5 советов начинающему карьеристу

Когда-то в детстве я мечтала стать архитектором – делать проекты загородных домов и продумывать внутреннюю планировку. Мой список профессий пополнялся и иными понятными для ребенка специальностями – такими, как врач или учитель. Разумеется, ни один ребенок не планирует стать менеджером проектов. Хотя, о чем мечтают сегодняшние дети, мне неизвестно.

Но вот мы выросли, выбрали себе какую-то современную специальность, отучились на нее, не успев понять, что же изучали все эти годы. И тут случилось, что пора наконец становиться этими менеджерами проектов, тестировщиками, контент-маркетологами, копирайтерами, CRM-аналитиками, разработчиками. И что это такое, даже в момент окончания вуза тоже неясно.

1. Зачем мне сейчас работа?

Не знаю как вы, но я вышла из университета без четкого понимания, какие бывают специальности. Отчасти в этом и вся суть нашего постсоветского образования, но сейчас не об этом. Когда я попала на первую в своей жизни работу, я понятия не имела, что делают люди в офисах, как устроена их жизнь, какие должности бывают. В моей семье не было никого, кто построил карьеру в частной компании, и любая из них была для меня «черным ящиком». При выборе я просто купилась на известный бренд работодателя. В итоге я получила совсем немного полезных навыков, поскольку сама не имела четкого понимания, что мне нужно.

Но не все было так плохо. Кратковременная стажировка дала мне представление, из каких отделов состоит HR-департамент организации, чем в нем можно заниматься, и понимание, что я вряд ли хочу работать в отделе «Компенсации и льготы».

«Что я хочу получить от работы, которую найду?» – вопрос банален. Но чем четче вы определитесь с вашей профессиональной областью, с профилем компании, с вашими задачами и карьерными целями, тем лучше будет результат, который вы получите на своем первом месте, тем меньше вы будет сожалеть о потраченном времени.

Поспрашивайте своих знакомых, чем занимаются они и в каких подразделениях. Хочу «заниматься чем-нибудь интересным» или «помощь в разных проектах» не подойдет. В крайнем случае, по такому критерию можно выбрать самую первую стажировку, чтобы просто познакомиться с работой большой компании изнутри (как и случилось в моем случае). Но даже если такая цель для начала вас устраивает, все же лучше определиться хотя бы с отделом и сферой. Получив базовое понимание о том, как работает департамент, позднее можно углубляться в конкретном направлении.

2. Какая деятельность вам по душе?

Если определиться с конкретным департаментом организации задача для вас суперсложная, я вас понимаю и советую пойти другим путем.

На этапе, который описан выше, вы пытались разобраться с объективной реальностью. Вы собирали информацию о том, кто из ваших друзей где работает, чем отличается копирайтер от контент-менеджера, и насколько это перспективно. Теперь я предлагаю вам развернуться на 180 градусовов и посмотреть в другую сторону – внутрь себя. Для этого стоит ответить на вопрос: «Какого рода занятия мне нравятся?».

Ответ необязательно должен лежать в сфере вашей профессии, подумайте о нем в более широком контексте. Возможно, вы любите писать тексты, например, пишете, длинные посты в соцсетях. Или вам нравится копаться в больших отчетах с данными и находить взаимосвязи. Вдруг вы оптимизировали свой личный бюджет через таблицу Excel! Можно вспомнить разные ситуации, в которых вы чувствовали себя на коне и использовали какой-то навык, которым уверенно владеете. Например, когда вы подробно рассказывали маме, как пользоваться новой многофункциональной кофеваркой. Или с завидным терпением обучали младшую сестру вождению автомобиля. Подобный опыт очень пригодится вам в работе с клиентами или на презентации товара.

Все дело в том, что в одном отделе всегда работают специалисты разного профиля. Стажер отдела HR может помогать как специалисту по компенсациям и льготам, совершенствуя свои навыки Excel, так и менеджеру по подбору персонала, развивая навыки профессиональной коммуникации. Разные позиции даже в рамках одного департамента подразумевают совершенно разную деятельность.

3. Выбирая компанию, вы выбираете стиль жизни

Итак, вначале я ничего не знала о том, как живет компания изнутри. Первое время мне, как инопланетянину, все было ново: дресс-код, его соблюдение и несоблюдение, время начала / окончания рабочего дня, обеды в столовой, деловая переписка, обращение на вы или на ты. Помню, как мой язык по началу никак не поворачивался обратиться «ты» к коллеге, который был чуть моложе моих родителей. Позже, попав в «Яндекс», я столкнулась с тем, что у разных коллег разный рабочий график. Далеко не всем можно было писать по рабочим вопросам в 10 утра: некоторые в это время только просыпалась. В одной компании в 18.00 сотрудники дружно двигались к выходу, а в другой – это время было самым разгаром рабочего процесса.

Если вы стажер, где-то это будет означать, что вы практически никак не участвуете в корпоративной жизни компании. А где-то, как было, например, в «Лаборатории Касперского», стажер может наравне с коллегами веселиться на корпоративах.

Отношения между людьми – этого не будет написано в вашем трудовом договоре, но это важная составляющая рабочего процесса. Именно поэтому разузнайте заранее про компанию и ее корпоративную культуру. Возможно, например, вы будете органично чувствовать себя в деловом костюме и жестком режиме консалтинга… Кстати, работать в консалтинге самой мне не довелось. По рассказам друзей я знаю, что жизнь там не сахар. Да, опыт, добытый в таких компаниях потом и кровью, ценится потом среди рекрутеров. Но, заглянув в себя, я почувствовала, что ходить в черно-белом офисном стиле мотивирует меня гораздо меньше.

4. Приоритезируйте: работа или учеба

Когда я поступала в магистратуру я дала себе обещание ходить только на те пары, которые будут того заслуживать. Но процесс обучения новой для меня специальности настолько захватил меня, что захотелось ходить на все. Да, и такое бывает, когда находишь что-то близкое по духу да еще и в исполнении хороших преподавателей. И если до этого я отдавала приоритет работе, то теперь ситуация изменилась, и работа стала интересовать меня куда меньше.

Возможно, вам удастся угнаться за двумя зайцами, если работа и учеба относятся к одной сфере. На практике такое случается не всегда. Но если получилось совместить все в одном – это залог успеха. В моем случае, интересные учебные пары сильно потеснили интерес к работе и стали мне мешать развиваться карьерно.

5. И напоследок о безделье

А теперь немного о приятном. О том, как вы любите проводить свободное время, о том, что доставляет вам удовольствие и поднимает настроение. Думаете, это никак не связано с работой? А вот и нет! За свой опыт офисной жизни я поняла, что просто необходимо иметь разные маленькие радости, которые смогут поднять настроение и немного отвлечь. Иначе вы очень быстро выгорите, что случилось однажды со мной, и тогда будет ни до работы, ни до отдыха.

Можно, например, специально выделять себе 15 минутные сессии просмотра соцсетей. С одной стороны, подобная мера позволяет расслабиться, с другой – существенно сокращает потребность заглянуть в Instagram во время работы. Я вот люблю смотреть в окно, особенно с чашечкой чая или кофе.

Очень часто, когда вы встраиваетесь в рабочий ритм, работа превращается в непрерывный конвейер, который целиком поглощает и не и дает даже пообедать. Если вам нравится то, что вы делаете – это приятный и ценный бонус. А если нет, что часто бывает на старте, работа превращается в отбывание срока.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Сергей Алейников
Адм. директор, Санкт-Петербург

Вот у меня сын вроде бы из "этого же" поколения, но его ещё в 11 классе удивляло - как это к ОКОНЧАНИЮ ШКОЛЫ можно не определиться со своей будущей специальностью? При этом в последние два года школьного образования мы посетили с ним пару десятков "дней открытых дверей" разных ВУЗов, и несколько раз - того, который он выбрал сам и который закончил. Правда - это ПГУПС и направление деятельности - железная дорога, и тем не менее, выбор был сделан. Предшествовало этому почти безумное увлечение паровозами, сейчас на это просто нет времени.... Проблема при этом в современных реалиях одна - найти зарплату, когда работа уже есть.... Поскольку у самого крупного работодателя России ведущий инженер получает меньше, чем уборщица (простите - специалист по клинингу, вошингер) в офисе газпрома!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.