Владислав Шипилов,
основатель SBA University
Представьте, что вы выступаете перед своими коллегами в офисе с презентацией о чем-то очень важном и полезном (для вас, а может быть, даже и для них). Люди слушают, кивают, у кого-то глаза на лоб лезут от ваших слов, а кто-то улыбается.
После выступления к вам подходит коллега и говорит, что ему понравилось в вашей речи, а что не очень. Потом подходит другой и сообщает, что вы везде ошиблись в расчетах и ваш спич воспринимать серьезно никто не будет. Третий обращает внимание на ваш голос, который не подходит к формату вашего выступления, четвертый говорит, что вы смотрелись неуверенно, а пятый просто грустно подходит и хлопает по плечу, ничего не говоря. Вот такая вот вам пришла обратная связь после выступления.
И как это все расценивать? Вам ведь и правда интересно знать о том, как вы выступили и что вы можете сделать лучше? Сейчас я расскажу о том, как сделать поступающий от людей фидбэк действительно применимым.
1) Самое важное: собирайте и положительную, и отрицательную обратную связь
(Отрицательную еще называют «вектором развития»). Вы становитесь сильнее за счет усиления своих сильных сторон, а не слабых. Если вы запрашиваете только негативную обратную связь, но забываете о том, что у вас получается хорошо, то вы теряете огромную возможность продолжать делать это осознанно, и усилить свои возможности в этой области. И все же просите отмечать стороны, требующие дальнейшего развития, просто не концентрируйтесь исключительно на них.
2) Запрашивайте обратную связь у «правильных» людей
То есть, у тех людей, которые качественно выполняют ту или иную работу, и действительно обладают навыком, который вы развиваете. Если вам интересно, как вы выступили, попросите дать вам фидбек человека, который умеет выступать, продавать – того, кто умеет продавать, а развивать бизнес – того, кто это умеет, желательно, в вашей области. Всегда забавляют люди, которые раздают всем советы налево и направо про личную жизнь, например, при этом сами имеющие по всем фронтам огромное количество проблем.
3) Запрашивайте обратную связь регулярно
Возьмите себе в привычку по окончании действия задумываться о том, как его совершенствовать. И снова: совершенствовать – значит, улучшать сильные стороны, а не только избавляться от слабых.
4) Используйте по максимуму обратную связь от своего ментора
Но не забывайте получать ее и от других специалистов.
5) Договаривайтесь с экспертом заранее
До начала действия / наблюдения договоритесь, о чем именно вы хотите получить обратную связь, чтобы эксперт мог фиксировать ваши элементы поведения по ходу наблюдения. Например, попросите тренера перед вашим выступлением последить за тем, как вы работаете с аудиторией на сцене, чтобы он потом смог вам высказать свое мнение относительно этого конкретного запроса.
6) Получайте фидбек о своих действиях с разных сторон и точек зрения
От людей, исполняющих разные роли: подчиненных, коллег, руководства, клиентов; от людей разного типа: более и менее критичных, более и менее похожих на вас и т.п.
7) Благодарите за обратную связь
Как за ту, что вызвала ваше доверие, так и за ту, которая, возможно, вам не очень понравилась.
8) Не спорьте
Если вы не согласны с обратной связью, просто скажите «Спасибо, ок». Помните, что любое мнение субъективно, и тут нет места оправданию себя перед человеком, дающим ОС. Почему? Все просто: если человек говорит: «Мне не хватало твоего внимания», то это значит только то, что ему не хватало внимания. Бессмысленно ему отвечать: «На самом деле я старался привлечь твое внимание, а ты просто не хотел его оказывать!». Человек просто обратил ваш взор на свое ощущение и на то, что он заметил или ему показалось. Нет смысла с ним спорить.
9) Уточняйте
Если вам не очень понятно, что имеет в виду человек, дающий вам ОС, то задайте ему несколько уточняющих вопросов. Например, он говорит, что вы слишком самоуверенно (или наоборот, неуверенно) себя ведете. Попросите его привести пример ситуаций, когда вы проявили (или не проявили) это качество. Можете спросить, в чем конкретно проявлялось то, о чем он говорит. Например: если вам говорят: «Ты вел себя неуверенно», то можете задать встречный вопрос: «Хорошо, а в чем, как тебе кажется, выражалась эта неуверенность? В каких действиях?». Если вы не будете уточнять общие высказывания, то вы не сможете использовать данный вам фидбек в дальнейшем. В общем, старайтесь получать ОС по вашим действиям, а не абстрактно по вашей личности.
10) И последняя рекомендация
Реагировать на обратную связь или нет, прислушиваться ли к ней – решать только вам. Главное, что вы должны понимать, насколько действительно содержащаяся информация в этом конкретном фидбеке поможет вам достигнуть поставленной цели (продать больше, выступить лучше, мотивировать кого-то или убедить сильнее и так далее). Ценность обратной связи в ее соотношении с вашими целями.
Совершенствуйтесь и развивайтесь, друзья!
Если автор владеет темой именно на таком уровне, то его потенциальный клиент - это лицо, которое вообще не в теме. Для практика с опытом ценность статьи - 0.