Новости бизнес-образования в России и за рубежом: факты, тенденции, результаты исследований.
При подготовке дайджеста использованы материалы Executive.ru, economist.com, mba.com, mba.su, poetsandquants.com, rb.ru, qs.com.
Если у вас есть интересные новости о бизнес-образовании, присылайте их на адрес content@e-xecutive.ru, и, возможно, они попадут в следующий дайджест.
- Опубликован рейтинг The Economist 2021
- Рейтинг лучших управленческих вузов
- Экзамен GMAT окончательно перешел в онлайн
- 5 перспективных направлений MBA
- 85% студентов MBA привлекает бизнес-карьера
- Треть россиян не готовы платить за образование
- ИБДА РАНХиГС стал членом BGA
- IE University откроет вертикальный кампус
Спустя 2,5 месяца задержки, британский журнал The Economist наконец опубликовал ежегодный рейтинг лучших MBA-программ мира. Из-за пандемии 15 из 25 лучших школ прошлого года отказались принимать участие в рейтинге 2021, в том числе бизнес-школы Гарварда, Стэнфорда и Уортона. Благодаря этому, многим вузам удалось подняться выше и занять лидирующие позиции. В пятерку лучших программ вошли IESE (Испания), HEC Paris (Франция), Бизнес-школа Росса (США, Мичиган), Школа бизнеса Стерна (США, Нью-Йорк) и Технологический университет Джорджии (США).
Группа «Интерфакс» в рамках проекта «Национальный рейтинг университетов» опубликовала рейтинг лучших вузов России по направлению «Государственное и муниципальное управление». Оценка вузов завесила от 3 показателей: количества образовательных программ, числа публикаций в журналах и процента выпускников, получивших красный диплом. Первое место в рейтинге занял РАНХиГС, также в топ-10 вошли: НИУ ВШЭ, МГИМО, РЭУ имени Плеханова, МГУ, Финансовый университет при Правительстве РФ, ЮЗГУ, РУДН, СПбГУ и Байкальский государственный университет.
После успешной сдачи 45 тысяч тестов GMAT в онлайн-формате приемная комиссия приняла решение оставить онлайн-версию экзамена навсегда. Теперь экзаменуемый может сам выбирать, где проходить испытание: в тестовом центре или у себя дома. Онлайн-GMAT появился 20 апреля 2020 года как временная мера в условиях пандемии. За это время онлайн-тестирование привлекло людей из более чем 150 стран, а результаты тестов охватили около 4000 программ. Сейчас онлайн-GMAT доступен во всех странах, кроме Китая, Кубы, Ирана, Северной Кореи и Судана.
Портал RusBase изучил рынок MBA и выделил 5 перспективных направлений бизнес-образования. Первой тенденцией стали роботы, которые облегчают процесс удаленного обучения и улучшают качество образования для студентов с ограниченными возможностями. Второе направление – интерактивные элементы в лекциях: нестандартные задачи или опросы. Следующим трендом назвали аналитические инструменты для распознавания эмоций и контроля активности студентов. Также в трендах: виртуальные симуляции, такие как геймификация или виртуальные экскурсии, и онлайн-дебаты.
Согласно опросу Illuminate Ventures, в котором приняли участие 500 студентов из 20 бизнес-школ США, более 85% абитуриентов и нынешних студентов МВА рассматривают предпринимательство как будущую профессию. Большинство респондентов отметили, что предпочитают участвовать в реализации чужой идеи, например, в качестве соучредителя, а не развивать свою собственную. 48% мужчин и 34% женщин, принявших участие в опросе, указали, что уже заняты в бизнес-сфере. Остальные планируют начать предпринимательский путь только после получения MBA.
Около 31% россиян не станут тратить деньги на высшее образование для себя или своих детей, говорится в исследовании банка «ФК Открытие». В основном такое мнение распространено в Южном федеральном округе (37%) и на Северном Кавказе (36%). 62% опрошенных согласны заплатить за образование только в случае необходимости, но только 67% из них готовы взять для этого кредит. Сторонников этой точки зрения больше всего на Дальнем Востоке (69%) и в Санкт-Петербурге (67%). 7% считают, что получить хорошее высшее образование можно только за деньги.
ИБДА РАНХиГС стал членом Ассоциации выпускников бизнес-школ в Лондоне (BGA). Ассоциация занимается повышением качества бизнес-образования, продвижением перспективных программ и внедрением инноваций в обучение. Вместе с сестринским брендом AMBA, Ассоциация объединяет более 300 бизнес-школ по всему миру. Членство РАНХиГС в BGA открывает студентам вуза доступ к международным мероприятиям, материалам и другим услугам. При этом ИБДА РАНХиГС уже состоит во всех основных международных MBA-организациях: AACSB, EFMD, AMBA&BGA, CEEMAN, GMAC и PRME.
В сентябре 2021 года IE University откроет свою новую высотную штаб-квартиру на севере Мадрида – IE Tower. Здание высотой 180 метров и площадью 50 тыс. кв.м. вместит до 6 тыс. студентов. Оно призвано стать эталоном инноваций и технологий в образовании, а также построен с учетом критериев sustainability и максимальной энергоэффективности. В новом здании будет 64 аудитории с гибкой конфигурацией, 30 пространств для социального взаимодействия, творчества и инноваций, а также открытые площадки для обмена культурным и профессиональным опытом.
Мечтал увидеть в рейтинге "Сколково", но, к сожалению, из 90 бизнес-школ нет ни одной российской. Главное, нигерийские есть, а российских нет. Обидно, честное слово.
"А мы пойдём на север, а мы пойдём на север..."(с) Шакал Табаки, известный политический деятель
Это рейтинг журнала Economist. Безусловно, влиятельный, но не единственный и чрезвычайно ангажированный.
На самом деле, ситуация выглядит более оптимистично:
Но объективно, отставание российских вузов и бизнес-школ от мировых в престижных рейтингах, безусловно, есть. В силу ряда объективных причин (их можно посмотреть в аналитических статьях и обзорах: http://www.acexpert.ru/analytics/ratings/reyting-globalnih-biznes-shkol-rossii-i-stran-sng-.html, за последние 5 лет ситуация практически не изменилась) , и еще больше - как отражение общих социально-политических и эконономических процессов в мире. Появление российского вуза в зарубежном рейтинге огорчает слишком большое количество влиятельных западных структур и институтов.
Меня этот рейтинг в очередной раз удивил, но, если выбрать Student Quality или Faculty Quality в качестве поля для сортировки, то будет еще веселее. Смотрим на Times HE?
Что сегодня дает сам факт появления хотя бы в каких-то рейтингах, если при этом место учебного заведения - даже не в первой сотне, а программы сравнивать заведомо невозможно?
Отдельный вопрос о бизнес-школах России, если есть открытая информация на эту тему: как они выбирают учебники для своих курсов?
Евгений, Вам ответы на эти вопросы действительно для дела нужны (хотите поступать/предложить программу бизнес-школе/выбираете программу для ребенка/родственника...)?
Если это "просто вопрос", то дело не пойдет дальше обычных здесь допущений, иронизирования или обмена "собственным опытом", который, как правило, не покрывает тему в целом.
Между строк ничего нет - честно.
Когда-то давно выбирал программу для себя, просматривая те же рейтинги, и с тех пор иногда смотрю на изменения. Рейтинг The Economist для меня загадка. Рейтинг The Times примерно соответствует тому, что я могу проверить по личным контактам, спросив тех, кто там учился. Какие-то хорошие школы предлагают некоторые из своих курсов удаленно, я время от времени их беру.
Вопрос об программах и применяемых учебниках в бизнес-школах России для меня открыт. По моему опыту, хороший учебник - примерно половина успеха курса. Если что-то вспомнится - скажите.
Да я не про подтекст
Поэтому и спросила, зачем. (Бизнес)-образование - одна из "моих" тем. Просто так "вспоминать" - ну, ни о чем, согласитесь. Вот я, например, с Вами соглашусь, что образовательный контент ("учебник") - да, это половина успеха. Ну вот и поговорили:-)
Мелкая проблема в том, что если зайти в обычный большой магазин и посмотреть на то, что на полках - сложно сказать, что из представленного можно было бы использовать в программах MBA. Если, например, в Сколково (из новых школ) есть какие-то их собственные учебники, то был бы рад узнать детали.
Иногда меняется терминология, иногда в оборот вводят новые концепции или начинают обсуждать старые под другим углом или с другими акцентами. Много новых курсов со своими пособиями, которые, возможно уже дошли до Москвы.
В рейтингах таких деталей не видно.
Безусловно, в каждом вузе есть свои наработки. Но их не меньше, чем книг на полках в магазинах. Это раньше было понятно, что "Введение в языкознание" в лингвистических вузах преподают по учебнику Реформатского. Сегодня на вопрос про учебник даже по общему языкознанию Вам однозначно не ответят. А что уже говорить про, например, менеджмент?!
Сегодня любой вуз или бизнес-школа - это "шанхай", "лоскутное одеяло", где практически каждый ведущий темы...ведет ее по-своему. Многие продолжают вести, как и много лет назад. А другие - собирают в свои темы/курсы все, что движется (что не всегда есть плохо, это "плюрализм взглядов/подходов/школ").
Поскольку в вузах /бизнес-школах уже давно действует политика привлечения преподавателей-практиков (в некоторых БШ - до 70% проф-преп состава), то можете себе представить, насколько разобщенными (не укладывающимися в ОДИН учебник) могут выглядеть их программы. В 2012-14 гг я тоже разрабатывала свои программы для двух бизнес-школ (в одной 2 года вела, в другой - МВА не успели запустить, грянул кризис). Обе программы были "авторскими".
Многое выкладывается в он-лайн программы вузов и бизнес-школ. Они, как правило, платные, но Вы говорите, что какие-то программы сами выбирали и проходили. Можно еще раз посмотреть, то же Сколково.
Ответ на Ваш вопрос:
https://www.e-xecutive.ru/education/ratingsbs/1993596-tolko-odin-rossiiskii-vuz-popal-v-mirovye-reitingi-daidzhest-novostei-obrazovaniya#comments
Нужно добавить, что
"По словам, профессоров университета Бориса Гройсберга, Майкла Норриса и Карин-Изабель Кнуп основное внимание будет уделяться философии «управления вызовами» и факторам успеха, заключающимся в сосредоточенности, ловкости, координации и выносливости."
https://klitschko-brothers.com/novosti/garvardskij-universitet-vklyuchil-kurs-vladimira-klichko-upravlenie-vyzovami-v-svoi-uchebnye-programmy.html
Почему нет, учиться на примерах великих спортсменов можно так же, как и на любых других. Интересно, как построят кейсы.
Но я бы не назвал эту книгу учебником.