«Россия похожа на Вселенную: огромная, холодная, пахнет нефтью и постоянно расширяется»

Что интересного происходит на технологическом рынке России? Чтобы ответить на этот вопрос, TechCrunch уже во второй раз собирает в Москве видных IT-специалистов, стартаперов и управленцев из Yota, Yandex, eBay, PayPal, Ozon, Mail.ru и многих других компаний. E-xecutive.ru рассказывает, кто и что сказал на TechCrunch Moscow 2011. По всеобщему признанию, особый колорит встрече придали синхронный переводчик и Twitter-лента.

Для начала Эдуард Шендерович (Kite Ventures), Сергей Белоусов (Runa Capital, Parallels), Мортен Лунд (Tradeshift и Everbread) и Родион Шишков (Yota) решают выяснить, что ждет индустрию высоких технологий в ближайшем будущем.

Будущее, как и предполагалось, за мобильными платформами. Люди постепенно осознают, что с помощью смартфонов можно не только звонить и обновлять статусы в социальных сетях, но и, допустим, купить новый холодильник. Как чуть позже расскажет Роб Кесседи из eBay, его компания уже зарабатывает около $5 млрд в год на пользователях мобильных устройств.

Если вы все еще не решили, в какой области запускать стартап, то Сергей Белоусов советует обратить внимание на три направления, до которых компьютеризация еще не добралась: образование (за последние 50 лет тут мало что изменилось), здравоохранение (информационные технологии пока обходят врачей стороной) и госуслуги (армия дорогих чиновников). Это огромный объем работы, который до сих пор выполняется вручную по всему миру.

Тут эксперты вспоминают, что Facebook в ближайшее время собирается провести IPO, и начинают обсуждать, будет ли компания Цукерберга когда-нибудь стоить $1 трлн. Белоусов быстро подсчитывает, что для этого Facebook нужна выручка $100 млрд, но в современной экономике невозможно столько зарабатывать, занимаясь только одним бизнесом. Так что Цукербергу предстоит либо найти новые задачи для своей сети, кроме общения и распространения информации (тот же Google активно атакует Microsoft), либо прорываться на китайский рынок, где хозяйничают локальные социальные сети. Ровно как и в России. Эксперты спрашивают у публики, кто какими сетями пользуется. Поклонников Facebook оказывается больше всего. Vkontakte ― два десятка рук. Odnoklassniki ― ни одной.

― Это сеть для геев? Почему никто не поднимает руку? ― удивляется бизнес-ангел Мортен Лунд, в свое время вложившийся в Skype и еще 85 других стартапов, но мало знающий про одну из первых социальных сетей в России.

Yandex без усов

Намного больше иностранцы знают о Yandex. Недавно компания выручила $8 млрд от IPO (правда, сейчас дела у компании на бирже не так хороши), контролирует 62% российского поиска, вышла в Турцию и Чехию. После IPO компания (да и вся российская IT-индустрия) стала более известна миру, говорит генеральный директор Yandex Аркадий Волож в открытом интервью Эндрю Кину (предприниматель, писатель). В зале перешептываются вопросом «Зачем Аркадий сбрил усы?». 98% выручки компания получает от рекламы и планирует сохранить свою долю на быстро растущем российском рынке (по некоторым прогнозам, через пять лет Россия займет 3-4% мирового рынка рекламы). При этом Волож уверен, что компания способна на большее, поэтому Yandex навяжет конкуренцию Google в Европе, Латинской Америке и многих азиатских странах, но не в Штатах, где уже и без того два поисковика (второй ― Bing).

Смартфоны заменяют людям кино и ТВ

― Я спал недолго, но хорошо, ― отвечает министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев на вопрос, как прошла ночь после выборов в Госдуму. Днем ранее его ведомство готовило оборудование для выборов.

Майк Бутчер (TechCrunch, Financial Times, Guardian) спрашивает министра, почему в России нет международных операторов 3G и LTE. Игорь Щеголев ничего плохого в этом не видит. По его мнению, отсутствие крупных западных игроков не мешает российскому рынку развиваться. На рынке даже идет борьба между местными операторами, поэтому тарифы и качество 3G в России вполне сопоставимы с мировыми. Верит министр и в ГЛОНАCС. Две системы лучше, чем одна, говорит он, если устройство принимает сигнал от двух группировок спутников (GPS и ГЛОНАС), то качество связи заметно лучше.

Мобильный интернет важен хотя бы потому, что многие люди проводят со своими телефонами больше времени, чем в кино или перед телевизорами, замечает Миша Лялин из ZeptoLab. Это новый мир, для которого нужны новые бренды. Российский рынок отстает от американского и европейского только потому, что iPhone для россиян пока слишком дорогой, продолжает Лялин и предсказывает, что в 2012 году ОС Android станет главной платформой в России. Денис Свердлов из Yota дополняет, что пользователи iPhone 4 ― это всего лишь 1% от всех обладателей мобильных телефонов в России.

Кешовая страна

В диваны на сцене усаживаются сетевые торговцы. Для начала Роб Кесседи из eBay признается, что еще пять лет назад его компания старалась работать одинаково по всему миру, навязывая американскую модель бизнеса (из $60 млрд оборота eBay 20% приходится на зарубежные рынки). Но со временем в eBay поняли, что они не правы ― в некоторых странах нужен свой подход, и Россия как раз такая страна. Сейчас eBay делает упор на то, что покупать за рубежом дешевле, чем в России, и активно развивают локальную версию сайта.

Генеральный директор Ozon (недавно компания получила $100 млн инвестиций) Маэль Гавэ слушает Роб Кесседи с улыбкой. Она понимает, что ключевой вопрос в российской онлайн-торговле ― это доставка и наличные. За 13 лет компания Ozon построила собственную систему доставки, в ней работает 3 тыс. человек, и она охватывает 70% населения России (этой системой пользуются еще 60 компаний). Стоит это дорого, но в итоге выходит все равно дешевле, чем пользоваться услугами «Почты России», которая к тому же часто «теряет» посылки. Во многом благодаря собственной системе доставки и работе с наличными Ozon сохраняет звание лидера на российском рынке, уверена Маэль Гавэ.

Вице-президент PayPal Europe Лорен Ле Моаль попытался было убедить Гавэ, что двигатель онлайн-торговли ― это, наоборот, безналичные платежи (PayPal берет 4% от платежа), но очаровательная глава Ozon парирует идею статистикой. Ozon предлагает двадцать видов оплаты (в том числе кредитные карты и онлайн-платежи), но 80% выручки все равно приходится на кеш. Ozon не выгодно вкладываться в продвижение безналичных платежей, потому безналичные платежи обходятся компании в три-четыре раза дороже, чем работать с кешем. Если клиенты Ozon будут очень просить подключить PayPal, тогда Гавэ готова подумать.

Мобильные платежи ― это важный тренд, но пока финансовых подтверждений этому Маэль Гавэ не видит. Да, заглянув в московские кафешки, можно подумать о «мобильной революции», но в регионах все развивается значительно медленнее. Причина все та же ― дороговизна устройств для рядовых россиян. Так что «революция» пока не началась, говорит Гавэ, но готовиться к ней надо.

― Россия похожа на Вселенную: она огромная, холодная, пахнет нефтью и постоянно расширяется. Мы должны заполняет ее инфраструктурой, в первую очередь для электронной торговли, ― подытоживает руководитель Ecwid Руслан Фазлыев.

Ходите в желтом пиджаке

Дальше разговор заходит о Штатах. Европейцам часто не хватает «последней мили»: они придумывают что-то, а потом едут за деньгами или мозгами в Штаты, говорит бизнес-ангел Мортен Лунд, часто вставляя «fuck» между словами для большей убедительности. В Штатах умеют продавать, продолжает Лунд. Вас даже таксист может убедить вложиться в фильм, сценарий для которого он написал. В Европе и Азии с этим гораздо хуже. Надо учиться продавать идеи.

― Нас сейчас смотрят десятки тысяч в онлайне, ― переходит к конкретным напутствиям Лунд, ― Вы могли бы выскочить перед камерами и все о себе рассказать. В Google наверняка нашлись бы люди, которые пришли бы сюда в желтых костюмах, чтобы на них все смотрели. Здесь много хороших специалистов, программистов, но почему-то люди не осознают, как важен маркетинг и PR.

― Я вот не просто так в пиджаке, мне деньги нужны, ― подключается немецкий предприниматель Лукаш Гадовски.

― Никогда не говорите инвесторам, что хотите заработать много денег, ― Аннелис Ван Ден Бельт из SUP тоже решает поделиться советом. ― Говорите, что вы создаете компанию, чтобы решить какую-то проблему. Чем больше вы будете обсуждать свои идеи, тем лучше вы научитесь их продвигать, тем лучше нащупаете подводные камни.

Все дело в языке

В секции венчурных капиталистов откровений не звучит. Разве что Александр Галицкий из Almaz Capital вспоминает слова одного знакомого, смысл которых он осознал в полной мере лишь недавно: «У русских много денег, но нет капитала».

На десерт публика получает открытое интервью с генеральным директором Mail.ru Дмитрием Гришиным.

Около года назад его компания привлекла $1 млрд от IPO. Mail.ruстала более заметна на глобальном уровне, стало проще налаживать интересные связи, рассказывает Гришин Эндрю Кину, если вы стали знамениты в Америке, вы стали знамениты везде. Гришин уверен, что Mail.ru конкурирует с Facebook за российский рынок и верит, что электронная почта, мгновенные сообщения и социальные сети близки друг другу и взаимодополняют друг друга. Поэтому скоро мы увидим новые продукты, в которых все сольется в единое целое. Это как смартфоны, которые совмещают в себе музыкальный плеер, фотокамеру и телефон, хотя все эти продукты могут успешно существовать по отдельности. Гришин говорит, что нечто похожее уже делает Twitter (объединяет социальную сеть и быстрее сообщения).

Социальные сети, по мнению Гришина, могут развиваться двумя путями. Либо останется одна глобальная сеть, либо будет несколько сетей, которые будут сотрудничать друг с другом. Сейчас пользователи разных сетей не могут общаться между собой (многие используют разные сети, чтобы быть в разных социальных слоях: одна для работы, другая для веселья), так вот в Mail.ru размышляют, как и когда сети могли бы начать взаимодействовать друг с другом.

Доходы Mail.ru получает от рекламы и платных сервисов, соотношение 50 на 50. Когда падали рекламные бюджеты, люди продолжали тратиться на развлечения, так что две статьи дохода дополняют друг друга. Причем Рунет способен удвоиться по количеству пользователей, потому что проникновение интернета в России ― лишь около 35% (в Европе 85%).

― Российские компании получают преимущество за счет языкового барьера, ― замечает Майк Бутчер. ― Но когда россияне путешествуют в другие страны, они узнают, что во всем мире уже не пользуются ICQ. И чем чаще люди будут ездить за рубеж, а они будут путешествовать все больше, тем заметнее вы будете терять аудиторию.

― Да, но у российских компаний еще есть время, чтобы улучшить качество, ― отвечает Гришин. ― Когда мы начали улучшать ICQ, мы увидели рост в странах, где до этого наблюдался спад. Если люди любят ваш продукт, он будет существовать, если нет ― конец игры.

Фото в анонсе: Unsplash

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>«Россия похожа на Вселенную: огромная, холодная, пахнет нефтью и постоянно расширяется» Куда расширяется Россия последние 20 лет ? Скорее уж коллапсирует после взрыва сверхновой в 1991 году, более напоминая умирающую звезду переходящую в фазу т.н. ''черной дыры''. А в общем и целом, интервью говорит само за себя, - именно такие вот экспертные мнения и приходится регулярно выслушивать на подобных ''сэйшнах'', куда люди приезжают главным образом как на ''тусовку'', на других посмотреть и собой покрасоваться. С практической точки зрения и прикладной стороны вопроса их уровень либо низок, либо крайне низок, равно как и их профессиональная компетенция в обсуждаемых вопросах. Причем, все поголовно так и не выходят за рамки стереотипов общей экспертной массы, а заодно и тиражируемых в рамках нее ошибок. Именно поэтому пребывание на подобных мероприятиях является собой муку необычайную. Будь то встреча такого масштаба или встреча в верхах, - в т.ч. и на уровне Давоса и иных подобных мест. Короче говоря, составляйте себе представление сами, - комментировать здесь нечего. Николай Ю.Романов ----
Руководитель управления, Ростов-на-Дону

Откорректируйте в опросе ICQ-не российский сервис

Руководитель группы, Москва

была на мероприятии, поэтому с удовольствием прочитала!:))
отличный обзор с юморцом, спасибо!

Редактор, Москва
Евгений Вайнер пишет: Откорректируйте в опросе ICQ-не российский сервис
Евгений, спасибо за внимание к деталям, но напомню вам, что Mail.ru Group (Digital Sky Technologies) купили ICQ у AOL за $200 млн в 2010 году.
Виктория Хотян пишет: была на мероприятии,
Эх, надо было встретиться за кофе :)
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург

Именно, что юморцом. Юморец примерно на том же уровне, когда кто-нибудь из высшего формального руководства страны встречается с различными юными дарованиями за чашкой чая и с серьезным видом выслушивает их мнения о чем-либо. Тот же уровень даже не дилетантизма, а полного отсутствия образования и понимания вопроса. С необычайным восторгом просто уже относительно того, что у них кто-то берет интервью, их снимают на камеры, куда-то приглашают, к ним серьезно относятся (например, хотя бы голову заставляют помыть и побриться перед мероприятием) и т.д. А в подоплеке ... все та же простая человеческая суть. Общая сегодня для всей страны.

Руководитель проекта, Новосибирск

стартапы.. стартапы.. стартапы..

не была на данном мероприятии, зато побывала на мероприятии от опоры россии в нашем городе тоже в поддержку стартаперов. что могу сказать - показуха и якобы поддержка бизнеса, а на самом деле.. в общем что было на самом деле говорилось в кулуарах самими стартаперами далеко не в позитивном ключе :(

извиняюсь за отвлечение от темы статьи!

Редактор, Москва
Дарья Ахмерова пишет: не была на данном мероприятии, зато побывала на мероприятии от опоры россии в нашем городе тоже в поддержку стартаперов. что могу сказать - показуха и якобы поддержка бизнеса, а на самом деле.. в общем что было на самом деле говорилось в кулуарах самими стартаперами далеко не в позитивном ключе
Все правильно, Дарья. Хороших площадок и конференций о предпринимателях не так много, к тому же хорошие площадки отсекают левую публику. Например, билет на этот Техкранч стоил 7500 рублей. Болтуны и «изобретатели вечных двигателей» сюда не идут, денег жалко. А организаторы не пускают в спикеры «говорящие головы», потому что в следующий раз к ним никто за 7500 рублей не придет. Так что в кулуарах Техкранча народ не бурчал, а активно знакомился и работал. Но таких площадок, как вы правильно заметили, маловато.
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Например, билет на этот Техкранч стоил 7500 рублей. Еще и деньги за это берут ? Тогда тем более все понятно. Это традиционно один из элементов, позволяющий придать мероприятию облик чего-то якобы серьезного. Перенятый у организаторов подобных мероприятий из США еще в начале 90-х. А в реальности и по содержанию - это то же самое, как закрытые форумы. Пустышка. Интересно еще и то, что подобная схема служит наилучшим образом не для отсекания несерьезной публики и различных сумасшедших, - такие, как правило, на подобные мероприятия не ходят, а если и приходят, то только за сувенирами (есть и такая категория людей, приходящих на такие форумы), пообщаться в тех самых кулуарах, но никогда не вылезать на роли докладчиков и ведущих. Там крайне мало стрАителей звИздАлетов, вечных двигателей и чего-то им подобного уникального, но малосущественного. Отсечение на подобных форумах действует как раз на вполне адекватных людей, которые имеют какие-то вполне конкретные проекты и даже разработки, и которым действительно нужно как-то кого-то заинтересовать, а также найти единомышленников. Но скудный уровень российской заработной платы, расходы на научно-конструкторские работы по месту жительства и проблемы семейного дохода не позволяют им ходить на подобные мероприятия. Т.е. как раз те, кому подобные площадки для общения нужны больше всего с научно-практической точки зрения, на них как раз и не попадают. А почему ? Потому что они там со своими конкретными разработками не нужны. Там совсем другие вопросы в подоплеке у подобной огромной ... ''тусовки''. К делу и формальному вопросу их организации не относящиеся никак. И туда в итоге попадают и допускаются только те идеи и разработки, за которые уже заплачено. Т.е. которые приобрели в глазах инвесторов и их участников статус торгуемой проектной единицы, предназначенной для продажи и перепродажи друг другу или ''лохам'' в виде постепенно надуваемого ''пузыря'' или чего-то иного подобного ему. Очень броского, переливающегося всеми цветами радуги, но совершенно бесполезного. И вот вокруг множества подобных специально отобранных и подготовленных мыльных пузырей на подобных мероприятиях и поднимают пыль, вовсю рекламируя их достоинства всеми мыслимимыми и немыслимыми способами. А заодно и создавая рекламу себе и вокруг себя, - по принципу, ''дескать, мы готовы вам запродаться в качестве крупных экспертов и специалистов''. Отсюда поэтому вся эта разноголосая трескотня на таких мероприятиях, выпученные глаза и полная бессмысленность во всем происходящем. При том, что различные официально или неформально присутствующие там люди с деньгами в основном занимаются тем, что прикидывают, сумеют они построить мошенническо-спекулятивную схему с тем или иным ... ''старт-апом'' из всей их предлагаемой на таком мероприятии совокупности или нет. И что им для того потребуется. И как ее рализовывать. Если их что-то устраивает и они знают, что им делать, то они берут такой ''старт-ап'' в разработку. Вот в чем, собственно, и смысл таких вот форумов. Т.е. заинтересовать спекулянта и мошенника на раскрутку очередного пузыря и его продажу под видом очень выгодного предложения. А все остальные проекты из общей представленной совокупности, которые никому из спекулянтов не подойдут, так в итоге и будут выброшены в мусор или убраны до другого подобного мероприятия, где им, глядишь, повезет больше. Собственно, вот все, для чего это нужно. Не для продвижения нужных и интересных идей, а также для контактов людей, которые могут оказаться друг в друге заинтересованными по работе, а для продвижения отобранных или проплаченных на участие сугубо эфемерных прожектов с целью заинтересовать спекулянтов. Плюс, все элементы развлекательной ''тусовки''. Куда кто-то за 7.500 руб. приходит кофе попить или поискать спонсоров для устройства своей личной и профессиональной жизни. Николай Ю.Романов ----
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.