Стереотипы о MBA долго искать не пришлось. Форумы Executive буквально пестрят самыми разнообразными высказываниями в адрес обладателей дипломов. Мы выбрали самые популярные и попросили прокомментировать результаты исполнительного директора программ ЕМВА ВШМ СПбГУ Юлию Свинцову, директора московского офиса МВА Strаtegy Екатерину Гридину и исполнительного директора MBA Consult Викторию Пралич.
Стереотип №1 Выпускник бизнес-школы мыслит шаблонами, у него нет своего мнения
Виктория Пралич: Не согласна. Вряд ли ведущим корпорациям были бы интересны шаблонно мыслящие топ-менеджеры.
Юлия Свинцова: Хорошая программа МВА (программа в одной из бизнес-школ высокого уровня) обязательно учит умению вырабатывать в каждой ситуации свое собственное мнение, предлагать оригинальное решение, опираясь на факты, и творчески их осмысляя. А знание «шаблонов» позволяет избегать ошибок, уже сделанных другими.
Екатерина Гридина: Во-первых, мне кажется, что мышление шаблонами или наоборот, нестандартное мышление, — к МВА отношения не имеет. Во-вторых, без шаблонов невозможно творчество и невозможны нестандартные идеи (нестандартные по отношению к чему? К тем же шаблонам). Есть множество людей, которые без МВА создали бизнес на нестандартной идее, например, собственники Google или Билл Гейтс, который так и не доучился. А, например, Фил Найт, выпускник Стэнфорда, создал компанию Nike, которая на тот момент была не шаблоном, а именно прорывом. Более того, очень часто студенты МВА выходят из топовых бизнес-школ со стратегической целью создания собственного бизнеса, так построено обучение в школах. И чаще всего это бизнес на нестандартных идеях, новых темах, в новых нишах.
Стереотип №2 Именно люди с MBA загубили экономику
Е.Г.: Да, есть мнение, что инвестиционные банкиры своими действиями и политикой компаний привели к кризису и обвалу рынков. А поскольку большинство людей, которые работают в инвестиционных банках, имеют степень МВА, тень ложиться и на саму систему бизнес-образования. Но мнение это слишком поверхностное. С такой же легкостью можно говорить, что в кризисе виноваты мужчины, потому что, большинство людей, которые работают на руководящих позициях в крупных корпорациях и инвестиционных банках — мужчины.
Система бизнес-образования — это всего лишь элемент большой системы мировой и национальных экономик, который сам по себе вряд ли мог бы привести к таким серьезным, масштабным последствиям.
В.П.: Если говорить об экономике России, то, на мой взгляд, в течение последних пяти лет именно выпускники MBA программ способствуют росту экономики и развитию предпринимательского сектора, для которого, возвращаясь к первому стереотипу, шаблоны и отсутствие собственного мнения были бы губительны.
Стереотип №3 Обладатель MBA ставит себя выше других и причисляет себя к бизнес-элите
В.П.: Выпускники ведущих бизнес-школ мира не безосновательно относят себя к бизнес-элите, поскольку в большинстве своем ею и являются. Что касается высокомерия выпускников, то здесь многое зависит от личности самого выпускника, а также атмосферы, которая царит в его бизнес-школе.
Ю.С.: Первое утверждение в крайних формах может быть справедливо в том случае, если выпускник МВА плохо воспитан. Но если учесть, что при отборе на программы МВА оценивается, в том числе, и уровень общей культуры, то таких случаев в среде выпускников явно меньше, чем в среде не-выпускников (улыбается).
Основы общей культуры у слушателей МВА, как правило, уже сформированы и прочно закреплены, и на программе можно лишь немного это скорректировать. Уверенность в себе и способность к «эмоциональному лидерству» — качества, необходимые для бизнес-лидеров, — развиваются в процессе освоения курсов по лидерству и психологии достижения успеха.
Что касается принадлежности к бизнес-элите, то образование — только одно из условий. Дверь в бизнес-элиту открывают карьерные достижения, статус и масштабы бизнеса. Нужно отметить, что сообщества выпускников ведущих мировых бизнес-школ действительно представляют собой международную бизнес-элиту, и это один из важнейших ресурсов школ для привлечения наиболее талантливых и амбициозных слушателей.
Е.Г.: Это не миф, а реальность. Но не безосновательная реальность. Люди с МВА добились большего, чем многие другие — почему же они не могут ставить себя выше других? Они построили успешную карьеру, они прошли большой отбор в школе (один GMAT чего стоит), они ставят амбициозные цели, они конкурируют с такими же профессионалами высокого уровня. Если это не элита, то кто тогда?
Стереотип №4 Перед человеком с MBA всегда открыты двери высоких начальников, также получивших степень
Е.Г.: Это миф. Человек, получивший МВА, обычно достаточно профессионален, чтобы при рекрутинге смотреть не на диплом кандидата, а на реальные знания, умения и личные качества кандидата. Максимум, что может получить кандидат, владеющий таким же дипломом, как и работодатель — это более быструю процедуру рекрутинга. Ни больше ни меньше. Диплом МВА в данном случае — это ключ, но его еще надо вставить в нужную дверь, зайти в нее, произвести впечатление и выйти живым. Тоже касается и других вопросов. Да, у вас будет контакт «высокого» директора, который закончил ту же школу, что и вы, но это еще не значит, что он поможет вам решить ваш вопрос.
В.П.: Это утверждение имеет право на существование, однако, на мой взгляд, верно лишь в рамках сети выпускников той школы, к которой выпускник относится. Не будем забывать о конкуренции, существующей между топовыми бизнес-школами. Как ни парадоксально, подобные настроения свойственны и их выпускникам.
Ю.С.: Люди со степенью МВА говорят о бизнесе на одном языке, и им легче достичь взаимопонимания. К тому же выпускники программ МВА международного уровня — профессионалы высочайшего класса в области ведения переговоров, и для них, конечно, многие двери открываются легче.
Стереотип №5 Он не умеет использовать на практике полученные навыки
Ю.С.: Это неправда. Обучаясь на программе МВА, слушатели в течение всего процесса обучения сверяют теоретические знания с примерами из реальной практики компаний, решают кейсы, а при модульном формате обучения (наиболее распространенном в России) имеют возможность немедленно применить полученные знания и навыки в своем собственном бизнесе, принося на следующий модуль обратную связь.
В.П.: Здесь уместно вспомнить традиционное разделение навыков на «hard skills» и «soft skills». Не вызывает сомнения, что выпускники MBA отлично справляются с реализацией на практике технических навыков, полученных в бизнес-школе. Однако, что касается искусства коммуникации и взаимодействия с людьми, то, зачастую, одного-двух лет учебы оказывается недостаточно для кардинального изменения этого аспекта личности.
Стереотип №6 Выпускник западных MBA провалится в России
Е.Г.: Это миф. Во-первых, потому что проваливается не МВА — проваливаются люди. А во-вторых, есть много примеров, когда люди с западной МВА успешно управляют успешными компаниями.
В.П.: Если мы говорим об экспате с дипломом MBA западной бизнес-школы, то неблагоприятный исход вполне вероятен ввиду ряда причин: у него отсутствует понимание российской действительности (экономической, политической и бытовой), плюс языковой барьер. Если же речь идет о российском выпускнике западной школы, то в данном случае его шансы на успех после возвращения на родину станут только выше, поскольку с собой он привезет не только новые знания, но и новые контакты. Кроме того, его взгляд на развитие собственной организации уже никогда не будет однобоким.
Ю.С.: Здесь нет прямой зависимости. Если проблемы случаются, то не из-за недостатков бизнес-образования, а из-за неоправданно завышенных ожиданий работодателя от такого выпускника. Не стоит надеяться, что придет «управленец с дипломом», и все по мановению волшебной палочки заработает как по нотам. Любая бизнес-идея должна быть внедрена путем упорного труда и, как правило, это внедрение сопровождается преодолением сопротивления, возникающего при любом изменении. Вопрос — насколько бизнес готов меняться?
Все западные бизнес-школы сегодня ориентированы на глобализованную экономику и придают огромное значение курсам по международному менеджменту, кросс-культурным аспектам ведения бизнеса и так далее. Программы ведущих школ, как правило, включают в себя учебные модули в одной из стран БРИК, что дает выпускникам МВА основу для понимания бизнес-процессов в странах с быстроразвивающейся экономикой.
Стереотип №7 Выпускник российских MBA обладает только теоретическими знаниями и навыками
Ю.С.: Бизнес-школы не дают теории в чистом виде, это всегда сочетание разных методов, обучающих слушателей применению знаний в бизнесе. Есть три наиболее распространенных способа трансформации знаний в практику управления. Это кейсы — обсуждение теоретического материала на примере компаний, которые уже внедрили ту или иную систему, процесс или подход. Это выполнение проектов на базе компаний (обязательная форма на программах Executive MBA). Работая над групповыми консультационными проектами, слушатели имеют возможность немедленно применить знания на практике, причем, что важно, применить не в своей компании. Третий важный момент: бизнес-образование для взрослых всегда строится на диалоге со слушателями, обсуждении вопросов, которые актуальны в их практике.
Е.Г.: Если человек приходит в школу с маленьким опытом, он, действительно, будет мыслить шаблонно на основании теории. Потому что он ни разу не делал своими руками многие вещи в бизнесе, а школа уже дала ему ключи. Если же человек приходит на МВА с большим предыдущим опытом, то в школе его опыт становится более систематизированным, но от этого он не убывает. А поскольку часто в российские школы попасть можно и без большого опыта за плечами, этот миф может иметь под собой основания, но тоже не всегда.
Стереотип №8 Он может рассчитывать на должность в любой крупной компании
В.П.: Теоретически, качественный выпускник MBA с впечатляющим опытом до поступления, безусловно, может рассчитывать на должности в крупнейших корпорациях. На практике же нередко выходит, что не любая корпорация может позволить себе такого профессионала, прежде всего, ввиду его высокой стоимости. России это касается самым непосредственным образом.
Е.Г.: Даже если говорить о выпускнике топовой бизнес-школы, то это утверждение является мифом. В любой международной крупной консалтинговой компании вы не станете партнером и даже старшим менеджером только благодаря МВА. В компании надо расти. Другое дело, что обычно МВА выпускники просто ищут работу в крупных и платежеспособных компаниях — это да. Как минимум, потому что им надо выплачивать кредиты за обучение. Но и среди самих выпускников МВА есть высокая конкуренция за должности в крупных корпорациях, поэтому рассчитывать на любую компанию не приходится.
Стереотип №9 Выпускник MBA зарабатывает больше, чем его коллеги с аналогичным опытом
В.П.: В России, как и везде в мире, в первую очередь ценится опыт и профессионализм. Соответственно размер заработной платы не увеличится от простого наличия в резюме магических трех букв — MBA. С другой стороны, для некоторых компаний MBA является критерием отбора кандидатов при приеме на работу. К таким, к примеру, относятся крупнейшие консалтинговые компании. В таких случаях наличие диплома MBA определяет и должность, и уровень дохода.
Ю.С.: Обычно да. Помимо «прошлого» опыта, выпускник ценен для компании способностью к инновациям, ориентацией на изменения, ценен «своим взглядом в будущее».
Е.Г.: В этом есть правда, это не миф. Но это и логично. Выпускник МВА больше вложил в себя денег, знаний, времени, поэтому логично, что он ожидает на большую отдачу. А работодатели готовы платить за выпускников МВА больше, как минимум потому, что выпускники МВА (особенно топовых школ) прошли большие конкурсные отборы в школах. Уже поэтому они лучше остальных с таким же опытом. Коллега с аналогичным опытом стоит дешевле, хотя бы потому, что не имеет подтверждения того, что он лучше остальных.
Стереотип №10 Он сноб
Е.Г.: Часто да, но не всегда. Это все-таки больше личностная характеристика.
В.П.: Мы можем наблюдать людей в динамике: работу с кандидатами на степень MBA мы начинаем задолго до момента поступления и продолжаем сотрудничать с ними после окончания программ. Это дает нам право утверждать, что снобизм — особенность личности, на которую не влияют ни академические, ни географические, ни профессиональные факторы.
Е.Г.: Кстати, еще один миф — что выпускники MBA остались в кризис без работы. Сейчас ситуация выровнялась. Те, кто в начале кризиса были без работы и искали ее, сейчас уже трудоустроились. Потому что выпускник МВА, — помимо того, что это «дорогой» специалист, — это обычно еще и просто умный человек. А умные люди могут адекватно оценивать ситуацию, меняться, да и просто умные люди всегда во все времена в цене.
Детальное описание школ бизнеса и MBA на E-xecutive:
Хорошая продажа марки :) Вообще странно, никто из менеджеров никогда не ругает свой технический институт и специальность инженер по 'непонятночему' никто не клеймит позором брендовые курсы английского. Но за МВА принялись конкретно. МВА всего лишь марка дающая статус, знания, правильный круг общения, самоуважение, ну, кому что :) и это стоит денег. Сдается, что ругают его те, кто тайком завидует, но не хочет/не может это получить. Если действительно, хочешь как Билл Гейтс, тогда и смысл критиковать МВА?! Б.Г. этим не занимался, он просто много работал...
Сугубо техническая ремарка в отношении оформления текста: восприятие от ответов было бы полнее, если бы респонденты в каждом вопросе были бы указаны в одном порядке.
Сама-то статья, понятно, неприкрытая реклама, но тема интересная. Основной смысл диплома МБА выразил еще Ларошфуко - он сказал: 'Не презирайте щеголей - они демонстрируют уровень своих связей, позволяющих им так наряжаться, а связи - капитал, заслуживающий уважения' (могу неточно цитировать, но смысл передаю близко). То же и с МБА. Обладатель диплома демонстрирует, что смог позволить себе потратить N-ную сумму на этот диплом, что само по себе свидетельствует о его успешности. При этом сделал это способом, требующим определенного напряжения (несмотря на то, что знаю не одного МБА-шника, которому писали диссертацию на заказ), а не просто купил очередную яхту. Еще раз повторюсь, у меня вызывают уважение ребята, учащиеся в бизнес-школах, в большинстве своем это думающие, неспокойные ребята и работать с ними намного интереснее, чем со студентами. К сожалению, пока имею опыт преподавания у магистрантов, надеюсь поработать и в бизнес-школе.
Ирина Касимкина пишет:[COLOR=blue]Ну что говорить про Российское образование? И принято что оно долджно быть, и ожидать от него особо нечего. Единицы вузов входят в рейтинги. [/COLOR]Дело не в самом образовании, а в отношении к нему. Техническое образование у нас поставлено хорошо. Только беда в невостребованности технических специалистов и в низких зарплатах, что снижает интерес студентов к процессу обучения. Будучи в Штатах наблюдал в университетских библиотеках одну и ту же картину - в зале сидели индонезийцы, тайцы, вьетнамцы, китайцы, но белых там почти не было. Так что, их (западное) образование тоже дает результаты для тех, кто в нем нуждается. По поводу нашего экономического образования пока могу сказать, что оно в мучительном поиске модели - пока почти все преподается по сомнительным переводам учебников, рассказывающих о НЕНАШИХ примерах НЕНАШЕЙ экономики НЕНАШЕГО времени 8) Ну чему можно научить ребят, кроме как быстро запоминать материал перед самым экзаменом и быстро забывать его после сдачи оного? Преподают эти дисциплины в основном женщины преклонного возраста, бегающие по нескольким вузам, чтобы что-нибудь заработать (зарплата преподавателя вуза не выдерживает никакой критики). Советский кандидат наук был уважаемым человеком, имел хорошую зарплату и привилегию получить квартиру, а сейчас и профессор получает 18-20 тысяч. Мои студенты ниже 30 тысяч после выпуска даже не рассматривают.
Дмитрий Хлебников пишет:[COLOR=blue]Вот мой личный опыт 80-х: Зарплата кандидата наук была не очень высока. В ВУЗе ориентировочно 140 рублей (120-160) + 60-80 за НИР, ведение научно-исследовательских работ было обязательным, но, как правило, ограничивалось написанием (обновлением) учебников, методичек и т.д. Часто вузовская наука участвовала в работе профильных НИИ, в основном, занимаясь теоретическими расчетами. [/COLOR]Дмитрий, вот МОЙ ЛИЧНЫЙ опыт 80-х:Насчет квартиры - после окончания аспирантуры мне пообещали в вузе квартиру и дали. Согласен, это было не везде, но найти было несложно. Зарплата доцента (а им стать было несложно при нормальной работе) - 300 руб + 75 за НИР. Для советского времени это была очень приличная зарплата. До доцентства, работая ассистентом, при зарплате 125 р + 45 р (НИР) я спокойно отвозил семью на самолете на юг (из Сибири), возвращался (самолетом), потом в конце лета летел за ними и привозил их на самолете же назад. Простой расчет показывает, что сейчас, будучи профессором, я не могу позволить себе такую 'роскошь'.