По данным исследования аналитического центра «Консоль.Про», 63,2% самозанятых хоть раз сталкивались со штрафами со стороны работодателя. Для трети опрошенных штрафы стали главной причиной завершения работы в качестве самозанятых и возвращения на работу в найм.
Почти четверть (23,3%) опрошенных самозанятых рассказали, что регулярно сталкиваются со штрафами со стороны заказчиков. Самой распространенной причиной штрафов является некачественное выполнение работы — так ответили 41,2% респондентов. Каждый пятый (19,3%) самозанятых также получал штрафы за опоздания на работу, 17,2% — за порчу имущества заказчика, 12% — за пропуск рабочих дней без уважительной причины, а 10% — за порчу формы заказчика. При этом в половине случаев (54,6%) штрафы были прописаны в договоре.
Почти все (91,8%) опрошенные самозанятые сталкивались с недобросовестными заказчиками, которые лишали их оплаты труда частично или полностью. Треть (33,1%) опрошенных специалистов неоднократно попадали в подобные ситуации. При этом вернуть свои деньги и добиться справедливости удавалось лишь десятой части (11,4%) пострадавших самозанятых, а каждый второй (19,3%) обманутый специалист просто прекращал сотрудничество с компанией.
Из-за обмана с выплатами со стороны заказчиков треть самозанятых (33,1%) теряли до 10 тыс. рублей. Примерно столько же опрошенных (31,5%) рассказали об убытках в размере 20-40 тыс. рублей. Менее 1% самозанятых столкнулись в своей практике с потерей крупных сумм – более 100 тыс. рублей из-за действий заказчика.
Для 37% самозанятых назначение штрафа стало решающим событием: после этого они начинали искать работу в найме. 32% никак не изменили свою позицию после получения штрафа, а 26% приняли решение изменить сферу деятельности или работодателя.