Искусство пользоваться обратной связью

Владислав Шипилов,
основатель SBA University

Представьте, что вы выступаете перед своими коллегами в офисе с презентацией о чем-то очень важном и полезном (для вас, а может быть, даже и для них). Люди слушают, кивают, у кого-то глаза на лоб лезут от ваших слов, а кто-то улыбается.

карьера

После выступления к вам подходит коллега и говорит, что ему понравилось в вашей речи, а что не очень. Потом подходит другой и сообщает, что вы везде ошиблись в расчетах и ваш спич воспринимать серьезно никто не будет. Третий обращает внимание на ваш голос, который не подходит к формату вашего выступления, четвертый говорит, что вы смотрелись неуверенно, а пятый просто грустно подходит и хлопает по плечу, ничего не говоря. Вот такая вот вам пришла обратная связь после выступления.

И как это все расценивать? Вам ведь и правда интересно знать о том, как вы выступили и что вы можете сделать лучше? Сейчас я расскажу о том, как сделать поступающий от людей фидбэк действительно применимым.

1) Самое важное: собирайте и положительную, и отрицательную обратную связь

(Отрицательную еще называют «вектором развития»). Вы становитесь сильнее за счет усиления своих сильных сторон, а не слабых. Если вы запрашиваете только негативную обратную связь, но забываете о том, что у вас получается хорошо, то вы теряете огромную возможность продолжать делать это осознанно, и усилить свои возможности в этой области. И все же просите отмечать стороны, требующие дальнейшего развития, просто не концентрируйтесь исключительно на них.

2) Запрашивайте обратную связь у «правильных» людей

То есть, у тех людей, которые качественно выполняют ту или иную работу, и действительно обладают навыком, который вы развиваете. Если вам интересно, как вы выступили, попросите дать вам фидбек человека, который умеет выступать, продавать – того, кто умеет продавать, а развивать бизнес – того, кто это умеет, желательно, в вашей области. Всегда забавляют люди, которые раздают всем советы налево и направо про личную жизнь, например, при этом сами имеющие по всем фронтам огромное количество проблем.

3) Запрашивайте обратную связь регулярно

Возьмите себе в привычку по окончании действия задумываться о том, как его совершенствовать. И снова: совершенствовать – значит, улучшать сильные стороны, а не только избавляться от слабых.

4) Используйте по максимуму обратную связь от своего ментора

Но не забывайте получать ее и от других специалистов.

5) Договаривайтесь с экспертом заранее

До начала действия / наблюдения договоритесь, о чем именно вы хотите получить обратную связь, чтобы эксперт мог фиксировать ваши элементы поведения по ходу наблюдения. Например, попросите тренера перед вашим выступлением последить за тем, как вы работаете с аудиторией на сцене, чтобы он потом смог вам высказать свое мнение относительно этого конкретного запроса.

6) Получайте фидбек о своих действиях с разных сторон и точек зрения

От людей, исполняющих разные роли: подчиненных, коллег, руководства, клиентов; от людей разного типа: более и менее критичных, более и менее похожих на вас и т.п.

7) Благодарите за обратную связь

Как за ту, что вызвала ваше доверие, так и за ту, которая, возможно, вам не очень понравилась.

8) Не спорьте

Если вы не согласны с обратной связью, просто скажите «Спасибо, ок». Помните, что любое мнение субъективно, и тут нет места оправданию себя перед человеком, дающим ОС. Почему? Все просто: если человек говорит: «Мне не хватало твоего внимания», то это значит только то, что ему не хватало внимания. Бессмысленно ему отвечать: «На самом деле я старался привлечь твое внимание, а ты просто не хотел его оказывать!». Человек просто обратил ваш взор на свое ощущение и на то, что он заметил или ему показалось. Нет смысла с ним спорить.

9) Уточняйте

Если вам не очень понятно, что имеет в виду человек, дающий вам ОС, то задайте ему несколько уточняющих вопросов. Например, он говорит, что вы слишком самоуверенно (или наоборот, неуверенно) себя ведете. Попросите его привести пример ситуаций, когда вы проявили (или не проявили) это качество. Можете спросить, в чем конкретно проявлялось то, о чем он говорит. Например: если вам говорят: «Ты вел себя неуверенно», то можете задать встречный вопрос: «Хорошо, а в чем, как тебе кажется, выражалась эта неуверенность? В каких действиях?». Если вы не будете уточнять общие высказывания, то вы не сможете использовать данный вам фидбек в дальнейшем. В общем, старайтесь получать ОС по вашим действиям, а не абстрактно по вашей личности.

10) И последняя рекомендация

Реагировать на обратную связь или нет, прислушиваться ли к ней – решать только вам. Главное, что вы должны понимать, насколько действительно содержащаяся информация в этом конкретном фидбеке поможет вам достигнуть поставленной цели (продать больше, выступить лучше, мотивировать кого-то или убедить сильнее и так далее). Ценность обратной связи в ее соотношении с вашими целями.

Совершенствуйтесь и развивайтесь, друзья!

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Консультант, Москва
Я тоже дам обратную связь - в статье содержатся очевидные и банальные для специалиста рекомендации. Они могут быть полезны новичкам, но новички, боюсь, не отложат их в голове (нет контекста) Уважаемый Автор не привёл, к сожалению, ни одного примера результативности предлагаемых им рекомендаций. Иными словами, читателю, предлагается верить на слово. Грех не большой, но всё же.. Помимо отсутствия новизны на информационном уровне, нет и новизны на уровне эмоциональном, читателю не показываются новые точки зрения на ситуацию, не ''встряхивают''
2) Запрашивайте обратную связь у «правильных» людей
Резонный вопрос: а в чём они правильные? не лучше назвать их компетентными?
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Если автор владеет темой именно на таком уровне, то его потенциальный клиент - это лицо, которое вообще не в теме. Для практика с опытом ценность статьи - 0.

Руководитель, Владивосток
Сейчас я расскажу о том, как сделать поступающий от людей фидбэк действительно применимым. Ой, ой, начните для потомков татаро-монгол - ху из фидбэк? А то понимаю что не дорос, а вот где, то ли в позвоночнике, то ли в туалете - как-то сразу и не пойму... PS Нет поражений - есть обратная связь... PSS А фото автора прям очень даже ничего - правда так и светится в глазах. Может даже чересчур?
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.

10% программистов крупных IT-компаний ничего не делают

По данным исследования, столько разработчиков лишь числятся в штате и получают зарплату, но при этом не приносят пользу компании.