Для России “Chief Information Officer” – пока довольно условное понятие. Менеджеров, соответствующих этому определению в его западном понимании, можно пересчитать по пальцам, несмотря на то, что первые лица в IT многих компаний именуются CIO. Это выглядит особенно странно, когда речь заходит о компаниях, где работает 20, а зачастую и 200 человек. В своем обзоре мы коснемся и «настоящих» CIO, и тех, кому, возможно, российские компании поторопились придать такой статус. При этом основной упор будет сделан на различиях в обязанностях IT-руководителей, от которых и зависит вознаграждение.
Роль CIO является предметом постоянного исследования и изучения, ей посвящена и статья 'Директор по информационным технологиям нового поколения' из нового выпуска 'Вестника McKinsey' . Основной идеей авторов является то, что средства, вложенные в информационные технологии, не будут потрачены впустую, только если менеджеры бизнес-подразделений компании начнут тесно взаимодействовать с директором по информационным технологиям, а сам он займется в первую очередь стратегическим планированием.
Описание позиции
С точки зрения положения в компании, CIO обыкновенно подчиняется напрямую генеральному менеджеру, иногда – вице-президенту, курирующему всю административную работу в компании и весь back-office, то есть, подразделения, не приносящие живых денег. В международных организациях российский CIO может быть напрямую подчинен старшему CIO, находящемуся в штаб-квартире корпорации. В некоторых компаниях IT-функцию включают в административный департамент или подчиняют финансовому директору, что не всегда правомерно. Задачи IT не сводятся исключительно к поддержке бизнеса либо его администрированию. IT становятся решающим фактором развития, и именно это понимание породило должность Chief Information Officer: менеджера, курирующего IT и входящего в высшее руководство организации.
В международных корпорациях CIO входит в правление компании. Он должен хорошо понимать ее стратегию и на этой основе разрабатывать IT-стратегию, как краткосрочную, так и долгосрочную. CIO необходимо понимание бизнес-процессов в организации и того, как оптимизировать эти процессы с точки зрения информационных технологий.
Chief Information Officer в крупной организации руководит большим департаментом, в котором также есть менеджеры среднего звена. Здесь есть человек, отвечающий за информационные системы, приложения и разработки, люди, отвечающие за инфраструктурные решения, телекоммуникации, поддержку пользователей. Каждый из них обеспечивает реализацию IT-стратегии на своем участке. Например, ответственный за инфраструктуру просчитывает, какие нужны вложения в компьютеры, сервера и другую технику, какой они должны быть марки и так далее. Он обосновывает свои соображения перед CIO или советом директоров: почему выгоден именно такой выбор, сколько это будет стоить, почему выгодно использовать аутсорсинг, а не собственных сотрудников.
Помимо того, что CIO разрабатывает и внедряет стратегию IT, он определяет и бюджеты. Причем в них есть не только расходные статьи, но и доходные: CIO должен понимать, какие средства будут сэкономлены благодаря внедрению тех или иных систем, привлечению новых поставщиков. Чрезвычайно важным для CIO является навык управления проектами. Это касается как задач, выполняемых собственными силами IT-департамента, так и проектов, отдаваемых внешним подрядчикам. Также он определяет размеры зарплат своего персонала, курирует его развитие и обучение. По всем этим вопросам CIO работает вместе с подчиненными ему руководителями отделов, систематизируя и корректируя полученную от них информацию и принимая основанные на ней решения.
Еще одна особенность работы CIO состоит в том, что он сам может (и даже должен) инициировать нововведения. Он общается непосредственно с высшим руководством и призван предлагать решения, которые важны на уровне бизнеса в целом, а не только на уровне IT. Также ключевой задачей CIO является обеспечение бесперебойной работы существующих информационных систем. CIO должен быть в курсе последних тенденций мирового рынка IT для бизнеса и своевременно проводить техническое и программное перевооружение компании.
Следует отметить важное отличие между ролью CIO в России и на Западе. Бюджеты, выделяемые на IT, тратятся по-разному: в нашей стране CIO львиную долю всей необходимой работы проводят силами своего департамента, на Западе – с использованием подрядчиков. Развитие аутсорсинга идет двумя путями: с помощью привлечения внешних подрядчиков и за счет «внутреннего аутсорсинга». Например, международная корпорация создает глобальную службу техподдержки в одной стране, а она обслуживает подразделения и клиентов компании по всему миру. Аутсорсинг может касаться практически всех аспектов IT – поддержки пользователей, обеспечения работы инфраструктуры, связи и так далее. Курирует внешние и внутренние IT-проекты и структуры именно CIO. Существует мнение, что западный CIO в большей степени управляет деньгами и проектами, а его российский коллега – собственными сотрудниками.
Отраслевые особенности развития IT-функции
Критически важную роль для бизнеса IT играют, прежде всего, в сфере телекоммуникаций, а также в банках, где система должна работать непрерывно. Клиенты таких компаний должны 24 часа в сутки иметь доступ к сервису – получать услуги связи или, например, иметь возможность снять деньги в банкомате. Всю техническую инфраструктуру в таких компаниях поддерживают именно IT-специалисты, а без работающей биллинговой или платежной системы бизнес здесь невозможен.
Если говорить о других компаниях, где IT-менеджмент получил особое развитие, следует упомянуть мультинациональные корпорации, имеющие производство на территории СНГ со штатом в тысячи человек. Сюда относятся нефтегазовые, автомобилестроительные, FMCG-компании. Конвейер, как и платежные системы, также зачастую не должен останавливаться, а значит, особенно важна бесперебойная работа связи, ERP-систем и так далее.
С точки зрения характера бизнеса, информационные технологии играют ключевую роль также в страховании, в области логистики и перевозок, в сетевой торговле. Однако в России компании в этих сегментах в большинстве своем только вступают в стадию системного развития, а многие находятся на этапе становления. Причем это касается как сугубо российских, так и международных компаний, действующих на территории страны.
В компаниях меньшего размера, в том числе относящихся к FMCG-сектору и имеющих в России производство, появляется все больше профессиональных IT-специалистов. Культура IT-менеджмента приходит в эти компании в основном с экспатами либо с людьми, приходящими на руководящую должность со вторых ролей в крупных компаниях, где они смогли изучить методологию управления IT.
В российских компаниях, работающих вне секторов FMCG, телекоммуникаций или банковского бизнеса, IT-менеджмент в целом поставлен хуже. В этой связи не всегда возможно назвать главу IT-департамента “Chief Information Officer”: лучше подошел бы термин “IT-директор” или “менеджер по информационным технологиям”. Это связано с недостаточно проработанной IT-структурой, но главное – с той ролью, которую играют здесь IT-директора. Дело в том, что руководство российских компаний в значительной части не осознало важность IT-функции, поэтому относится к ней как к IT департаменту как к затратному подразделению, не приносящему финансовой отдачи. Часто бюджет таких подразделений составляет несколько десятков тысяч долларов, предназначенных лишь на обновление парка техники. В таких компаниях могут внедряться и дорогостоящие ERP-системы, но их применение не всегда оправдано: бизнес оказывается не готов к подобным инициативам, и можно было бы обойтись гораздо более простым и доступным решением.
Особенности кадрового рынка CIO и IT-директоров
Ключевая особенность рынка в том, что грамотных, по-настоящему бизнес-ориентированных лидеров в корпоративных IT очень мало. С этим связано то, что порой еще недостаточно сформировавшихся как менеджеров IT-специалистов называют CIO и возлагают на них функции бизнес-лидеров. От них ждут большей ориентации на бизнес и на клиента, которой очень часто недостает. Эта проблема касается всей IT-функции, от руководителя до системного администратора. Работа, скажем, сотрудника службы техподдержки – это тоже в некотором роде продажа: он должен внимательно выслушать своего «клиента», сотрудника той же компании, и постараться правильно его обслужить. Но на уровне CIO особо остра нехватка людей, обладающих глобальным видением бизнеса, пониманием, куда движется компания и зачем предпринимаются какие-то шаги в IT. Очень часто, даже если главы IT-департаментов обладают хорошей теоретической подготовкой и знают, что происходит в этой области в мире, они, по большому счету, остаются «продвинутыми» IT-менеджерами, обладающими определенными лидерскими и управленческими талантами. Как только менеджер приобретает понимание, что именно он может сделать, чтобы компания зарабатывала больше денег, его ценность, а следом за ней и статус возрастают.
Откуда приходят CIO
Практически единственный путь будущего CIO или IT-директора – постепенный рост. Необходимо техническое образование и практический опыт работы на все более высоких должностях в IT. Крайне сложно привести хотя бы один пример того, чтобы должность CIO занял бывший финансист, логистик или представитель другой «посторонней» профессии. Есть примеры, скажем, в банковской сфере, когда менеджер, отвечающий за операционную деятельность компании (Chief Operating Officer, СОО) может также возглавить IT. Однако под его началом, как правило, находится сильный IT-директор, который практически полностью берет на себя ответственность за информационные технологии и, по большому счету, просто отчитывается COO о проделанной работе.
Важнейшая причина, по которой пост CIO не занимают «посторонние», очевидна. CIO должен быть полностью компетентен в своей сфере, а овладеть необходимыми техническими знаниями и навыками можно, только пройдя серьезную теоретическую и практическую подготовку, получив профильное образование и поработав в IT. Менеджер в IT должен говорить на одном языке со своими подчиненными, и здесь недостаточно мыслить только категориями экономической эффективности и цифр. Кроме того, IT-директору необходимо обладать авторитетом среди своих подчиненных. На каком-то этапе становится очевидным, что подчиненные лучше разбираются в том или ином конкретном вопросе, чем CIO, и это нормально. Однако CIO обладает лучшими менеджерскими и лидерскими навыками, глубже разбирается в бизнесе всей компании, благодаря чему и занимает более высокую должность.
Образование для CIO
Оговоримся: Chief Information Officer – это, конечно, не специальность, которую получают выпускники вузов, а позиция в иерархии компании. Между тем, можно отметить определенные закономерности в том, какими дипломами обладают CIO и к какому образованию они стремятся.
Среди CIO-россиян практически 100% имеют техническое или математическое высшее образование, зачастую дополненное МВА в области IT или другим обучением. Здесь много выпускников Мехмата и ВМК МГУ, МФТИ, МГТУ им. Баумана и т. д. В последние годы появился ряд российских программ высшего, дополнительного образования и МВА в области IT (MBI, Master of Business Information). Пока их можно пересчитать по пальцам одной руки: Школа IT-менеджмента Академии народного хозяйства, Факультет бизнес информатики Высшей школы экономики, Программа MBI Государственного университета управления плюс дистанционная программа e-MBI «Академии АйТи» и того же ГУУ. Программы молоды (старейшая появилась в 2001 году) и пока сложно говорить о том, высоко ли котируются выдаваемые ими дипломы: их обладателями стали лишь два выпуска. Несомненно, число таких программ и качество образования, которое они дают, будут расти. Вместе с тем, на сегодня компании, работающие в России, не готовы платить существенную прибавку к зарплате своего CIO или IT-директора только за то, что он получил МВI, пускай даже и за границей. Между тем, на Западе MBI становится все более популярной программой среди «функциональных» программ МВА, а их выпускники ценятся достаточно высоко.
Постепенно возрастает известность и востребованность в России курсов, посвященных ITIL - IT Infrastructure Library. Этот проект, открытый в конце 80-х Central Communications and Telecom Agency правительства Великобритании, был призван обобщить лучшие практики и методики в области IT для бизнеса. На сегодня ITIL стал, фактически, стандартом, по которому строится работа IT-департаментов западных, а за ними – многих российских компаний. Благодаря этому получают распространение курсы, знакомящие IT-менеджеров с ITIL, и для все большего числа работодателей знание методик ITIL является существенным достоинством – или даже обязательным требованием – для кандидата на роль CIO и вторых лиц IT-департаментов.
Компенсации
В большинстве обзоров зарплат топ-менеджеров нам приходилось повторять, что верхнюю планку компенсаций задают в России крупнейшие российские и международные компании. В случае с CIO это также соответствует истине, но постепенно компенсации для CIO в развитых западных и российских компаниях выравниваются. Причем самые высокие вознаграждения для CIO на сегодня предлагают крупнейшие российские холдинги, за ними следуют мультинациональные корпорации. Максимальное совокупное вознаграждение CIO может составлять около $350 тыс./год. Есть примеры и значительно больших вознаграждений, но это частные случаи, возможно, связанные с особым положением CIO внутри компании и его взаимоотношениями с менеджментом.
Среди крупных российских и западных компаний зарплаты CIO колеблются между $100 тыс./год и $200 тыс./год. Такое вознаграждение будет предназначаться «настоящему» CIO, обладающему хорошим опытом и стратегическим взглядом на IT-функцию. Такие руководители обыкновенно входят в советы директоров компаний.
Зарплаты в $5-7 тыс./мес. выплачиваются в компаниях меньшего размера, а также в крупных организациях, в которых функция IT не получила большого развития. Компенсация около $5 тыс./мес. еще не говорит о том, что ведущий IT-менеджер обладает недостаточно высоким профессионализмом и потенциалом для развития. Однако круг его обязанностей и возможностей сужен характером компании, соответственно, относительно невелико и его вознаграждение. В то же время, IT-директор здесь также должен отвечать некоторым критериям. Прежде всего, он должен быть компетентен в технических вопросах, обладать большим опытом менеджмента в IT. Если компания западная, CIO обязательно должен вписываться в ее корпоративную структуру, хорошо говорить по-английски, обладать клиентоориентированным и бизнес-ориентированным мышлением.
Однако большинство компаний, как российских, так и международных, выплачивают первому лицу в IT вознаграждение до $5 тыс., а в огромном числе случаев – существенно меньшее. Причины тому различны. Так, для мелкого бизнеса достаточно одного двух специалистов, иногда – фрилансеров, и IT-директор здесь далеко не является необходимой фигурой. Аналогичные зарплаты могут платиться и в крупном бизнесе еще «советского» типа, где “IT-директора” порой занимаются всем, что имеет хоть какое-то отношение к IT и техническому обеспечению работы компании, вплоть до починки розеток. Также невелики могут быть зарплаты в небольших представительствах западных компаний (несколько десятков человек), где IT-менеджер обеспечивает поддержку пользователей, и не более того. Во всех этих случаях распространенной компенсацией является около $1,5-2 тыс./мес. Максимальные зарплаты IT-специалистов, не имеющих подчиненных, могут достигать – $2-3 тыс./мес. (крупнейшие компании), в большинстве случаев – около $1-2 тыс./мес.
Премирование глав IT-департаментов, как правило, строится на традиционных для back-office схемах: «13-я зарплата», фиксированный бонус и/или бонус, привязанный к результатам работы CIO и его подразделения и т. д. В то же время, для IT-директоров и CIO, несущих ответственность за важные проекты (например, внедрение корпоративной информационной системы), премии могут увязываться с успешным завершением этих проектов. В некоторых крупнейших компаниях CIO, наравне с другими функциональными директорами, участвуют в опционных программах, которые также могут существенно сказываться на размере их дохода.
Еще одной общей особенностью зарплат IT-директоров можно назвать то, что зачастую размеры их компенсации определяются субъективно, исходя из воззрений генерального руководства или владельцев на этот предмет. Также следует отметить, что, хотя IT-директора пока зарабатывают меньше своих коллег из других дирекций, их зарплаты также уверенно повышаются. IT-рынок в нашей стране быстро растет и будет расти, по оценкам аналитиков, еще не менее 6 лет. Одновременно усиливается интерес руководителей компаний к IT и понимание, насколько информационные технологии облегчают бизнес. Благодаря совокупности этих факторов, увеличивается спрос на настоящих управленцев в области IT, растет квалификация директоров по IT. Рынок CIO «молодеет» за счет притока новых талантливых менеджеров. Все большее число IT-менеджеров соответствуют западным стандартам: владеют английским, хорошо ориентированы на клиента, владеют навыками управления людьми, ведения переговоров, способны быстро обучаться и так далее. Все это позволяет надеяться, что у CIO как функции, становление которой мы сейчас наблюдаем, в России большое будущее.
В статье использовано экспертное мнение Татьяны Пестряковой, менеджера проектов Ward Howell Management Selection