Запад «витает в облаках»
Аналитики крупных зарубежных консалтинговых компаний уверены, что сегодня мы стоим на пороге очередного «золотого века» – эры технологического расцвета. И обеспечить новый взлет рынка высоких технологий, по мнению западных экспертов, должны будут сетевые технологии и облачные вычисления. Booz & Company, например, приводит в своем исследовании график, согласно которому мы находимся сейчас в небольшом кризисном промежутке между двумя периодами развития и длиться следующий период роста будет двадцать-тридцать лет:
Источник: статья The New Golden Age из издания Strategy+Business
Серьезные проблемы, по мнению западных специалистов, ждут в ближайшее время в основном производителей десктопов: распространение мобильных устройств и, опять же, «облаков» заставит эти компании либо кардинально меняться, либо уходить. В целом, звучит красиво.
Картинка не для нашего рынка?
«Кризис обнажил все недостатки рынка высоких технологий, такие как плохое качество проектов, непонятные сроки окупаемости, неэффективность IT-систем в существующей бизнес-среде, – считает президент LETA Group Александр Чачава. – С наступлением кризиса заказчики в одночасье стали донельзя практичными, циничными и экономными. Требования к более высокому качеству работ за меньшие деньги вкупе с усилившейся конкуренцией серьезно изменили ландшафт рынка. Произошло существенное перераспределение долей во многих нишах, что неудивительно в условиях строжайшей экономии IT-бюджетов».
«В разгар кризиса многие представители рынка смотрели на изменения как бы со стороны – авось пронесет. С самого начала 2009 пришлось столкнуться с новыми реалиями, а именно – с серьезным снижением выручки и уменьшением числа клиентов. Только в течение 2009 года многие IT-компании смогли оценить причины спада, перегруппироваться, наметить новые стратегии, – продолжает мысль Олег Краус, заместитель директора по развитию компании «Русские Навигационные Технологии». – На первый план вышел менеджмент. Оказалось, что в кризис важны не столько эксклюзивность продукта или качество услуги, сколько менеджмент и уровень управления. Поэтому кризис пошел на пользу, но не самим технологиям, а рынку высоких технологий».
«Исход с IT-рынка компаний, которые болезненно переживают кризис, – безусловное благо, но компанией придется-таки пожертвовать, – подытоживает Валерий Андреев, директор по науке и развитию ИВК. – Стали ли высокие технологии от этого «более высокими»? Не факт. Причины крушений, как правило, связаны с дефектами управления. Вполне возможно, что в заделе такой компании было интересное рациональное зерно, реальная инновация, которой неумело распорядились. И в этом смысле кризис – безусловное зло, он часто выплескивает ребенка вместе с водой – разбираться некогда и некому. Наш IT-рынок отличается «рваной поступательностью», умением перепрыгивать через целые пласты технологий и поколения устройств. Это отрицательно влияет на весь рынок в целом, его «память» отрывиста, не систематична, а «иммунитет» ослаблен. Все это – следствие зависимости от Запада и неумение «держать дистанцию». Поэтому честь и хвала тем предприятиям, которые в условиях непростого времени (а когда оно было простым?) продолжают «играть в свою игру», движутся в своем темпе. Результат обязательно будет».
Оргвыводы сделаны. Что дальше?
«По итогам кризиса отечественная IT-отрасль серьезно вырастет качественно, повзрослеет, если можно так выразиться, – уверен Олег Краус. – Конечно, многое будет зависеть от темпов восстановления российской и мировой экономики. Многие компании прошли серьезный путь в кризисное время, переосмыслили взаимоотношения с клиентами, и это, несомненно, окажет положительное влияние на качество и цену IT-продуктов для конечных потребителей».
«Сегодня IT-рынок уже живет по другим законам, чем до кризиса, – согласен с коллегой Александр Чачава. – И возврата не будет, нам предстоит привыкать именно к этим условиям. Мы, скорее всего, увидим рост в 2010 году, но правила игры и критерии принятия решений будут уже посткризисными, и это выгодно профессиональным участникам рынка. К сожалению, оздоровление и эволюция рынка происходит именно в кризис, когда страдать вынуждены все. Но именно после таких периодов больше всего предпосылок для качественного рывка вперед».
Валерий Андреев не столь оптимистичен: «Идут постоянные перемещения внутри компаний, перенацеливающие персонал на выполнение краткосрочных тактических проектов, позволяющих выжить. Это однозначно говорит об остановке развития отрасли в целом. Поэтому широко обсуждаемое падение на 25% – это оптимистичная оценка. Думаю, что эта тенденция продолжится весь 2010 год и перейдет на год 2011. Сегодня выживает тот, у кого имеется задел и потенциальные возможности реализовывать проекты (поставки, работы и пр.) в течение 9-12 месяцев. Гораздо меньше востребованы проекты в 24 месяца. Совсем не многие компании к этому готовы».
«В 2010 году, когда заказчики опять начнут инвестировать в IT, да еще и скажет свое слово отложенный спрос, наступит судный день для всех IT-компаний. Ведь критерии выбора уже изменились в правильную сторону, показатели эффективности и окупаемости инвестиций в технологии занимают теперь принципиально другие места в списке критериев принятия решений», – уточняет правила игры Александр Чачава.
Прогноз по сегментам
Большинство российских IT-компаний, независимо от специализации, прогнозирует для себя рост продаж и прибыли в 2010 году. Многим удалось привлечь высокопрофессиональных сотрудников, о которых, по словам самих участников рынка, до кризиса они и не мечтали. Практически каждая IT-компания строит планы дальнейшего кадрового усиления, в соответствии с корпоративной стратегией. Однако некоторые игроки опасаются, что рынок труда вскоре опять ждет перегрев.
«В ряде отраслей продолжается активная информатизация, причем опережающими темпами, – отмечает Валерий Андреев. – Ведь задач, для решения которых внедряют IT, никто не снимал, более того – сегодня они ставятся гораздо жестче. К числу наиболее важных задач в целом на IT-рынке относится интеграция информационных ресурсов, процессов и пр. Этот сегмент растет, заказчики наводят порядок в своем IT-хозяйстве. Но при решении этих задач для нашего IT-рынка характерно топтание на стадии внедрения многие годы – это очень плохая тенденция. Мешает обилие частных решений, которые не могут устраивать крупного заказчика в долгосрочной перспективе, но создают информационный шум и отвлекают ресурсы на проработку тупиковых вариантов. Нужны условия для оформления жизнеспособных разработок в нормально развивающиеся продукты. А путь к этому лежит через ответственность исполнителя за заявленные характеристики и сопровождение решения».
«Что касается рынка мониторинга и контроля транспорта, на котором мы работаем, то он качественно изменился в течение кризиса и продолжает расти как в количественном, так и в денежном выражении, – свидетельствует Олег Краус. – Ускорились процессы снижения стоимости «железа» и софта, зато появилась консалтинговая составляющая, отвечающая за эффект от внедрений. Для потребителей это сулит положительные изменения. Учитывая связанное с повышенной конкуренцией снижение стоимости продукции на нашем рынке, прибыль не будет расти пропорционально выручке, однако и по этому показателю мы прогнозируем умеренный рост».
Об увеличении доли и роли консалтинговой составляющей IT-проектов говорит и Андрей Конусов, генеральный директор LETA IT-company, входящей в LETA Group. Его компания исходит из того, что крупные предприятия уже в 2010 году увеличат затраты на информационную безопасность на 50%, тогда как сегмент SMB еще не вернется к массовому спросу на услуги и решения в сфере ИБ. При этом большая часть крупных предприятий будет стремиться к созданию целостных систем ИБ, интегрированных в системы корпоративной безопасности и управления рисками, а поставщики решений – к тому, чтобы 20% затрат заказчика обеспечили 80% функциональности.
«2010 год станет знаковым и переломным для российского рынка ИБ, – полагает Андрей Конусов. – Несмотря на успешное докризисное развитие, на рынке ИБ существовала скрытая проблема: за единичными исключениями, потребители продолжали относиться к ИБ-решениям как к способу устранения тех или иных локальных угроз. Две ключевые особенности 2009 года сломали эту ситуацию. С одной стороны, кризис остановил ненужные проекты и научил заказчика экономическому подходу. С другой стороны, жесткая линия государства на повышение защищенности персональных данных показала, что регулирование рынка ИБ дает положительный эффект. Ключевую роль начинает играть разработка и внедрение различных взаимоувязанных стандартов ИБ. Соответствие им и станет главной долгосрочной тенденцией всего корпоративного рынка ИБ. Наступает «эпоха compliance». От участников рынка это требует новой расстановки приоритетов, перенастройки бизнеса, умения мыслить одновременно в категориях управления рисками, IT, ИБ и безопасности в целом, особого управления компетенциями и типизированными разработками. Именно способность быстро решить эти задачи будет определять расстановку сил на послекризисном рынке ИБ».
В сегменте информатизации здравоохранения, по прогнозам Frost & Sullivan, несмотря на свою перспективность, рынок продолжит стагнировать в 2010 году в рамках последствий глобального финансового кризиса, ожидая утверждения поправок в законодательстве и изложения политики правительства. Это дает компаниям немного времени подготовить и усовершенствовать предлагаемые продукты к периоду непрерывного внушительного роста рынка в последующие годы.
Источник изображения: pixabay.com
''С наступлением кризиса заказчики в одночасье стали донельзя практичными, циничными и экономными.'' - Это видимо значит, что ''откатами'' теперь дело не ограничивается, нужно и результат показать :-). Если так, то рынок движется в нужном направлении. Вот только нефть дорожает, как бы с приходом нового вала нефтедолларов тренд не пропал.
А вот еще, внимательные читатели, должны заметить, что все в ИТ, что имеет круглую форму, непрочно. Например, ''дот-комы'' в конце 90-х, потом их назвали ''мыльным пузырем''. Каким пузырем назовут ''облака''? 8)
Я вот только не понял, это аналитическая статья или рекламный буллшит в форме аналитической статьи? В ИТ-отрасли есть признанные аналитики, есть столь же признанные лидеры рынка в своих сегментах. Неоднократно упомянутые в статье компании ни к первым, ни ко вторым явно не относятся. К чему эта статья?