В практике построения перспективной карьеры для современных менеджеров принципиально важным фактором является наличие контактов с консультантами по карьере, рекрутерами. При этом существуют устоявшиеся, достаточно жесткие правила общения с рекрутерами, соблюдение которых обеспечит вам эффективное продвижение к поставленным карьерным целям.Для многих нормы общения с рекрутерами очевидны, они вписываются в устоявшуюся модель делового общения и не вызывают каких-либо недоумений. Тем, кто еще не имеет достаточного опыта работы с рекрутерами или для кого предыдущий опыт общения оказался неэффективным, вероятно, полезным будет узнать несколько важных моментов взаимодействия со специалистами по подбору кадров.
Когда общаться с рекрутерами?
Прежде всего, в какой момент вам надо встретиться с рекрутерами? Естественно, чаще всего это случается в то самое время, когда вы сами находитесь в готовности изменить вашу жизнь, когда вы отчетливо мотивированы на продвижение своей карьеры и профессиональный рост. Независимо от того, удовлетворены ли вы своей нынешней работой на 100%, или всего на 30%, действительно профессиональный менеджер всегда мотивирован на профессиональный рост и карьерные продвижения. Безусловно, более эффективной является стратегия прогнозирования своей карьеры, а не действие «пожарника» в критической ситуации (увольнение, сокращение, реструктуризация и др.). Поэтому даже если вы еще не вполне готовы к смене работы, можно, тем не менее, начинать диалог с консультантами по подбору персонала, и, быть может, именно в результате этого диалога вы и определитесь с вашими дальнейшими планами. Не бойтесь инициировать такой разговор. Ваша задача на данном этапе заявить о себе, сориентировать рекрутера по поводу вашей мотивации, профессионального опыта — проще говоря, завести полезное деловое знакомство. Быть в базе данных рекрутеров или консультантов executive search — полезно, ведь вы никогда не знаете, как сложится ваша карьера в будущем. Более того, существует еще одно правило — хорошим тоном является информирование рекрутеров и консультантов об изменениях в вашей карьере. На практике это выглядит достаточно просто — пришлите по e-mail или факсу вариант вашего обновленного резюме.
Как стать заметным для рекрутера?
Допустим, для вас является очевидной полезность того, чтобы быть знакомым с рекрутером. В таком случае закономерным является вопрос: «Как стать заметным и профессионально привлекательным для рекрутера?» Желая попасть в поле зрения рекрутера, действуйте логично и продумано, постарайтесь избежать явных ошибок, которые до сих пор встречаются очень часто.
Во-первых, не превращайте свое резюме и себя, соответственно, в спам. Не стоит рассылать свое резюме на все вакансии подряд. Кандидат, который присылал свое резюме на позиции коммерческого директора, директора по персоналу, руководителя службы безопасности и офис-менеджера, выглядит крайне неадекватным. Кандидат, который считает, что он может «все и вся» — плохой кандидат. Рекрутеры, работающие в одной компании, постоянно общаются друг с другом. Будьте уверены, если все они получили ваше резюме, причем на принципиально разные позиции, вам никогда не позвонят с дельным предложением.
Во-вторых, перед тем, как выйти на контакт с рекрутерами, проанализируйте рынок услуг по подбору персонала. Есть агентства, которые занимаются только executive search (подбором руководителей высшего управленческого звена), management selection (подбор менеджеров и профессионалов), подбором административных сотрудников, подбор сотрудников на временные, сезонные работы и др. Правильный выбор того или иного агентства, учитывая его специализацию, свидетельствует о вашем профессионализме. Разумеется, «обращение по адресу» обеспечит адекватный ответ.
Кроме достаточно стандартных общепринятых способов знакомства с рекрутерами, таких как отправка резюме, предложение своей кандидатуры на конкретную вакансию агентства и др., есть не прямые, но очень эффективные способы. Вот некоторые из них.
- Выступление на специализированных форумах и конференциях. Работа рекрутеров предполагает обязательное посещение семинаров, конференций, форумов. Ведь эта прекрасная возможность познакомиться с правильными людьми, послушать об их реальных достижениях, обсудить актуальные вопросы.
- Членство в специализированных профессиональных организациях, клубах и т. д. Профессиональные рекрутеры, как правило, хорошо осведомлены о существовании специализированных профессиональных сообществ; у них есть представление о том, какого уровня специалисты туда входят. Будьте уверены, если данное сообщество специалистов действительно ценно, рекрутеры постараются добыть список действительных членов этой организации, клуба и т. д.
- Публикации в профессиональных и специализированных журналах, дайджестах, бюллетенях и др. Как правило, каждый рекрутер в агентствах имеет свою профессиональную специализацию. Чтобы быть в курсе последних изменений на рынке в данной отрасли, он, конечно, выписывает необходимые СМИ. Информация, имена, указанные в таких публикациях, часто могут стать хорошим поводом для знакомства. Если ваш материал опубликован и вы действительно гордитесь им, отправьте его рекрутеру.
- Рекомендации коллег и знакомых как внутри вашей организации, так и вне нее.
- Членство в специализированных виртуальных сообществах, созданных самими агентствами (например, www.monster.com, www.executive.ru и др.). Такие сайты, как правило, открывают не только возможность общения в среде профессионалов, но и позволяют проявить себя как менеджера, специалиста высокого класса (например, решение кейсов, выступления в форумах, публикации авторских материалов, представление одного дня из жизни и др.).
Как стать привлекательным для рекрутера?
Executive уже не раз писал о важности резюме и о том, каким оно должно быть; функциональном значении сопроводительного письма и др. В этой статье мы хотим обратить внимание на сам процесс идентификации кандидата, на критерии его оценки. Предлагаем вам список некоторых общих критериев, которые являются важными при отборе и оценке потенциального кандидата на ту или иную позицию.
- Брэнд компании, в которой вы работаете. Совершенно очевидно, что компания, в которой вы работаете (работали), в значительной степени определяет вашу ценность. Существует достаточно развернутый список компаний, работать в которых престижно, которые определяются как «правильные профессиональные школы». В этом случае брэнд компании работает на вас, в определенной степени задает уровень вашего профессионализма. При выполнении заказа по поиску кандидата, рекрутер прежде всего составляет список компаний, в которых может работать потенциальный кандидат. Клиент также может сообщить рекрутеру список компаний, кандидаты из которых ему потенциально интересны.
- Успешность компании на рынке. Общие успехи компании, в которой вы работаете, может также служить демонстрацией того, что вы не одиночка и умеете работать в команде.
- Карьерные переходы. Рекрутер всегда обратит внимание на удачные переходы кандидата из одной компании в другую, а также на переходы в другие отрасли. Для рекрутера транспонируемость менеджера — конкурентное преимущество.
- Карьерный рост. Для оценки кандидата важным является его карьерный рост, переходы на более высокий уровень в управлении, в сфере принятия управленческих решений и выполнении менеджерских задач. Кандидат, который на протяжении 5 лет занимает одну и ту же позицию в одной и той же компании, должен быть готов к вопросу: «Почему не продвигаетесь?»
- Вы — первый среди многих. Вы — первый в компании или отделе, кто достиг какой-то особой, ранее недоступной, цели, единственный, кто предпринял некий проект и довел его до удачного завершения.
- Вы — обладатель «дополнительной ценности». Попытайтесь дать понять рекрутеру, что вы не просто один из потенциальных кандидатов на должность, но и имеете еще некоторую дополнительную ценность, которая выделяет вас среди других успешных кандидатов. Когда рекрутер отбирает кандидатов, он обращает внимание не только на уровень профессионализма, опыт работы и доказанную успешность. Существуют дополнительные критерии оценки, которые плохо поддаются формализации, но тем не менее играют значительную роль в найме кандидата. Часто клиент, для которого и ищется кандидат, обращает значительное внимание не только на профессионализм кандидата, но и на его личностные характеристики. Один из наших клиентов, определяя профиль кандидата, говорил так: «Мне нужна личность. Я прежде всего хочу видеть в своей команде яркую личность. Мне нужен боец, личность, одним профессионализмом в нашей работе не обойтись». Очень важно в общении с рекрутером дать понять, что вы способны на нечто большее, чем быть просто кандидатом на должность. Это одна из самых выгодных стратегий выживания в условиях современного конкурентного рынка вне зависимости от того, где и чем вы занимаетесь. Таким образом, важно продемонстрировать личностные характеристики, при этом избегайте стиля «целеустремленный скорпион».
- Стиль общения, стиль делового поведения. Встреча с рекрутером — это деловая встреча, а не встреча двух друзей, которые решили «поговорить по душам». Встреча должна быть конструктивной, информативной, ориентированной на открытое общение при условии соблюдения конфиденциальности. Диалог может быть построен по-разному: это может быть знакомство на перспективу, обсуждение вашего профессионального опыта, обсуждение конкретного проекта. При обсуждении конкретной вакансии, прежде всего, стоит обсуждать саму работу, должностные обязанности, компанию, от имени которой делается предложение, соответствие вашей квалификации, опыта, мотивации и т. д. Помните, что при первой встрече с рекрутером, даже когда вы обсуждаете конкретную вакансию, вы еще очень далеки от конкретного предложения. Некоторые кандидаты при обсуждении конкретной вакансии прежде всего пытаются выяснить размер компенсационного пакета, наполнение социального пакета и т. д. Согласитесь, что обсуждение этого пункта без предварительного детального обсуждения самой сути вопроса, выглядит по крайней мере странно. Консультант и вы должны понять для начала, есть ли совпадения по обсуждаемой сути вопроса. Как для консультанта, так и для работодателя мотивация кандидата, основанная только на деньгах, — плохая мотивация.
- Манера обсуждения проблемных точек. В общении с рекрутером для многих неискушенных кандидатов проблемным является пункт конфиденциальности. Прежде всего, следует уяснить, что ваша встреча и информация, которую вы сообщаете, действительно конфиденциальны. Этика работы рекрутера предполагает строгий запрет на разглашение информации даже внутри своей компании; число участников проекта ограничено. Без вашего предварительного разрешения консультант не будет использовать полученную от вас информацию. Рекомендации на кандидата также собираются с согласия самого кандидата. Для рекрутеров конфиденциальность — правило. Поэтому, когда кандидат слишком осторожничает и на любой вопрос отвечает: «Эта информация конфиденциальна, я не могу вам ее сообщить», — разговор становится неконструктивным. Вот реальное воспроизведение телефонного диалога с кандидатом на позицию аудитора:
Консультант: В какой компании Вы работаете?
Кандидат: В крупной компании
Консультант: С какими клиентами Вы работали?
Кандидат: С разными.
Консультант: Какие проекты, осуществленные Вами, Вы считаете наиболее интересными?
Кандидат: Да все были по-своему интересны.
Консультант: Спасибо, все понятно. - Цель вашего общения с рекрутером. Когда вы планируете встречу с рекрутером, четко обозначьте цели вашего визита. Рекрутер должен отчетливо понимать вашу мотивацию. Если сейчас вы не намерены менять работу и хотите просто познакомиться с рерутером, диалог будет строиться одним образом. Если вы высказали заинтересованность в обсуждении конкретной вакансии, то после полуторачасовой беседы неэтично ставить консультанта в тупик фразой типа: «Да, как это все интересно. Но я не ищу работу, я так просто, хотел бы узнать, что на рынке делается». Рекрутер тратит на вас свое рабочее время, часто вечернее время, поэтому важно быть конструктивным. Когда рекрутер ищет потенциального кандидата, четкое определение его мотивации является важным фактором отбора.
Разумеется, приведенный выше список описывает только некоторые критерии оценки кандидата. Процесс поиска и отбора кандидата — процесс сложный, требующий совпадения многих факторов. Редакция Executive.ru планирует продолжение публикаций на данную тему, ведь мы заинтересованы в конструктивном диалоге.
Фото: pixabay.com