смесь из первых двух случаев. Будет псевдо-анализ с заранее известными выводами, а потом еще «впарят» свои продукты, которые потребуют регулярной поддержки.
Выбор варианта разработки IT-стратегии
Если вы пришли к выводу о том, что IT-стратегия нужна компании, то можно предложить несколько советов о том, как лучше ее разработать.
- Для небольших компаний хорошо бы написать пару страничек с кратким планом проектов по IT. Если в компании есть специалисты по IT, то они могли бы уже страниц 15 написать (а скорее, слайдов). Настоящей IT-стратегией такой документ назвать сложно, но она поможет действовать более осознанно и окажет позитивное воздействие на бизнес.
- Компаниям среднего размера (примерно от 100 до 1000 пользователей) лучше разработать «среднюю» IT-стратегию страниц на 70, совместно с внешними консультантами. Если ресурсов на консультантов нет, то можно попробовать самостоятельно разработать «простую» IT-стратегию. Эти вопросы я отразил в моей книге «ИТ стратегия: что это такое, варианты разработки, основные разделы».
- Классическая рекомендация предприятиям из числа лидеров рынка, крупным и очень крупным организациям – нанять известную компанию, которая разработает подробную IT-стратегию объемом в 300 страниц.
Раньше сам факт проекта с международной консалтинговой компанией мог повысить капитализацию российского бизнеса. Однако уже в 2014 году правила игры поменялись. Сегодня сотрудничество с американскими компаниями, помимо больших финансовых затрат, может означать также риски сотрудничества с представителями стран, наложивших санкции на Российскую Федерацию. Дополнительная проблема в том, что в условиях кризиса неуместно долго заниматься подробной IT-стратегией. Лучше ограничиться средней или простой IT-стратегией, и разработать ее силами отечественных специалистов.
Не забудьте, что IT-стратегию надо периодически актуализировать, как минимум, ежегодно. План проектов по IT нужно корректировать раз в квартал или чаще. Если собираетесь сокращать затраты на IT, то это гораздо лучше делать с применением IT-стратегии, чем тупо резать через строчку. Иначе урезание IT-бюджета может пройти за счет перспективных проектов, в том числе по внедрению информационных систем, которые в дальнейшем обеспечат конкурентные преимущества. Кроме того, затраты на IT в большинстве российских компаний составляют всего 1-2% от оборота. Не факт, что из-за сокращения затрат на IT на 20% (то есть на 0,2-0,4% от оборота компании) стоит увеличивать вероятность неработоспособности IT с одного часа в месяц до часа в неделю или день. IT-стратегия может позволить аккуратно сократить затраты на 10-15%, не потеряв при этом сотрудников отдела и перспектив вернуться к быстрому росту бизнеса через год-другой.
Весьма интересно направление снижения затрат на бизнес за счет использования IT. Снизить затраты на 5-10% – реально, однако большинство таких проектов окупается в течение нескольких лет. Такие IT-стратегии сложно разработать самостоятельно. Внешние консультанты без активного участия руководства компании тоже с такой задачей вряд ли справятся. Здесь речь должна идти о совместной работе изнутри и снаружи, с приоритетами по постановке целей, исходя из интересов бизнеса и с приоритетами по реализации, исходя из специфики IT.
Редактор рубрики «IT для бизнеса» – Сергей Соловьев
Источник изображения: pixabay.com
В период эк. кризисов IT-стратегия может помочь IT-директору отбиться от чрезмерного урезания ИТ-бюджета! С помощью её можно доказать как ИТ помогают в кризис экономить деньги и, что резко сократить ИТ-бюджет = рубить сук на котором сидим. ''Простая'' и ''средняя'' стратегия для этого вполне подойдут, на большее просто вряд ли деньги дадут :)
1.Всё это конечно ''рекламка'' :)
2.Соглашусь с г-ном Жуковым.
3.Содержание по учебнику. Вопрос для кого статья?
Для владельцев бизнеса и директоров?
Согласен может чуток призадумаются ... хотя практика показывает:
Горящие изменения;
Мы хотим то, не знаем что;
Почему нас обошли конкуренты?;
Ой, мы обделались...;
Ой, ни чего не работает, а где те кто всё чинит? - а-а-а-а сократили... хоть один остался? ...;
и т.д.
Таких проблем обычно нет при наличии вменяемого директора по ИТ.
Который не только на откатах от закупок расходки сидит, но и ещё о чём-то задумывается и
умеет объяснить ''бизнесАм'', что и почему важно ...
4.ИТ - стратегия должна строиться на миссии компании и её планах на будущее ...
И я бы сказал, что не ''актуализировать'' её надо :) раз в год ... мда ...
А иметь как минимум 3-4 запасных плана на скоропостижное развитие событий ...
От кризиса, сравнимого со смертью, до галопирующего роста компании :)
Иван интересно, а где такой учебник и кто его читал? Важно, что автор статьи предлагает решение для средних и малых предприятий, что уже самом по себе необычно. На эту тему можно привести пример, почему персональные компьютеры развивались быстрей, чем мэйнфреймы. Да просто потому, что информации по мэйнфреймам было ровно 0.
Сейчас в условиях кризисы стратегическая деятельность должна только усилиться. Я думаю, у Александра нет отбоя от клиентов. В принципе уровень стратегического планирования ИТ не подразумевает работу с вопросами «а что урезать?». Вопрос ставиться, что оптимизировать с использованием ИТ. Так, что тема актуальна!
Ивану Белоусову от автора статьи:
по п.1. ''Всё это конечно ''рекламка'''': скорее мой опыт 30 лет работы в ИТ
по п.2. тоже соглашусь с Александром Жуковым, тем более что он у меня учился разработке ИТ стратегий
по п.3. ''Содержание по учебнику'': с одной стороны, таких учебников за 30 лет работы я не видел, если есть - пришлите, на себе нарабатывать опыт очень дорого. А с другой стороны, сравнение с учебником, приятно. Собственно, в этом году я опубликую книгу по ИТ стратегии. Примерно 300 страниц текста, время на подготовку одной страницы - 1 человеко-день (может я и тормоз, но если тексты похожи ''на учебник'', то тоже приятно).
по п.4. ''надо иметь 3-4 запасных плана'': согласен, я писал про ''варианты развития ИТ.
Как показал опыт предыдущего кризиса (2008-2009) годов, как ИТ так и бизнес-стратегии после начала кризиса надо было сильно менять (по факту - старые просто выбросить и новые разработать. Форму ''простой'' ИТ стратегии я как раз во время предыдущего кризиса разработал, чтобы мои слушатели MBA могли за неделю совсем новую стратегию написать).