Сервисы продажи авиабилетов сообщили о скачке цен до 120% в апреле 2022 года, пишет издание РБК. Все государства Евросоюза, а также некоторые другие страны закрыли свое воздушное пространство для пролетов российских самолетов. Ряд государств (например, Латвия, Литва, Эстония, Чехия и Нидерланды) и вовсе приостановили выдачу виз для россиян.
Как все это повлияет на туристический бизнес в России? Станет ли эта ситуация более серьезным ударом для отрасли, чем пандемия? Что будет с ценами? Кто выиграет, а кто проиграет в новых условиях?
Редакция Executive.ru задала эти вопросы экспертам рынка. Публикуем их комментарии.
Александр Цыганов, руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы, Финансовый университет
Российский турбизнес в 2022 году поменяется. На это оказывает влияние как рост геополитических рисков, означающий неопределенность во многих вопросах (проблемы с выдачей виз, наличие доступных средств доставки туристов, валютный курс и сложности с обменом валюты), так и потребительское поведение и уровень платежеспособности потенциальных туристов.
Последовательная череда негативных для выездной туриндустрии тенденций началась еще с пандемией, что их существенно усиливает. Но и в этих условиях открываются новые возможности. Например, туры для желающих получить иностранные платежные карты, в дальнейшем возможно возрождение туров по приобретению автомашин и иной техники (например, в Узбекистан, где уже есть зарекомендовавшее себя сборочное производство Chevrolet).
Очевидно, что возрастет спрос на турпоездки по странам СНГ и Азии, появится интерес к Ирану, где много исторических мест и есть пляжный отдых. Применительно ко внутреннему туризму окно возможностей расширяется, хотя наши сограждане по России чаще предпочитают бронировать билеты и размещение самостоятельно.
Но по значительной части направлений с природными красотами есть необходимость формировать длительный трансферт от аэропорта до отеля, заказывать экскурсии, без которых отдых просто не состоится, составлять сложный экскурсионный маршрут по нескольким городам или местам. В этих случаях турфирма может предложить продукт по более низкой цене, чем при самостоятельном составлении.
Важно качество и понимание выстроенности логистики, экономия по средствам и по времени. Поэтому и для внутрироссийского туризма услуги туроператоров могут быть необходимы и приносить доход. Ориентировавшиеся ранее на выездной туризм фирмы будут формировать предложение и по российским курортам и достопримечательностям, что позволит развиваться и предложить конкурентоспособный продукт и в сложившихся условиях.
Александр Виноградов, владелец компании Rentcarsspb (прокат и аренда автомобилей с водителем и без)
Поездки за границу становятся все более проблематичными за счет дороговизны авиаперелетов и отсутствия возможности платить картой за границей. Например, стоимость авиаперелетов в Европу возросла до 120%. На этом фоне туристический бизнес в России начинает оживляться. Не имея возможности или просто столкнувшись с трудностями логистики наши соотечественники выбирают внутренний туризм.
У нашей компании запросы на аренду автомобилей для путешествия по России возросли на 70%. Ранее эта цифра не превышала 10-15% от общего объема арендаторов. Особым спросом пользуются минивэны. Более того, в этом году мы начали получать запросы на предоставление домов на колесах. Только за два месяца перед майскими праздниками более 20 человек искали именно их.
Это создает почву для зарождения совершенно нового для России направления кемпингов. Думаю, что в сложившейся ситуации туроператоры достаточно быстро перестроятся на внутренний туризм.
С моей точки зрения, россияне, задействованные во внутреннем туристическом бизнесе испытают перерождение, включающее в себя вливание достаточно большого потока инвестиций в развитие данной отрасли, ведь в нашей стране есть огромное количество мест, которые завораживают собой и имеют культурное наследие. Вот только инфраструктура этих локаций практически не была создана до сих пор.
Подытожив, могу сказать что попав в своеобразный туристический кризис, при правильном подходе, туриндустрия больше выиграет, чем проиграет. Так как открывается масса новых туристических направлений, таких как Алтай, Дагестан, Байкал. Эти направления становятся все более и более популярными, а те кто хочет, и сейчас могут выехать в Европу, Египет, Турцию или США в туристических целях.
Юлия Афанасьева, советник по туризму Союза защиты прав субъектов туристской деятельности «ПравТурСоюз»
Влияние на туристический бизнес в России оказывают в большей мере санкции, введенные против российских авиакомпаний, которые не могут использовать свои самолеты без страха ареста бортов в зарубежных аэропортах прилета. Больше всего это повлияет на поездки российских граждан в Европу в 2022 году.
Так, даже полеты в Грецию (страну, которую российские туристы очень полюбили за последние 10 лет) являются для наших авиакомпаний рискованными. Некоторые страны вообще закрыли свое воздушное пространство для всех авиакомпаний России. Скачок цен на рынке билетов больше связан с перелетами в страны Европы через третьи страны (Турцию, ОАЭ), нежели с реальной ситуацией, это временное явление.
После того, как санкции будут сняты, стоимость билетов восстановится до привычных значений. Билеты в ту же Турцию не превышают 25 тыс. руб. на человека. Стоимость билетов в Египет (в составе турпакета) – в пределах 22 тыс. руб. на человека. Однако, чтобы прилететь в Афины, нужно будет оплатить сегмент Москва-Стамбул, а также Стамбул-Афины, что, естественно, дороже.
Не стоит сравнивать пандемию и санкции. Пандемия была всемирной трагедией, которая на год лишила туризма все страны. Сейчас же это сделано рукотворно, порой нарушая нормы международного права. Даже Карибские страны, которые не вводили и не поддерживали против России санкций, не могут принять туристов из России по причине запрета перелетов российских авиакомпаний через Европу.
Что же ждать в 2022 году? В 2022 году ставим для российских туристов на Турцию, Египет, Арабские Эмираты, а также на азиатские страны, такие как Таиланд, Индия (Гоа) и Вьетнам. Ждем полетов на Занзибар, в свое время многие путешественники открыли для себя этот потрясающий самобытный остров. Но про такие страны, как Греция, Италия, Испания, Франция, Португалия, к сожалению, массовому российскому туристу придется пока забыть.
Валерия Дудинова, PR-менеджер, российский сервис онлайн бронирования «Едем-в-Гости.ру»
Несмотря на сложившуюся внешнеполитическую ситуацию, внутренний турпоток в России с мая по сентябрь вырастет от 4 до 30% в зависимости от региона и суммарно превысит 31 млн человек. Такой прогноз сообщила глава Ростуризма Зарина Догузова. Самый большой рост будет на юге России – около 30% в сравнении с прошлым годом. Большинство туристов, по прогнозам Ростуризма, этим летом будет отдыхать на море – около 60%. Все регионы России сообщили, что готовы начать туристический сезон с 1 мая.
Уже сейчас Черноморское побережье и предгорье готовятся к летнему курортному сезону: обследуют и чистят пляжи, ремонтируют и обновляют сезонные средства размещения и объекты турпоказа. За первые два месяца года на Кубани уже побывали 1,1 млн отдыхающих. Это на 7,7% больше, в начале прошлого года и на 15% больше, чем в январе-феврале 2020 года.
В Краснодарском крае отменили обязательные QR-коды и ПЦР-тесты, что тоже положительно скажется на привлечении туристов. Но объекты туриндустрии продолжат работать с полным соблюдением требований Роспотребнадзора, чтобы обеспечить безопасность гостей.
Дмитрий Бочкарев, коммерческий директор Workle Pro, владеющего собственным центром бронирования пакетных туров World Center
Ситуация в стране и мире складывается сложная, но не критичная. Пандемия несла с собой куда более существенные ограничения и потери. Тем не менее туристический бизнес в России будет меняться и он уже меняется. Взять хотя бы программу туристического кешбэка – такого ранее не было никогда. В 2021 ее успешно опробовали, и теперь она постоянный спутник рынка.
Текущие события потребуют определенных действий от участников рынка, но повторение «пандемийного» кризиса вряд ли возможно при сохранении всех сегодняшних вводных. Цены, безусловно, будут расти. Это продиктовано и усложнившейся логистикой, и общемировым ростом цен. При этом, в конце апреля – начале мая курс рубля значительно укрепился к доллару и евро, что значительно снизило рублевую стоимость пакетных туров в Турцию, Египет, Шри-Ланку. Турция по-прежнему будет оставаться направлением номер один для российского туриста, неделя на майские праздники на одного взрослого в 5 звезд обходилась в 50 тыс. руб., что полностью соответствует ценам 2021 года.
От всего происходящего выиграют, в первую очередь, крупные игроки на рынке – к ним можно отнести туроператоров, у которых имеется определенный запас прочности, твердые договоренности с партнерами как внутри страны, так и вне ее границ. Практически весь туристический бизнес на внутреннем рынке так же выиграет за счет повышенного спроса на отечественный продукт. И, конечно, выиграют те, кто сможет в короткие сроки адаптироваться к новым условиям.
На мой взгляд, в относительном проигрыше в этом сезоне будет черноморское побережье России в связи с закрытием аэропортов и относительной близостью территории проведения СВО. А также те, кто не готов адаптироваться к наступившим условиям, уменьшению издержек, изменениям в подходе к работе.
Олег Безродный, президент НКО «Рустайм» (некоммерческая организация по защите прав и интересов туристов и владельцев туристической инфраструктуры)
Видимо, туристический бизнес в России на ближайшее время при определенных условиях станет исключительно внутренним. По крайней мере, геополитическая ситуация последнего времени напрямую к этому располагает. Уже очевидно, что в сегодняшних реалиях жители нашей страны в основном планируют отдохнуть в пределах ее территориальных границ. Конечно же, в основном это черноморские курорты, но аэропорты южных российских пока закрыты, и вполне могут простоять в таком состоянии и в течение лета. Поэтому, на курорты россиянам придется добираться на перекладных: авто и железнодорожный транспорт.
Из зарубежных массовых направлений остаются отдельные открытые, и сегодня достаточно сложно прогнозировать туристические потоки, ведь ситуация меняется или может меняться почти каждую неделю. Так, по сообщениям турецких СМИ, Турция является наиболее зависимой от российских туристов. Но наши эксперты, проанализировав бронирования рейсов из России на ближайшие полгода (по состоянию на начало апреля текущего года), отмечают, что Турция станет страной с наибольшим количеством рейсов из России. В итоге около двух млн российских туристов могут приехать в Турцию, которая пока не спешит закрыть свое воздушное пространство.
Также российские туристы прогнозируемо поедут в Узбекистан, Объединенные Арабские Эмираты и Египет. Эти страны также считаются «зависимыми» от российских туристов и пока не готовы отказываться от них из-за санкций. В значительной степени отечественным туристам помогает правительственная программа внутреннего возвратного кешбэка, результаты очередного этапа работы которого мы наблюдаем сегодня, и сможем объективно оценивать в ближайшее лето.
Дополнительно, отечественный турбизнес предлагает включить в программу возвратного кешбэка и граждан СНГ. Подобное решение могло бы помочь восстановить въездной туризм в России, который из-за пандемии и ввода ограничений со стороны Запада практически отсутствует в течение 2-х последних лет. Возможно, подобная мера и позволит несколько спасти достаточно сложную ситуацию на рынке въездного туризма России. По крайней мере надо стараться ожидать как улучшения политической ситуации, так и значительной стабилизации в отрасли туристических услуг в России.
Анатолий Мещеряков, генеральный директор сети апартов и апарт-отелей Sokroma в городе Санкт-Петербург и Владимир
Санкции ударили не только по государственным структурам и промышленности, но и в значительной мере повлияли на развитие туризма в России. О въездном туризме приходится практически забыть. Что касается домашнего туризма, на данный момент трудно прогнозировать динамику спроса, так как окно бронирования сократилось до нескольких дней при бронировании апартов.
Отели гости и вовсе предпочитают не проплачивать заранее, а, что называется, «бронировать с колес» (будучи уже в пути к пункту назначения или непосредственно по прибытию на вокзал). Программа кешбэка от Ростуризма способствовала увеличению числа бронирований, но сразу после ее окончания наблюдается снижение темпов бронирования. Ввиду сохраняющейся неопределенности туристы, обычно проживающие в объектах среднего ценового сегмента, не спешат тратить накопления. Платежеспособные путешественники предпочитают улететь в Турцию или Юго-Восточную Азию (пока такая возможность имеется).
Значительный рост цен на авиабилеты существенно сократил географию путешествий. Авиаперелеты становятся все сложнее и дороже, а добираться до Петербурга поездом (например, 3-4 дня для гостей с Урала или из Сибири) не каждому понравится. За годы пандемии гости все чаще стали выбирать краткосрочные семейные поездки на автомобиле в соседние регионы. Полагаю, в этом году именно автопутешественники заполнят основную часть номерного фонда.
Здесь нужно понимать, что центр города (а наша сеть преимущественно располагается в исторической части Петербурга) – не самый популярный вариант для отпускников, передвигающихся на автомобиле. Многие семьи с детьми, возможно, предпочтут проживание в центре города загородным отелям и базам отдыха Ленобласти и Карелии. А для знакомства с Петербургом будут выбирать короткие поездки и экскурсии. Судя по динамике цен загородных объектов, их ожидает настоящий горячий сезон.
Анатолий Курюмов, генеральный директор компании «Ракета» (разработчик цифровой платформы и мобильного приложения для организации командировок и управления расходами)
Сейчас туристическая отрасль столкнулась с новыми вызовами. Сложились уникальные условия: одна из российских авиакомпаний, осуществляющая 80 % перелетов среди россиян, исключена из дистрибутивных систем. Но это не мешает использовать отечественную систему бронирования, что и по факту сделано. Кроме того, существуют NDC (News Distribution Capability), которые обеспечивают прямой доступ к тревел-контенту авиалиний. Этот механизм сегодня тоже задействован по разным нашим авиакомпаниям, а также по зарубежным. Это помогает решать возникшие проблемы и способствует развитию NDC, что, конечно же, на руку туристической отрасли.
Другая проблема – платежная. Сейчас оплатить билеты или отели на зарубежных сайтах или в самой гостинице стало невозможно (картами Visa, Mastercard). Мы на нашей цифровой платформе по организации командировок, например, предложили альтернативу – систему быстрых платежей (СБП). По ним комиссия всего 1% в то время, как за эквайринг по картам уходит 2,5-3%. Помимо этого, мы видим прорыв в блокчейне: используем эту технологию для оплаты ключевым тревел-поставщикам. Поэтому варианты для развития туризма, в том числе и делового, есть и уже применяются. Рынок от этого получит свои преференции.
Относительно цен, например на авиабилеты, мы видим, что в апреле 2022 года средняя стоимость выросла на 37% по сравнению с апрелем прошлого года.
Однако повышение цен на авиаперевозки, как показывает статистика, не вызвало снижения пассажиропотока в корпоративном сегменте (командировки). Более того, по итогам апреля 2022 года увеличение спроса на авиабилеты среди бизнес-путешественников (к апрелю 2021 года) составило 1,15%, а к марту 2022 – 9,2%. В целом, статистика нашей цифровой платформы по организации командировок говорит о том, что прирост корпоративных путешествий в апреле 2022 года составил 23% (к апрелю 2021 года).
При этом по России компании чаще всего направляют своих сотрудников в командировки: в Москву, Санкт-Петербург, Краснодар, Самару, Нижний Новгород, Ставрополь, Казань.
Из зарубежных городов в тройке лидеров: Нур-Султан, Ташкент, Алматы.
Помимо Казахстана и Узбекистана бизнес-туристы из России сегодня направляются также: в Беларусь, Турцию, Кыргызстан, Италию, Узбекистан, Индию, Алжир, Армению, Францию, Азербайджан, Вьетнам, Катар, Германию, Ирландию, Словению, Латвию, Венгрию, Данию и Кипр.
Продолжает демонстрировать позитивную динамику и отельный сегмент. Так, в апреле 2022 года к апрелю 2021 года количество бронирований гостиниц среди корпоративных туристов увеличилось на 2,3%. При этом в нынешнем апреле больше бронирований было и по сравнению с мартом 2022 года – на 5,2%. Одним из позитивных факторов может быть и то, что средняя стоимость номеров в отелях стабильна. Так, в апреле 2022 года прирост стоимости составил всего 0,3% к апрелю 2021 года
Сергей Калинин, Независимое объединение туристических агентств
В сегодняшней ситуации наиболее пострадал рынок выездного туризма. Существенно сокращены или отменены полетные программы в ряд государств. Говорить о том, что это была существенная доля выездного потока россиян не стоит. Основной поток приходился на Турцию, ОАЭ, Грецию и Египет. Выросли продажи туров на направлениях: Мальдивы, Шри-Ланка и Таиланд.
Что касается цен, то они, конечно, выросли относительно 2021 года. Рост составил, примерно 50-60%. Надо понимать, что стоимость путевки напрямую зависит от многих факторов: сезонность, курс валют, стоимость авиабилетов. Мы наблюдаем рост цен в российской валюте в периоды скачков курсов и повышение стоимости авиаперевозки из-за изменения логистики перевозки в связи с закрытием воздушного пространства некоторых государств.
На российский рынок допущены иностранные перевозчики с конкурентоспособными ценами на авиа перелеты, увеличивается количество чартерных рейсов. Ситуация на рынке относительно стабильная. Игроки привыкают к новым правилам. Продажи растут, появляются горящие предложения с вылетами на ближайшие даты.
Не все участники рынка продолжили работать в нынешних условиях, кто-то приостановил свою деятельность, кто-то из игроков совсем ушли с рынка. Трудно прогнозировать в дальнюю перспективу, но мы считаем, что останутся наиболее сильные участники, рынок туристических услуг будет существовать и развиваться. В конечном итоге последнее слово всегда за потребителем.
Анна Михайлова, руководитель отдела продаж компании «Go Travel»
Ситуация, сложившаяся в туристическом бизнесе, безусловно, непростая. Но стоит понимать, что не все государства категоричны в своих решениях, есть направления, куда сейчас без особых проблем можно полететь на отдых, это в первую очередь Турция, Египет, ОАЭ, Мальдивы, Шри-Ланка, Армения и некоторые другие. Да, туристические путевки и билеты стали на порядок дороже, но спрос на рынке присутствует.
Мы видим интерес клиентов к семейному отдыху в турецких отелях, Мальдивы по-прежнему популярны у молодоженов, а Эмираты выбирают любители совмещенного пляжного и экскурсионного отдыха. Постепенно происходит увеличение глубины продаж таких туров. Не стоит забывать, что практически все страны мира открыты для рядовых россиян, и если есть желание посетить их, то всегда можно воспользоваться перелетом на иностранных авиакомпаниях, продолжающих летать из России со стыковками.
Закрытие или ограничение туристических поездок по ряду направлений способствует развитию внутреннего рынка туризма. Путешественники обратили внимание на красоты России, огромной популярностью пользуются наши авторские туры на Алтай и Байкал, искушенных путешественников привлекают Камчатка, Сахалин, Шантарские острова, туры на плато Путорана. Семьи с детьми облюбовали многочисленные парк-отели Подмосковья и окрестностей, где гостям предлагается обширная программа развлечений, вкусное питание и зачастую отдых в бассейнах или у водоемов.
Туры выходного дня набирают популярность с каждым годом, это и сплавы на байдарках или сап бордах, и треккинг по горной местности, и круизы. Пляжный отдых представлен курортами Краснодарского края (преимущественно Сочи), а также соседней Абхазией. Туроператоры, продающие преимущественно Россию, в выигрыше, безусловно. Оплаты происходят в рублях, нет привязки к курсу валют и его колебаниям, нет языкового барьера (для многих это важный критерий), спрос на отдых в России высок как никогда.
Роман Цветков, генеральный директор туроператора «СканТур»
Конечно же, удар для отрасли колоссальный. Но надо понимать, что он пришелся прежде всего на внешний туризм, на туроператоров, которые концентрировали свое внимание на загранице. Тем, кто работает с внутренним туризмом, легче. На примере Карелии мы видим рост интереса на 40% и думаем, он будет только увеличиваться в связи с переориентацией турпотока на внутренние направления. Но и тут есть рост рисков для бизнеса.
Массово закрываются мелкие турфирмы, не в силах конкурировать с крупными игроками рынка. Туристам при выборе путешествия как никогда важно проверять, как давно работает туроператор и насколько стабильно. Государство оказывает поддержку внутреннего туризма, и это выражается не только в акциях кешбэка, но и в субсидировании рейсов по внутренним направлениям.
Дмитрий Матвеев, основатель компании «Мой Автопрокат»
Отпуск этим летом уже подорожал по причине того, что выросла стоимость расходов практически на все. Например, цены на наши услуги выросли от 15 до 35% (процент зависит от срока и класса автомобиля). Причина – рост цен на авто, рост стоимости кредитов и пр. Цены на размещение и допуслуги вырастут на 10-30% относительно прошлогодних цен.
На юге (Краснодарский край и Крым) отпуск будет дороже в высокий сезон, с мая по октябрь. Август традиционно самый дорогой на всех курортах Черного моря. Сильнее всего подорожают Сочи и Крым, потому что эти направления гарантированно будут загружены.
Наша компания помогает людям путешествовать на автомобиле. Даем в аренду собственные автомобили и помогаем бронировать их в других прокатных фирмах. У нас есть проекты и в России, и за рубежом. Как правило, туристы бронируют авто после того, как забронировали жилье. По нашим оценкам (на основании запросов и бронирований), россияне этим летом поедут отдыхать в:
- Внутренние направления: Краснодарский край; Крым; Кавказские Минеральные воды; Санкт-Петербург; Москва и Подмосковье; Дагестан; Алтай; Байкал; Дальний восток.
- Зарубежные направления: СНГ – в частности Грузия, Армения, Киргизстан, Узбекистан. Чартерные направления для РФ – Турция, ОАЭ, Египет, но 90% из Москвы.
Одно из самых популярных направлений, Турция, точно будет открыта. С середины марта въезжающим в Турцию больше не нужно получать HES-код. Туристы с достатком выше среднего готовы выезжать в Европу обходными путями, со стыковкой в третьих странах.
Читайте также:
Ситуация "с туризмом" имеет место быть уже почти два года, при этом внутрироссийский туризм каких-либо серьёзных изменений не претерпел - просто грёб бабло, свалившееся неожиданно, почти не вкладываясь в развитие инфраструктуры и особенно - сервиса...
С выездным туризмом - прежде всего нужна реальная информация о том, где нам рады, а где нет... превращать свой отдых в очередной экстрим совсем не хочется...
Очень хочется, чтобы реальную господдержку получил туристический кластер Алтая и Камчатки - в виде долгосрочных льготных кредитов и субсидирования перелётов для граждан России в период отпусков - ведь многие россияне за всю жизь ни разу не посетили наш дальний восток и даже отдалённые районы страны за уралом!
Все-таки, это (Алтай, Камчатка) - не совсем то место, кто предпочитает пляжный южный отдых...
Кто любит потную водку и тёплых женщин (или наоборот) - тому на южные пляжи в пик сезона...
Гм...
Работал я в туротрасли. Очень непростая работа и мне понравилось, что эксперты в целом не паникуют, не воют, не стонут. Работают.
Но вот что я хочу сказать. Давыайте всё-таки поставим с головы на ноги хотя бы определения. Ну смешно же, когда пишут "пляжный туризм". В купальнике по пляжу что-ли?
Мы с друзьями взяли билеты и сгоняли на Колючевской вулкан. Это туризм. А гонять с аэропорта к аэропорту, от отеля к отелю - это не туризм, это путешествие.
Тогда может всё и встанет на свои места? У нас таких вот "настоящих туристов" много, но нам надеятся-то не на кого. Забронировать гостиницу, заказать каршеринг, такси в дальних уголках страны очень непросто. Найти проводника - просто беда.
А слетать в кредит в ОАЭ - ну, друзья, это не туризм. И наш фед. закон неверно это трактует.
Я лично готов платить за оказание мне услуг по туризму внутри страны. Но кому?
Почему смешно? по большому счету есть вариант отдыха именно про это - полежать, покупаться в теплом море с комфортом. И это очень тяжело реализовать на КАмчатке и Алтае. Вот более южные моря для этого лучше приспособлены.
Ну определение туризма есть в законе о туризме..
Почему? такая трактовка имеет право на существование..
Да, инфраструктура у нас сильно хуже развита, но скорее это говорит об объеме заказов. ВСе-таки капитальные затраты для 100 и 10000 клиентов не столь сильно отличаются...
Про каршеринг на Камчатке не знаю, но арендовать машину там и в Магадане лет 10 назад удавалось без проблем. Собственно, для яндекса делать сервис каршеринга для 1000 клиентов в год не особо выгодно...
Я это к тому, что туризм у нас по стране и "выездной пляжный"- все-таки заметно отличается. Ну нет у нас настолько теплых морей, как в других странах. И объему туристов тоже не сравнимы. Что делает его относительно дорогим.
Да в общем-то этот "процесс пошёл", при организации туров на Алтай или в Абхазию (например) группы отправляются из СПб, при этом их уже "перепродали" местным туроператорам илли частникам, которые и организовывают трансфер, расселение и экскурсионную программу, в общем-то вполне достойно! Названий питерских турфирм приводить не буду, но они давно на рынке и во все времена последних 15 лет минимум работали стабильно и достаточно качественно...
Основная беда современного "туриста" - это отсутствие времени и как следствие - некачественная самостоятельная подготовка к путешествию.
Например - в тверскую глубинку один раз съездили самостоятельно, второй раз - с туроператором, и "организованная поездка" была значительно информативнее! При этой поездке также для показов "местного колорита" широко привлекались местные гиды, массовики и прочие сотрудники, которые, слегка волнуясь, очень добросоветно отрабатывали "свой номер"! Правда - при этом наш "колорит" заключается ещё и в том, что после отработки "своего номера" эти сотрудники тут же спешат "свернуться" и слинять, даже если их выступление понравилось и заинтересовало...
Но "любовь к клиенту" не воспитывается за два года, правда - теперь время есть...
У меня обратный эффект - поездки через турфирмы как-то всё бегом-бегом, крупными мазками. Единственный плюс - думать ни о чем не нужно, тебя ведут «за ручку». Но самостоятельные поездки в нашей семье и глубже, и насыщеннее, и интереснее (я не про пляжный отдых, конечно). Поэтому, через турфирму в последний раз ездили в далёком 2012м. После - только сами. И нам такая практика очень нравится :)
Любите женщин! Потных и разных...
Именно так - "вариант отдыха, полежать"!
Но к туризму это вряд ли можно отнести.
На Камчатке туризм существовал всегда, особенно развился в новое время. Там всё есть. А вот до Камчатки надо как-то долететь. Я за такой именно туризм, а не за "вариант отдыха".
Наши богатеи в Куршевеле тоже туристы?
Это в Греции все есть ;).
На КАмчатке нет теплого моря круглый год. Большой звериной африканской пятерки. Да медведи есть.
И главноее - многим важна инфраструктура, а там ее реально мало. она только около Елизово.
Ну и солнца там довольно мало, даже по Кавказским меркам.
Я не умрояю возможностей Камчатки, я просто пытаюсь их оценивать трезво. Да, она привелкательна для некоторых видов туристов, но "теплые страны" не заменит.